Александр Балтин "Кувалдин и Балтин" рассказ

Александр Балтин "Кувалдин и Балтин" рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Александр Львович Балтин родился в Москве, в 1967 году. Систематического образования не получил. Впервые опубликовался, как поэт в 1996 году в журнале «Литературное обозрение», как прозаик – в 2007 году в журнале «Florida» (США), как литературный критик – в 2016 году, в газете «Литературная Россия». Член Союза писателей Москвы, автор 84 книг (включая Собрание сочинений в 5-ти томах), и свыше 2000 публикаций в более,чем 150 изданиях России, Украины, Беларуси, Башкортостана, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Болгарии, Словакии, Чехии, Германии, Франции, Дании, Израиля, Эстонии, Якутии, Дальнего Востока, Ирана, Канады, США. Среди других произведения А. Балтина публиковали журналы «Юность», «Москва», «Нева», «Дети Ра», «Наш современник», «Вестник Европы», «Зинзивер», «Русская мысль», «День и ночь», «Литературная учёба», «Север», «Дон», «Крещатик», «Дальний Восток», «Интерпоэзия»; «Литературная газета» «Литературная Россия», «День литературы», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Труд», «Советская Россия», «Завтра», альманахи «Истоки», «Предлог», «День поэзии», антология «И мы сохраним тебя русская речь…».  Дважды лауреат международного поэтического конкурса «Пушкинская лира» (США). Лауреат золотой медали творческого клуба «EvilArt». Отмечен наградою Санкт-Петербургского общества Мартина Лютера. Награждён юбилейной медалью портала «Парнас». Номинант премии «Паруса мечты» (Хорватия). Государственный стипендиат Союза писателей Москвы. Почётный сотрудник Финансовой Академии при Правительстве РФ.Отмечен благодарностью альманаха «Истоки». Лауреат газеты «Истоки» (Уфа, 2015г). Лауреат портала «Клубочек» в номинации «Проза» (2016). Лауреат газеты «Поэтоград» в номинации «Поэзия» (2016). Победитель конкурса «Миротворчество» (Болгария, София, 2017). Лауреат газеты "Поэтоград" в номинации "Критика" (2017). Лауреат журнала "Дети Ра" (2017г.). Эссеист года по версии журнала «Персона PLUS» (2018г). Лауреат Ахматовской премии (София, Болгария, 2019г.) Лауреат газеты "День литературы" (2019г.). Победитель международного поэтического конкурса "Хотят ли русские войны?" (Болгария, 2020г.). Лауреат премии имени В. Б. Смирнова журнала "Отчий край" (Волгоград, 2020 г.). Лауреат журнала «Эколог и Я» (Беларусь, г. Гомель, 2020г). Лауреат газеты «Поэтоград» в номинации «Критика» (2020г). Лауреат газеты «Литературные известия» (2020г.). Лауреат Всероссийской премии «Левша» имени Н. С. Лескова (2021г).  Неоднократно выступал с чтением стихов на радио «Центр», в программе «Логос». На радио «Говорит Москва» стихи А. Балтина читал Народный артист СССР Е. Я. Весник.   О стихах и книгах А. Балтина писали «Литературная газета», «Юность», «Труд», «Независимая газета», «Литературное обозрение», «Литературная учёба», «Истоки», «Литературные вести», «Новый мир», «Знамя» «День и ночь», «Дети Ра», "Казахстанская правда", "Завтра", «Литературный меридиан» и др.
Стихи А. Балтина включались в программы всероссийские олимпиад для школьников старших классов; на них писались бардовские песни.  Сказка "Страна гномов" вышла отдельным изданием в Канаде. Стихи переведены на итальянский и польский языки, эссе – на болгарский и фарси.  В 2013 году вышла книга «Вокруг Александра Балтина», посвящённая творчеству писателя.

