Сергей Михайлин-Плавский
ЖИВОНАЧАЛЬНАЯ
ТРОИЦА
эссе
Недалеко от Борисовских прудов в Москве в одном из “шоколадных” домов,
как их называют местные жители, живет удивительный человек - Юрий Кувалдин, хорошо известный интеллектуальным кругам нашей
страны, а также ближнего и дальнего зарубежья, писатель и критик, филолог по
образованию, фанатик своего дела, прозаик по призванию и первый в СССР (с 1988)
и новой России частный издатель, а также основатель и главный редактор
Ежемесячного литературного журнала “Наша улица”, которому в марте 2008
исполняется, если так можно сказать, 100 номеров.
Сегодня, 19 ноября, у Главного редактора -
День рождения, первый после 60-летнего юбилея, который был широко отмечен
московской общественностью сначала юбилейным вечером в Театре на Таганке, а
потом показом по телевидению документального фильма “ЮРИЙ КУВАЛДИН. ЖИЗНЬ В
ТЕКСТЕ” по каналу “Культура”.
По этому поводу мы, Ваграм Кеворков и я, приглашены новорожденным к нему домой
на более чем скромный “мальчишник” с чаем и бутербродами (притом -
принципиально - никаких возлияний), но с обширной и
насыщенной программой, открывающейся чаепитием: время обеденного перерыва, и
необходимость и традиции требуют этого ритуала.
Чай к нашему приходу уже заварен и, по словам
хозяина, он “великолепен”. Кувалдин усаживает нас за
стол и начинает готовить бутерброды с лососевой икрой и красной рыбой. Сначала на хлеб намазывает масло, потом, вскрыв вакуумную упаковку
нарезки, осторожно кончиком ножа поддевает край розовато-прозрачного ломтика и
накладывает его на тонкую скибочку хлеба с маслом. При этом вспоминает, как гостил у Юрия Нагибина по поводу издания его
знаменитого “Дневника”, как радовался Нагибин, что его “Дневник” будет издан
еще при его жизни. Да не успел Юрий Маркович увидеть вышедшим в свет свое
творение, месяца через два он, к сожалению, умер.
- С Нагибиным дружил Лужков, - продолжает Кувалдин и вдруг - назидательно, - дружите с великими, общайтесь с ними,
пишите о них, если хотите оставить след, ведь, что не записано, того не
существовало. Вчера вот по телевизору показали юбилей Эльдара Рязанова - 80
лет, не шутка. Но я для себя Рязанова не числю среди великих, Фелини, Андрей Тарковский - это вершины. Но
его “Карнавальная ночь” - это была эйфория, огромное желание праздника, света в
жизни. А потом “Берегись автомобиля” с гениальным выбором Иннокентия
Смоктуновского на главную роль...
Баграм Кеворков завозился за столом, достал из сумки и со словами благодарности возвращает Кувалдину взятую у него книгу “Ночевала тучка золотая”. Кувалдин тут же откликается:
- А ведь Анатолий Приставкин предвосхитил
чеченские события...
Исчерпывающая характеристика!
Документальный телевизионный фильм “ЮРИИ
КУВАЛДИН. ЖИЗНЬ В ТЕКСТЕ” открывается кадром, в котором Алексей Воронин, один
из авторов “Нашей улицы”, бард и прозаик, поет свою песню “В маленьком раю”.
Потом в кадре возникает лицо Сергея Филатова, директора Фонда молодежных
программ; он тепло говорит о юбиляре: “У Кувалдина характер человека, любящего русское Слово...”
Вслед за Филатовым говорит Кувалдин, как будто давно ждал этого момента: “ Нам, приученным к искусству - отражению, пора переучиваться:
искусство - не отражение, а создание своего, доселе не бывшего мира,
углубление, достигаемое отстранением, уходом, изоляцией, сосредоточением,
отказом, экзистированием. Не от мира к
познанию - от сознания в недра мира. Не изображение вещей - живописание идей...
Слово соотносится с Богом, поэтому литература, как литургия...”
А за столом, попивая дымящийся терпким
ароматом чаек, Юрий Александрович продолжает коментировать фильм:
- Моего детства
коснулась тень великих: родился в доме, где в свое время была знаменитая
Греко-латинская академия, и по этим местам ходил Ломоносов, неподалеку стоит
памятник первопечатнику Ивану Федорову, а я ведь тоже стал издателем, когда
понял, что в пору моей молодости напечататься было нельзя, тогда многих молодых
на страницы журналов не пускали чиновники от литературы, своеобразная мафия,
оседлавшая богатую кормушку -”Союзпечать”.
В интервью Юрию Крохину (кстати, автору
сценария этого фильма) Юрий Кувалдин рассказывает,
как “загремел* во времена так называемой “хрущевской оттепели” месяца на
полтора в “Матросскую тишину” за распространение самиздата романов Солженицина “В круге первом” и Андрея Платонова “Чевенгур”.
И сейчас здесь, за столом,добавляет:
- Андрей Платонов - это вершина нашей прозы.
На экране гениальный Золотухин гениально читает гениального Иосифа
Бродского “Пилигримы”:
...И быть на земле закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
Интервью Ю. Крохину продолжается. Кувалдин весь в своей стихии - писательстве: “Писатель
проявляется степенью своей искренности. Быть писателем научить нельзя.
Писателем может быть только одиночка, вышагнувший из социума и сидящий на
облаке, наблюдающий бесконечное воспроизводство человеков”.
А за столом герой фильма добавляет:
- По собственному писательскому опыту знаю,
что святое искусство находится в абсолютной зависимости от Божественной
мудрости. В знаках, которые оно представляет нашим глазам, проявляется нечто
бесконечно превосходящее все наше человеческое искусство, сама Божественная
Истина - сокровище света, купленное нам кровью Христа (Херистоса)...
Фильм продолжается. На экране возникают и
исчезают известные и малоизвестные лица, а Кувалдин от стола быстро бежит на кухню, наполняет наши бокалы новыми порциями чая и
снова садится перед экраном телевизора.
Слава Лен - о романе “Родина”, об ударе этим
романом по постмодернизму: он (Кувалдин) “не просто
иронизирует над этим явно устаревшим - тупиковым - методом. Он прямо издевается
над постмодернизмом. Постмодерн-роман “Родина” кувалдой добивает постмодернизм,
тем паче, что перед его автором, Кувалдиным, ярко
разворачиваются зияющие высоты рецептуализма.”
Я так подробно описываю события,
разворачивающиеся в фильме, потому, что он был показан только один раз,21
ноября 2006 года, и, наверняка, не просто читатели журнала “Наша улица”, а
многие авторы могли его не видеть. А фильм поучителен и интересен, а мне
интересен вдвойне: во-первых, за столом перед телеком сидит главный герой и исполнитель Юрий Кувалдин; во-вторых главный режиссер и также герой фильма Ваграм Кеворков и ваш покорный
слуга, скромно затерявшийся среди столичных знаменитостей.
Вот снова в кадре возникает Кувалдин и проникновенно читает стихи Осипа Мандельштама:
Я не увижу знаменитой “Федры”
В старинном многоярусном театре,
С прокопченной высокой галереи,
При свете оплывающих свечей.
И равнодушен к суете
актеров,
Сбирающих рукоплесканий жатву,
Я не услышу обращенный к рампе,
Двойною рифмой оперенный стих...
Мелькают кадры.
Феликс Антипов, артист Театра на Таганке
читает монолог из Венички Ерофеева.
Кувалдин - Крохину:
“Писательство - дело загробное, мы стоим на пороге вечности. То, что не
зафиксировано в слове, того не существовало. Для меня наша жизнь, в которой
бултыхаются миллионы, не имеет отношения к литературе. Жизнь служит лишь
поводом для литературы. Жизнь - конечна, литература - вечна, рецептуальна...”
Никита Высоцкий что-то говорит в кадре под
песню, исполняемую его отцом, Владимиром Высоцким.
Сергей Филатов: “Мы делаем великое дело для
литературы, выпуская книги молодых. Этому способствует издательство Юрия Кувалдина “Книжный сад”.
В заключительных кадрах снова Алексей
Воронин: “Я жил когда-то в маленьком раю...”
Мы некоторое время молча сидим за столом, потрясенные фильмом. Ваграм Кеворков говорит, раздумчиво растягивая слова для большей
убедительности и, скорее всего,для себя:
- Замечательный фильм, на несколько голов
выше других подобных фильмов, идущих по каналу “Культура”.
Далее в программе встречи - небольшая пауза в
конце чаепития: уборка со стола и мытье посуды. Кувалдин тщательно моет под струей горячей воды тарелки и кружки и ставит их в сушку над
раковиной. Потом мы снова собираемся за столом и Юрий
Александрович читает письма из Германии от автора “Нашей улицы” Игоря Шесткова, который искренне и горячо благодарит его за
публикацию в журнале своих вещей. Затем мы слушаем статью самого главного
редактора, идущую в первом номере журнала за 2008 год “Промчались дни, как
оленей косящий бег”: “Литература - это писание и чтение в одиночестве. Писатель
должен трудиться ежедневно, как говорил Юрий Олеша,
чтобы не потерять мастерство... “
Кувалдин читает письмо Репина
Чехову, в котором великий художник благодарит великого писателя за “Палату №
6”, а на нас с книжной стенки смотрит Антон Павлович, молодой, красивый, с
аккуратной бородкой и в пенсне с опущенной дужкой.
“Проза - это переложение души в знаки.
Писатель пишет для писателей, Петрарка писал для Мандельштама. Писателю
необходимо знание Слова, ибо Слово создает новую жизнь...”
И далее - снова об Слеше: “Ни дня без строчки” написана по принципу ассоциаций, но какая глубинная
связь с первоисточником... Юрия Олешу Кувалдин открыл для меня на прошлой нашей встрече, и сейчас
он продолжает его открывать. Открытия - это свойство беспокойной и жадной на
жизнь натуры Юрия Кувалдина. Вот и сейчас он тащит
нас в свой “закуток” с компьютером и проигрывателем - открывать Петра Лещенко.
Эстрадный певец (баритон) Лещенко Петр Константинович (1898-1954) в начале XХ века пел в
солдатском церковном хоре, в 1917 году, после окончания школы прапорщиков в
Киеве, был отправлен на румынский фронт, где в августе того же года получил
тяжелое ранение и после окончания лечения недолгое время служил псаломщиком в
кишиневской церкви. В 20-х годах обучался в парижской балетной школе, по
окончании которой вместе с первой женой Женни-Иоханне Закит гастролировал по странам Ближнего Востока с
песенно-танцевальными номерами. В качестве исполнителя цыганских романсов
впервые выступил в 1929 году в ресторане “Лондра” в
городе Кишиневе. В 1930 году в Белграде пел на семейном празднике короля
Александра Карагеоргиевича. В том же году представил
большую сольную программу с вошедшими в нее песнями, написанными специально для Лещенко Оскаром Строком:
“Черные глаза”, “Катя”, “Мусенька родная” и др.
Потом в репертуаре певца появляются
произведения различных жанров: танго, фокстроты, цыганские и бытовые романсы,
песни неизвестных авторов, Среди них наибольшей популярностью пользовалась
песня “Чубчик”. В это же время Петр Лещенко исполняет
песни Марка Марьяновского “Татьяна”, “Ванька, спой”,
“Марфуша”, а также несколько песен собственного
сочинения: “Вернулась снова ты”, “Лошадки”. Одновременно он пишет аранжировки
ко многим песням.
В начале 30-х годов многие фирмы звукозаписи
издают пластинки с песнями в исполнении Петра Лещенко:
“Columbia” (румынский филиал английской фирмы), “Parlophon”(Германия), “Elektrecord”(Румыния),
“Bellacord”(Латвия).
В 1935 году Лещенко в Бухаресте открывает ресторан “ЛЕЩЕНКО”, в котором выступает с ансамблем “ТРИО
ЛЕЩЕНКО” (супруга певца и его младшие сестры - Валя и Катя) и начинающей
эстрадной певицей Аллой Баяновой.
Великая Отечественная война застает певца в
Румынии, но он уклоняется от службы в рядах румынской армии и продолжает
концертную деятельность, а летом 1942 года выступает в оккупированной фашистами
Одессе. В сентябре 1944 года, после освобождения Бухареста, дает большой
концерт для офицеров Советской Армии, на котором исполняет собственные песни:
“Я тоскую по родине”, “Наташа”, “Надя-Надечка”, а еще
песни советских композиторов, среди них “Темную ночь” Н.Богословского. В
послевоенные годы на его концертах звучат песни Оскара Строка: “Скажите,почему”; “ Не покидай”; “Спи,мое бедное сердце”; Д.Покрасса -”Все, что было”; А.Альбина -”Осенний мираж” и др.
