Сергей
Михайлин-Плавский
У
ПАТРИАРШЕГО
ПОДВОРЬЯ
эссе
Сегодня
идёт второй
день 73 года
моей жизни. Бабушка
моя Василиса
Семёновна
умерла рано,
не дожив даже
до 60 лет: в 1943
году её
хоронили всей
нашей
деревушкой, и
я,
восьмилетний,
нёс ей на
могилку
букет
полевых
ромашек. Дед,
Сергей
Акимович,
пережил её
ровно на 14 лет
и, умирая,
наказывал
мне: "Живи
долго, с моё и
больше!" Вот я
и живу, и годы
мои и дни
приближаются
уже к обозначенному
дедом сроку.
А может быть,
этот срок и
действительно
продлится, и
мне Господь
пошлёт не
только " с
дедово", но и
больше. Что ж,
поживём -
увидим: по
земле-то хоть
и трудновато
стало ходить,
но ещё не пропал
интерес ко
всему живому:
и к цветущим
по весне
каштаном на
моей
Ташкентской
улице, и в
красных
кистях к
рябинам,
красующимся
как раз в эти
солнечные и
тёплые
деньки,
останние
после
недавнего
"бабьего
лета"...
Сегодня
- 4 октября -
День
животных,
Всемирная
неделя
Космоса,
Отдание
праздника
Воздвижения
Честного и
Животворящего
Креста Господня.
Воздвижение -
один из христианских
праздников,
установленных
"в память
нахождения в
окрестностях
Иерусалима
креста, на
котором, по
преданию, был
распят
Христос и
"воздвижения
"креста для поклонения
верующих";
это праздник
- воспоминание
обретения
царицей
Еленой
Креста Господня,
воздвигнутого
ею на
поклонение.
По
народным
приметам
Воздвижение -
это третья
встреча
осени, после
Симона
Летопроводца
и Осенин. На
Воздвижение -
последняя
копна с поля,
птица в отлёт
двинулась:
Воздвижение
кафтан с
мужика
сдвинет, шубу
надвинет.
А
в России в
этот день все
прогрессивные
люди ещё отмечают
50-летие со дня
запуска
первого
советского
искусственного
спутника
Земли, а я еду
к Юрию
Кувалдину в
гости по его
приглашению.
-
Я вас встречу
на платформе
метро
"Марьино", -
говорит мне
по телефону
Юрий Александрович.
-
Не надо, я
знаю, как
ехать.
-
Нет, нет, не
спорьте!
Ждите меня в
час дня на середине
платформы. Мы
будем
фотографироваться,
поэтому
наденьте
костюм или
пиджак, только
не надевайте
тельняшку,
оставьте её
пьяным
десантникам,
купающимся в
городских
фонтанах...
Господи
Боже ной!
Известный
писатель,
издатель,
владелец
частного,
одного из
лучших журналов
современной
литературы
"Наша улица"
и
собственного
издательства
"Книжный
сад", не
считаясь со
своим
временем (он
один
единственный
сотрудник и в
журнале, и в
издательстве),
срывается с
места, едет в
метро
"Марьино"
встречать
своего автора!
Господи!
Не снится ли
мне это?..
Нет,
не снится.
На
станции
метро
"Пролетарская"
я делаю переход
на
"Крестьянскую
заставу",
вхожу в
нужный мне
вагон, и
сразу несколько
пассажиров
встают со
скамеек и
уступают мне
место.
Что
это?
Или
я стал
настолько
известен,
благодаря публикациям
в журнале
"Наша улица",
или заметно
постарел, а,
может быть,
наоборот,
настолько
ещё
неотразим,
что даже
женщины уступают
мне место?
Ровно
в час дня
Юрий
Кувалдин в
своей
знаменитой
"кожанке" и
синих
техасных
брюках быстрым
шагом
приближается
ко мне. Мы
здороваемся,
а он говорит,
словно
извинияясь
за чьё-то
хамство и
бесцеремонность:
-
Всю
территорию
станции
застроили
торгаши,
пройти к автобусу
надо в обход,
остановку-то
не сразу найдёшь!..
Уже
на подходе к
дому
озабоченный
мастер достаёт
из кармана
"кожанки"
фотоаппарат и
говорит:
-
Ну-ка,
встаньте вот
здесь, пока
солнышко за тучку
зашло, кадр
должен
получиться
хороший.
Пригодится в
журнале...
Писатель
и издатель
работает 24
часа в сутки,
даже, когда
он на улице, в
автобусе или
метро, в
очереди за
картошкой
или просто в
толпе, в лесу
и даже в
ванной: либо
обдумывает
очередную
вещь
(рассказ,
повесть,
роман), либо ищет
натуру для
съёмки
нужного ему
фотокадра
для
очередного
номера журнала.
Одна
из целей
нашей
встречи -
подписка на
журнал "Наша
улица" на
второе
полугодие, а
также
получение
очередных
авторских
номеров за
последние
четыре
месяца, что
мы и делаем, в
первую
очередь, по
приходе на
квартиру
писателя.
В
прихожей,
сразу за
входной
дверью,
заботливо
подготовлены
для
посетителей
домашние
мягкие
тапочки,
которые тут
же уютно садятся
на ноги
вместо
уличных
туфель.
-
Проходите,
Сергей
Иванович, вот
сюда, направо.
На
двери
комнаты
висит
табличка:
"Издательство
"Книжный
сад". Вот она,
святая
святых Юрия
Кувалдина:
справа во всю
стену
книжные
полки, слева
тахта,
прикрытая тёмным
пледом, далее
- компьютер
("Я здесь работаю
ночью, когда
не спится" -
поясняет
Юрий Александрович),
посередине -
раздвижной
стол со
столешницей,
покрытый
белым в мелких
цветочках
пластиком, на
столе ваза с засушенным
букетом
бордовых роз,
возле стола
два
деревянных
стула,
покрытых
лаком по
натуральному
дереву.
Обстановка
спартанская,
ничего
лишнего, если
не считать
стопок номеров
журнала и в
комнате, и
вдоль стены
на полу в
прихожей и
коридоре.
Слева
от входной
двери за
небольшой
комнатой с
клеткой и
жёлто-зелёным
попугаем, красавцем
с горбатым
клювом и
длинным
хвостом,
расположен
безоконный
"творческий
закуток" с
главным компьютером,
принтером и
другими
необходимыми
к нему
причиндалами
(прошу
прощения за мою
полную
неосведомлённость
в этом деле!), а
на стене
висят
свёрстанные
листки с содержанием
будущих
номеров
журнала
"Наша улица"
и большая
карта Москвы,
полученная с
компьютера:
вид из
Космоса...
Юрий
Александрович
прямо при мне
вводит в компьютер
кадр с моей
физиономией,
только что
полученный
во дворе,
фокусирует
его и тут же
помещает на
обложку
одного из
будущих
номеров
своего
журнала.
Потом он
"залазит" в
Интернет,
открывает
сайт журнала
"Наша улица",
потом сайт "Писатель
Сергей
Михайлин-Плавский.
Народ. Ru".
А
ещё он
открывает
сайт города
Плавска: "Город
Плавск.
Герои", где
значится моя
фамилия:
"Поэт Сергей
Михайлин" и
много других
фамилий
известных на
моей родине
людей, с
некоторыми
из которых я
иногда
встречаюсь
на собраниях
"Тульского
землячества"
в Москве...
К
двум часам
дня
появляется
Ваграм
Кеворков,
среднего
роста с седой
головой
человек, режиссёр-постановщик,
актёр,
журналист, писатель,
автор книги
"Сопряжение
времён".
Кувалдин
после
взаимных
приветствий
усаживает
нас за стол и
снова берёт в
руки фотоаппарат,
снова
мелькают
кадры:
поодиночке, по
двое -
портрет,
групповой
портрет,
потом - ввод
полученных
кадров в
компьютер в
упомянутом
уже
"творческом
закутке".
А
через
некоторое
время нас
ожидает чай с
бутербродами
с маслом и
красной
рыбой, которыми
щедро
одаряет нас
Ваграм
Борисович.
Юрий
Александрович
о своих
авторах
знает всё, до
самых
мелочей.
Подавая мне
бокал с чаем,
он,
извиняясь,
говорит:
-
Вам же сахар
нельзя, а я
сыпанул одну
ложечку...
-
Одну ложечку
можно, -
говорю я
благодарно и беру
увесистый
бутерброд со
сверкающей белизной
тарелки. За
чаем мы
говорим о
творчестве,
об искусстве
художественной
прозы, о
высокой
поэзии.