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Александр Балтин

КУВАЛДИН И БАЛТИН

рассказ

 

Из щедро шуршащего целлофанового пакета Кувалдин извлёк сияющий монолит своего тома, из карманчика пиджака -простенькую шариковую ручку.
- Надписываю вам, - сказал он - так, что Ленин будет в свидетелях.
Они сидели в маленьком скверике возле громады бывших партийных зданий: оставшихся, впрочем, такими же громадами, и голуби, беспорядочно размешавшиеся на голове и плечах низвергнутого (метафизически) вождя, вызывали некоторый интерес.
- У них партсобрание, - предположил Балтин. - Сейчас, вероятно, кого-то исключат.
Голуби, однако, взлетели, возможно решив перенести исключение в воздушные слои, и Кувадлин подписывал «Чистый разум» без дополнительных свидетелей.
- Даже не могли предположить, что всё так стремительно развалится! - Сказал он, закончив с дарственной, протягивая том Балтину.
Чистота разума мерцающим миром входила в микрокосм писателя: должный - посредством словесных формул - перейти в макрокосм всеобщности.
- Спасибо, - молвил Балтин, погружая том в свой пакет, где соседствовали зонт и смартфон.
Маленький скверик напротив массивного Моссовета включал в себя шустро работающую карусель…
Пёстрая - мелькала она суммами кадров жизни, и дети, кружащиеся весело, не знали, что именно на такой им предстоит ворваться в зрелость, а потом и в старость…если получится.
- Карусель вращается над бездной, - тихо сказал Балтин сам для себя, и облачко фразы растворилось в тёплом воздухе.
…карусель, вырвавшаяся из стихотворения Рильке, не подозревающего об этом, продолжала неустанный, монотонный труд…
Писатели поднялись, пошли, обнимаемые Москвой, медленно погружаясь в слоистые её, бесконечно красивые здесь, в центре глубины.
Кувалдин повествовал о начале своей издательской работы, когда тиражи были огромны, и разлетались они вихрями, стремительными векторами - по всей стране: ибо нервы книгоснабжения были тщательно выращены в Союзе…
Потом всё рухнуло.
Столешников переулок распустился каменным цветком.
- Не нравятся мне эти фонарики, - произнёс Кувадлин, имея в виду современные украшения, словно низвергавшиеся с небес…
Здесь каждый дом индивидуален, имеет своё лицо, и тут - интереснее вырастать.
Балтину хочется рассказать о коммуналке на Новослободской, в огромном, крепость средневековую напоминавшем доме, но он проглатывает воспоминания, слушая, как Кувалдин говорит:
- Вот так и должно быть: идут два писателя, не спешно по Столешникову, пока люди, живущие обыденностью, заурядно суетятся, мечутся вокруг…
- У Нагибина, - отвечает Балтин, - в рассказе, посвящённом Анненскому, забыл название, из «Вечных спутников», есть такое место: прошло ещё несколько не-читателей стихов Анненского. Так, что в качестве читателя - мистического, скажем - скорее подойдёт сам переулок: уникальный, как всё в сердце Москвы…
Кувадлин, некогда издававший Нагибина, вспыхнет воспоминанием о львиноликом - в старости - писателе, о его смерти: в частности, но и о - работе его; и то, что в воспоминание просочиться фрагмент пьянки - не страшно: ибо какой же русский словотворец без огненно-согревающего субстрата?
- Знаете, Юрий Александрович, - вскипает в свою очередь Балтин - после двухсот пятидесяти-трёхсот так интересно пишется! Мысли сплетаются в пестрейшие орнаменты, поражая тебя самого, и все их ответвления и молнии хочется удержать…
- Вы мне рассказываете! - улыбается Кувалдин, тонко понимающий смак толка во всех вариантах писательской работы - впрочем, не считающейся работой современным социумом…
…вон их сколько - не читателей: тьмы и тьмы…
- Главное - каждодневное усилие. - Речёт Кувалдин. - Усилие, приносящее бесконечный кайф…
- Я говорю - главное: расшифровать своё «я» посредством текста…
Писателя сходятся на ежедневном, кропотливом усилии, необходимости оного, провале пути, если день потерян - пустотой заурядности.
Драгоценная капля часовни возникает по правую руку…
Центральные поля Москвы сплошь состоят из драгоценностей.
