Марина Русецкая “О язычестве" статья

Марина Русецкая “О язычестве" статья
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

 

 

 

 

 

 

 

вернуться
на главную
страницу

Марина Русецкая

О ЯЗЫЧЕСТВЕ

статья

Марина Русецкая - поэт, бард, родилась в Санкт Петербурге в 1947 г. Окончила ЛИИЖТ, ныне ПГУПС Императора Александра 1, факультет "Мосты и тоннели". После замужества переехала в Москву. Стихи пишет с 7 лет, песни с 16 лет. Публиковалась в разных периодических изданиях, выпустила диск своих песен. Сайт в интернете: www.rusetskaya.ru. В "Нашей улице" публикуется с № 275 октябрь 2022.

Недавно я встретилась со своим старым знакомым, с которым не виделась более двадцати лет. Он с восторгом и упоением рассказывал о своих литературных успехах. Во мне закручивалась пружина  неподдельного интереса к переменам в его жизни и творчестве. В разговоре, я процитировала слова Христа из Евангелия. Внезапно, тон моего собеседника изменился. Он отмахнулся от меня, как от человека не совсем осведомленного и произнес, c раздражением: «Я, вообще-то, язычник».
В этот момент, я почувствовала, как пружина интереса во мне распрямилась, превратившись в знак вопроса. Возможно, на моем лице появилось выражение недоумения.  Почему  цитата из Евангелия вызвала такую негативную реакцию, такое резкое отторжение? И я задумалась: «А что же такое язычество, и в чем существенное различие между Христианством и язычеством».
Кому молится язычник? Он молится солнцу, дождю, ветру, дереву, а кому молится христианин? Он молится Творцу, который создал солнце, ветер, дождь, дерево и всё живое на земле. Это, конечно, очень приблизительная схема, но, всё же…
Язычество не предполагает обращения к человеку, оно обращается к различным  идолам, заставляя  человека бездумно, механически поклоняться им.  Язычество,  направлено на внешнее, а не на внутреннее.  А христианин пытается разобраться в себе. К человеку, мыслящему и чувствующему, обращается только Библия, к человеку, созданному по образу и подобию Божию. «Ибо царствие Божие есть внутрь вас».  
В язычестве нет заповедей, Суда Божия и любви Божьей. Значит, язычнику всё дозволено, раз нет суда – нет и ответственности за свои деяния. Для меня, как для человека верующего, Христианство – это, прежде всего Христос, второе имя которому Слово Божие, то есть Слово Творца. Через Слово Божие,  через Христа, человеку дано спасение и прощение. Все слова Христа для меня – это не только единственный путь, но и утешение. Достаточно внимательно прочесть Нагорную проповедь,  чтобы понять на какие качества человека обращает внимание Христос, кого он называет «блаженными», в буквальном переводе - счастливыми: «блаженны кроткие, ищущие правды, милостивые, миротворцы, нищие духом, чистые сердцем…». Это внутренние качества, лучшие качества души человека.
Христос сказал людям, как нужно жить в мире и согласии друг с другом. Относитесь к другим людям так, как хотите, чтобы относились к вам, иначе: «Возлюбите ближнего, как себя». «Как вы судите, так и вас будут судить». «Что сеете, то и жнете». Христос говорит о том, что, прежде всего, нужно разобраться в себе. Да и мировая философия говорит о том же: «Если хочешь изменить мир – начни с себя». Все наши беды в нас самих. «Нет ничего в себе самом нечистого, только почитающему что-либо нечистым – тому нечисто». (Ев,  Рим. св. Ап. Павла»: 14.14).  
Одна из русских пословиц из собрания В.Даля гласит: «Менять веру, менять и совесть». После крещения Руси необходимо было поменять совесть, то есть принять в сердце свое те истины, которые проповеданы в христианстве, услышать слова Христа. Полностью отказаться от язычества, от поклонения идолам, принять воскресшего Христа в сердце своё.  Конечно, по Божьей милости,  многие приняли Христа сердцем, и пошли за ним, но верующие люди не стали большинством. Язычество зарождалось из страха перед природными катаклизмами и явлениями природного характера, что и вызывало в людях страх.  И многие приняли Бога, как карающую силу, не поняв, что главное в христианстве,  любовь Божия к Его творению, не осознав евангельского утверждения о том, что «в любви страха нет, боящийся несовершенен в любви…».
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Евангелие от Иоанна, 3.16.).
И евреи, не дождавшись Моисея, который говорил с Богом в этот момент, потребовали себе другого Бога и стали поклоняться золотому тельцу, приносить ему жертвы, по примеру язычников. Потому что золотой телец, сделанный из золота есть неживой идол, не имеющий отношения к Божественным заповедям. «Идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят, есть у них глаза, но не видят; Есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их», (Псалом 134, 15, 16, 17).  Богатство стало кумиром для многих. «Богатый и бедный встречаются, и того и другого создал Бог». Важно не  богатство или бедность, важно,  где твое сердце, ибо сказано, «где сердце ваше, там и сокровище ваше». Совершить жертвоприношение проще, чем анализировать свои внутренние качества, мысли и устремления. Исполнять один внешний обряд не так сложно, как постоянно работать над собой.
