Кирилл Ковальджи "День свободы" стихи из юбилейного номера "Нашей улицы"

Кирилл Ковальджи "День свободы" стихи из юбилейного номера "Нашей улицы"
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Кирилл Владимирович Ковальджи родился 14 марта 1930 года в селе Ташлык, в Бессарабии, входившей тогда в состав Румынии. Окончил Литературный институт им. М. Горького. Первая публикация в 1947 году, первый сборник стихов “Испытание” в 1955 году в Кишиневе. Автор многих поэтических и прозаических книг, среди которых книги стихотворений “Лирика” (1993), “Невидимый порог” (1999/2000) и “Обратный отсчет” (2003), выпущенные Юрием Кувалдиным в его издательстве “Книжный сад”.

 

вернуться
на главную страницу

 

Кирилл Ковальджи

ДЕНЬ СВОБОДЫ

стихи из юбилейного номера "Нашей улицы"



СОНЕТ
 
Зачем придуманы цветы?
Теперь себя мне вспомнить странно 
Влюбленным, как герой экрана;
Была придумана и ты,
 
Любовь, -  от сладкой простоты
До наважденья и обмана,
Что говорю? - от стыдной дурноты
До откровенья и дурмана!
 
На высоте и с высоты -
Всё было. Лезвие Оккама...
Файл удалён - я пуст и чист.
 
Забыть - забуду, но упрямо
Твержу -  затем была программа,
Что гениален программист.
 
 
ДЕВИШНИК
 
Пели женщины бывалые,
разведенки пели, матери,
пели вдовые, усталые
у накрытой белой скатерти,
выпивали, складно пели -
молодели, хорошели,
называли друг дружку  ласкательно...
 
Видеть больно, слушать их больно.
Навоевались. Довольно!
 
 
НАЕДИНЕ
 
наконец-то мы наедине
 
но твои и мои очки
- со своей оптикой,
но твои и мои наушники
- со своими хитами,
но твой и мой мобильники
- со своими звоночками,
но твой и мой телевизоры
- со своими каналами,
но наши с тобой компьютеры
- со своими примочками,
но наши с тобой возрасты
- с потрохами...
 
наконец-то мы наедине
 
 
ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР НА БУЛЬВАРЕ
 
Пацанки пиво пьют из банки,
из плееров попискивает джаз.
мордашки их похожи на ищеек,
сидят на спинках парковых скамеек
с пупками напоказ.
 
 
НА УЛИЦЕ
 
Какой затылок!
Какие кудри!
Какая походка!
 
- Оглянись! -
приказал ей мысленно.
Она оглянулась...
 
Лучше  шла бы себе,
как шла...
 
 
***
отключить телефон
не включать телевизор
не раскрывать газет
не распечатывать писем
не залезать в интернет
 
в зеркало заглянуть -
познакомиться...
 
 
У ТЕЛЕФОНА
 
Я не буду звонить
Я не буду тебе звонить
Ни утром ни днем ни ночью
не буду не буду
 
круглые сутки
круглый год
круглые два
 
А после дождика в четверг
можно и позвонить
Почему бы не позвонить
 
Но уже не могу
 
такой я круглый дурак.
 
 
***
Да пойми ты, обормот,
жизнь -
необратима!
Наше время, как диод,
либо ты - вперед, вперед,
либо - к черту, мимо...
Ибо времени-гонцу -
ни щита, ни крепости
либо ты вперед - к концу,
либо сразу - вдребезги!
А у музы - свой обряд:
память,  сон и  звездопад,
не вперед и не назад -
вверх - на крыльях творчества.
с временем помолвлен ад,
с вечностью - пророчество.
жизнь и в гибели права,
а поэзия жива -
словно мостик тесный
между бездной бесовства
и небесной бездной.
 
 
***
- Почему Иуда предал Христа?
Пишут книги, а всё - темнота.
 
- Слышал речь Его, видел чудо:
Почему же Бога предал Иуда?
 
А ответ (все заветы просты!):
- Потому, чтоб не предал ты!
 
 
***
Мистичка из местечка
предсказывала год,
когда затянет речка
людей в водоворот,
но дети вне запрета
переходили вброд
речушку...
Было лето.
Был сорок первый год...
...........................
И вспыхнул мир, как свечка,
и рухнул небосвод,
и затопила речка
весь человечий род!
 
 
ВЕЧНАЯ ИСТОРИЯ
 
Тянутся в мольбе к тому ладони,
кто устроил задницу на троне.
 
Речи пышны, оды голосисты,
Мудрецы синеют от натуги,
но ему нужны не монархисты -
только верноподданные  слуги.
 
Он зевает от державной скуки.
 
Речи пышны, голосисты оды,
Но ему милы не патриоты,
А рабы, доносчики и суки.
 
 
***
Эту девочку дурочкой звали,
в детстве девочке все запрещали,
но по незримой лесенке
она убегала,
наставлениям - песенки
противопоставляла.
С делом или без дела,
если весело - пела,
если больно - кричала,
если смешно - смеялась,
философии не понимала,
хорошо целовалась.
 
В этой девочке - чертик, либидо,
несознательный женский талант,
подождите Софокл с Еврипидом,
отойдите Спиноза и Кант!
 
- Ты совсем молода и банальна,
ну а тело твое гениально,
дура, дан тебе дар, -
грешной плоти волшебная дудка.
Так играй до потери рассудка,
мир бросая то в холод, то в жар.
 
Озорные соблазна кульбиты,
Горький вкус философской обиды:
от Лилит до Лоллиты орбита,
берегитесь, Софокл с Еврипидом, -
это солнечно-лунный удар.
 
Молодая... Поклонников стая...
Где судьба - тебе невдомёк.
 
- Ты умный, а я простая,
ты - круча, а я - ручеек!
 
 
***
Девки-телки - джинсы, челки
налегке на верхней полке
на курорт, где рыщут волки...
 
В южном городе в каморке
приютятся тараторки,
перепелки-балаболки, -
что им страхи ваши, толки?
 
Телки целы, сыты волки...
 
 
ДОРОГИЕ ЗРИТЕЛИ
 
я писал эту драму для вас
для вас, незнакомые зрители,
для ваших голодных глаз
чтобы правду мою увидели;
я писал, говорю, эту драму,
нет, я играл эту драму
нет, я жил эту драму,
но перед славной оглаской
я учуял логику зла,
где пахнуло тяжелой развязкой -
не финал, а плохие дела:
 
предстояло кому-нибудь удавиться
или утопиться
или кому-то броситься
с пятого этажа
 
извините, я убедился на собственной шкуре
что победы не стоят потерь
что любовь не стоит смертей
что искусство не стоит
человеческих жертв
 
и тогда образумил я драму
 
стало скучно? - идите домой
как-нибудь доживу без аплодисментов
без вас дорогие зрители
крови чужой любители...
 
 
***
Несознательная вроде
с тайной смысла и числа
жизнь, которая проходит,
жизнь, которая прошла.
 
Карта, что была в колоде,
на ладонь мою легла:
жизнь, которая проходит,
жизнь, которая прошла.
 
И отводит и подводит,
и творит свои дела
жизнь, которая проходит,
жизнь, которая прошла.
 
Тень заката в мире бродит,
но мучительно мила
жизнь, которая проходит,
жизнь, которая прошла...
 
 
***
Молодость прошла, но яркий хвост
этой изумительной лисицы
через бездну возраста, как мост,
тянется в моей судьбе и длится.
 
Молодость  струится среди звезд -
хвост уже промчавшейся кометы,
чья орбита - убыль или рост,
круга неизбывного приметы...
 
 
***
Как волку, в полночь
не мне - завыть:
мне есть, что вспомнить,
тебе - забыть.
Всё было -  полночь,
к устам уста...
Я песней полон,
а ты - пуста.
 
 
***
Разлюбила? Нет, не отбросила,
словно юность, когда состарилась.
Горечь нефтью по чистому озеру -
вот такое в душе составилось...
 
Разлюбила? Нет. Но замкнуться
легче ей, чем простить и проснуться.
 
 
ВКУС ВЕКА
 
Двадцатый век я пробовал на вкус,
и он меня надкусывал, но мы
 
расстались по-хорошему. Теперь
историки поведают о нем
и пусть расскажут больше, чем я знаю,
не передать им вкус и цвет, и звук,
которые живей, чем суть событий.
 
Пусть факты отдохнут. я не историк
век для других смертелен был и горек,
но рифмовался с возрастом моим.
Трагедии шныряли, где попало,
а в середине я изволил жить,
шутить, любить  в подвижном личном
центре,
который политические силы
в расчет не принимали, слава Богу!
 
 
***
мировую войну
пережил мой отец
 
- какие могли быть причины
для таких катаклизмов
 
отец пытался ответить
но началась вторая
 
- не могу я себе представить 
что столкнуло народы и страны
 
удивляется внук
 
но двадцатый век отвалил
без ответа.
 
 
ДОБРО И ЗЛО
 
Мне военная кинохроника
демонстрирует те года
черно-белыми, как похоронка,
но мир был цветным и тогда.
 
Я войну вспоминаю в цвете,
я живу на цветной планете.
 
Но когда тебя ставят к стенке,
то решительно черно-белым
мир становится - все оттенки
отменяются под прицелом!
 
 
СПИНОЙ К ОКНУ...
 
Спиной к окну, лицом к экрану,
теряя волю и тупея,
торчишь ночами. Утром рано
едва ворочается шея.
Что смотришь тупо, как скотина,
перебирая кнопки пульта?
В мозгу - окрошка, мешанина,
нагромождение масскульта.
Мой современник, бледный пленник
распоясавшейся эпохи,
в Сети ты ищешь новый тренинг
от ежедневной суматохи.
 
Но всех сметает старый веник,
как с трапезы вчерашней - крохи...
 
 
***
В границах ненарушенных,
с законами в ладах,
ты -  пианист в наручниках
и ангел в кандалах.
Учителей не спрашивай,
они сказали всё.
В саду, в траве оранжевой
спит золотой осел...
 
Не в пребыванье сонное,
а в настоящий сон
приходит жизнь спрессованная
с бессмертьем в унисон.
 
Сорвись с колес, держись, не ной,
зажги себе зарю.
Двужильный я, двужизненный,
завет тебе дарю:
 
Оранжерей оранжевых
беги - приветствуй боль
и откровенье ран живых
и солнечную соль...
 
 
***
тетя Роза
старая дева
всю жизнь была приживалкой,
безотказной добрейшей
 
ей поручали резать кур
и топить котят.
 
я любил тетю Розу
я ее ненавидел...
 
 
ОБРАЗ И ПОДОБИЕ
 
Все бывшие и будущие лица
на мировом дисплее совместить,
чтоб мог единый образ проявиться,
намек на Божий мог бы проступить...
 
 
СНЫ
 
Какие сны! Но утро приближалось
и разметало их. Какая жалость,
что зритель был в единственном числе,
на всей земле...
Придумать бы для сна видеозапись
Феллини и Тарковскому на зависть!
Да что они? Завидую я сам
своим непроизвольным чудесам,
посланцам невещественной природы,
пророческой и творческой свободы,
где время и пространство не в чести,
а небылицам - с правдой  по пути.
 
 
ЗА ЭТОЙ ДВЕРЬЮ...
 
За этой дверью правда обо мне.
А я спешил. Стучал в другие двери,
где нет вопросов, где живет доверье,
неведенье подобное весне.
 
