Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто одиннадцатая)

 
 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто одиннадцатая)

 

 

У БОЛЬШОГО ТЕАТРА

Люблю посидеть в скверике у Большого театра, и не только потому, что люблю бывать в нём, особенно на классических операх, но и мысленно пролистать свои переживания на большой сцене жизни, вспомнить детские впечатления от знакомства с оперой по радио, как мне хотелось увидеть исполнителей, которые, как я думала, маленькие и живут в приёмнике, потом  старшие сёстры так веселились, когда я поделилась с ними своими представлениями, показали мне книгу о Большом театре, я стала мечтать увидеть оперу на сцене, мечты мои сбылись и превзошли детские ожидания, я старалась посещать оперу как можно чаще, поход в театр всегда был для меня связан с приятным волнением, трепетом, как будто мне самой предстояло выйти на сцену, вот я и прихожу в скверик, чтобы вернуться в те безоблачные дни и вновь пережить те чувства.

 

УСПОКОЕНИЕ

Бывает, что нервничаешь от каких-то сущих пустяков, потом просто идёшь по переулку под моросящим дождиком, одергиваешь себя, все пустяки из головы выветриваются, и так хорошо становится от бесцельности и равнодушия к самой себе, что улыбаешься собакам и котам, радуешься птицам, их постоянной суете о хлебе насущном, о потомстве своём, о краткости жизни, и не просто понимаешь, а с полной уверенностью говоришь сама себе: насколько несущественны и мелки все эти переживания по сравнению с творчеством, и мгновенно наступает абсолютное успокоение.

 

ОДИНОКИЙ РАХМАНИНОВ

Так и слышу на Страстном бульваре звуки второго его концерта, и забываю, что это центр Москвы, известный бульвар, потому что кусты и деревья создают круг притяжения гения Рахманинова, присаживаюсь на ступеньки напротив памятника, слушаю его второй концерт в исполнении автора. Затем – первый, звуки рояля, пьянящий аромат сирени, Рахманинов подходит ко мне и немного хриплым голосом говорит, что нынешний майский день выдался прохладным и не следует мне долго сидеть на ступеньках, а лучше продолжить слушать музыку дома, где он будет играть только для меня, естественно, я прислушалась к его совету, композитор до утра играл только мне.

 

РЕКА СИГОСА

Такая тихая, обычно извилистая река не встречалась с кораблями и катерами, да и моторные лодки знакомы ей больше по рассказам отдыхающих на её берегу, мирно течет она, прокладывая себе путь среди полей и лесных чащ Смоленщины, а вот обычные лодки с вёслами или надувные ей хорошо знакомы, не счесть сколько счастливых детей благодаря её деликатности, небольшой глубине, и живописными островкам, которые так и манят добраться до них, стали бесстрашными пловцами! Правый берег по ходу солнца - высокий и обрывистый. Спуститься можно только в определённых местах, а левый - пологий с заливными полями и кустарниками, по краю его растут чудесные ивы, ветви которых в ненастную погоду сгибаются до самой воды.

 

НЕОТРАЗИМОЕ

Не отразить потоки солнца, питающего жизнь мою, я как цветок в целебном дожде и ласкающем свете ловлю поэзию своей душой, слушая ритмы сердца, шорохи и шумы ветра, дыхание города в ночи, - всё это навевает необходимые слова, они самостоятельным свободным потоком буква за буквой рождают смыслы, которые вызывают невероятные эмоции, наполненные сомнениями и страхами, восторгами и нежностью - щедрую палитру любви, неотразимое счастье, которое хочется испить до самого донышка, с восторгом и лёгкостью певчей птицы выразив свои чувства на страницах жизни.

 

ВЗОРЫ

Сколько людей вокруг, столько и взоров, все бросают их на окружающих, но не замечают друг друга, на улицах не видят очевидного, как в лесу не видят деревьев, скользят взором по ногам, но не видят препятствий, спотыкаясь, стремительно идут по срочным делам, которые не стоят не просто спешки, а вообще не достойны того, чтобы на них тратить время, но чтобы понять это, нужно направить взор свой на буквы, из которых можно создавать бесчисленное количество разнообразных слов, чтобы, записав их, перед взором появилась новая жизнь.

