Сергей Овчинников "Разговоры с собой" заметки

Писатель Сергей Михайлович Овчинников родился в 1963 году в Калининграде. Окончил Рязанский медицинский институт. Жил в Калининградской области, в Рязани, под Владимиром, в Тольятти, с 1991 года живет в Щекино Тульской области. Врач и писатель. Автор нескольких книг прозы и афоризмов. Публиковался в журналах “Время и мы” и “Альбом”, “Родина”. Живет в городе Щекино. Главный редактор литературного альманаха “Тула”. В "Нашей улице" опубликованы следующие произведения Сергея Овчинникова: “Разговоры с собой”, афоризмы. №1-1999-(пилотный); “После армии”, рассказ. № 1-2000; “Разговоры с собой”, афоризмы - № 4-2000; “Шпион”, повесть. № 5-2000; “Разговоры с собой”, афоризмы. № 11-2000; “Разговоры с собой”, афоризмы. № 1-2001; “Разговоры с собой”, афоризмы. № 11-2001; “С праздником, дорогие товарищи”, рассказ. № 12-2001; “Вскрытие назначено на завтра”, рассказ. № 12-2003; “Разговоры с собой”.№ 1 (50)-2004

 

Сергей Овчинников

РАЗГОВОРЫ С СОБОЙ

заметки

 

В келью, затвор, скит, оборудованный под писательский кабинет, иначе не выдержать мерзости российского запустения. Иногда кажется, что нужно бежать из России, как из прокаженного, больного места, но ведь кроме нынешней униженной и слабой России есть еще небесная родина, в ней князь Владимир, Аввакум, Екатерина, Серафим Саровский, Толстой, Чехов, Иоанн Кронштадский, Шаляпин, маршал Жуков, Дмитрий Донской, Набоков, Петр Первый, Суворов, Пушкин, адмирал Ушаков, Столыпин, Гоголь, Сергий Радонежский, Кутузов, Тургенев, Циолковский... Они до сих пор спорят, наверное, кто из них лучше послужил России - уничтожая, распиная ее, бросая в прорыв, или молитвой, голосом, идеей?

 

Человек вроде матрешки: откроешь его и неожиданно видишь другую суть.

 

Если нет в человеке Бога, то остается лишь махинатор, манипулятор, часто умный и расчетливый, но не более того. Чтобы душа развивалась, ей необходим нравственный закон, иначе перед нами недочеловек, симулякр, человекообразная обезьяна. Этот нравственный закон важно имплантировать в детскую душу с первых лет жизни, как главнейшее средство духовного выживания. Правда, иногда кажется, что духовное выживание сейчас часто противоречит выживанию физическому... Но это иллюзия, значительная часть российского народа не слишком жизнеспособна в современных условиях именно потому, что живет без нравственного закона и потому в ближайшее время население России будет продолжать сокращаться. Через десять лет, может статься, не защищенный уже боеспособной армией, не очень большой народ наш окажется беззащитным рядом с бурно развивающимся миллиардным Китаем. Нам нужен нравственный, культурный и религиозный щит, без него нам не выжить.

 

“Тиранов делают рабы, а не рабы тиранов”. Не совсем так, влияние взаимно, хотя, в очень большой степени, “начальник” может стать тираном лишь потому, что ему разрешают это подчиненные.

 

Россияне в 20 веке сделали столько ошибок, что, быть может, уже потеряли право сохраняться дальше, как отдельная цивилизация.

 

Что такое русская интеллигенция? Наиболее близкий термин, которым пользуются в Европе - интеллектуалы. В русском же понимании к интеллекту обязательно должна присоединяться совесть, нравственность. Многие же наши интеллектуалы легко предают, отрекаются и продаются. Такой человек больше знает, лучше говорит, весьма напыщен в сравнении с обычным человеком (которого в реальности не существует), но дел у такого “много знающего” нет, одни слова. Хотя бы дерево в городе посадил? Только у себя дома. Гибнущего ребенка спас? Нет, заботимся лишь о своих детях. Тогда мы не русская интеллигенция, а просто люди с воспаленным самомнением. Имеет значение только напряженность нравственного чувства, а все остальное вторично. Интересен лишь человек с больной совестью, все другие никчемны и холодны, как трупы.