Пока живу, я не сыграю в ящик,
пока пою, та правда не нужна,
пока люблю, вся мудрость в настоящем,
а будущему с прошлым - грош цена.
 
Но в тишине, в бессоннице итоги
встать норовят со мной наедине:
я вижу - дверь, где правда обо мне,
распахнута. Я медлю на пороге.
 
Всё, что не знал - предъявится мне вдруг,
всё, что забыл - напомнится... Как воры,
в засаде - сплетники и репортеры,
среди зевак - о, господи! - мой внук.
 
А где критерий? Слава до потери
стыда? И правда до блохи?..
Я за спиной захлопну плотно двери,
из-под нее просуну вам стихи...
 
 
ДЕНЬ СВОБОДЫ
 
Распахнулись свободно ворота тюрьмы,
ни собак, ни охранников нет.
Удивляется, жмурится - из полутьмы
узник совести вышел на свет.
Узник совести взял свою старую шляпу,
очки, ботинки, серый пиджак
и на новую землю сошел, как по трапу -
ни решеток нет, ни собак.
Но зато есть пляж, молодые люди,
пиво в банках, шприцы, песок,
голые попки, открытые груди,
автомобили, мобильники, рок...
 
- Двадцать лет я молился, поверьте,
стены камеры словом долбил,
говорил о любви и о смерти,
одиноко и гордо любил;
Понял я, что прекрасна свобода,
если люди друг другу верны.
Друг единственный - больше народа,
а любимая больше страны!
 
- Что с тобой, что бормочешь, папаша?
Выбрось шляпу, долой пиджак,
сбрось предрассудки, условности,
цепи, путы, запреты, книги,
скрипки, брюки, энциклопедии,
кандалы свои, гири, вериги -
 
за полсотни зеленых
я любовью с тобою займусь
прямо здесь - никто не оглянется -
ты свободен, папаша. Свободен!
 
Что с тобой?..
 
 
***
Любовь не умирает - улетучивается,
как в комнате - духи, как  во поле роса...
любовь не умирает - только мучается
и тает, как без веры - чудеса...
Любовь необеспеченными вечностями
за миг расплачивается сполна
и как легко харизмою увенчивается,
так и развенчивается она...
 
 
ЧУЖИЕ
 
Невозможно - как запрет на имя!
Всё возможно, где царит цена...
Близкие становятся чужими
запросто в такие времена.
 
Прозвенел будильник. Мы чужие.
 
...Во поле граница на замке,
в парусах разрывы ножевые,
клякса в недописанной строке...
 
Расчленила музыку безбожно,
фурия, актриса, стрекоза,
Отношенья отменить несложно,
память перезаписать нельзя.
 
Понимаю: тело - тоже дело.
Не тяну я в мире цен и дел...
 
Мы чужие...  (так ты захотела!)
В клетке рифмы... (так я захотел!)
 
Что сотрешь, свой след уничтожая?..
Никогда, но каждый день и час...
Я тебе чужой, ты мне чужая.
 
Эта цепь приковывает нас.
 
 
***
Сухое дерево. Но веточка одна
Над черными наивно зелена.
Весной в лесу, на жизнь мою похожа,
стоит сухая стройная сосна.
Март молодой мурашками по коже,
шалит под взглядом вечности весна...
 
 
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
 
Я целый год писал одно стихотворенье,
оно мне не давалось. В нем слова
скрипели, изворачивались, лгали,
я мучался и недоумевал,
отчаивался, возвращался к тексту.
менялось настроение, погода,
события, открытия и стиль,
перемещались знаки зодиака ...
 
Исправленных и вычеркнутых строк
хватило б на поэму, от исходных
набросков не осталось и следа,
и вот в конце концов стихотворенье
предстало окончательным и ясным:
я, как от наважденья, от него
отделался... И разлюбил тебя.
 
 
"Наша улица", № 1 (50)-2004

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве