Сергей
Михайлин-Плавский
КРУТИЦКОЕ
ПОДВОРЬЕ
эссе
12 февраля 2008 года. Сегодня встречаюсь с
Юрием Кувалдиным на станции метро “Пролетарская”. Я жду его под переходной
лестницей, как давно условлено, посматриваю на часы, хотя знаю, что Кувалдин не
любит опаздывать. Точно в назначенное время я замечаю характерную походку
легкого на ногу человека, обошедшего пешком многие любимые им уголки Старой и
Новой Москвы. Он вручает мне пакет с журналами “Наша улица” (февральский номер,
в котором опубликованы мой рассказ “Марья - Золотой голос” и цветная фотография
на последней странице обложки).
- Как вы себя чувствуете, Сергей Иванович? -
осведомляется внимательный Кувалдин. - Может быть, прогуляемся на Крутицкое
подворье, здесь недалеко...
В ХIII веке много русских православных людей
были пленены татаро-монголами и они вынужденно томились в Золотой Орде. Однако,
они сохранили православную веру, поэтому “для их духовного окормления Русской
Православной Церковью была учреждена особая епархия - Сарская и Подонская” с
постоянным местом проживания ее митрополитов недалеко от Москвы, в местечке
Крутицы, у некогда небольшой речки Сары. Там было построено подворье и православный
храм в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Из Крутицкого подворья русские люди
отправлялись в Орду, здесь они молились и просили у Господа благословения на
благополучное возвращение с чужбины...
Мы проходим по Крутицкой улице и оказываемся
на территории подворья. День сравнительно теплый, весна в этом году на
полмесяца раньше календарного срока вышла на исходные рубежи, под ногами
похрустывает подтаявший ледок, а поверх него - непонятно - откуда? - рассыпана
какая-то соломенно-травяная труха: впечатление такое, будто здесь, на этой
площади, только что перед дальней дорогой кормили ездовых лошадей.
Мы не спеша идем по территории подворья,
рассматриваем таблички на стенах. Еще недавно в Успенском соборе и
Метрополичьих палатах располагались фонды государственного Исторического музея.
Успенский собор, а также знаменитый Крутицкий терем - это выдающиеся памятники
русского зодчества. Кувалдин возмущается:
- Как же все здесь было запущено, Господи!
Неудивительно, ведь здесь стояла и воинская часть. Сейчас вон хоть освободили
бывшие казармы...
Успенский собор имеет два этажа: нижний - с
теплым храмом святых Апостолов Петра и Павла (1667-1689 гг.), верхний (летний)
храм с главным Успенским престолом (сооружен в 1700 г.). Выстроен собор из
красного кирпича и является самым большим сооружением Крутицкого ансамбля.
Из Крутицкого теремка (1693-94 гг.) архиереи
благословляли собравшийся на площади народ, любовались видами Москвы, раздавали
милостыню нищим. Митрополичья палата (дворец Крутицких митрополитов) -
двухэтажное кирпичное здание (1655 г.) с толщиной стен до 120 см. В 1769 году
Крутицкий ансамбль дополнен Набережными палатами. Мы обходим все подворье, у
Набережных палат выходим на крутой берег Москвы-реки, молча смотрим за реку,
переживая увиденное, словно побывав в ХVII веке.
На обратном пути мы заходим в церковь Петра и
Павла, ставим свечи за здравие живущих и любимой нашей литературы, во упокой
усопших, молимся Господу нашему Иисусу Христу по уже установившейся нашей
традиции, любуемся богатым иконостасом.
Кувалдин самозабвенно любит Москву, радуется
возрождению любого ее уголка, восстановлению и реконструкции ее храмов. И даже
проходя мимо грандиозного строительства (в 4-м Крутицком переулке) с бетонной
опалубкой фундаментов, лесом арматуры, торчащей вверх из бетонных стен и
предназначенной для заливки бетоном, он радуется:
- Представляете, когда закончат это
строительство и облагородят окружающую территорию, как здесь будет чисто и
аккуратно. От запустения и следа не останется!..
Еще бы! Я тоже так думаю, ибо здесь будет
построен гостинично-деловой центр, как гласит щит, стоящий на углу строительной
площадки.
За годы советской власти территория
Крутицкого подворья была основательно запущена, заросла огромными сорняками -
крапивой, репейником, бурьяном, а многие памятники были заброшены и даже
разрушены. Бывшее кладбище было завалено строительным мусором.
С апреля 1992 года, после первого
богослужения, состоявшегося после многовекового перерыва, началось возрождение
духовной жизни древнего подворья. Храм стоял без крыши и купола, внутри храма
не было пола, сохранялась большая сырость. В это время начались строительные и
реставрационные работы: часть пола перед началом богослужений была наскоро
выложена кирпичом, в храме соорудили иконостас, церковной общине было передано
в использование здание Набережных палат, где сначала открылись трапезная и
библиотека. Немного позднее было закончено устройство крыши и ее покраска в
зеленый цвет, а над Никольским приделом была возведена изящная луковичная главка,
увенчанная святым крестом.
Через год, ко дню Пасхи, был отреставрирован
нижний этаж Успенского собора - зимний (теплый) храм святых Апостолов Петра и
Павла, внутри которого раскрылась частично сохранившаяся настенная живопись XIX
века. Над иконостасом сохранились изображения святых Апостолов, а с
противоположной стороны - ветхозаветных Пророков. В трапезной части
восстановлены настенные композиции, посвященные двунадесятым праздникам -
Богоявлению Пресвятой Богородицы, Рождеству Христову и Крещению (Богоявлению)...