 

Откуда в русских столько разрушительной агрессивности по отношению к себе, окружающим, собственным городам, природе? Может, потому это, что славянские племена намного дольше европейцев жили подзольным земледелием, не укореняясь надолго на одной земле? Когда почва истощалась, скудели пастбища и охотничьи угодья - племя переходило на другое место, выжигая новый кусок леса и заново строя свои нехитрые избушки. Склонность разбрасывать вокруг себя мусор тоже характерна для кочевых народов. А еще, быть может, оттого это, что наши предки всегда жили в стране с низкой плотностью населения и привыкли не щадить природу - она всегда успевала восстанавливаться? Мы, в подавляющем большинстве, дети простонародья, а у крестьянина, рабочего не было полиэтиленовых пакетов, бумаги, стеклянных, пластиковых бутылок, жестяных крышек и, когда он бросал на землю шелуху из под семечек или оправлялся под куст, это не вредило природе. У нас нет бытовой культуры городского, скученного человека, но ее можно выработать, если мы начнем наказывать действенными штрафами за разбрасывание мусора, порчу травы и деревьев, загрязнение стен и тротуаров. Нужно восстановить профессию дворников - хорошей зарплатой прежде всего, - иначе многие из нас так и будут жить в диких, унизительных помойках, называемых городами.

 

Катастрофически не хватает сил и времени, чтобы одновременно быть хорошим писателем, врачом, другом, мужем, сыном, отцом. А ведь если не получается делать хорошо - лучше вообще не делать! Отказаться же от какой-либо из этих ролей для меня смерти подобно, роли постоянно вступают в конфликт, часто играю плохо и это главная катастрофа моей жизни.

 

Очень важны для человека чувство единения с народом, ощущение симпатии, признания, любви. В нас есть нечто от пчел, долго живущих лишь в родном улье.

 

Обычно лишь болезни, старость и смерть подталкивают человека к Богу, а значит они, в известной степени, благо. Счастье, плотская любовь, здоровье - приятные, но излишне успокаивающие шоры на глазах молодости.

 

Преобладание животной сущности простительно в молодости, оно быстро исчезает к зрелому возрасту, но многие к этому сроку теряют здоровье или погибают, не успев состояться.

 

По сути мы все живем в предсмертии, тяжело думать об этом, но это так. И нужно готовиться к смерти, которая слишком часто бывает внезапной.

 

При социалистической революции, как и сейчас, при капиталистической, тоже происходил сброс культуры. Потом она восстановилась, но быстро состарилась и ее уничтожили. Вновь упала цена жизни и уровень образования, уменьшилось население, как при любой революции. Захочет ли новая элита вновь развивать культуру и образование? Ведь культура всегда растет возле богатства - государственного или частного - перерабатывая в цветы денежный навоз.

 

Если раньше в России умирали деревни, то теперь пришла очередь многих провинциальных городов.

 

Мы действительно переживаем провозглашенный Фукуямой “конец человеческой истории”, дальше на авансцену выходят киборги, человекоподобные существа, которые будут рождаться естественным путем, или в виде клонов, а затем усовершенствоваться с помощью технических присадок. Чем более усовершенствований будет в таком человеке, тем более он станет конкурентоспособным. Усовершенствования уже появляются. Будут ли эти “люди” считаться Небом за полноценных носителей человеческих душ? Попустит ли Небо массовое существование таких особей? Поживем - увидим.