 

ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

Нет работы - делать нечего, а работой считается ежедневное хождение в присутствие, но вот эта забава исчерпала себя с известным возрастом, и стало ясно, что делать нечего, но только не для меня, потому что главное дело - творчество, идущее из себя, а не по обязанности или по чьей-то указке, делать нечего тем, кто ничем не увлекается, ничем не интересуется, потому что дела - смысл нашего прихода в этот мир, они и есть истинная жизнь, творческое отношение к ним дарит непередаваемые чувства полноты её и истинного вдохновения, что и есть счастье.

 

В ПУСТЫНЕ

Увидела себя в пустыне, в горячем воздухе полудня, вокруг меня лишь далекий по кругу, куда ни посмотри, горизонт, так ощущаю я себя в толпе столичной среди горячего люда в переполненном вагоне метро, влачусь одна я одиноко, по раскалённому песку, куда, зачем, какую тайну мне поведать задумал ангел мой хранитель, не ведаю, но верю, он приведёт меня к заветной цели, которую я вспомнить не могу, ранимая палящим солнцем, не ведаю сколько дней уже в пути, непонятное чувство тревоги не даёт покоя.

 

НАВЕКИ

Навеки, значит, навсегда, а это «всегда» есть жизнь твоя от «А» до «Я», как хочешь, так и понимай, садись в трамвай и сочиняй поэму слову «Навсегда» о том, как ты узнавала окружающий тебя мир, училась понимать слова, произносить их, как нарисовала первую букву, затем тебе открылся мир литературы, состоящий из таких знакомых букв, которые невероятным образом составляют бесконечное количество слов, которые и создают окружающий мир не одного человека, а всего живого и неживого во все времена, навеки! С той поры душа моя хранит любовь и верность этому чуду - бессмертию рожденных слов.

 

ДЕРЖАТЬ В УМЕ

Когда стараешься постоянно держать что-то сокровенное в уме, тяжёлая ноша эта становиться тебе невыносима, а близкие пытаются убедить тебя в том, что так живут миллионы людей - держат в уме науку жизни, но умалчивают о том, что тяжесть тайны не даёт покоя, лишает сна, однако в прежние времена следовало открыть её на исповеди, сегодня такая возможность тоже существует для истинно верующих людей, но ведь далеко не каждый отважится на это, поэтому многие в минуты слабости открывают друзьям и подругам свою сокровенную тайну, которую не в силах были больше держать в уме, и вот, как правило, в последствии горько сожалея об этом, поскольку о тайне узнавала «вся Москва», но есть иной путь избавления от тяжкой ноши, путь писательский, когда просто надо выложить все свои чувства и переживания персонажу, иначе говоря, следовать в творчестве принципу иносказательности.

 

АНГЕЛ ПОДСКАЖЕТ

В тиши вдруг слышу голосок, почти младенческий, он робко диктует мне благую весть, что я и есть тот символ жизни, которого нельзя постичь, но можно следовать за текстом, который мне подскажет ангел, подумала о том, что пора идти к врачу, но голосок сей тут же мне ответил, что он - мой ангел. «Но почему ты молчал так долго?» - спросила я невольно, и услышала в ответ, что он всегда помогает мне в минуты сомнений и трудных ситуаций, что для этого ему достаточно склонить меня к верному решению, а в данном случае он передал мне весть определяющую смысл моей дальнейшей жизни в книге.

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПОЭТУ ВЕНИАМИНУ ЭЛЬКИНУ

И вот Вениамину Элькину идёт девяностый год. Мало сказать, что душа поёт. Она играет на скрипке с младенческой улыбкой. А после этого сразу налёт. Поэта призывают на флот. Строчит пулемёт. Кто-то идёт. Скрипнула половица. Старику не спится. Рифма вперёд: «Огнём зенитки небо поливали, // Подбитый враг валился на дома, // Соседка возмущалась: // " Где же Сталин?!" // Гюстав Доре, изобразитель ада, // Наверняка сошёл бы здесь с ума». Умудрённость Канта с улыбкой Шопенгауэра в глубины мозга впивается метафорой – шестикрылый Серафим поэтом любим возносит песню в поднебесье. Поэзия Элькина Вениамина потомками бесконечно ценима. Свиток жизни в ковчеге поэта бессмертным строкам многая лета!