Кувалдин
вдохновенно
читает стихи
Осипа
Мандельштама:
За
гремучую
доблесть
грядущих
веков,
За
высокое
племя людей,
Я
лишился и
чаши на пире
отцов,
И
веселья, и
чести своей.
Мне
на плечи
кидается
век-волкодав,
Но
не волк я по
крови своей:
Запихай
меня лучше,
как шапку, в
рукав
Жаркой
шубы
сибирских
степей...
На
этот раз, как
и при всех
предыдущих
встречах,
заходит
разговор о
мастерстве
художественной
прозы. Юрий
Александрович
садится на
своего
любимого
конька и
бросается в атаку:
-
Писать надо
ежедневно,
как говорил
Юрий Олеша:
ни дня без
строчки, - при
этом рука
мастера
тянется к
книжному
стеллажу и
безошибочно
достаёт
томик
любимого
писателя в
чёрном
дерматиновом
переплёте.
Кувалдин
раскрывает
его и читает:
"Если уж
начинать
писать книгу
о своей
жизни, то
следовало бы
первую главу
посвятить
тому
удивительному
обстоятельству,
что я не был
всё время
одинаковым, а
менялся в
размерах.
Даже не
мешало бы
вспомнить о
том, что меня
вообще не
было..."
-
О чём эти
слова? О том,
что всё
познаётся в
движении, в
развитии.
Это, как
облака, их
рисунок,
очертания
каждый миг
другие, они
не аморфны, а
постоянно
меняются. А
вот
послушайте отрывок:
"-
Мальчик! -
кричат
неизвестно
кому, и я тоже оглядываюсь.
Оглянусь ли
теперь, когда
закричат:
-
Старик!
Пожалуй,
не оглянусь.
Не хочется?
Нет. Я думаю, в
основном тут
удивление,
что это
наступило
так быстро...
-
Старик!
Нет,
не оглянусь.
Не может
быть, чтобы
это произошло
так быстро
(то есть
наступила
старость -
С.М.-П.).
-
Старик! Вот
дурак - не
оглядывается!
Ведь это же я -
смерть!.."
Вот
как надо
писать: обжигающе
коротко и
убедительно!
А
вот
послушайте,
как
пронзительно
написано о
любви к
земле: "...надо
выбраться за
город. Поеду
на
какую-нибудь
станцию,
сойду и буду
стоять...
Когда-то я
впервые
после перерыва,
оказавшись
за городом,
взбежал на
невысокий
холм и, не
видя, что
вокруг
кладбище,
упал, чувствуя
восторг, в
траву лицом -
на ножи
травы, которые
меня ранили,
плакал от
сознания
близости к
земле,
разговаривал
с землёй...
"Только
тогда
правдиво и
напишешь о
земле, если
так искренне
любишь её,
носишь её в
сердце: все
её боли
пропускаешь
через свою душу...
Юрий
Карлович
много писал о
мастерстве
прозы, у него
даже есть
солидная, с
глубоким
анализом
статья
"Литературная
техника". И
нам нелишне
будет
послушать
ещё один маленький,
но
любопытный
отрывок:
"Однажды мне
попала в руки
книга
Шеллера-Михайлова,
какой-то
роман из
собрания
сочинений
этого
писателя,
изданного
"Нивой"...
Бойко написано,
но ни следа
очарования,
магии.
Свадьбы,
векселя,
интриги,
вдовьи слёзы,
прожигающие
жизнь сынки...
И вдруг,
перейдя к одной
из очередных
страниц, я
почувствовал,
как строчки
тают перед
моими
глазами, как
исчезает
страница,
исчезает
книга,
исчезает комната
- и я вижу
только то,
что
изображает автор...
Книжка
Шеллера-Михайлова
была по
ошибке сброшюрована
с
несколькими
страницами
того же,
"нивского"
издания
сочинений Достоевского.
Страницы
были из
"Идиота"... Колоссальна
разница
между
рядовым и
великим
писателем!"
Давно
когда-то, в
пору своей
инженерной
юности, я
читал
рассказы
Юрия Олеши,
наверно, не
понимал их,
поэтому не
скажу, что
был от них в
восторге. Но
одно место меня
тогда
поразило и
запомнилось
на всю жизнь.
Речь там шла
о студенте,
который
ухаживал за
сестрой
рассказчика
Верой и
приезжал на
дачу на
велосипеде.
Вот эта
поразившая меня
фраза:
"...студент
дул в цветы,
цветы
отворачивались.
"Можно
написать и
две, и пять
страниц о
том, каким
неприятным
типом был
этот студент,
но
настоящему
мастеру для
этого
понадобилось
всего лишь
шесть слов! В
статье
"Литературная
техника"
Олеша пишет:
"Мы только в
том случае
можем увидеть
лицо, о
котором нам
говорят, если
художник нашёл
черту,
вызывающую у
нас краткое,
мгновенное
впечатление".
И сейчас я
заново осмысливаю
для себя
поучительную
прозу Юрия Олеши,
открывающего
мне тонкости
и своеобразие
художественной
прозы
классиков, "В вещах
Льва
Толстого
очень много
сновидений.
Сон Пети
Ростова... Сон
князя Андрея,
сон Анны Карениной...
Снится также
сон Пьеру
Безухову...
Много снов и
у
Достоевского...
Сон
в литературе
составляет
как бы отдельное
произведение
искусства...
Пушкин говорил,
что
блестящие
выражения
без мыслей ни
к чему не
служат. Но
блестящие
выражения, в
которых заключены
мысли, он
охотно
применяет в
своей прозе...
И стихи, и
проза
Пушкина
особенно богаты
эпитетами,
определяющими
эмоции и душевные
качества.
Умение точно
и кратко
назвать
переживание,
чувство,
душевное качество
в Пушкине
поразительно..."
А
теперь я
вместе с
заинтересованным
читателем
хочу
порадоваться
за Юрия
Олешу, нашедшего
великолепную
метафору:
"Подошла цыганская
девочка
величиной с
веник". Эту находку
он объясняет
так "Идёт
маленькая
цыганка. У
неё очень
узкая талия,
маленькая
головка. На
ней широкая,
расходящаяся
треугольником
юбка до пят.
Маленькие
цыганки
ходят очень
быстро...
потому что им
нужно
догонять
прохожего и
забегать
впереди. И
цыганка
метёт при этом
своей
длинной
юбкой и
пылит. Стало
быть, есть
все данные,
чтобы
увидеть
вместо цыганской
девочки -
веник...
Такая
метафора
имеет смысл,
потому что
она каждого
делает
поэтом,
каждому
возвращает
свежее
восприятие
мира".
После
чая, наскоро
на кухню
убрав посуду,
мы идём на
улицу: нас
ожидает
Храм
Живоначальной
Троицы в
честь 1000-летия Крещения
Руси.
Кувалдин
предупреждает:
-
Обещали
дождь к
вечеру.
К
дождю мы
готовы: у
Юрия
Александровича
и Ваграма
Борисовича -
зонты: у меня
на всё про всё
- плащ и берет,
не люблю
зонтов -
давняя
деревенская
привычка.
От
Люблинской
улицы на
автобусе с
пересадкой
доезжаем до
нужной
остановки на
Ореховом
проезде и
выходим как
раз напротив
Храма.
Храм
имеет свою
современную
историю его создания.
В
Интернете
есть
официальный
сайт
Патриаршего
Подворья в
честь 1000-летия
Крещения
Руси,
созданный по
благословению
Его
Святейшества
Патриарха
Московского и
всея Руси
Алексия II и с
разрешения
Московской
Епархии
Русской
Православной
Церкви в 2004
году от
Рождества
Христова к
освящению Храма
Живоначальной
Троицы.
Мысль
о
строительстве
административного
центра
Русской
Православной
Церкви (РПЦ), который
включал бы в
себя
комплекс
сооружений,
зародилась в
далёком 1988
году, в год
1000-летия
Крещения
Руси, год
только
начинающейся
оттепели по
отношению к
Православной
Вере в
Советском
Союзе.
Тогда
ещё боялись
вслух
говорить о
возможном
восстановлении
Храма Христа
Спасителя, на
месте
которого всё
ещё
плескался
народ в
бассейне
"Москва", не
зря
прозванном современниками
"лужей". Было
принято решение
построить
комплекс
Патриаршего
Подворья в
самом
большом
районе
Москвы -
Орехово-Борисово,
недалеко от
Борисовских
прудов... Для
комплекса
было
предложено 3
площадки:
нынешнее
расположение,
у
музея-заповедника
"Царицыно" и
у
близлежащего
храма Живоначальной
Троицы в
Борисово, но
не все люди
ещё "созрели"
для таких
резких
перемен от
безбожия к
открытому
исповеданию
христианства,
поэтому для
застройки
было
выделено место,
самое
неприметное
с одного из
главных транспортных
узлов
столицы
нашей Родины
- Каширского
шоссе - у
музея-заповедника
"Царицыно",
где в 1988 году
святейшим
Патриархом
Пименом был
отслужен
молебен и
освящён
закладной
камень
будущего
храмового
комплекса.