 

В семьях российских нуворишей часто порочные, сластолюбивые, не желающие работать дети. Секс, алкоголь, наркотики или просто беспрестанные развлечения - иногда почти единственные их интересы. Богатые папы и мамы работают, воруют, насилуют окружающих ради того, чтобы их собственный ребенок скорее превратился в монстра, чтобы ему было удобнее разрушить свое тело, психику и свою жизнь. Когда такие дети вырастут, они станут главным возмездием для родителей. Стареющим нуворишам хочется спрятаться за надежную спину выросшего сына, а сыну хочется удовольствий - и он быстро спускает деньги престарелых родителей. Бессмысленная жизнь, жуткая смерть. Самые умные из богатых стремятся дать своим детям хорошее образование, оторвав их от дома. Тогда есть шанс, что во владение наследством вступит зрелый и умный человек, быть может он хотя бы умом поймет необходимость думать не только о себе.

 

С возрастом мозг человека теряет способность выделять “эндорфины” (гормоны счастья) на те события, которые раньше приносили острое наслаждение. Поэтому жизнь пожилого человека постепенно упрощается, отпадают многие стимулы. Дольше других сохраняется удовольствие от еды, власти, алкоголя, удовлетворяемого тщеславия, чадолюбия. Поэтому старым и молодым трудно понять друг друга. У молодого уйма сил, каждое событие приносит бурю эмоций, у старого сил мало и ничто не радует. Эмоциональный слом, переход к старости совершается у большинства людей после сорока лет. В этом сломе коренится одна из главных причин “кризиса среднего возраста” - когда жизнь перестает доставлять удовольствие, люди начинают менять ее, метаться в поисках ускользающего счастья. Но есть редкие счастливцы, которые до глубокой старости не теряют способности радоваться мелочам, вот они-то и составляют когорту долгожителей.

 

Любые социальные или философские идеи тесно связаны с конкретной религией или отрицанием религий (тоже своеобразная система верований). Не понимающие этой связи ничего не поймут и в современном, внешне безбожном, компьютерном мире.

 

В самых сложных ситуациях достаточно отказаться от себя, забыть о себе, оставив лишь божественный свет, наполняющий каждую душу - и тут же становишься неуязвимым. Главное - отказаться от себя.

 

В любом банке существуют вклады, которые никогда не придется возвращать - человек слишком быстро и внезапно смертен. Эти вклады являются одной из составных частей банковского богатства.

 

Понятие Бога слишком велико для некоторых умов, не умеющих вместить столь огромного. При попытке вместить давит несоответствие размеров. И много таких, раздавленных.

 

Когда-то (в конце 19, начале 20 века) писатели в России были “правительством совести”. Теперь многие писатели превратились в развлекателей, возбудителей, занимателей.

 

Мы не имеем права судить людей - жизнь так тяжела, что даже просто остаться порядочным человеком иной раз может лишь герой, а героизма от всех требовать невозможно.

 

С возрастом приходят утраты, разочарования, болезни, но зрелый и умный человек, до поры, может компенсировать это своей развитой личностью и богатым опытом.

 

Десять лет корежит и ломает Россию, многие погибли, но происходило все сравнительно тихо, умирающих всегда мало слышно, кричат они за стенами своих домов и квартир. Если б не стены, в нашей России стоял бы кладбищенский вой - наверное так воют в полнолуние волки.

 

Надоедливый российский спор: Запад или Восток. И то и другое! Переработать на свой лад, взять все лучшее и незачем спорить! Мы всегда и были то и другое, в соотнесении с северным климатом, огромными пространствами, нищетой провинций и богатством столиц. Огромная, непредсказуемая, трагическая страна с гениальным, в своих ужасающих крайностях, народом.

 

Отрицать влияние Запада на Россию бессмысленно. Другое дело, что это влияние часто было агрессивным и потому, если б мы не следовали стилю жизни и технологиям Запада, нас бы уничтожили. Впрочем, западные “технологии” помогали выстоять нам и в схватках с Востоком. Стояние на Угре закончилось бегством татар во многом из-за того, что у русских было огнестрельное оружие. Легко обвинять Петра Великого в том, что он нарушил “патриархальный уклад жизни”, но, если б он не модернизировал этот самый уклад и армию, нас бы смели турецкие, шведские армии. Вот и сейчас для России разумная модернизация полезна, только дело не в ней, а в том, что эта модернизация долго служила прикрытием для разграбления и ослабления страны.