Обряду подчинена вся наша жизнь. Мы утром умываемся, приводим себя в порядок. Завтракаем, обедаем, ходим на работу. Всё это обряд, то есть порядок, упорядочение жизни. И во всех религиях присутствует  свой обряд, свой порядок. Эти действия выстраивались веками. Но душе человека необходима любовь, необходимо внутреннее совершенство, внутренний рост, а в язычестве этого нет. В язычестве есть  только идол, нечто рукотворное, статичное, внешнее, никак не способствующее росту и развитию внутренних качеств человека.  
Почему каждый из нас обращает внимание на что-либо определенное. Один раздражается по одному поводу, другой совершенно по другому. Причину этого раздражения нужно искать только в себе. Ибо сказано, что «каждый связывается узами своих грехов» (Притч. 5,22). Необходимо разобраться в себе, чтобы понять, что наши взаимоотношения с миром зависят от нашего отношения к миру. Нигде больше мы не найдем таких важных слов для человека, живущего на этой земле, как в Библии. Воистину – это книга жизни.
Конечно же, язычество, как и любой другой культ, принесло много позитивного, так как творчество не ограничивается одной верой. В Библии сказано: «Дух веет, где хочет». То есть Дух Божий, творческий и созидательный может войти в любого из нас и дать нам возможность созидать и создавать великие ценности для человечества, и в творчестве и в обычной жизни, в ежедневном общении друг с другом.  Как ни странно, человек не всегда осознает, где находится тот источник, из которого он черпает всё положительное и созидательное, что наполняет его. Человек – существо духовное, сложное и вполне неизведанное.  «Каким образом тело соединяется с духом, человек постичь не в состоянии, а, между тем, это и есть человек», - из книги Блеза Паскаля «Мысли».
 Мало привязать ленточку к дереву и загадать желание, нужно еще и накормить голодного, а это уже внутреннее движение, живое, Божье. «Любите друг друга, будьте милостивы, будьте терпимы друг к другу». Я думаю, что любить ближнего, значит  понимать его. А для этого нужно просто поставить себя на его место, и попытаться понять и почувствовать, каково этому человеку в той ситуации, в которой находится он. Если поймешь – станешь относиться к нему совершенно иначе. Это внутренняя работа, работа души.
К сожалению,  простые слова Христа не были восприняты на Руси сердцем  большинства, поэтому и произошло то, что произошло в октябре семнадцатого года. Быстро сменили «иконы на портреты» и стали язычески, бездумно поклоняться портретам. Лихо вошли в безбожное государство, убивая верующих людей, своих же братьев. Идею поставили выше Бога, сотворили себе кумира,  и Бога вообще упразднили.  Где нет Бога - там смерть, поэтому так много безвинных жертв. За веру гнали, ссылали и расстреливали.
Среди людей посеяли вражду и ненависть, которую мы до сих пор изжить не можем. Мы не можем понять главного, что мы все зависим друг от друга. Если я поступил плохо или нечестно с кем-то, то завтра кто-то также поступит  со мной, или с моим ребенком. «Цепная реакция зла». Мы не хотим понять того, что  если мы обманываем кого-то, мы обманываем, прежде всего,  самих себя. А, если осуждаем, то осуждаем себя. «Не судите, да не судимы будете».  «Кто ты такой, чтобы судить брата твоего?»  «Ибо не послал Бог Сына  Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» Ев. Иоанна 3.17.
Вот, что сказал А.С.Пушкин о язычестве: «Кротость христианина, совсем не такая, как у язычника, который прощал из великодушия, душевного благородства и величия, но никоим образом не из сострадания и доброты. Они не знали радости прощения и смирения, которые божественно-человечны» (Из записок А.О. Смирновой-Россет).
Язычество не рассматривает таких категорий, как милость и прощение. А молитва Христова гласит: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, милостив буде мне грешному». И сердце человеческое просит о милости и
прощении.  В Евангелие сказано: «Милость превозносится над судом». «Суд без милости, не оказавшему милости».
После разговора с моим знакомым, я поняла, почему мой интерес к нему пропал. Он объявил себя человеком вне Христианских истин, следовательно, человеком поверхностным, не желающим анализировать самого себя и работать над собой. Христианство вызывает в язычниках, да и в атеистах, что одно от другого не далеко отошло, раздражение, потому что не хочется  признавать свою грешную природу. И атеист себе обязательно какого-нибудь идола выберет для служения. Сложно перерождаться в Боге.
Как часто мы забываем о первой заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею». И отдаём Богово – душу живую, какому-нибудь идолу, которого сами себе сотворяем.
«Не знаете ли, что тела ваши есть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших,  и в душах ваших, которые есть Божии»  (1 Ап. Павла к Кор.).
 
Москва. 2005 г.

P.S.   Сегодня, Слава Богу, церкви в России переполнены. Русские люди не могут жить без любви, и, пройдя через двадцатый век, пославший нам, нашей церкви  кровавые испытания,  с радостью и надеждой и с просьбой о прощении возвращаются к вере. Наш народ возвращается  к  Иисусу Христу, который,  ценою крестных мук и последующим воскресением, указал  нам путь к спасению и свету, и принёс  на землю божественную любовь.

 

Москва 2014 г.

 


"Наша улица” №285 (8) август 2023

 

 

 
 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес
в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/