вернуться
на главную
страницу |
Павел Касаткин
ЖЕНЩИНЫ, ИДУЩИЕ К ЦЕЛИ
(женщины в спорте высших достижений)
эссе
Касаткин Павел Николаевич родился 21 апреля 1965 года. Спортивный психолог. В 1990 году окончил Харьковский национальный технический университет. В 2004 году окончил МГУ им Ломоносова «Организационная психология и управление персоналом». В 2012 году окончил Московский институт открытого образования «Специальная психология».
По завершении карьеры в спорте одна из спортсменок стала достаточно известной исполнительницей Хип-Хопа. Записала несколько своих альбомов. Спортсменка ходила ко мне на тренинги и психоаналитическую работу.
Удивительно, но женщина, идущая к цели, несомненно, это хищница. А если это еще и спортсменка, то это характер, который невероятно мощный, не останавливающийся ни перед чем. Хочу сразу поделиться случаем из работы в одном из профессиональных баскетбольных клубов.
Присутствуя на одном из тренировочных процессов, ко мне подошла многократная Чемпионка Европы и призёр Чемпионата Мира. В тот момент ей было за тридцать. Запрос состоял в том, чем заняться и что делать по окончании карьеры в спорте. Хочу отметить, что она ещё считалась хорошей дриблинг-нападающей, разыгрывающей, одной из ведущих спортсменок. Однако уже задумывалась о своем будущем и хотела бы иметь цель и план. Вот она и обратилась ко мне с экзистенциальными вопросами… Чем заниматься после спортивной карьеры? На тот момент у меня не было специального кабинета. Мы встречались для психотерапевтической работы, где придется. Спасибо директору СДЮШОР «Глория» Михаилу Иосифовичу Духовному. Он просто спасал на тот момент 2009-10 годов профессию спортивного психолога. Помогал всем, чем мог. Официально такой должности тогда не было. Но в спорте высших достижений уже были успехи работы спортивных психологов таких как: Рудольф Максимович Загайнов, Альберт Вячеславович Родионов, Геннадий Дмитриевич Горбунов. Это были «Зубры» отечественной спортивной психологии.
Как говорил в «Трактате о военном искусстве» Сунь Цзы: «Кто-еще до сражения - побеждает предварительным расчетом, у того шансов много; кто - еще до сражения - не побеждает расчетом, у того шансов мало. У кого шансов много - побеждает; у кого шансов мало - не побеждает; тем более же тот, у кого шансов нет вовсе. Поэтому для меня - при виде этого одного - уже ясны победа и поражение».
Вернемся к историям про спортсменок.
Вот заметьте, все хорошо, спортсменку не убирают из команды, она отлично справляется со своей задачей. Однако ее мучает вопрос, а что дальше? Тянет на продолжение. Возможно, это какой-то инстинкт материнства и эволюции женской, не знаю. В общем, она стала ходить на консультации раза два в неделю около года. Много в работе с этой спортсменкой было сделано под гипнозом. Там была и регрессия в прошлую жизнь, и прогрессия в будущую. При этом использовали методикой американского гипнотерапевта Майкла Ньютона.
Надо отметить, что эта спортсменка очень мощный человек и целеустремленный. С настойчивостью чемпионки всё что можно и нужно ей получить от меня в плане решения своей проблемы, она делала. У нас было достаточно много встреч и работы. Опишу финал. Как-то раз после гипнотического сеанса она резко рассказала мне, что когда-то неплохо рисовала. Точнее, делала карандашом зарисовки. И они где-то у нее дома валяются. Ну, конечно, я предложил ей принести их мне. Это оказались вовсе не тривиальные рисунки, своеобразные. Отдельные части одежд. Через еще какое-то время сеансов она сообщила, что, возможно, она хотела бы работать в модельной индустрии. Если вы помните, у нее был тупик в выборе профессии, поскольку она не знала, чем ей заниматься. Решение пришло само собой, послав свои рисунки в модельную школу Армани, она получила приглашение на учебу. Буквально за год выучила итальянский язык и уехала учиться в Италию. Эта удивительная история, в которой на первый взгляд много маленьких совпадений, удач и случайностей.
Спортсменка приносила на занятия свои изделия из кукол и свои необычные рисунки. Не менее удивительные и интересные. Два рисунка подарила мне, которые прекрасно разместились на стенке в моем доме. Но это неважно. Как только она получила мой план, больше она от него не отступала (как добыча у тигрицы). Всё делала для реализации его. И она его осуществила. Ее пригласили на учебу, она её успешно закончила и стала работать по новой интереснейшей специальности конструктора-модельера. Сейчас иногда мы списываемся в фейсбуке. У неё все хорошо и она очень счастлива, что так повернулась ее судьба, занимается любимым делом-работой. Внешне её не узнать, другой человек. Счастливая, модно одетая, не повторяющаяся, креативная девушка.
Удивительное свойство её целенаправленности и реализации планов.
Находясь на спортивных сборах, я часто вижу, как женщины берут своих детей или домашних животных, собачек, кошечек. Возможно, это тоже как-то их стимулирует на победу. Сильнейший стимул победы у них - любовь. Бывает, что девушка не может показать свой потенциал, раскрыться, закрепостилась. Но стоит ей влюбиться, подчеркиваю, не выйти замуж, а просто влюбиться. Она сразу начинает творить чудеса. Или просто родить детеныша. Женщина сразу преображается, в спорте становится жесткой, четкой, сконцентрированной, знающей для чего она здесь. Одна из спортсменок в сборной по тяжелой атлетике постоянно влюблялась то в одного спортсмена, то в другого, смена влюбленного человека происходила мгновенно, поэтому неудивительно, что на нее злился тренерский состав. Ругали её. Однако ничего поделать не могли, поскольку на международных выступлениях она показывала и показывает выдающиеся результаты. На консультациях она могла отлично войти в измененное состояние почти самостоятельно, без моей помощи. На помост она выходит только в таком состоянии. Рассказывала, что на соревнованиях: «Я ничего не вижу и не слышу, когда выхожу на помост. Даже вес на штанге, который заказывает тренер для поднятия, меня не волнует, я не фиксируюсь на цифрах».
Женская тяжелая атлетика очень интересна с точки зрения психологии. Как только начинали проходить совместные тренировки с мужской сборной, то девчонки преобразовывались, красивую форму надевают, в первую очередь начинают наводить тщательный макияж и так далее.
На тренировках обязательно играет музыка.
Девушки жаждут подъёма новых высоких весов на штанге. Идет здоровая конкуренция. Данная тенденция наблюдалась только в женской сборной, в мужской этот эффект не было. Снова видим различия.
Конечно, все девушки мечтают о создании крепкой семьи. А выходя замуж, начинают успокаиваться, как правило. И всё чаще задумываться о закрытие карьеры в спорте. Это и понятно. Появляется кормилец-муж, включаются другие мотивы и потребности. Энергия больше уходит в ячейку семьи, чем в спортивные достижения. Говорю об этом, основываясь только на своем опыте и наблюдениях. Научных исследований не слышал по этому поводу. Это хорошо, если муж окажется тренером, спортсменом, массажистом или врачом команды. Он будет понимать специфику спортивной жизни. Ну и в таких случаях карьера в высшем спорте завершается значительно скорее, чем у свободных от замужества девушек. «Ощущение такое, будто заперта в клетке после выхода замуж». Одна из спортсменок именно так охарактеризовала свое состояние. При этом отношения с мужем отличные и все хорошо в семье.