 

Обыденное понятие о психической норме и психическом здоровье - едва ли не главный инструмент нивелирования личности в общественной мясорубке, но поступать, как все, жить лишь ради удовольствий, детей и хлеба насущного гибельно для художника. Творчество - создание нового, а значит быть творцом, по определению, могут лишь “отклоняющиеся” люди. Поэтому излишние рассуждения о психическом здоровье есть пошлость. Вся культура, с точки зрения обыденного сознания - большой странноприимный дом, если не сказать большего.

 

Летописцы в России никогда не были богатыми, они сидели в монастырских кельях, молились, писали для будущих поколений - их поэтичные летописи, действительно, были часто безразличны современникам и нужны лишь потомкам, случайно нашедшим рукопись. Нестор Печерский, тысячу лет назад писавший “Повесть временных лет”, первую дошедшую до нас русскую летопись, больше пятидесяти лет прожил в киевских пещерах, в посте и молитве, а мы живем в теплых квартирах, имеем возможность публиковаться и еще жалуемся!

 

Уныние беспочвенно. Тело разрушается и гибнет, но твоя смерть и даже смерть твоих близких - не катастрофа. Так и должно быть. Уныние из-за собственного регресса есть следствие ограниченности и чрезмерной любви к себе. Зрелый человек должен быть больше себя телесного.

 

Нет повода расстраиваться, даже самая гибель мира, которая рано или поздно наступит, не явится концом всего, а лишь этапом в действии, источником и режиссером которого являемся не мы. Гибель мира, апокалипсис - лишь один из актов в спектакле Создателя.

 

Счастье дает лишь краткий отдых и напряженная творческая работа. Мы все работники на земле, только работа у каждого разная.

 

Альманах для меня - средство познания мира, конкретное дело, за которое бьют, хвалят, ругают. Пока общение ограничивалось словесами взрослые и умные люди говорили политически корректными софизмами, а вот за конкретное дело начинают бить и тогда многое чувствуешь кожей.

 

Человек своим животным подсознанием часто видит в ближнем конкурента и потому, в глубине души, порой бывает рад его ослаблению и гибели. Когда умирает сосед или сослуживец, нет-нет да и мелькнет сквозь скорбную мину похоронного зеваки тщательно скрываемая животная радость. И сочувствие другим иной раз проистекает из любви к себе - человек переносит чужое страдание на себя и начинает жалеет себя, вкупе с другим.

 

Рано или поздно у художника наступает этап навязчивой мысли: “Для чего и для кого я работаю?” Взрослого человека уже не исправить книгой, это может сделать лишь Создатель. Поучать можно детей в нежном возрасте (это пытались делать Толстой, а сейчас, например, Крупин), но эти религиозно-нравственные книги не доходят до падших. Православные, к тому же, еще и не дадут детям читать Толстого... Существует некий тупик, бессилие литературы что-либо изменить, в этом тупике замолчал и умер Казаков, убили себя Фадеев, Стефан Цвейг, Маяковский... Многие просто бросают литературу. Пишет, до поры, молодежь, а настоящая литература начинается, когда уже нет иллюзий, когда взрослый, зрелый человек, понимая всю сложность мира и собственную слабость, продолжает работать.

 

Настоящий писатель, как и настоящий священник, должен заботиться о душе человеческой. Разница в том, что религия  чаще разъединяет людей, а культура объединяет.

 

Православные считают, что человек живет ради земных испытаний, разделяющих человеческие зерна и плевела для будущей, загробной жизни. Иудейские мистики говорят, что главная цель Господа в земных делах - “насладить свое творение”. Это различие многое объясняет. Но православные, быть может, зря забывают и об этом желании Господа, иначе бы мир природы, не испорченной человеком, не был так поразительно красив, а жизнь, особенно в молодости, не приносила бы столько радости.

 

Отрицание единого Бога привносит в душу хаос, разрушает психику. Не случайно все наиболее развитые цивилизации последних двух тысячелетий есть цивилизации монотеизма - иудаизм, христианство, ислам.

