Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто двадцать вторая)

 
 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто двадцать вторая)

 

 

ШЕЛЕСТ ШЁЛКА

Я ясно слышу шелест шёлка, как будто в шёлковое платье я одеваюсь бледной ночью, и так приятен этот шелест, как будто дождь идёт, глаза открыв, я вижу капли на вымытом до слез окне, чувствую, как струится шёлк по телу моему, лаская каждую клеточку души моей, и в шелках поёт мне Мандельштам: «На перламутровый челнок // Натягивая шелка нити, // О пальцы гибкие, начните // Очаровательный урок!... «Твое чудесное произношенье // Горячiй посвист хищных птиц, // Скажу ль - живое впечатлeнье // Каких-то шелковыхъ рeсниц... // И столько воздуха, и шелка, // И вeтра в шепотe твоем, // И, как слeпые, ночью долгой // Мы смeсь бессолнечную пьем... // Чуть мерцает призрачная сцена, // Хоры слабые тeней, // Захлестнула шелком Мельпомена // Окна храмины своей… // Что поют часы-кузнечик, // Лихорадка шелестит, // И шуршит сухая печка, - // Это красный шелк горит…» - руки мои - переливаются шёлковыми крыльями, дождь кончился, распахнуто окно,  я - невесома, я - парю над кронами деревьев, любуясь тем, как дождевые капли на ветвях, сверкая и переливаясь, приветствуют меня. Я ясно слышу шелест шёлка.

 

НЕПРЕРЫВНЫЕ КАРТИНЫ

Вся наша жизнь есть непрерывные картины, озвученные собственными шагами, вздохами, и музыкой, всё остальное кажется излишним для счастья жизни в бесконечных небесах, не уставай смотреть и наслаждаться причудливыми их сочетаньями, похожими на киноленту. Но кто сценарий пишет? Вопрос ответа не предполагает, ты лишь исполнитель, пытаешься его поправить, изменить, но постепенно понимаешь бессмысленность попытки, что ты находишься в центре круга, который был тобой очерчен в начале жизни, когда нахлынули мысли и страсти, пришлось решать такое множество вопросов, ответы на которые искала в книгах ты, пытаясь убежать в манящие слова писателей, поэтов, смешались быль и небыль, картинам нет конца…

 

КТО ДЕЛАЕТ ПОГОДУ

Задумалась я об этом ранним утром, когда горизонт уже был светлым, а солнце, видимо, ещё только решало показать ли нам сегодня своё лицо, взглянула я в зеркало, посмотрела на своё отражение и осталась недовольна его хмурым выражением: «Улыбнись немедленно! С таким выражением только птиц пугать», - дала я команду, улыбнулось и на душе так светло стало, что я невольно пропела: «От улыбки хмурый день светлей, // От улыбки в небе радуга проснется...» - и тут тёплые луч буквально погладил меня по спине, а вскоре показалось солнце из-за облаков, я почувствовала себя такой счастливой, как будто сегодня меня ожидает праздник невероятный, тут-то я вспомнила, что уже не раз размышляла на тему о том, что всё находится внутри меня, тем более, настроение, просто надо улыбаться всем и всему, даже холодному ветру и тогда даже он смягчится. Ветер заблуждается, полагая, что он делает погоду, погоду каждый делает себе сам.

 

ПОГАСЛИ СВЕЧИ

Кончился вечер, погасли свечи, как пел Евгений Бачурин, вочеловечив культуру речи в бардовской песне, взлетев над обыденностью интеллигентной раскованностью, звуча всегда очень ново, в который раз слушаю его песню невероятной глубины и мудрости «Дерева», и вновь поражаюсь таланту и цельности Бачурина, поэта, композитора, исполнителя, художника, слышу его пронзительный с небольшой хрипотцой голос: «В этой жизни все так странно // От окопа до дивана. // Может, шаг всего, а может, век // Только в этом промежутке // Все смешалось в вихре жутком: // И судьба, и зверь, и человек…» - и в очередной раз убеждаюсь в бессмертии незаурядных творческих личностей, и в том, что свечи, зажжённые ими, по-прежнему горят, зажигая следующие поколения пророческими текстами.