Сейчас женщина абсолютно на равных позициях с мужчиной выступает в спорте высших достижений. Женщина может мгновенно включить мужские качества, огромную силу для достижения своей цели. В тяжелой атлетике женские показатели — это показатели мужчин три года назад. В недалеком будущем они сравняются и даже в чем-то обгонят мужчин. Наблюдая совместные тренировки женской и мужской сборной команды России по тяжелой атлетике, некоторые мужчины-тяжелоатлеты прямо просили, в шутку, конечно, одну из наших девушек при них в зале не поднимать такие большие веса, поскольку им было стыдно, что они не могут взять такой вес даже на грудь.
Откуда же берутся эти огромные ресурсы в девушках и женщинах для достижения цели? Их концентрация и выносливость зачастую невероятны. Они умеют мгновенно собраться, если надо, переключиться, потому что их эмоциональность находится в синусоиде, они практически непредсказуемы, но жестко идут к своей цели. Может быть, они знают что-то, что мы, мужчины, не знаем или нам это не дано в принципе?..
Чемпионат Мира по гребле на байдарках и каноэ в Москве в 2014 году. Молодая не окрепшая спортсменка с каким-то детским интересом пришла к своему осмыслению работы с психологом. Всё было в виде какой-то игры. Приехала на скейте, и первым делом начала меня учить кататься на нём. Но за неделю до старта становилась всё серьезнее, и предельно ответственно подходила к нашим занятиям. И только за день до старта начала озвучивать глубинные, по-настоящему тормозящие её победу проблемы. Время до старта исчислялось в несколько часов, и уже темнело. В августе на гребном канале стояла чудная погода, а вечером вода сливалась с луной. Мы сидели друг напротив друга в лодке у берега. На голове у нее как обычно находился платок завязанный под бандану. В какой-то момент я заметил на её лице настоящую концентрированность к проблеме. Здесь главное почувствовать этот момент, не упустить. Мгновенно были даны прямые гипнотические установки на завтрашний ответственный старт.
Она стала впервые для себя бронзовой призёркой Чемпионата мира по гребле и каноэ. На память мы сделали фотографии, и она уже самостоятельно стала продвигаться к победам. Иногда фиксируя их на фотографиях в социальных сетях. И это здорово. Я всегда радуюсь, когда спортсмен или спортсменка могут продолжать победную линию уже без работы с психологом. Что называется «без костыля». Только иногда связываемся для какой-то незначительной поддержки. Свою работу в высшем спорте я иногда вижу, как огранку алмаза. Мне нравится эта метафора. Действительно, работа аккуратной и тонкой шлифовки. Можно работать нежным инструментом, мягкой шкуркой, а можно провести один раз наждачной бумагой и все испортить. Не в обиду сказано, что делает иногда тренер, считая себя специалистом во всём, или молодой без опыта психолог, выпущенный из учебного заведения с большим количеством отсидевших за партой часов. Грубо и без церемонно выражаясь по отношению к спортсменке, требуя от нее результата и быстрых побед. Или со стороны психолога с проведением большого количества тестирования, обследований… не нужных вопросов, приводящих к истощению спортсмена.
Но был и отрицательный мой опыт работы с женской командой России по биатлону. Почему пишу России, потому что, общаясь с биатлонисткой сборной Швейцарии, буквально за два месяца до Олимпийских игр я ей в переписке сообщил о том, что она завоюет медаль. И она стала серебренной призёркой Олимпийских игр. Ну так вот. Вернувшись к работе психолога в нашу женскую команду, могу сказать, что это было очень напряженное совершенно не конструктивное общение. Невозможно было найти контакта фактически ни с кем из спортсменок, если только не считать нескольких консультаций с одной из спортсменок. Которая стала серебряным призером Олимпийских игр в Сочи. Это оказалась самая общительная со мной спортсменка. И то думаю, это было скорее ее дань уважения к земляку, то есть ко мне, родившемуся тоже в Башкирии. На сборах в свободное время она всегда много спала, и поэтому, разумеется, её мозг отлично восстанавливался после тяжелейших нагрузок. Она всегда отлично стреляла на всех тренировках.