 

Человек, лишенный небесного покровительства, чрезвычайно беззащитен.

 

Патриотизм, конечно, во многом эгоистическое чувство, но и самоуничтожаться незачем. Следует найти ту меру, которая, не вредя соседям, позволяет спокойно жить, растить детей, учить их главному. Сейчас мы отошли от меры в сторону самоуничтожения.

 

Женщины не прощают мужчинам слабости. Все что угодно готовы простить - подлость, жестокость, предательство, только не слабость.

 

Человек одинок перед лицом Бога, не спрячешься тут за спину партии, нации, не скажешь “мы”, только “я”.

 

Пока человек делает что-то для других - он полноценен и общество относятся к нему с уважением. Как только начинает жить для себя и своей семьи - тут же теряет в цене. Делать для людей и Бога есть главное человеческое предназначение. 

 

Столица и провинция. Где жить творческому человеку? Раньше, однозначно - в столицах. Не было почвы для такого человека в провинции, ему ведь нужна информация, общение с собратьями по творческому цеху, изрядные деньги, чтобы покупать инструменты творчества. Кроме того, в столице такой человек востребован, а в деревне или маленьком городке его картины, научные открытия, спектакли, книги никому не нужны. Но сейчас поле, где может жить творческий человек, понемногу расширяется из-за скоростного транспорта, мобильного телефона, Интернета. Это поле уже охватило многие крупные города и Подмосковье. Человек, живущий в Звенигороде или Серпухове, вполне может работать в Москве театральным режиссером, художником, журналистом, а писатель, получив хорошее образование, вообще может годами жить в глуши, изредка появляясь в столице - временная изоляция лишь сделает его самобытнее. Человек с возрастом становится все более одиноким, люди расходятся - оттого, наверное, что мир непрерывно расширяется, - сверстников и друзей все меньше, а чужих больше. С годами часто меняется восприятие действительности. Дитя приходит чаще всего в любящий и добрый мир, а покидает мир, кажущийся злым и неласковым: Природа становится жестокой по отношению к пожилому человеку, а многие близкие и дорогие, которые могли бы поддержать, уже там, за порогом видимого, они зовут и не хочется сопротивляться.

 

Пройдет время и наши склоки, интриги, политические выкрики окажутся невероятно мелкими в сравнении с написанными книгами, рожденными детьми, с сохраненным или порушенным отечеством.

 

Русского человека отличает, как известно, всемирная отзывчивость и потому всемирная культура. На бытовую культуру сил и желания не хватает.

 

В Советском Союзе жизнь была устроена так, чтобы человек не укоренялся на земле, вел жизнь кочевника - служба в армии, распределение, комсомольские стройки. Мои дедушки, бабушки, родители переезжали трижды - из Поволжья и Боровичей в Ленинград, Калининград, Щекино. Сейчас многие вообще спокойно уезжают из страны. Все это чревато душевными потерями, ведь чувство нравственности тесно связано с чувством родной земли, без малой и большой родины человек не вполне полноценен. 

 

Раньше жизнь ютилась возле рек, которые защищали, кормили, служили дорогами, а теперь - возле финансовых потоков. Сейчас деньги защищают, кормят, дают возможность передвигаться. Ушла река - нужно идти за ней, чтобы остаться живым. В этих живительных реках сейчас деньги, нефть, газ, лес, рыба, металл. Даже на самых ничтожных ручейках этих кормятся и растят детей люди.

 

Если пользоваться терминологией Тойнби многое из произошедшего в России, действительно, являлось ответом на вызовы наших планетарных соседей. После оглушительных побед Петра Великого была проигранная, - войска полгода не могли добраться до Севастополя, - Крымская война. Россия ответила строительством первой в России железной дороги от Лозовой до Симферополя, отменой крепостного права. На вызовы проигранной Японской войны последовал ответ революции 1905 года. Затем уже самодержавие и угнетение одними российскими классами других стали тогдашним внутренним вызовом народу России, а тут еще Первая мировая война - последовал чудовищный, но эффективный ответ 1917. На вызов объединенной Гитлером Европы русский ответ известен. В конце восьмидесятых вызовом для россиян стал уровень жизни и свобод народов Запада (отставания в вооружениях не было), ответом стала российская капиталистическая революция. Возглавили революцию, как всегда, не лучшие люди - они, в большинстве своем, предали Россию, вывозя капиталы на Запад, оставляя без помощи стариков и детей, помогая разрушать российскую экономику. Ответом на этот вызов стал уход народной экономики в тень. Россия на две трети ушла в подполье, в криминальные формы бизнеса, чтобы хотя бы часть денег осталась в России. Что касается уровня жизни и уровня свобод - многие россияне в этом уже сейчас догнали европейцев. Только вот на всех в России, как обычно, не хватило.

 

Массированное военное вторжение на территорию сегодняшней России пока маловероятно, а в будущем - не исключено. Ответ у России, в случае начала войны, сейчас был бы вначале слабым, а затем, с нарастанием мобилизации, по прежнему всесокрушающий, ведь новейшие вооружения в России продолжают разрабатываться, а стратегические ресурсы, в случае военного вторжения, сразу же будут изъяты у частных собственников и мобилизованы, моментально забудутся распри между Россией, Украиной и Белоруссией... Поэтому нашим стратегическим конкурентам все еще представляется важным стимулировать распад России, кроме того, им крайне желательно дальнейшее разрушение российской экономики.

 

Бесконтрольная свобода слишком часто оборачивается прежде всего свободой для негодяев, которые всегда более энергичны и ухватисты.

 

Государство - большая семья. Если какой-нибудь взрослый эгоист, выросший в этой семье, начинает выносить из дома деньги, чтобы самому их потратить - детям, старикам этой семьи приходится плохо. Именно это и происходит сейчас в России. Несколько десятков тысяч богатых россиян забрали большую часть денег себе, большую их часть вывезли из страны, а российские старики, дети, армия, наука, образование, медицина остались нищенствовать. Это ненормальная ситуация. Пусть деньги будут в частной собственности, но они должны работать в России.

 

От семидесяти до восьмидесяти лет последние, скупые радости изжитого земного срока. Дальше уже жалкое, стыдное, животное, унизительное существование, которое не стоит сил, тратимых для того, чтобы его достигнуть.

 

Существующий в знаке, звуке, символе информационный объект сейчас не менее реален, чем материальный. При современном могуществе человеческой цивилизации любой материальный объект легко уничтожить, а находящийся в формате информации воссоздать в материи. Поэтому достаточно существования в информационном поле.

 

Молодым, у которых еще нет инструментов для воздействия на мир - образования, должности, связей, денег - этот мир кажется чудовищно несправедливым, а потому им хочется изломать его. Потому нужно прощать молодым небольшие ошибки, остерегая от страшных, прощать им излишнюю агрессивность, без которой им иной раз не выжить, не утвердиться.

 

К упразднению границ страны пришли в разном состоянии и выиграли более опытные, развитые, искушенные. Свобода всегда выгоднее тем, кто умнее и сильнее. Запад сейчас гораздо сильнее нас, а потому всеобщая открытость ему чрезвычайно выгодна. В идеале должен быть тот максимальный уровень свободы, который выгоден большинству. Сейчас большинству навязывается тот уровень свободы, который выгоден богатому меньшинству.

 

Любящий идеализирует объект своей любви, который кажется влюбленному лучше других. То есть любовь - глуповатое чувство. Счастье всегда глуповато.

 

Есть в Эрмитаже картина - “политиканы в саду Тюильри” - злобные лица, мстительно горящие глаза. Не стать бы таким политиканом...

