Александр Говорков "Собрание сочинений" эссе

Александр Говорков "Собрание сочинений" эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Александр Владимирович Говорков родился 9 сентября 1956 года в Москве. Окончил 1-й Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова. Стихи, эссе, статьи печатаются в периодике. Автор книг стихотворений «Новый свет», "Три берега" и др., книги эссе «Совсем другое. Роман с поэзией». Член Союза писателей Москвы. В «Нашей улице» публикуется с № 9-2003.
Умер 15 декабря 2015 года.

 

 

вернуться
на главную страницу

Александр Говорков

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

эссе


ЛИК БОЖИЙ

Помните незадачливого Джабеза Уилсона из рассказа Конан Дойля "Союз рыжих", нанятого мошенником Джоном Клеем в качестве переписчика "Британской энциклопедии"? Он был идентифицирован Шерлоком Холмсом как франкмасон, человек бывавший в Китае (изображение золотой рыбки на запястье) и много пишущий последнее время (характерная истёртость правого рукава). Заключение о франкмасонстве было сделано на том основании, что мистер Уилсон носил галстучную булавку с масонской символикой - дуга и окружность. Кстати, я не знаю такой масонской символики. Я вообще был бы осторожен с подобными умозаключениями.
Я знаком с поэтом К. много лет и давно обратил внимание на мизинец его правой руки. Этот мизинец украшен длинным остро заточенным ногтем, выращенным явно неслучайно. Длинный ноготь на мизинце - это один из тайных знаков, по которым масоны опознают друг друга. Как и башмачные шнурки розенкрейцеров - непременно чёрного цвета. Пушкин, вступивший в Кишинёве в масонскую ложу, щеголял длинными ногтями. С каким притворным испугом, крича "чёрт! чёрт!" разлетались в стороны барышни, когда, раскинув загребущие руки, вбегал в гостиные Александр Сергеевич! Точно так же верещали и крестьянские девки, завидев своего малахольного барина. А его знаменитый перстень, украшенный загадочными надписями на иврите? А перстень "мистагога" Вячеслава Иванова "с огромной ясной пентаграммой"?
Словом, я записал К. в тайное общество и начал придумывать ему несуществующую биографию. Легенда рухнула зимним вечером, когда К. показывал мне свою коллекцию монет. Я увидел, как ловко он цепляет монеты длинным ногтем, извлекая их из лунок плоских деревянных ящичков. К. не был масоном, он был нумизматом. Так был ли франкмасоном рыжий Джабез Уилсон?
Между тем, К. был не только поэтом и нумизматом, но главным редактором одного из московских издательств. В позднеперестроечные годы через него проходило немало любопытных документов. В тот вечер мы говорили о рукописи Михаила Армалинского "Тайный дневник Пушкина", оценивая её как очевидную мистификацию. "Ну пусть бы и публиковал рукопись под своим именем, ничего страшного. А причём здесь Пушкин?" - справедливо негодовал К. Потом, немного призадумавшись, он пошарил на нижних полках древесностружечного стеллажа и извлёк какую-то бумагу. "Вот ещё интересная вещь" - сказал К., протягивая мне её через письменный стол. Это был ксерокопированный текст, написанный от руки странным неустойчивым почерком. Так пишут люди накануне самоубийства или же тяжело больные. Вот что я прочитал:

"Милый Толя!
Наконец я добыл себе валенки и теперь могу выходить за милостыней каждый базарный день. Обычно они бывают по воскресеньям. Морозы стоят свирепые, так что выдерживаю на воздухе часа четыре, не больше. Сильно замерзаю, да и сердце начинает болеть нестерпимо. Это плохо, потому что народ на базаре толчётся с 7 утра до 4 часов дня и, выдерживай я все 8-9 часов, сборы мои были бы существенней. Подают, в основном, картошку и брюкву. Хлеб - редко. Иногда дают и деньги, удаётся в день насобирать до двух рублей мелочью. А ещё я дёргаю клеверное сено из крестьянских возов, приезжающих на базар. Завариваю его в кипятке с брусникой и пью. Это мой чай. Люди в большинстве сердобольные, хотя некоторые ругаются и гонят. Один такой сеновоз ударил меня в прошлый раз кнутом, правда, несильно. Счёл меня за воришку. Сколько людей я вижу, Толя, за один день, сколько разных лиц! И вот, подумал - а что, если все эти лица, составленные вместе, наложенные друг на друга, и есть таинственный Божий Лик? И мы с тобой, Толя, тоже частички Божьего Лика. Черты наших лиц на какие-то неуловимые штришки тоже меняют и дополняют этот Лик. Да что - мы с тобой? Каждый, каждый живший на Земле человек, начиная с праотца Адама, как монетку, внёс своё лицо в общую копилку рисунка Божьего Лика. Любой из нас - прозрачная страничка в Божьей Книге. На этой страничке - только неповторимые черты лица, как карандашный рисунок. Когда Книга будет закрыта, то в этот великий миг все вписанные в неё лица совпадут в своих очертаниях, образуя Лик. И в этом равны все - нищий арабский дервиш и Аристотель, Конфуций и Савонарола, Гипатия Александрийская и Клеопатра, волжский крючник и царевич Гаутама. Вот в чём заключается истинное равенство людей перед Богом, нет для Него "маленьких" людей. И вот что означает ветхозаветное "по образу и подобию Божьему". Лицо каждого появившего на свет человека накладывется на постоянно меняющийся рисунок Божьего Лика. И Лик существует только в непрекращающемся движении своих черт. Не потому ли магометане запрещают изображение человека, что боятся искажения божественных черт? Не потому ли языческие обряды сопровождаются надеванием личин? И не потому ли староверы (истинноверы!) считают зеркало порождением Сатаны? Божий Лик - не мужской и не женский, вернее - и женский, и мужской. Это Лик андрогина. Это Лик не младенца и не старца. Это Лик не азиатский, не европейский, не африканский. Это Лик Единого. Это Лик Любви, потому что без Любви нет Единого. Кому, как не нам, Толя, знать это? А, может быть, смысл всей истории человечества и заключается в составлении общими усилиями Божьего Лика? Может быть, Бог скучает в одиночестве и пытается заглянуть в человечество, словно в зеркало? Ведь без человека нет и Бога. Удастся ли когда-нибудь общими усилиями сложить Лик? Не кончится ли тогда наша история и не наступит ли новая космическая эпоха? Дух захватывает, когда обдумываю всё это. Многое я, Толя, не договариваю, но ты поймёшь. Эти мысли, да ещё воспоминания помогают мне жить. Помнишь, милый, как мы зорили лето на Вятке? Какая радость была. А сейчас - снится жёлтая могила и чей-то голос произносит: "в розовом апреле прервётся твой предсмертный плач". Но об этом, Бог даст, ещё напишу. Не забывай меня, Толя.
Любящий тебя Дедушка,
В день Николы зимнего 1935 года".