 

РАЗУМ

Он всё расставит по местам, но очень шаток в чём-то сам, границы яви он уловит, но сон за явь принять готов, сам человек не управляет разумом, поскольку он может впасть в безумие, и вот Максимилиан Волошин в поэме «Путями Каина» говорит: «Когда-то темный и косматый зверь, // Сойдя с ума, очнулся человеком - // Опаснейшим и злейшим из зверей - // Безумным логикой // И одержимым верой. // Разум // Есть творчество навыворот. И он // Вспять исследил все звенья мирозданья, // Разъял вселенную на вес и на число, // Пророс сознанием до недр природы, // Вник в вещество, впился, как паразит, // В хребет земли неугасимой болью, // К запретным тайнам подобрал ключи, // Освободил заклепанных титанов, // Построил им железные тела, // Запряг в неимоверную работу: // Преобразил весь мир, но не себя // И стал рабом своих же гнусных тварей», - но в голову к безумцу мы не заглянем, он видит мир нам недоступным, странным, нелогичным, но понятным для себя, насколько прихотлив мой разум мне не дано понять, тем более предугадать его грядущие поступки, поэтому стремлюсь я с ним дружить и всячески его питать художественным словом и музыкой, что нравится ему.

 

ДАЛЕКО

Мы от себя так далеко удалились, что перестали быть детьми, но тогда, далеко, мы ими были, и нас любили за то, что дети мы, за непосредственность и искренность, за нашу бесконечную любовь к родителям, которые творили для нас чудеса, нам казалось, что они всё знают, всё умеют, как прекрасно было чувствовать защищённость свою и веру в то, что так будет всегда, но мы спешили повзрослеть, торопились, совершали ошибки, испытывали разочарования, но не останавливались, и ушли так далеко, что детскость нашу, безмятежное счастье его воспринимаем как бы со стороны, восклицая: «Неужели это был(а) я! Как далеко и как прекрасно это было!»

 

БЕССОННЫЕ НОЧИ

«Утро вечера мудренее», - почти в каждой сказке присутствует это утверждение, бессонной ночью ещё подростком я поняла почему, потому что в такую ночь можно навести порядок в голове после шумного, волнующего дня, разобраться в происходящем, попытаться понять, что думает он обо мне, укротить свои упрёки, что думает она о нём, повторение пройденного, драматические уроки из пьес Островского, люди бессонными ночами думают друг о друге, но каждый из них при этом никогда не узнает, как они все думают про себя. Бессонные ночи, ночи волнений, воспоминаний, ночи полётов и падений, сколько их было, а сколько ещё будет? Я их полюбила, они усмиряют меня, открывают тайные желания, вдохновляют, а порой, ещё и дарят ясность.

 

ИЗВЕДАННОЕ

Только открыла глаза бессознательно, как сразу принялась изведывать окружающее: свет из окна ударил в глаза, я зажмурилась, стало темно, вот так и появилось первое изведанное: свет и тьма, стало страшно в темноте, я глаза открыла снова, закричала и стала шевелиться, двигаться, пытаясь понять, куда я попала, последовала нескончаемая череда неизведанного, в которой мне, прежде всего, предстояло изведать смысл слов, иначе окружающий мир понять и принять не было никакой возможности, но тогда сие мне было неведомо, с той поры процесс этот происходит непрерывно, при этом узнала главное, что неизведанного остаётся значительно больше того, что я изведала.

 

НИКОЛЬСКОЕ МОРОЖЕНОЕ

Я для себя соединила прекрасную старинную центральную улицу Никольскую с мороженым в хрустящих вафельных стаканчиках под высокой стеклянной крышей ГУМа с той поры, как в него приходят не за дефицитом, выстаивать за ним часами в невероятных очередях, а посмотреть на его витрины, чтобы воочию увидеть, что нынче нам предлагают дизайнеры и модельеры, насладиться видом икебан из невероятных сочетаний экзотических фруктов и овощей с нашими родными продуктами, а также многообразием гастрономических изысков, попробовать что-нибудь новое, кроме того в ГУМе я отдыхаю на втором этаже одной из линий, здесь всегда хорошая погода, тепло в мороз и прохладно в жару, безлюдно и комфортно отдыхать после длительных прогулок по бесчисленным переулкам, да ещё на несколько мгновений вернуться в детство, вкушая мороженое, ассортимент которого значительно расширился а стаканчики остались прежними, которые  я полюбила именно в ГУМе.

 

ЧИСТАЯ СТРАНИЦА

Нет, не могу спокойно смотреть на чистую страницу, пальцы буквально дрожат от нетерпения над клавиатурой, спешат её заполнить текстом, который льётся сам по себе без всякой связи с жизнью, так же и классики мировой литературы не могли смотреть на чистую страницу, а мы преданные их читатели обливаемся слезами восторга, радости, от художественности и глубины бессмертных текстов. Вот буквы торопливые бегут, я наблюдаю слов явленье, трепещу в ожидании текста, который сегодня заполнит чистую страницу и приоткроет мне ещё один таинственный аспект души, с которой я уж много лет пытаюсь в спорах примериться.