В живописном месте Германии на границе с Австрией, это Рупольдинг, проходили сборы нашей женской команды. Главный тренер Вольфганг Пихлер был родом из этих мест. Городок с невероятной красотой. Стрельбище и трасса у подножья Альпийских гор и горных речек с великолепными видами. Здесь же проходили тренировки сборных команд из других стран.
На первой тренировке замечается такая мелочь: коврики для стрельбы из положения лежа и стоя находятся в сушильной комнате приблизительно метров 50 от места стрельбы. Только нашей сборной эти коврики носят, раскладывают врач и массажист команды. Спортсмены других стран это делали самостоятельно. Мелочь, но определенно очень важная.
Видно было, что тренерский состав и специалисты готовы были на все, чтобы угодить нашим спортсменкам буквально во всем. Не напрягать. Это ощущалось всегда и везде. Конечно, кроме нагрузок на самих тренировках.
Это конечно психологическая ошибка, такого рода услуга. И таких «услуг» была масса. Не хочется говорить, как результат, но говорится все-таки… - зимние Олимпийские игры в Сочи по биатлону у женщин можно считать провальными. Да и я, не имея еще опыта спортивного психолога, был тогда не готов к такой работе. Но был поставлен спортивным психологом в самой проблемной, пожалуй, тогда федерации биатлона.
В 80-е годы я служил в Вооруженных Силах СССР и тогда там присутствовало такое понятие, как «дедовщина». Это когда старослужащие вне устава управляют молодыми солдатами. Так вот похожее, но не гипертрофированное, скажем, легкое напоминание многим служившим в войсках наблюдалось раньше и в женских командах, что несомненно тормозило серьезным достижениям молодой спортсменки. Она ориентировалась на мнение заслуженной со званиями спортсменки, которая в свою очередь могла сказать «мы раньше медали делали без психолога…». Авторитет, как правило, не заинтересован в показателях другой спортсменки выше своих собственных. Никто не хочет терять статус лидера, победителя. Сейчас обстановка меняется. И уже всё реже и реже можно видеть «командного авторитета». Спортсменки становятся личностью где-то раньше, быть может, даже в ДЮСШОР. Приходящие в сборную молодые спортсменки идут своим путем, ориентируясь на свое понимание развития спортивной карьеры. И гораздо спокойнее воспринимают работу спортивного психолога. Ведь только в психологии находятся скрытые огромные ресурсы для достижения высших целей спорта.
Другой менее позитивный случай мне припоминается из практики в психиатрической клинике. Надо сказать, что это была частная психиатрическая клиника, не дешевая по обслуживанию и удобствам.
Анна приехала туда самостоятельно на своем шикарном автомобиле последней марки БМВ. С проблемой анорексии.
Она ужинала в дорогих ресторанах со своим богатым кавалером, а затем бежала в туалет опорожнять себя от съеденного с помощью рвотного рефлекса. Ей очень не хотелось поправляться, а визави её обижался, когда Анна отказывалась от новых изысканных блюд. Не хотелось обижать его, приходилось есть по полной. Анна была в возрасте 22-х лет. Самооценка у неё взлетала до небес. Сознаюсь, что мне довольно трудно было найти с ней контакт. Я старался приходить работать к ней в палату утром и вечером перед сном. Когда она только просыпалась и когда она уже пыталась уснуть. Считаю это время самое благоприятное для суггестивных техник, техник воздействия.
Смотрите, Анна самостоятельно, зная, что это губительная зависимость, в тайне от своего мужчины постоянно приезжает в клинику на лечение. И конечно благополучно справляется с этой проблемой, продолжая добиваться признания своего взгляда на еду, в дружбе с толстосумом, который смиряется, догадываясь, что помимо ресторанов есть балет, есть драматический театр, вкупе с Третьяковской и Пушкинским музеем.
Следующий случай, который хотелось описать, длился около двух лет. Девушку звали Нина, возраст точно не помню, порядка 25 лет. В норме, представлялась милой и симпатичной девушкой. Работала ведущим специалистом в одной из крупных Немецкой компании.
Проблема у неё состояла в сильных панических атаках, которые выбивали ее полностью из колеи. Жизнь становилась невыносимой в принципе. Прекращала ходить на работу, брала больничные, продлевала их по максимуму. Внешний вид у неё во время приступов был ужасен. Лицо кривилось, выражало ужас происходящего, слова проглатывались или вообще не произносились. Мышцы рта сводило. С людьми общение сокращалось до минимума, любимый парень не мог до нее дозвониться и встретиться. Дома она всех ненавидела. Сон был нарушен. В это время ее жизненная энергия сгорала как в топке тепловоза.
Но Нина, преодолевая все трудности, в том числе и финансовые, регулярно два раза в неделю приходила ко мне на сеанс психотерапии, гипнотерапии. Характер у нее был истероидный. Легко и с удовольствием входила в измененное состояние сознания. Преобразовываясь в трансе под воздействием внушения, какое-то время чувствовала себя великолепно. Когда она ощущала себя здоровой, то жизнь начиналась в полном объёме. Активность была во всем. Спорт, любовь, путешествия…
Почему-то чувствовалось, что ей необходима была смена места жительства и хороший понимающий партнер-мужчина. В этом направлении мы и работали. Хороший парень был у нее и в Москве. Ещё была просто переписка с немцем из Германии. Вскоре, для замужества она выбрала мужчину из Германии, уехав к нему. Через какое-то время атаки психические прекратились. Началась новая здоровая жизнь.
В спорте высших достижений многие психологи применяют суггестивные техники воздействия. Рудольф Максимович Загайнов, работавший в сборных командах СССР, в своих книгах описывал про моменты воздействия на психику спортсмена, в особенности перед соревнованиями, гипнотическими способами воздействия для достижения цели. При личных встречах он мне рассказывал: «Я не просто воздействую на спортсмена, а зомбирую его с большой буквы». Сейчас все методики, техники психологической, психофизиологической работы со спортсменами в высшем спорте утверждены. И конечно, применение Эриксоновского гипноза, НЛП также входит в арсенал современного спортивного психолога. Данные техники очень эффективны в спорте. Интересно, что женский характер в силу превалирования истероидности отлично принимает эти техники. Дает положительные результаты. Так, хорошо известна техника Майкла Ньютона с регрессией и прогрессией в работе над реабилитацией спортсменки. Очень часто идет применение техники на визуализацию выполняемых упражнений, где требуется скрупулезность и четкость, а это фактически нужно во всех видах спорта. В спортивной гимнастике девушку просто стопорило перед выполнением сложного пируэта. После нескольких сеансов на визуализацию и прорисовывание ошибок, исправляя их в рисунке и в мыслях, она легко исполнила упражнение и закрепила его, повторяя раз от раза, добиваясь безукоризненной лёгкости исполнения. В практике с работой в большом теннисе, гольфе я заметил тенденцию хорошего позитивного подкрепления, когда сеансы больше действвуют на расслабление и релаксацию, нежели на прямые установки. С расслаблением надо быть очень аккуратным. Исходя из этого могу утверждать, что разумный стресс в организме необходим, абсолютно точно. Отсутствие встряски ведёт к проигрышу. Однако, как в любом сложном деле, есть другая сторона медали, а именно: сильный стресс способен закрепостить, сжечь силу, лишить энергии, нарушить концентрацию. В подобных случаях я всегда помню, что необходим баланс между взлётами и падениями, его надо прочувствовать спортивному психологу. И почаще вспоминать мысль Чехова о том, что после сильного веселья наступает полный упадок сил. Это тонкая настройка. Она приходит с опытом работы спортивным психологом.
20.07.2023год.
"Наша улица” №285 (8) август
2023
|
|