"Николай Алексеевич, судя по всему?" - спросил я, дочитав письмо, - "Очень интересная мысль о Божьем Лике, в духе его поздних произведений. Будете публиковать?". "Не знаю" - как-то неопределённо ответил К., забирая у меня ксерокопию. Мне было пора уходить и мы попрощались.
Через несколько недель, при очередной встрече, я поинтересовался у К. судьбой показанного мне письма. "Нет, о публикации не может быть и речи", - ответил К. - "это фальсифицированное письмо, подделка". "Вы уверены?". "Абсолютно". "Послушайте, ведь кто-то сочинял письмо, тратил время. Какой же смысл в этом?". "А это разновидность жанра. Иногда фальсификат ценен сам по себе. Например, я храню в своей коллекции и поддельные монеты, они бывают очень интересны". "А вы сталкивались с монетами никогда не существовавших государств?". "Пожалуй, нет", - немного помолчав, сказал К. "А представляете, такой поворот сюжета - так называемые фальсификаты на самом деле вовсе ими не являются. Просто, они случайно, в результате неких аберраций пространства-времени, попадают к нам из параллельного мира. Оттуда, где история идёт немного по-другому, где появляются несуществующие здесь государства, с людьми происходят не случившиеся у нас события, и так далее. А в нашем мире мы оказываемся случайными обладателями поддельных монет и фальсифицированных писем". "И все эти миры в совокупности - Лик Божий?". "Получается, что так. И, кстати, один из параллельных миров для меня несомненен. Это литература". "Да, согласен...".  Мы замолчали, и потом заговорили о чём-то другом. К этой теме мы больше не возвращались.
А теперь я хочу реабилитировать в ваших глазах мистера Джабеза Уилсона. Да, он был рыжим, но не был ни франкмасоном, ни простофилей. Простофилей, скорее, был Шерлок Холмс, самоуверенно заглотивший предложенную Джабезом наживку. Дуга и окружность - это знак египетского бога Тота, но об этом в тогдашней Англии могли знать всего несколько человек. Потому Джабез Уилсон и не прятал этот знак. А то, что Шерлок Холмс принял за изображение золотой рыбки, на самом деле было стилизованным изображением дракона. Джабез Уилсон был членом общества "Драконьего двора", созданного в Древнем Египте жрецом Анхфно-хонсу и официально учреждённого при дворе царицы XII династии Собекнефру. Внешне представляя собой некое подобие академии наук, "Драконий двор" служил основой для тайных жреческих изысканий, связанных с учением Тота. В средневековой Европе "Драконий двор" поддерживал династии Меровингов и Стюартов в их противостоянии папскому престолу. Правитель Валахии Влад Цепеш, более известный под именем "Дракула", был потомственным членом этого общества. Прозвище "Дракула" происходит от имени его отца, Влада Дракула, принятого в Орден Дракона венгерским королём Сигизмундом фон Люксембургом.
Выдав себя за жертву мошенничества, Джабез Уилсон на самом деле разработал гениальный и сложный план. Ему было необходимо сначала обмануть доверие Джона Клея, а затем предать его суду руками Шерлока Холмса. Прославленный сыщик так и не узнал, что настоящими владельцами Городского и Пригородного банка были члены "Драконьего двора". Что Уилсон поселился на Сакс-Кобур-сквер рядом с банком незадолго до задуманной аферы. Что он последовательно заманивал Клея в расставленные силки, вывесив объявление о найме помощника.
Кстати, портретные характеристики самого Клея чрезвычайно загадочны. Они могут быть суммированы следующим образом: "маленького роста, гибкий, с белыми женственными руками; лицо без следов растительности; в ушах дырочки от серёг". По поводу этих дырочек Клей даёт Уилсону невнятное объяснение - уши ему, якобы, проколола в детстве некая цыганка. Цыганка? Отпрыску герцогского рода? Полная чушь. К тому же, дырочки в ушах зарастают, если серьги длительное время не носить. Видимо, серьги всё-же были ношены... Короче говоря, напрашивается очевидный вывод: Джон Клей - женщина.    
Какую же цель преследовал Джабез Уилсон? Ответ может быть только один - получить доступ к хранящемуся у Джона Клея экземпляру Британской энциклопедии. Какие уникальные сведения содержал именно этот экземпляр? Почему он хранился у Джона Клея, человека, в жилах которого (которой) текла кровь королей (Меровингов? Стюартов?)? Зачем эти сведения потребовались Джабезу Уилсону, члену общества "Драконьего двора"?
Может быть, существовали "мужской" и "женский" варианты энциклопедии, подобно "мужской" и "женской" версиям "Хазарского словаря" Милорада Павича? И эти варианты отличались друг от друга лишь одной, но чрезвычайно существенной фразой? Может быть, только при сопоставлении версий этой фразы происходит взаимодействие "ключ-замок" и открывается дверь в некую тайну? Не знаю.
С уверенностью могу предположить лишь то, что секретная информация находилась во втором томе, там, где статьи начинались на латинскую букву "В".
И самый главный вопрос - зачем Конан Дойль так старательно отвёл все подозрения от Джабеза Уилсона?   

 

 

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

Действующие лица:

Александр Александрович, друг белого
Белый, недруг Александра Александровича
Владимир Сергеевич, путник
Василий, хозяин "Кофе Хаус"
Велимир, гость Василия
Владимир, гость Василия
Михаил, гость Василия
Бертран, по прозванью Рыцарь-Несчастье, сторож замка
Изора, жена графа
Алискан, паж
Девушка в розовом платье, суфлёрша
Александр Сергеевич, гений 37 лет

 

Том первый

Поле за Петербургом, окружённое лесом. Закат. Через поле на белом коне шагом едет Александр Александрович. Он одет в красную рубаху, расшитую белыми лебедями.

Александр Александрович (негромко напевая).
...весь горизонт в огне и ясен нестерпимо...о, как паду и горестно, и низко, не одолев смертельныя мечты...предчувствую тебя...но страшно мне...изменишь облик ты...(привстаёт на стременах и озирается по сторонам). Кто там скачет в позументах в голубой пыли?

К Александру Александровичу стремительно приближается белый всадник на вороном скакуне.

Белый (осаживая коня рядом с Александром Александровичем).
Здравствуй, молодец! Ты кто, родной?
Александр Александрович (вежливо склонив голову).
Я - одинокий сын земли.
Белый (представляясь в ответ).
Я - просторов рыдающих сторож. Я убежал из душных камер. Поле - дом мой.
Александр Александрович (улыбаясь и протягивая руку для рукопожатия).
Скажите прямо, что все мы изменимся скоро, во мгновение ока.
Белый (пожимая протянутую руку).
Не имеем ли мы здесь намёка на продвижение жизни в мистерию?
Александр Александрович.
Утвердительный ответ возможен хотя бы на том основании, что наши времена ощутили, как никогда, двойственную природу вселенной. Я задаю бездну вопросов (гладит холку своего коня), оттого что мне суждено испытывать Вавилонскую блудницу и только жить в белом, но не творить белое.

Из-за зарослей репейника появляется высокая фигура Владимира Сергеевича в тёмно-сером армяке. Он стар и опирается на костыль. Незаметно для всадников, он приближается к ним и заинтересованно прислушивается к их разговору.

Белый.
Зри явственный облик запредельного. Запредельное добро. Но и зло тоже запредельно (хлопает себя по шее, убивая комара). Вокруг свечи и вне её - всегда роится мерзкая туча. Апокалипсическая труба - и радость, и ужас.
Владимир Сергеевич (так и незамеченный увлеченными разговором всадниками, тихо и раздумчиво).
Душа Мира есть существо двойственное. Она - Лучистая Дева, она - Огнезарная Блудница (словно прислушиваясь к чему-то, несколько раз кивает. Потом поворачивается спиной и, хромая,опять пропадает в густой траве).
Александр Александрович.
Пора узнать имя Лучезарной Подруги. (Прислушивается).Ты ли зовёшь вдалеке? (Возбуждённо).  Я знаю: Ты здесь. Я настигну Тебя! Ты - там! (указывает рукой в сторону леса).
Белый (тоже прислушиваясь).
Зовёт за собою...С Богом, в путь! Умчимся в эфир голубой! (Пришпоривает коня, оборачивается к Александру Александровичу) А ты?
Александр Александрович (понукая коня плёткой, радостно кричит).
Отлетим в лазурь! Вдвоём - неразрывно - навеки вдвоём!

Александр Александрович и Белый рысью въезжают в лес и исчезают за деревьями.

 

Том второй

Ночь. "Кофе Хаус" на курьих ножках в глухом лесу. Внутри, склонившись над кофейной гущей, за столом сидят Александр Александрович, белый, Михаил, Владимир, Велимир и Василий.

Василий (оглядывая остальных).
Что видимо очам? Невыразимое подвластно ль выраженью?
Михаил (всматриваясь в кофейную гущу).
Настанет год...
Владимир (перебивает, крича).
Шестнадцатый год!
Велимир (тихо поправляет).
Семнадцатый...
Михаил (продолжает).
России чёрный год, когда царей корона упадет; забудет чернь к ним прежнюю любовь, и пища многих будет смерть и кровь...когда чума от смрадных мёртвых тел начнёт бродить...
Александр Александрович (с ужасом видя что-то личное и перебивая Михаила).
Над нами - красные каменья и мавзолей из чугуна!
Михаил (монотонно).
...и зарево окрасит волны рек: в тот день явится мощный человек...
Александр Александрович (головой оттесняя склонившуюся над гущей голову Михаила). Кто он, народный смиритель? Тёмен (вматривается с видимым напряжением)...и дик...и свиреп...(задумчиво умолкает).
Михаил (продолжает).
...и ты его узнаешь - и поймёшь, зачем в его руке булатный нож...
Александр Александрович (словно очнувшись).
Он к неизведанным безднам гонит людей, как стада...Посохом гонит железным...
Михаил.
...и горе для тебя! - твой шаг, твой стон ему тогда покажется смешон; и будет всё ужасно, мрачно...(без сил падает головой на стол).
Александр Александрович (в отчаяньи).
О, если б знали вы, друзья, холод и мрак грядущих дней! Всё будет чернее страшный свет...
Белый (серея ликом, но холодно и отстранённо).
И воробьи с пригородных огородов приветствуют щебетом - падающих покойников. Страна моя есть могила. (Внезапно заходясь в крике и колошматя кулаком по кофейной гуще) Довольно! Рассыпься! Исчезни! 

Свет гаснет и сцена погружается в темноту.

 

Том третий

Место действия - Русская История. Сияет радуга, воет ветер, светят солнце и луна, идёт дождь. На сцене возвышаются снежные сугробы. На авансцене - плохо замаскированная суфлёрская будка.
На сцену строевым шагом выходит Бертран в латах с винтовкой через плечо.

Бертран (останавливаясь посреди сцены).
Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! (озираясь по сторонам) Елекстрический фонарик...Лихач!

На сцену въезжает тройка. В санях - Изора в кокошнике и статный усатый Алискан на ямщицком месте. Алискан натягивает поводья, останавливая тройку. Потом обнимает Изору за талию, они сливаются в поцелуе.

Бертран.
Стой, стой! (щурясь и не узнавая седоков). Ванька? Катька? Керенки есть?

Алискан оборачивается на окрик и, мгновенно узнав Бертрана, убегает.

Бертран (стреляя ему вслед).
Утёк, подлец!
Изора.
Прощай! Беги!
Бертран (гневно).
Что, Катька, рада?
Изора.
Что с вами, рыцарь? Я - твоя госпожа!
Бертран (распаляясь всё больше).
Падаль!
Изора.
Рыцарь, разве я виновна, что теперь в природе май? Май - прекрасен!
Бертран (тыча в Изору пальцем).
Гетры серые носила...
Девушка в розовом платье (высовываясь из суфлёрской будки и ябедничая).
Шоколад Миньон жрала!
Бертран (не обращая на неё внимания).
С юнкерьём гулять ходила, с солдатьём теперь пошла? (смеётся) Попляши-ка! Попляши! Больно ножки хороши!
Изора (печально опустив руки).
Разве яркая бабочка я?
Бертран.
Лежи ты, падаль, на снегу! (вскидывает винтовку и стреляет Изоре в голову).
Изора (падает навзничь).
Который раз - обман! Чудовище...(лёжа на снегу с открытыми глазами) я умереть готова...май прекрасен...ночь прекрасна...(умирает).
Бертран (наклоняясь над телом Изоры).
Лежит и смотрит как живая...ни гу-гу...мертва! мертва!..холодно...(гладит рукой шею Изоры) шрам не зажил от ножа...(вздыхает) эту девку я любил...из-за родинки пунцовой возле правого плеча...загубил я! Загубил! (Выпрямляется, дико хохоча) Пальнём-ка пулей в Святую Русь! (не целясь, стреляет куда-то вверх)  В кондовую! (передёргивает затвор и стреляет ещё раз) В избяную! (стреляет) В толстозадую! (прицельно стреляет в суфлёрскую будку, потом целится в зрительный зал). Попробуйте, сразитесь с нами!

На сцену с лязгом и визгом падает железный занавес, отделяя зрителей от сцены.
Из-за кулис на авансцену выходит Александр Сергеевич. На нём ватник с лагерным номером Ю-1937 на спине. Александр Сергеевич, пиная ногой пустую жёлтую банку из-под пива "Невское светлое", медленно пересекает авансцену. Не глядя на зрителей, он бормочет: "Мосты Россию там и тут, соединив пересекут". За железным занавесом слышны выстрелы, крики, визг пилы и стук молотка.
К зрителям выходит Александр Александрович, тихо кланяется и уходит во тьму.

 

«Наша улица» № 8 август (57) 2004

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете
(официальный сайт)
http://kuvaldn-nu.narod.ru/