26 марта 1951 года органы госбезопасности
Румынии арестовали Петра Лещенко, а годом позже и его
супругу Веру Белоусову по обвинению в измене Родине (за выступления в
оккупированной Одессе). Вера Белоусова в 1953 году была освобождена за
отсутствием состава преступления, а Петр Лещенко умер
в тюремной больнице в 1954 году. За свою творческую жизнь Лещенко выпустил свыше 180 граммофонных дисков, но ни одна из его записей в бывшем СССР
не была переиздана, кроме пластинки из серии “Поет Петр Лещенко”,
выпущенной в 1988 году фирмой “Мелодия” к 90-летию со дня рождения певца и
тогда же занявшей первое место в хит-параде ТАСС...
Мы сидим и молча наслаждаемся певческим искусством почти забытого певца; звучат то грустные, то веселые
мелодии, часто меняется музыкальное сопровождение: на смену гитаре залихватски
врывается гармошка. Звучат песни: грустная - “Прощай, мой табор”,
игриво-ироническая - “Станочек”.
- Какой мастер! - восхищается Ваграм Кеворков.
- А какая здесь фантастическая аранжировка! -
добавляет Юрий Кувалдин по окончании прослушивания
песни “Спи, мое бедное сердце”.
А песни нанизываются одна на другую, а
сердце, устав за последние годы от топорных мелодий и убойных ритмов (словно
забивание шлямбура в бетонную стену),с искренней
радостью отзывается на знакомые мелодии:
Стаканчики граненые упали со стола.../ Жил
отважный капитан,0н объездил много стран./ Погибал срЭди акул.../ (так поет певец, с твердым произношением буквы “е”)./А ну-ка песню нам
пропой,/Веселый ветер!../ Кто прЫвык за победу
бороться...
А вот удалая, частушечная:
На столе стоит бутылка...
с припевом:
Тпру ты, ну ты!
и тревожная:
Темная ночь./ Только пули свистят по
степи,/Только ветер гудит в проводах, /Тускло звезды мерцают...
Юрий Кувалдин не
выдерживает охватившего его волнения и говорит:
- Ощущение такое, будто сидишь рядом с
Никитой Богословским, ведь Лещенко пел и его песни...
А песни каскадом льются на обрадованную душу:
Выпьем рюмочку до дна...
Дуня,люблю твои блины...
У самовара я и моя Маша...
Протяжно-задумчивая и неожиданно удалая:
Две гитары за спиной
Жалобно заныли...
Отчего и почему,
По какому случаю
Я одну тебя люолю,
Остальных я мучаю?..
Эх,раз,еще раз,
Еще много, много раз...
Кувалдин хорошо поставленным
баритоном подхватывает эти напевы, его голос схож с голосом певца, отчего любая
песня становится ближе и понятней душе.
Лещенко:
Ах, эти черные глаза
Меня пленили...
Что мне горе,
Жизни море
Надо вычерпать до дна*
Сердце, тише!
Выше, выше
Кубки сладкого вина!..
Кувалдин:
- Какое гениальное сопровождение и сочетание
народных музыкальных инструментов: кларнета, гармошки, контрабаса! Как он
чувствует тонкие нюансы мелодии! Вот бы сейчас сделать его концерт, да он всю
современную эстраду заткнет за пояс! Все гениальное не пропадает, остается в
душах и современников, и потомков.
Лещенко:
Цыган играет,
Поет цыганка
И вторит им
Всетаборный припев:
Тара-тара-там!..
Кувалдин на
цыганский манер бросает руки одну за другой сначала в одну сторону, потом в
другую и при этом говорит:
- Сейчас будет самое гениальное - “Чубчик”!
Лещенко:
Раньше, чубчик,я тебя любила,
а теперь забыть я не могу...
Но я Сибири не страшуся,
Сибирь ведь тоже Русская земля...
Эх, развейся, чубчик, по ветру!..
Какие простые и бесхитростные слова, без
всяких выкрутасов, но сколько в них душевного тепла и
неподдельного чувства! Мы уже устали от современных с неграмотными текстами
шлягеров, которые по своему внутреннему содержанию не годятся в подметки самой
простенькой и наивной русской частушке. Один только Газманов чего стоит с его “шлямбуром”: “Я рожден в Советском Союзе,/ Сделан я в СССР”.
Да и другие певцы не лучше: “Я перецеловал на твоем белье все дырочки”
(передача “Ты - суперстар” на НТВ) или “У меня
неправильный обмен веществ”(там же).
По всем телевизионным каналам мы видим одни и
те же лица, одних и тех же певцов. Независимых, настоящих, талантливых певцов
вытесняют из музыкального пространства, из эфира,из умов слушателей. Любые новые певцы - клоны старых, нет развития. Кувалдин,
имея в виду Петра Лещенко:
- Как можно было таких людей трогать?
Кеворков:
- Дикая страна!
Кувалдин:
- А я люблю работать под музыку, я специально
ее не слушаю, но она мне помогает писать; люблю слушать Аркадия Северного,
Петра Лещенко, Жанну Бичевскую,
когда она поет под гитару на стихи моего недавно ушедшего в мир иной друга
Евгения Блажеевского:
По дороге в Загорск
понимаешь невольно, что осень
Растеряла июньскую удаль
и августа пышную власть,
Что дороги больны,
что темнеет не в десять, а в восемь,
Что тоскуют поля
и судьба не совсем удалась.
В последнее время все наши встречи с Кувалдиным заканчиваются прогулками по Москве, по ее улицам
и переулкам. Вот и сейчас, окончив чаепитие и насладившись песенной удалью
Петра Лещенко, мы идем дворами от Братеевской улицы в сторону Борисовских прудов. Наша земная, далеко не святая троица в этот мягкий морозный вечер
направляется к Храму Живоначальной Троицы, что в
Борисове, чтобы помолиться русской литературе (“...литература наша, сущая на
небесах! да святится имя твое, да приидет царствие
твое; да будет воля твоя и на земле, как на небе; слово наше насущное подавай
нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому
должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от невежд и не
желающих читать произведения художественной литературы... Ю.Кувалдин, “День писателя”) и
очистить души от ежедневной скверны.
Такие прогулки стали уже традицией: почти
любая наша встреча оканчивается посещением ближайшего православного храма. Мы идем в пойме реки Городни по дорожке к Большому Борисовскому
пруду, переходим аккуратный деревянный мостик над сливной плотиной пруда,
огибаем церковную ограду, поднимаемся на холм (а церкви наши предки всегда
ставили на высоких холмах, чтобы издалека ее видеть, а вблизи при взгляде на нее,
чтобы дух захватывало от красоты и величия) и останавливаемся на минуту у
ворот.”... Кувалдин стоял у Борисовских прудов, вотчины царя Бориса Годунова” и читал
свои стихи:
Церковных окон виден переплет,
Где стекла запотели от дыханий,
Как странно наблюдать на расстояньи,
Как странно: если служба там идет...
Не в назиданье строилась Москва,
Но в корчах, как на сносях,
распласталась
И стала потому-то голова,
Что криво и беззубо улыбалась,
Кормилицей налево и направо
Для каждого вошедшего была,
Для всей России стала переправой...
Скинув шапки и помолясь на паперти, входим в Храм, берем по три свечи и зажженными ставим их за здравие
литературы нашей сущей, за здравие ныне живущих родных и близкий, во упокой усопших родственников и друзей, потом долго любуемся
богатым и красивейшим иконостасом и, помолясь Святой
Троице, выходим на улицу, из света в темь, в легкий морозец, в автомобильный
гул и суету города.
Господи! Как хорошо и благостно на душе! А
храмов-то в Москве - сорок сороков, не зря же зовут - Москва Златоглавая!
И, как бы подводя итог, Кувалдин останавливается посредине улицы и голосом проповеди говорит:
- Писатель без религиозного начала в душе -
не писатель. Каждый его рассказ, образ - это прощание с сиюминутным миром. Мир
ведь изменчив, и следующий твой рассказ будет уже о другом мире, который
родится в твоей душе и отразится в этом твоем новом рассказе или образе.
Машины осторожно объезжают Кувалдина, стоящего посреди улицы,
на проезжей части...
"НАША УЛИЦА" №108 (11) ноябрь 2008