- Вы где живёте, Саша? - интересуется Кувалдин.
- На ВДНХ…
- О, целый мир!
- Да, выставка роскошна. Ведь она территорией адекватна Монако - я обыгрывал это в некоторых рассказах. Наше Монако, так сказать: и ездить никуда не нужно.
Ездить вообще не нужно - считает Кувалдин.
Суетиться, мелькать.
Нужно сидеть и писать, страхуясь от смерти, растворять свою сущность в сущностях текстов, которые рождаются… часто - помимо тебя.
Бульвар струится - тихо и спокойно, как должна течь фраза, не уступающая ему, бульвару, в элегантности.
Писателя садятся на скамью, закуривают.
Кувалдин пользуется спичками, и есть в этом своеобразное очарование былого.
Ресторан «Узбекистан», играя среднеазиатскими формулами оформления, виден.
- Гуляли здесь когда-то, - затягиваясь, вспоминает Кувалдин.
Немного поговорят об актёрах: замечательные имена возникнут, и Гафт, столь виртуозно и чревато исполнявший Воланда, быть может, пройдёт мимо скамейки с двумя литераторами: и ничего - что дело происходит не на Патриарших.
Всяко бывает - ведь реальность условна: учитывая её текучесть, и быстроту мелькания всего.
…сердце Балтина щемит теперь, щемит постоянно: бездна, поместившаяся в нём, имеет траурный окрас.
- Я, Юрий Александрович, - говорит он, - как маму потерял, никак в себя не приду. Мама… почти всем была, 54 года не расставались.
- Литература, Саша, только литература - что ещё можно сказать? - спасёт. Растворение в тексте.
- Фрагментами помогает, увы…
Бывает ли болящая бездна?
Именно такую теперь приходится таскать в недрах собственного душевного устройства.
Что ж?
Необходимо продолжить путь.
…дворец памяти полнится многим, и близкое так легко соседствует с дальним, что чётко ощущаешь нелинейность времени: несмотря на реку времён, мощно продекларированную Г. Державиным, которому на днях исполнится 270 (а где-то и - 27, когда фривольность классического стиха вторгнется в монументальное повествование о смерти); Балтин же вспоминает, как начали путь из главного книжного Москвы, в котором не бывал лет десять, и когда вошли, Вавилоны и Византии книг обрушились со всех сторон: казалось многие сейчас сами распахнут свои новенькие страницы, призывая погрузиться в них…
Обложки сияли.
Всё цвело.
Балтин, проживший жизнь свою во внутренней Византии, подумал, что это не лучший вариант жизни - просто единственно возможный для него.
Подбирались к Цветному бульвару.
- Литература первична, - говорил Кувадлин. - Кино - это уже производство, и никакая экранизация невозможна: если только запустить по экрану текст.
- Ну да, - сказал Балтин, любуясь великолепно оштукатуренными кадрами Антониони: из не снятого никогда фильма про Москву. - Я иногда представлял, как посредством киноязыка можно попробовать передать стилистику Платонова… Или Лескова… Как нужно выстраивать композицию кадра, ища соответствия деталям индивидуальной ритмики текста, его синтаксису…
Но нижняя остановка метро оказалась закрытой на ремонт.
- Что ж, - подытожил Кувалдин, - пройдёмся ещё немножко. Заодно и перекурим напоследок - перед метро.
Балтин не любит метро, несмотря на красоту многих московских станций: напряжённая суеты людской плазмы претит.
- Клумбы хороши. - Говорит Кувалдин. - Это петунии. Сколько цвета! Ну правильно - ведь Цветной бульвар…
Сидят на скамейке, курят, через несколько минут предстоит спуск в не страшную бездну.
Они, насладившись острыми порциями беловатого дыма, минуют бронзового Никулина, выходящего из машины, в которой весёлые граждане снимаются - для кратковременной памяти.
Потом - метро.
И прощаются уже в вагоне: прощаются, чтобы перекликаться внутренне дальше, чтобы вились, шли, творились, организовывались тексты, способные противостоять пресловутой и такой сильной державинской реке времён.

 


"Наша улица” №285 (8) август 2023

 

 

kuvaldin-yuriy@mail.ru

 

адрес
в интернете
(официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/

Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве