Алексей Николаевич Ивин родился в 1953
г. в д. Нижняя Печеньга Тотемского района Вологодской обл., в 1970 закончил
среднюю школу №1 г.Тотьма, в 1971-1973 гг. учился на филологическом
факультете Вологодского государственного педагогического института (не
окончил), работал в вологодских областных и районных газетах. В 1976-1981
годах учился в Литературном институте; затем работал в МО СП СССР, в
журналах "Наш современник" и "Сельская молодежь",
в различных иных организациях. Печатается в периодике Москвы с 1981
года. Не опубликованы около десятка повестей, 70 рассказов, монография
по творчеству Оноре де Бальзака, несколько романов. Состоит в РСПЛ с
2000 г. поэтов. Постоянный автор
журнала "Наша улица".
вернуться
на главную страницу
|
ЧЕЙ СЛЕД ПРОСТЫЛ?
Алексей Ивин
КУВАЛДИН-КРИТИК
статья
Алексей Николаевич Ивин родился
в 1953 г. в д. Нижняя Печеньга Тотемского района Вологодской обл., в 1970
закончил среднюю школу №1 г.Тотьма, в 1971-1973 гг. учился на филологическом
факультете Вологодского государственного педагогического института (не
окончил), работал в вологодских областных и районных газетах. В 1976-1981
годах учился в Литературном институте; затем работал в МО СП СССР, в журналах
"Наш современник" и "Сельская молодежь", в различных
иных организациях. Печатается в периодике Москвы с 1981 года. Не опубликованы
около десятка повестей, 70 рассказов, монография по творчеству Оноре де
Бальзака, несколько романов. Состою в РСПЛ с 2000 г. поэтов.
Кувалдин Ю.А. Кувалдин-критик:
Выступления в периодике. – М.: «Книжный сад», 2003. - 384 с.
О прозе Юрия Кувалдина следует
говорить особо и много. А вот вышедший недавно том его критических выступлений
позволяет ограничиться немногими аспектами этой многосторонней творческой
личности, что я и сделаю.
Вспоминая прошедшие годы, Кувалдин любит сослаться на тот факт, что родился
на Никольской улице (бывшая 25 Октября) в самом центре Москвы, учился
в школе №177 (бывшей Славяно-греко-латинской Академии) вместе с Ломоносовым,
Кантемиром и Тредьяковским, и тем самым установить связь с первыми российскими,
европейски значимыми профессиональными литераторами. Точнее, с просветителями.
Пусть эта ссылка часто звучит шутейно, но в каждой шутке есть доля правды.
Действительно, вся его критическая и – особенно – большая книгоиздательская
деятельность имеют характер просветительский. Он неустанно подчеркивает,
как важна роль Слова в жизни общества и – соответственно – писателя, и
тут уже шутки кончаются, и суждения критика становятся бескомпромиссны.
Бескомпромиссность этих суждений, должно быть, многих пугает или бесит,
но, с другой стороны, деваться некуда: чувствуется, что, прежде чем судить,
критик перелопатил всю российскую словесность от Ломоносова до современности,
обогащен чужим и собственным опытом и потому основателен при всей горячности.
Достается прежним и нынешним «новомирцам» за то, что после Твардовского
собственной писательской практикой не выдерживают уровень, который заявлен
временем; ученым-филологам – за пустословие, крохоборство и литературные
раскопки, за тот академизм, который омертвляет живое слово классиков;
соратникам и друзьям – за идейную неустойчивость и компромиссы; а творцы
современной масскультуры вызывают неизменный сарказм, как, впрочем, кое-что
в позиции и практике таких симпатичных автору людей, как Лакшин, Нагибин,
Паустовский, которые не бедствовали и при застое. Подвергается нападкам
(и по-моему, справедливо) даже Солженицын за то, что постепенно изменил
критериям художественности, превратившись в публициста и историографа.
Нынешняя же попса и халтурщики вообще выпадают из поля зрения Кувалдина
как нечто, не достойное названия «литературы». Критические стрелы, резкие
суждения рассыпаны во всех статьях, рецензиях, интервью, собранных в книге,
Это плюс хорошая эрудиция и вкусы делают суждения Кувалдина о текущем
литературном процессе ценными, установочными в том высоком просветительском
плане, который пока что выдерживает наша литература.