 

ЛАЗУРЬ

Наконец-то весеннее небо засияло лазурью, беспричинная радость овладевает мною, ведь ничего не случилось, а хочется строки слагать о весне, мы зимние поросли хмурых широт, нам солнышко кажется верхом блаженства, кружит голову нежная дымка едва проклюнувшейся зелени, услаждают слух птичьи трели, щебетанье, всё сияет вокруг новизной, окрыляет, вдохновляет на любовь и доброту, лишь порывы ветра не дают покоя, пусть они займутся делом – унесут с собой все беды, чтобы мир и созидание воцарились наконец.

 

ЗВЁЗДЫ

На то она и поэзия, что отрывается от социальной сферы и воспаряет к небесам, к луне с любовью пополам, к солнцу, потрясающему солнцу в райскую жизнь, и к россыпи мерцающих звёзд на ночном небе, и у каждого поэта можно найти восхваление того, что выше, яснее, прекраснее серых будней, как хочется проникнуть мне в тайны звёзд далёких, что мерцают мне с небосвода высокого, пронестись на тройке по пути млечному, туманом окутанному, услышать звуки их, легенд, былей, как хочется, чтобы они со мною говорили, о тех мирах иных, где нет ни зависти, ни злобы, ни алчности, ни армий, ни вождей, о тех мирах, в которых лишь музыка со словом мудрым правят.

 

НАДЕЖДА

В который раз размышляю о слове «надежда», как много в нём заложено силы, той самой силы, которая меня заряжала в моменты грусти, да, надежда меня воодушевляла в период, когда, по словам Евгения Блажеевского, хотелось воскликнуть: «Во мне воспоминаний и утрат // Уже гораздо больше, чем надежд // И радостей, // А потому не буду // На будущее составлять прогнозы, // Но хочется воскликнуть невзначай: // "Как быстро мы состарились, приятель, // От Пушкина спускаясь по Тверскому!..» Но, если не надеется на самое лучшее в жизни, то можно просто опустить руки и плыть по течению, но надежда даёт энергетический импульс к творчеству, когда сама надежда переходит в уверенность в собственных силах…

 

СОВПАДЕНИЯ

Упала капля, снова дождь, падение воды с небес, идёт ко мне наперерез старушка древняя, вещая: «Я тоже предсказала дождь, всё падает на землю с неба», - я вдруг подумала, как хорошо она сказала о том, что все мы с неба в жизнь упали, ведь там Господь готовит новый дождь, детишек с ангельскими крылышками в замен исчезнувших себе подобных, которым нет числа, на землю падая, они совпадают с предшественниками своими, у них есть всё, чтоб личностями стать, но большинство из них продолжат жить той жизнью, которая лишь повторит предшественников путь,  они ведь будут искать не смысл в пространстве книги, а совпадений ряд в обычном быте, жаль.

 

НЕВЕДОМОЕ

Манит неизвестность, зовёт в неведомое, особенно, когда написанное слово влечёт за собой другое значительное слово, а то третье вызывает к жизни в тексте, в котором и сама начинаю жить иной, просветлённой жизнью, становясь не только для других неведомой, незнакомой, но и сама перестаю себя узнавать, превращаясь в очередную свою героиню, рассказ о которой уже закончен, а я продолжаю не просто думать о ней, а пытаюсь найти мудрое решение в очередной из проблем, которые мы, женщины, так умело создаём себе даже на пустом месте, что вся жизнь кажется клубком проблем, но я всё время стремлюсь сквозь их сущность проникнуть в очередное неведомое.

 

ИЗБРАННЫЕ

Людей так много в столице, мелькают тысячи лиц, но избранных, друзей единицы, всею жизнью проверенных на соответствие быть избранными - раз, два и обчелся, причём, большинство таких людей, которые при виде книги сразу убегают, читать, вот ещё чего, итак времени не хватает, то на работу, то к внукам, книгу бояться как огня, но время неумолимо, не щадит никого, вслед за Анной Ахматовой повторяя её проникновенные строки: «И вот одна осталась я // Считать пустые дни. // О вольные мои друзья, // О лебеди мои! // И песней я не скличу вас, // Слезами не верну, // Но вечером в печальный час // В молитве помяну…», - так что причиной одиночества является переход из бытовой жизни в параллельную, в мир искусства, в ту параллельную стихию, где живут Данте, Гоголь, Ахматова, в ту реальность, на вершине которой находится великая литература.