 

С возрастом степень патриотизма личности обычно увеличивается, потому что старый человек уже не может приспособиться к новому гнезду и славит старое. Но, чего бы старый не хотел, у него уже нет сил восстановить прежнее и потому гораздо важнее, что хочет молодежь. А она хочет денег, свободы, удовольствий, информации, открытости, честного соревнования. Но честного соревнования не бывает: раньше дети номенклатуры, а сейчас дети богатых родителей имеют множество преимуществ по сравнению с детьми из обычных семей - в этом ложь и лицемерие, в этом источник нового упадка, ведь молодежь всегда боролась против ханжества, лицемерия, насилия, утверждая этим свое право обновлять жизнь. Если Россия хочет развиваться, она должна справедливо платить молодым за талант и стремление продуктивно работать, иначе ученые, конструкторы, программисты будут по прежнему бежать отсюда и мы окончательно потеряем науку, боеспособную армию, индустрию.

 

То, что кажется нам бессмысленностью часто является небольшой частью огромного действа, смысла которого мы не понимаем.

 

Едва ли не каждый второй в бывшем СССР стал жертвой перехода к капитализму - одни погибли духовно или физически, другие стали беженцами или предельно обнищали. Множество детей просто не родилось, они могли бы родиться в России, но не случилось. Значит Господу хватило того опыта, который мы получили в российском социализме за 70 лет, ныне время платить за ошибки.

 

При социализме людей ломали прикрываясь идеями, теперь же люди сами себя окорачивают ради денег.

 

Итак, глобальный мир без экономических границ неизбежен. Главные инструменты глобализации - Интернет, единые валюты и банки, мировое сообщество богатых, транснациональные корпорации. Неспроста впервые термин “глобализация” был употреблен в 1992-1993 году, когда в массовое сознание впервые проник Интернет. Кроме того, именно тогда рухнули последние малопроницаемые границы в Восточной Европе, России, Китае. Все это полностью изменило человеческие взаимоотношения, технику бизнеса, лицо мира. Сейчас на компьютерах работает едва ли не четверть всех людей, ничего при этом не производя в привычном смысле. Материальное производство сосредоточилось в Китае, Турции, странах Азии, а производство высоких технологий в Европе, Японии. США. Кроме того, США и Европа производят мировые валюты, компьютерные программы, кинофильмы (суть такие же программы для человеческого сознания), вооружения, демократию, способы разумного бытоустройства...

 

Глобализация в реальной жизни часто происходит как бы сама собой, без злого умысла. Раньше, например, у каждой крупной фирмы был свой надежный банк для инвестиций, а потом вдруг оказалось, что в международных банках платят на один процент больше. Один процент для транснациональных корпораций - огромные деньги, достаточные, чтобы купить правительства некоторых государств... От естественной глобализации полбеды, она ведь имеет и положительные стороны. Проблема в том, что глобализация проводится с высоким градусом духовного и физического насилия, с мистической, инфернальной компонентой.

 

Господь, конечно же, на стороне молодых, ведь цель нашего пребывания на земле, в большой степени - обучение и проверка душ. А потому едва ли не важнейшие человеческие качества - способность к обучению и деланию. В старости эти способности человек быстро утрачивает и его бесполезное для Природы тело самоуничтожается. Подольше сохранить душу можно лишь работой тела и души, да еще постом и молитвой.

 

Ничего нет нового на земле. Англосаксы всегда активизировались на Ближнем Востоке, когда Россия слабела. Персидский залив уже много веков они считают зоной своих интересов. В первые же дни первой мировой Британия оккупировала часть Ирака, к 1917 - весь Ирак. В 1954 году англосаксы подписали Багдадский пакт, укрепляющий их позиции в регионе, но революции в Иране и Ираке нарушили все планы. Режимы в Багдаде и Тегеране продержались сорок лет потому только, что США боялись, в присутствии СССР, переходить здесь к прямым военным действиям. Теперь, когда СССР нет, англосаксы вновь начали колониальные войны.

 

Допускаю, что разговоры о демократии и либерализме велись европейскими и американскими интеллектуалами вполне искренне, только ведь жизнь определяют не они, а финансисты, политики, генералы, которые используют разговоры о демократии как дырявую ширму для легковерных. Ширма эта скрывает все ту же борьбу за мировое господство, нефть, наркотики, право иметь общемировую устойчивую валюту.

 

Щекино Тульской обл.

 

"Наша улица", № 1 (50)-2004