Юрий Кувалдин не раз заявляет, что он пристрастен и что выбор фигур для
аналитического разбора у него свой, прихотливый. В этот прихотливый круг
входят авторы созданного им самим «журнала современной русской литературы»
«Наша улица» - Э.Клыгуль, А.Тимофеевский, Н.Краснова, В.Поздеев, Е.Бачурин,
А.Капустин, С.Мнацаканян, люди, так или иначе задержанные, не проявленные
в прежние годы. Это старшие друзья Л.Аннинский, К.Ковальджи, Ст. Рассадин,
критики И. Виноградов и Вл. Новиков, Фазиль Искандер, южный эпос которого,
чувствуется, вызывает особое отношение, А.Еременко, которому вместе с
парой-тройкой поэтов сделано исключение, хоть он и не пишет прозу (поэзию
в журнале принципиально не печатают). Проза – вот где поле для самовыражения.
Лирики, барды, драматурги – все несовершенны перед прозаиком, выражающем
закономерности жизни в живом слове и образах, а тем более филологи и философы,
которые уже утрачивают связь с реальностью. Подобные мысли – и еще покруче
– вы постоянно встретите в этой книге. Слово для ее автора не просто значимо,
знаково, а и подоснова самого существования.
Может вызвать недоумение, что некоторые крупные современные поэты и прозаики
не удостоились ни строки, а иные удостоились, но издевки. Что эмигрантская
литература всех трех «волн» осталась за порогом внимания (мол, раз уехали
или уезжали, так чего о них и толковать). Но, наверно, это тоже позиция
(ну, хотя бы медведя, которому неприятен сосед в своей берлоге). Думаю,
однако, что это получилось непредумышленно, что прозаик Кувалдин все эти
годы с собственной колокольни критически оценивал эпоху, друзей и окружение,
после своей небольшой диссидентской практики, с началом перестройки развиваясь
уже легально. Трудностей хватало и внутри страны, изменения происходили
и здесь, жертвы на алтарь словесности приносили и здесь. Итогом этого
саморазвития, отношений с референтной группой, как говорят психологи,
и явился том критических статей «Кувалдин-критик».
Первое время меня, например, поражало, что Юрий Кувалдин в своих суждениях
остер, часто ходит по краю и не боится ответственности, не боится, что
в один прекрасный день оскандалится. Но потом стало понятно, что причиной-то
этой остроты и запальчивости является любовь к литературе, просто-напросто
служение ей, - то есть, что резкости извинительны. Он ведь не только прозаик,
он еще и издатель. Со времени основания издательства «Книжный сад» в нем
вышла добрая сотня книг тиражом около пяти миллионов экземпляров. И, как
правило, это современники. А если классическое произведение, то стоящее
переиздания. Эти люди не могли при застое пробиться, выйти к читателю.
Они подчас пережили внутреннюю катастрофу, метаморфозу, научились существовать
в иных формах. Кто еще возьмется отражать действительный текущий литературный
процесс, если подавляющее большинство крупных издательств издает чтиво,
лишь бы иметь барыш, бывшие советские издатели если и выжили, погрязли
в смешном бюрократизме, издают и поощряют серость, а литературные агенты
(а их и всего-то раз, два и обчелся) еще не научились работать? Похоже,
что собирать таких, постперестроечных гребцов на челне (помянуть пушкинский
«Арион») и взялся издатель Юрий Кувалдин. О своем издательском опыте он
тоже много рассказывает в этой книге. И здесь тоже есть чему у него поучиться.
Понятно, что, рассматривая достижения и просчеты нынешних писателей, Юрий
Кувалдин не утаивает, кто из русских классиков ему больше всего по душе.
Это Чехов, Достоевский, Булгаков, Платонов. Как видите, это опять «чистые»
прозаики, которым если и случалось сочинить стих, то разве в шутку, к
именинам. Эти приоритеты, понятно, давние, постоянные и, главное, такие,
с которыми состязаться трудно. Между тем суждения Кувалдина-критика учитывают
и вбирают их опыт сочинения прозы. Эти авторитеты обеспечивают серьезность
его критике. Но, ясное дело, академизма и концептуальности все же маловато.
Зато эпатажа, пародирования, неуклюжих наворотов, которые не понравились
бы профессорам гуманитарных вузов, не гладкого и не блестящего изложения
много. И это притом, что учителя названы, хотя советские, Булгаков и Платонов,
еще не совсем изучены, не глянцевы и не устоялись как авторитеты. Но ведь
и для Кувалдина они, в общем, не предмет изучения, как для профессоров
и доцентов МИРОСа, например, а наследники по прямой, представители великой
русской литературы.
Так что, как говорится, каждому свое.
В одном из эссе на странице 90 критик Кувалдин (вероятно, сходу, по памяти)
перечисляет на целый лист русских и советских писателей, которых он посадил
бы в самолет отечественной литературы (проверщиком билетов выведен Антон
Павлович Чехов). Смех смехом, прием приемом, но в целом это впрямь люди,
которые хорошо писали, внесли вклад, существенно обогатили наши литературные
и духовные фонды, прославились, известны в мире как русские писатели.
Жаль только, что еще шевелятся-то из них уже не многие, прочих же употребили,
оприходовали, использовали, перевели в категории исторического опыта,
а самих их, этих славных людей, и след простыл. Так что, конечно, дух
веет где хочет, но солнышко по-прежнему светит, жить хоцца, и народилось
много новых непросвещенных дураков, для которых литература ничего не значит.
И как тут быть, критик Кувалдин ничего не советует.
Думаю, однако, что нестабильные, неокончательные свойства нашей жизни
(и деятельности) не должны отвращать нас от усилий по ее осмыслению.
(газета «НГ-ex-libris», №
30 за 28 августа 2003 г., рецензия сильно сокращена).
Я заканчивал свое эссе «После «Чайки»» так:
«Железная птица, вылетевшая из Апокалипсиса, неслась над океаном. Чехов
понимал умом, что самолет несся, но зримо видел в окошко, что самолет
как бы стоял на месте, над сплошным белесовато-свинцовым ковром, сотканным
из облаков. Завис. Чехову надоело смотреть в иллюминатор (окошко) на один
и тот же вид этих бесконечных - от горизонта до горизонта - облаков. Он
открыл записную книжку и написал:
“Тригорин (глядя на чайку). Не помню! (Подумав). Не помню!
Направо за сценой выстрел; все вздрагивают.
Аркадина (испуганно). Что такое?”
Из публики (визгливо, с подковыркой). Постмодернизм, застрелился!
Ворона (в черных джинсах и черной водолазке). Жизнь - это одно, а искусство
- совершенно другое! Мы присутствуем при конце христианской эпохи. Потому
что Библия - всего лишь книга! А Христос - литературный герой!
“Боинг” (пролетая над Днепром). И какая там середина Днепра тревожит провинциальное
поэтическое сердце, когда тут, черт знает, что происходит!»
ЧЕЙ СЛЕД ПРОСТЫЛ?
Алексей Ивин написал в свое время прекрасную повесть «Игра в дурака»,
которую я напечатал в «Нашей улице». Гениальный скульптор Дмитрий Тугаринов
позвонил мне со словами благодарности за публикацию этого шедевра. Да,
это и впрямь шедевр. На днях мне по электронной почте Алексей Ивин из
своего Киржача написал, что полный вариант его рецензии на мою книгу «Кувалдин-Критик»
размещен на сайте проза ру. В «Экслибрисе» тогда Алексей Ивин писал:
«В одном из эссе Юрий Кувалдин (вероятно, с ходу, по памяти) перечисляет
на целый лист русских и советских писателей, которых он посадил бы в самолет
отечественной литературы (проверщиком билетов выведен Антон Павлович Чехов).
Смех смехом, прием приемом, но в целом это впрямь люди, которые хорошо
писали, внесли вклад, существенно обогатили наши литературные и духовные
фонды, прославились, известны в мире как русские писатели. Жаль только,
что еще шевелятся-то из них уже не многие, прочих же употребили, оприходовали,
использовали, перевели в категории исторического опыта, а самих их, этих
славных людей, и след простыл».
Насчет «след простыл» Алексей Ивин ошибается, ибо не нам, современникам,
судить о том, чей след живет, а чей «простыл». Мы не будем свидетелями
торжества всех тех, кого я упомянул при посадке в «Боинг». Но я твердо
уверен, что дерни в будущем одного из пассажиров за ниточку, и все персонажи
оживут пред глазами еще не родившегося читателя.
Юрий КУВАЛДИН
“Наша улица” №125 (4) апрель
2010 |
|