 

НЕБЕСНЫЙ ПЕЙЗАЖ

Картина меняется на глазах, розовое перетекает в лазурное, которое плавно приобретает задумчивые тона темно-лилового, намекая, что дождик подкрадывается незаметно, как и сам пейзаж рисуется настолько скрытно, что трудно предположить, во что он выльется, вот подул северный ветер, облака ускорили своё движение и скрылись, следом спряталось солнце за линией горизонта и, наблюдая в сумерках за небесным пейзажем, я предвосхищала ясное утро, но проснулась от шума дождя, который бодро стучал по карнизам, небо было плотно задрапировано бесконечным серым полотном, частые мелкие струи окутали живописный пейзаж, лишая меня надежды на свет и тепло, но там, за облаками скрыт небесный пейзаж и он, непременно, предстанет передо мной, как только я о нём напишу.

 

БЕДНЫЕ ЛЮДИ

Конечно, у Достоевского есть «Бедные люди», но я говорю открытым текстом о бедных людях не в смысле достатка, а в том, что они совершенно не работают над собой, как завещал Станиславский, хотя обращался он к актёрам, но люди в жизни те же актёры, поэтому полезно делать из себя во всех отношениях культурного человека, так жизнь каждого обретает смысл, а  окружающим жить легче и приятнее, при условии, что и они ежедневно работают не только над своим поведением, но и над помыслами своими, избавляясь от зависти, недоброжелательности и прочих недо… только так можно обрести смысл, цель, счастье, которое обрели Макар Девушкин и Варенька в любви.

 

КРУГИ

Ежедневно для разминки, причём, в любую погоду, накручиваю круги между домами по аллеям и дорожкам среди деревьев, и под листвой лета и осени, и под голыми кронами по снегу зимой, круги мои в любую погоду придают невероятную бодрость, вдохновляют, позволяют поддерживать отличную форму, чтобы за письменным столом работалось легко и пальцы сами весело бегали по клавишам под музыку Чайковского, Рахманинова, Малера, Шопена и других замечательных композиторов, чьи произведения подсказывают мне мои круги.

 

ТЫСЯЧИ ЛЕТ

Себя песчинкой сознаю на фоне тысячелетий, и свой короткий срок стараюсь в книгу разместить с размахом на тысячелетья, сознавая себя частью этого огромного мира литературы, написанной предшественниками, благодаря которым мы очеловечиваемся, познаём свою двоякую суть, и всё то, что нас окружает, и целое, и каждую песчинку, благодаря чтению мы постигаем таинственный творческий процесс, загораемся на создание собственных произведений, так песчинками творчества на протяжении тысяч лет пополняется мир великих книг, написанных смелыми творцами, которые открывают нам тайны мироздания.

 

ЗЕМЛЯ И НЕБО

Как автомобиль стоит без гаража, так и я сама себе гараж между землёй и небом, как предки древние мои спустились в джунглях с деревьев, чтобы почувствовать себя под небом на земле, и захотелось им стать человеками, умеющими писать и говорить, но слов ещё не было, чтобы записать историю своих преображений, которая поможет, рождённым ими и следующими поколения им подобных защитить себя от природных явлений, которые нередко уносят жизни многих живых существ, тогда явился Господь и дал им Слово…

 

В БУМАЖНЫХ КОРОНАХ

Я ходила в бумажных коронах совсем маленькая, считая себя королевой из «Волшебных сказок», толстой прекрасно изданной книги с красочными иллюстрациями, причём, была уверена в том, что  я такая - единственная и неповторимая, вырезала ножницами из плотной бумаги острозубые короны, наклеивала сверху фольгу от плиток шоколада и перед большим зеркалом глаз не могла от себя отвести, улыбок окружающих я не замечала, как хорошо, что манию величия я пережила тогда и рассталась с ней навсегда, понимая как это глупо, встречая на протяжении жизни взрослых, которые страдают ею, ничего , кроме сочувствия не испытываю, стараясь избегать общения с подобными функционерами в бумажных коронах.

 

ВСЯ НАША ЖИЗНЬ ЕСТЬ КОСТЮМИРОВАННЫЙ ЗООПАРК

У меня даже кот поддаётся дрессировке, правда, медленно, за год что-нибудь усваивает, вроде того, чтобы завтракать на одном и том же месте на диванчике на кухне, а уж собака у меня была и вовсе умница, её воспитанности следовало бы многим учиться… люди же, как подумать, дрессировке плохо поддаются, и часто ведут себя хуже диких животных, вот я и вывела формулу: вся наша жизнь есть костюмированный зоопарк, каждый из нас, прежде всего, должен сам себя приучать уважительному отношению к людям, усмирять в себе животное, которое так и норовит вырваться наружу, но большинство прямоходящих настолько погружены в себя. любимых, что считают сам факт своего рождения принадлежностью к категории людей, которая с млекопитающими не имеет ничего общего, а того, что ведут себя хуже, чем дрессированные животные, не признают, не сомневаясь в том, что это даёт им право называть себя людьми.

 

ПОСЛЕДНИЙ ТРОЛЛЕЙБУС

Как проникновенно воспел его Окуджава, но последний троллейбус исчез из Москвы, на смену ему пришли автобусы и электробусы, конечно, ходят они по тем же троллейбусным маршрутам, но аромат Арбата исчез, а я с ностальгической нежностью напеваю «Я в синий троллейбус сажусь на ходу. В последний. Случайный…», - а по легендарным бульварам кружу пешком, встречая то Левитана, то Чехова, то Окуджаву, которые почтительно отвечают на моё приветствие доброжелательными кивками, и звучит тихая музыка, под которую в небе голубом проплывают картины Левитана, и слышу восторженный голос Антона Павловича о Москве: «Что ни песчинка, что ни камушек, то и исторический памятник!»

 

"ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ" ВАЛЕНТИНА СЕРОВА

Картины нет перед глазами, но я её нарисую словами. Волны разбушевавшегося от драматического события моря, на картине Валентина Серова «Похищение Европы» устремлены ввысь к небу, как и вся композиция, эффект этот усиливает восприятие происходящего зрителем,  передаёт волнение и испуг прекрасной, доверчивой, наивной Европы, которая поверила красоте и доброжелательности яркого красавца быка, не подозревая о его хитром замысле, это происходит всегда неожиданно в момент встречи с чем -то привлекательным и незнакомым, так и случаются непредсказуемые события, которые резко изменяют судьбы не только отдельных лиц, но и целых народов, волны уносят Европу в неведомую даль, она не видит выражения глаз коварного быка, ей страшно, подобные чувства охватывают меня перед картиной гениального художника, каждый раз, неизвестность всегда пугает.

 

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВ "ЯНВАРСКИЙ ДЕНЬ"

Зной нестерпимый, луч света глаз мой, измученный ослепительной яркостью, преобразует в разноцветные круги, они передвигаются самопроизвольно, расплываясь в разные стороны вопреки законам светового движения, потому что невозможно в такую жару думать о правилах, поэтому я исчезаю из этого дня в «Январский день» Александра Трифонова. Холст вышел весь из снежной вечности, весёлым морозцем пронизан, мотивами Брейгеля старой Европы напоён, как детский сон, как юный праздник всего весёлого на свете, это я сижу на ветке дерева, я - ворона, наблюдаю за кошкой на скатерти снега с поднятым хвостом, за всадником на лошади, размышляя о том, куда он держит путь. Ох! Хорошо на морозце веселиться, можно собаку подразнить, а можно и тружеников с мешками подбодрить, что-то уж больно тяжёлую ношу взвалили они, можно в снежки поиграть, можно снег языком пробовать!

 

ЛЕВИТАН "НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ"

Бессонница накрывает всегда внезапно, казалось бы, нет повода для тревоги, а она не даёт заснуть, вопросы, бесконечные вопросы о смысле бытия, прихода в этот мир, который был есть и будет на этой прекрасной земле без меня, не дают покоя в жаркую летнюю ночь, перед глазами возникает картина Левитана «Над вечным покоем», так чётко вижу в левом углу картины утёс покрытый зеленью, на краю его деревянную церковь за деревьями старого кладбища с покосившимися крестами, место упокоения тех, кто бесследно исчез из земной жизни, в отличии от художника, который передал страхи и сомнения бесчисленных поколений о том, что ждёт каждого из нас после ухода из этого мира непостижимой красоты и гармонии, утёс окружён водой, то ли озеро, то ли полноводная река омывают его, но за линией горизонта, справа, тревожные облака уходят далеко в небесную высь, как обещание каждому из нас, что успокоится всё, успокоятся все…

 

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ "ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ"

Свет погас, черный квадрат окна пред глазами, что он скрывает от меня, напряжённо вглядываюсь, пытаясь разгадать некую тайну, так в течение всей жизни ищу скрытые смыслы, как вот уже второе столетие вглядываются зрители в «Чёрный квадрат» Малевича, пытаясь проникнуть в его тайну, конечно, разгадывать загадки - весьма увлекательный и познавательный процесс, он гораздо доступнее создания своего стиля в творчестве, о чём так выразительно и гениально просто поведал миру Казимир Малевич мировому искусству, создав свой выразительный язык цветоформы.

 

ИГОРЬ СНЕГУР "АВТОГРАФ ГЕОМЕТРА"

Всматриваясь в картину Игоря Снегура «Автограф геометра», я не могла отвести взгляда от поразительной мягкости цвета, удивительной точности линий, пытаясь вникнуть в глубину идеи художника, который вкладывает свои философские взгляды на отражение времени и пространства в тщательно продуманное сочетание простейших геометрических форм, при помощи разнообразных прямых линий и фигур - круга, полукруга, в сочетании с лично им подобранными сочетаниями цветов, нежно светящихся как бы изнутри, которые весьма выразительно передают внутреннюю любовь, доброту автора к созданному им миру. Художник даёт возможность каждому из нас, если не проникнуть в его внутренний мир, то вложить свои чувства и переживания при встрече с добром неприметным, которое является основой мироздания. Великий геометр нам расчертил пространство, в котором каждый может выразить себя.

 

КОМПОЗИЦИИ ВИТАЛИЯ КОПАЧЁВА

Я так свободна в своём тексте, как раскован в своих авангардных композициях художник Виталий Копачёв, который вызывает у меня целую гамму чувств, вот и стою, растерянная от нахлынувших чувств. Прежде всего, меня поражает искусство цвета, невероятное сочетание тонов, различие между холодными и теплыми оттенками красок, и контрасты их создают у меня сначала ощущение растерянности в большом незнакомом городе, затем я понимаю, что, к примеру, композиция из серии «Непричастность» выражает события и времена поиска, смятений, столкновений, непониманий и островков гармонии, некоторые цвета художника производят впечатление чего-то неровного, колючего, другие же воспринимаются как что-то гладкое, бархатистое, так что их хочется погладить. Возникают мысли о том, что люди, живя в огромном городе, часто совершенно не понимают друг друга. Одни чувствуют себя жителями духовного города, другие воспринимают его как удушающего свободу монстра. Кто есть кто? Кто встанет на тот путь, где красоту назовут красотой, а безобразие безобразием? Или уже всё равно и перевелись те, кому дорого искусство как сила и мощь цивилизованного человека? Каждый из нас находит свой ответ, вглядываясь в полную свободу линий композиций Виталия Копачёва, с тенями от них на фоне исчезающего времени, вот почему его картины дают нам образы его реальности, с которой мы так же соприкасаемся, домысливая её.

 

МЕБЕЛЬ ФАЛЬКА

Казалось бы, на картине изображены красные диван и кресла, стол со стоящей на нем черной бутылкой и готовой упасть белой скатертью. Вместе с тем, от полотна исходят невероятно сильные эмоции. Эта картина Роберта Фалька выбивается из всех его работ, мягких и почти нейтральных, а здесь насыщенный красный цвет бьёт по глазам, наделяет мебель мощной агрессией, создаётся впечатление, что под ее напором вот-вот упадет и исчезнет белая скатерть - единственный отголосок света в этом мрачном, лишенном окон пространстве. Предметы, расположенные в комнате - стулья с высокими спинками, диван спрятаны под красными чехлами, поэтому истинные формы мебели мы не видим, и это придаёт ей неясные очертания, Картина настолько насыщена сильными переживаниями художника, что неизменно вызывает у меня тревожные предчувствия, какое-то ощущение произошедшей или сиюминутно готовой разразиться беды.

 

ВЫХОЖУ Я УТРОМ

Как будто в первый раз выхожу я утром на улицу, вот в чём дело, обновляются душа и тело, о предыдущих днях, делах, событиях забыто, с интересом вглядываюсь в пустынный двор, тишина стоит такая, что даже страшно, нет ни одной птицы, поёжившись от непривычной пустоты, я пытаюсь увидеть хотя бы шевеление листочка на деревьях или уловить какой-нибудь звук, но тщетно, безлюдье, раскалённый асфальт, на который страшно ступать, и отчаявшиеся утолить жажду поникшие деревья окружали меня, я вошла в лифт, чтобы взлететь туда, где спрятался дождь.

 

МУЖИЧКИ НИКОЛАЯ НЕДБАЙЛО

Картины Николая Недбайло с деревенским сюжетом составляют значительную часть работ художника, они искрят добротой, любовью, особой хитрецой и юмором, вызывая улыбку и желание стать участником, например посиделок двух «Мужичков с самогоном за столом», которые отдыхают со стаканами не для того, чтобы напиться, а с целью «отвести душу», дать волю чувствам, сидят основательно, стакан поющего мужичка слева, над головой которого висят иконы в красном углу избы, наполовину полон, а он самозабвенно поёт, выразительно жестикулируя, кружка приятеля его тоже не пустует, но он аккомпанирует другу на балалайке, сопереживая и подпевая ему, как сочно художник передаёт деревенскую избу, простую обстановку - сколоченные, надёжно стол и табуретку, край самодельного кухонного стеллажа с необходимой утварью, среди которой виднеется носик чайника, а в центре стола, притягивая взгляд стоит тёмная бутылища с самогоном и деревянное блюдо с нехитрой, но основательной закуской - хлебом и выпечкой. Картина излучает любовь художника к деревне и незлобивым жителям её, «с хитринкой, но не хитрым», искренним и надёжным, которые умеют работать и отдыхать. Горький и добрый юмор излучают все картины Николая Недбайло, и не только с деревенским сюжетом.

 

РАЗДУМЬЯ

Забуду обо всём, и буду отдыхать, но это легко сказать, поскольку в голове кипят противоречия, отмеченные огорчениями и радостями, не унять работу души, не может она оставаться в тиши, постоянные споры, разговоры моих «Я», с моими героинями, которые хотят так мало - любви настоящей! Вот это-то и есть основная тема для раздумий, ведь у каждой женщины понятие это совершенно разное, да ещё понимание о том, что есть любовь, как она меняется с годами, а молодости свойственна уверенность в себе, настойчивость к осуществлению желаний, поэтому сколько разочарований готовит достигнутая цель, не счесть, вот раздумья о том, что сама по себе как бы обычная жизнь есть главная тема для бесконечных раздумий.

 

ПАССАЖИРЫ, или СТРАСТИ К ТЕЛЕФОННЫМ РАЗГОВОРАМ

В любое время входишь в вагон метро, а там всегда есть пассажиры, просто диву даешься, сколько же нас, пассажиров, устремлённых в разные стороны города, здорово, когда все едут тихо, без болтовни и шумихи, что бывает так редко и так приятно, что отдыхаешь душой, но чаще всего в вагоне, находится хотя бы один пассажир, разговаривающий по телефону, при этом не обращая внимание на окружающих, в основном это молодые девушки, которые настолько увлечены частностями своей личной жизни, что обсуждают их, повторяя одно и то же по несколько раз, и столь эмоционально, что приходится выходить из вагона на следующей станции, но телефонные разговоры во весь голос стали таким же частым явлением на улицах и в общественных метах, как и шум машин, создаётся впечатление, что смысл жизни подобных людей состоит в телефонных разговорах.

 

 

"Наша улица” №260 (7) июль 2021