Но
строительство
так и не
началось
из-за того,
что все
финансы были
брошены на
приходские
храмы,
которые
более
нуждались в
реальной
поддержке,
чем
строительство
одного собора.
А в 1995 году
началось
воссоздание
Храма Христа
Спасителя, на
строительство
которого
были брошены
все силы и
средства.
И
только после
открытия
Кафедрального
собора Русской
Православной
Церкви
вспомнили
про задумку
12-летней
давности - о
строительстве
Патриаршего
Подворья в
память
1000-летия Крещения
Руси... Не без
помощи мэра
Москвы Юрия Михайловича
Лужкова было
получено
разрешение
на застройку
площадки
близ Каширского
шоссе.
Как
основа, был
предложен
проект в
Византийском
стиле, ведь
тысячу лет
назад в
православно-храмовой
архитектуре
наибольшее влияние
имела
византийско-греческая
культура,
которая
повлияла на
развитие и
расцвет
многих
других
культур, в
том числе и
русской.
Поэтому в
строительстве
храма-памятника
нельзя было
не
обратиться к
истокам. Отсюда
и
крестообразный
в плане
однокупольный
храм и
бирюзово-голубые
купола - символ
Божьей
Матери и
ангельских
сил.
По
благословению
Святейшего
Патриарха Московского
и всея Руси
Алексия II в
октябре 2000
года
Балтийская
Строительная
Компания
приступила к
строительным
работам на
месте. Был
перенесён
камень и
крест...
А
уже I
сентября 2001
года, в день
города,
Святейшим
Патриархом
Московским и
всея Руси
Алексием II,
при огромном
стечении
народа, было
совершено
освещение
закладного
камня
будущего
храма Живоначальной
Троицы в
честь 1000-летия
Крещения
Руси в
комплексе
Патриаршего
Подворья,
превратившееся
в
удивительно
красивый и
одухотворённый
праздник.
На
протяжении
всего строительства,
по
воскресным
дням,
совершались
еженедельные
молебны,
сопровождаемые
колокольным
звоном...
В
начале 2004 года
был привезён
и
смонтирован уникальный
фарфоровый
иконостас
работы петербургской
художественно-реставрационной
мастерской
"Гильдия
мастеров"
Юрия
Волкотруба.
Общее
руководство художественными
работами в
Храме осуществлялось
Экспертным
Советом под
руководством
архиепископа
Орехово-Зуевского
Алексия
(Фролова).
Главная идея,
которой
подчинено
всё
художественное
убранство
Храма - идея
соборности
1000-летней
Русской
Православной
Церкви, духовное
единство
разнообразных
типов святости,
присутствующих
не только в
пределах
России, но и
во многих
странах мира.
И,
наконец,19 мая 2004
года, в день
отдания
праздника
Пасхи
Святейшим
Патриархом
Московским и
всея Руси
Алексием II
было
совершено
великое
освящение
центрального
собора в честь
Троицы
Живоначальной
и отслужена
первая
Божественная
Литургия.
Закончилось
строительство
физическое,
но началось
строительство
иное -
строительство
духовное: ежедневные
Божественные
Литургии и
просветительская
работа. В
сентябре 2004
года начала
свою работу
Воскресная
школа при
комплексе
Патриаршего
Подворья для
детей и
взрослых,
открылась
подготовительная
гимназия.
Помолившивь
Христу
Спасителю,
поставив традиционные
свечи за
здравие
литературы и
ныне живущих
родных и
близких и во
упокой
усопших, мы
ещё долго
любуемся
внутренним
убранством
храма, потом
выходим на
улицу,
медленно
обходим его
кругом,
фотографируемся
и по ступенькам
поднимаемся
вверх, к
автобусной
остановке.
Кувалдин
с Кеворковым,
притихшие и
умиротворённые,
подсаживают
меня в
автобус, и я
через
Каширку
возвращаюсь
домой.
А
дождик
всё-таки
пошёл:
осенний, но
тёплый и
частый,
сродни
весеннему,
живоначальному.
"НАША
УЛИЦА" №114 (5) май
2009