На потолке трапезной хорошо сохранилось изображение возносящегося на небо
Господа нашего Иисуса Христа - копия подобного изображения из Храма Христа
Спасителя в Москве... Резной иконостас храма, покрытый сусальным золотом, был
выполнен артелью вятских мастеров, иконы приобретены в антикварном магазине, а
храмовый образ Апостолов Петра и Павла и св.мученицы Татианы написан
художниками Мугрузиным и Золотаревым.
В 1991 году была открыта библиотека, тогда же
было организовано издательство. К 2006 году общий тираж книг по истории церкви,
богословию, выпущенных издательством Крутицкого подворья, превысил 500 тысяч
экземпляров.
В настоящее время начата реконструкция здания
бывшей гарнизонной гауптвахты, до 1996 года принадлежавшей Министерству обороны.
Крутицкие казармы названы по соседнему
Крутицкому подворью. В 1798 году они были частично переданы частям жандармского
корпуса, впоследствии использовались также, как политическая тюрьма. В 1834-35
годах здесь в течение 7 месяцев отбывал заключение А.И.Герцен, потом
размещались различные воинские части... Архиерейский Собор 1997 года постановил
превратить Крутицкое подворье “в образцовый молодежный центр Русской
Православной Церкви”. В течение 2003-2004 годов купола Успенского собора были
покрыты медью, старые кресты заменены новыми, покрытыми позолотой, а также
обновлены гражданские сооружения подворья по Крутицкой улице...
Во время этой прогулки у нас с Кувалдиным
заходит разговор об умершем накануне Станиславе Золотцеве, поэте, прозаике,
критике, переводчике. Кувалдин рассказывает о гражданской панихиде,
состоявшейся в ЦДЛ:
- Я сказал о том, что Стас не умер, он живет
в наших сердцах, тело его уйдет в землю, а душа останется в его книгах, то есть
с нами, живущими после него. Меня буквально перед Новым годом Стас просил
напечатать его рассказ в “Нашей улице”. Этот рассказ “Кровь и слезы Словенских
ключей” пойдет в юбилейном (№ 100), мартовском номере журнала... Писатель
вопреки всем смертям создает новую реальность, поэтому он бессмертен. И книги
пишет писатель не для рядового читателя, а для писателей, которые умеют читать
эту книгу. Писателя не интересует “клубничка”, кочующая ныне из книги в книгу,
ИЗ фильма в фильм у невзыскательных авторов... Человек в процессе жизни
погрязает в мелочах, будничных делах, в нескончаемых мыслях о доходах-расходах,
о погоде, телевизионных сериалах, о хлебе насущном, одежде, о подрастающих
неслухах-детях и при этом все сопровождается бесконечной болтовней ни о чем. И
получается, ты не успел ахнуть, а жизнь-то уже прошла, и поздно уже что-то
начинать, а тем более заниматься самоанализам. Но где-то после шестидесяти
человек спохватывается, праздника-то у него не было, праздника души,
самозабвенного любимого дела, писательства, например, все свелось к сплошным
будням, к простому существованию, непременно сопряженному с прозябанием,
холостым ходом.
Так что реализуйте свой дар, Сергей Иванович,
пишите. Ко мне в журнал идут толпы литераторов, звонят, просят напечатать рассказик.
Я сейчас никого не беру из вновь объявившихся прозаиков-однодневок: написал
человек рассказик, напечатал его в журнале и ... почил на лаврах, замолчал года
на два, то ли устал, то ли запил от осознания собственного величия. Поэтому я
сейчас оставил в журнале круг авторов, во-первых, талантливых, во-вторых,
работающих под стать бульдозеру, постоянно, изо дня в день пишущих хорошую
прозу. Я и сыну своему, художнику, говорю: “Работай каждый день. Что бы ни
случилось - работай!” И он работает, и выставки своих картин устраивает... Для
меня праздник - это одиночество, когда я наедине с компьютером, когда отключены
все телефоны и даже электронная почта!.. Так что работайте!..
Я прошу Кувалдина разрешить мои сомнения в
отношении Сухово-Кобылина о котором я в эти дни пишу эссе:
- Юрий Александрович! Я хочу это свое эссе
назвать “Мой земляк Сухово-Кобылин”. Не будет ли это кощунством и
самонадеянностью - ставить себя вровень с великим драматургом (а сам думаю:
возможно, когда-нибудь кто-нибудь вспомнит о том, что вот, мол, был такой
писатель Сергей Михайлин-Плавский, гулял по Москве с самим великим Кувалдиным,
который уже к 48 годам написал знаменитый свой роман “Родина” и много других
повестей и рассказов, а к 60-ти выпустил в свет 10-томник своих сочинений, в
которых на века запечатлел эпоху второй половины XX столетия). Кувалдин живо
откликается, удивленно даже останавливается посреди улицы:
- Будьте на равных с великими! Никого не
слушайте! Пишите, как подсказывает сердце! Так и назовите это эссе: “Мой земляк
- Александр Васильевич Сухово-Кобылин”...
Напоследок, уже на подходе к станции метро, я
спрашиваю Юрия Александровича о моей книге эссе “Бабье лето”, которую незадолго
до этого передал ему по электронной почте:
- Вы посмотрели мою книгу “Бабье лето”, как
она вам показалась?
- Я не только посмотрел, я ее уже заверстал!
(Куда заверстал, Юрий Александрович не сказал, а я спросить постеснялся). Я
всем говорю: “Пишите, как Михайлин-Плавский!” Для меня ваши тексты стали уже
брэндом!..
Наша прогулка в ХVII век подошла к концу. В
метро “Пролетарская” мы расстаемся, Кувалдин стоит у переходной лестницы,
сдержанно улыбается и машет мне рукой на прощание. Электропоезда развозят нас
по домам: его - в Марьино, меня - в Выхино.
"НАША УЛИЦА" №116 (7) июль 2009