 

УВАЖЕНИЕ

Начну с важности обращения к людям, как обратишься, так о тебе и подумают, речь, разумеется, не о важных персонах, но вообще к людям, даже падший человек, почувствовав уважительное к нему отношение, приободряется, в слове «уважение» содержится важность хорошего слова, воспитать в себе уважение ко всем людям, практически, невозможно, но к этой цели нужно идти осторожно, смиряя в себе оценочность людей, просто предполагать в каждом человеке саму себя, и исходить из этого при уважительном ко всем отношении, легко отвечать взаимностью воспитанным и тактичным людям, в общении с ними  всё происходит естественно, бывают ситуации, когда приходится делать значительные усилия, но зато победа над собой и выдержка всегда самой себе приятна и вызывает уважение.

 

ВЕСЕННЯЯ ПРОГУЛКА

Вышла на прогулку в солнечный день, почти единственный среди разгула непогоды, длящейся все последние месяцы, в начале улицы на кустах и деревьях виднелись едва треснувшиеся почки, а к концу прогулки в другом конце улицы появились уже чудесные листики, чем не чудо!? На каждом дереве и кусте они совершенно разные, а объединяет их сморщенность и клейкость, свойственная новорожденным птенчикам, умиление сплошное, не могла налюбоваться чудесами и совершенством сотворённого Всевышним мира!

 

ЗОЛОТОЙ КУПОЛ

Возвели храм, проехал новый трамвай, солнце ударило в глаза, это ослепил меня золотой купол, отразивший солнце, это новодел, говорят живущие только сейчас, отвечаю, что через пятьсот лет и он станет древним храмом, в который будут приходить за утешением и поддержкой многие поколения, с почтением воспринимающие его историю, современники, живущие здесь и сейчас, даже не задумываются об этом, их интересует только их личные проблемы и дела, понять то, что они всего лишь мотыльки-однодневки, им не дано, потому что думать о последующих веках, по их мнению, вредно, а сияющие добротой золотые купола даже в годы мрака и печалей поют переливистым звоном для тех, кто думает, созидает, занят творчеством.

 

ОТРАЖЕНЬЯ

В метро в тоннеле вижу отраженье на мчащемся стекле, как будто сама я мчусь в ночи навстречу свету, и вот в реке плыву своим отраженьем, волнуюсь в такт волне, преображаясь в зеркале театра, то я была везде в отраженьях своих, они меня удивляют постоянно, своими различиями, никак я с ними согласиться не могу, они чужие мне, внутри я вижу по другому себя, а отраженьями никогда довольна не бываю, как много лиц сменила я, лишь в детстве всем была довольна, гримасничать любила, отраженьям своим всегда улыбалась, а то и приветствовала, как друга дорогого, теперь, порой, в них я не сразу узнаю себя.

 

БУТОНЫ

Конечно, бутоны у розы, любимого мною цветка, и я помню стихотворение 1834 года Ивана Мятлева «Розы»: «Как хороши, как свежи были розы // В моем саду! Как взор прельщали мой! // Как я молил весенние морозы // Не трогать их холодною рукой!..», - да, только с пылающим сердцем прикасаться к бутонам, которые насыщены алой страстной любовью, бордовым закатом надежды, сомнений полны, чтоб нежным розовым цветом рассвета вновь пробуждать красоту, но тут вторгается в мой текст Игорь Северянин своими «Розами», написанными в 1925 году: «Прошли лета, и всюду льются слезы... // Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране... // Как хороши, как свежи были розы // Воспоминаний о минувшем дне! // Но дни идут - уже стихают грозы // Вернуться в дом Россия ищет троп... // Как хороши, как свежи будут розы // Моей страной мне брошенные в гроб!» - и тем не менее, бутоны роз способны меня окутывать волшебным ароматом, вызывая сладкую истому воспоминаний, кружить в вихре мелодии первого вальса, так хороши они своей изысканностью и совершенством.

 

ПЛАСТИНКИ

Само слово уже не понятно, что за пластинки? Быть может, вы желаете попробовать пастилки? Пластинки ушедшей эпохи, скрипящие из-под иглы голоса, доносящиеся сквозь шорох, который воспринимается мной, как патина на старинных полотнах, нынче этот раритет сохранился лишь у коллекционеров и любителей минувших лет, как тифоны и проигрыватели, а прежде мы слушали  исполнителей дыханье затаив, ведь среди них были зарубежные пластинки, на которых исполнители были у нас запрещены, или были в нашей стране не доступны, но авторы и исполнители живут на пластинках этих, как истинные звёзды своей эпохи, искренне выразившие чувства по отношению к происходящему вокруг, то были барды, шансонье или выдающиеся музыканты. Пластинки сохранили нам их творчество, которое затем были перенесены на современные носители, услаждая слух новых поколений.

 

 

 

 

"Наша улица” №271 (6) июнь 2022