ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть пятидесятая)

 

ПЕРЕМЕНА

Утром недомогание и кашель расстроили меня, но, я знаю, чтобы избавиться от этого, нужно погулять. Тогда и мысли меняются в лучшую сторону. Наблюдая за облаками, я чувствую себя молодой, выпрямляюсь, а в душе с удивительной легкостью и чистотой происходит полная перемена настроения. Печаль, приступы отчаяния и досаждающее покашливание исчезают. Улыбка не сходит с лица моего. А прохожие улыбаются мне вслед. Как много зависит от выражения лица! Когда оно проясняется, то и всё вокруг меняется. Небо светлеет, облака скользят по нему как белые паруса и мелкий дождик радует.

 

СУМЕРЕЧНОЕ ОДИНОЧЕСТВО

Есть в сумерках тихая печаль, когда на горизонте гаснет последняя заря, и в ее зеленоватом свете чернеют дома и деревья. Для меня в сумеречное время наступает момент откровения. Мир, с его вечерними красками, огоньками, звездами, людьми и звуками, воздушный и светлый существует совершенно отдельно от меня, маленькой и одинокой. Душа моя томится и плачет. Звучит музыка. Темнота сгущается. Я включаю свет. Чувство одинокой тоски исчезает. Слышны голоса за стеной. В комнату врываются звуки вечернего города. Моё сумеречное одиночество исчезает.

 

УЛЫБКА

Навстречу идёт малыш и личико его так и светится восторженной улыбкой. Невольно моё лицо расплывается в улыбке. Улыбается старушка моей улыбке. Улыбается дворник, глядя на нас улыбающихся. Мне навстречу спешат прохожие и улыбаются. От улыбки малыша заулыбались все. Солнце, которое наблюдало за нами из-за туч, выглянуло и заулыбалось. Цепная реакция хорошего настроения!

 

ПОЧКИ

Наступает время, когда я выхожу на улицу понаблюдать за созреванием и раскрытием почек на деревьях. Любопытство год от года не пропадает. Это просто магия какая-то! Появляется сначала незаметный глазу бугорок на голой ветке, который постепенно становится всё более заметным. Я внимательно день за днём вглядываюсь, пытаясь уловить момент, когда тугие, набухшие почки только раскроются. Но чудо это поймать удаётся крайне редко. Накануне почки ещё не раскрылись, а на следующий день уже проглядывают клейкие лепестки, напоминающие птенцов.

 

ЧАСТЬ ЦЕЛОГО

Себя не могу познать, как и необъятную природу. Откуда всё проистекает. Из какого-то семечка вырастает дерево. И я из такого же семечка «вылупилась» птенцом одиноким. Смотрю вокруг и ничего не понимаю. Для чего всё вокруг создано? Почему? Нет ответа. Природа нема. Но, если я есть составная часть природы, то она, стало быть, не только говорит, но и пишет. Во время дождя я сама превращаюсь в дождь, и в воде свечусь золотой рыбкой, в снегопад неуклюже иду по белой льдине белым медвежонком. Я могу быть и бабочкой. Всё больше ощущаю себя частью целого - божественной природы.

 

ЧТО ЕСТЬ СЧАСТЬЕ?

Счастья по общему правилу не бывает. Что есть счастье? Об этом в течение жизни размышляет почти каждый человек, более или менее расположенный к мыслительному процессу. У каждого счастье своё. Ответ на этот вопрос меняется вместе со мной. Мечты о счастье весьма расплывчатые в молодости, сменились верой в то, что сама жизнь, её неповторимость и есть счастье. Оно и в умении проникать в себя, изучать, совершенствоваться, и в отображении своей души вне себя - в книгах.

 

ЖЕЛАНИЯ

Желания магически действую на человека, тянут к их осуществлению. Но ведь желание желанию - рознь. Не все они достойны исполнения. Тут-то и вступает в борьбу с желаниями воля, понимая, что желания ведут в тупик. Чтобы согласовать желания со смыслом жизни, необходимы воля и характер. А качества эти ещё нужно воспитать в себе, прилагая значительные усилия, в результате которых происходит процесс понимания того, что они могут негативно повлиять на достижение гармонического состояния. Поставить разумные границы желаниям есть свойство сильной целеустремлённой личности.

 

МНЕНИЯ

Придавать большое значение мнению о тебе окружающих, значит, подавлять в себе себя. Хорошо, что я поняла это достаточно рано. Я себе - самый строгий и требовательный судья. Чувство неудовлетворённости собой не даёт мне покоя, а процесс творчества настолько упоителен, что самооценка вырастает как бы сама собой из постоянного нахождения в рабочем состоянии, из сопоставления себя с классическими литературными образцами.

 

СЛУЧАЙНОСТИ

Вот если бы я тогда не была на месте, то не встретилась бы с интересным человеком. Да, у случайностей всегда возникает это «если». В хаотическом ежегодном движении от случая к случаю выстраивается сама жизнь. Вся она, на первый взгляд, представляется как цепь случайностей, которая при более вдумчивом размышлении складывается в картину судьбы. Следовательно, я оказалась в определённое время в том или ином месте вовсе не случайно. Но случай можно и пропустить, как пропускают счастье, вовремя на него не отреагировав. Случай нужно ловить!

 

ПОСТУПКИ

Привычка совершать поступки прежде, чем подумать, доставляла мне так много проблем, что я поставила себе целью научиться сдерживать молниеносные реакции. Довольно часто поступаешь так, как будто находишься во сне, или бывает, как говорят, очертя голову. Слишком много в жизни бессознательного, когда сначала поступаешь, а потом пытаешься понять, почему это произошло. Исправлять последствия спонтанных поступков значительно сложнее, а порой и просто невозможно, чем сдержаться. Но постепенно, окидывая взором последствия своей несдержанности, невольно набираешься ума. И всё же, в необдуманных поступках есть своя прелесть - чувства и искренность!

 

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Великое искусство воздействует на человека с такой силой, что он забывает самого себя, и становится тем героем, о котором идёт речь, вместе с ним страдает, переживает, успокаивается, ищет выход из безвыходного положения. Сопереживание - это отказ от себя, и полное перевоплощение в другого. Умение сопереживать я воспринимаю как необходимое качество для полноты творчества. Бесстрастное наблюдение за тем, что происходит вокруг, отрешенность лишают человека возможности любить, а именно любовь дарит нам свет, вкус, запах и музыку земного бытия.

 

ОШИБКИ

На собственном опыте я убедилась, что почти бессознательная череда ошибок совершается мною либо из-за сомнений в правоте других, либо из-за самоуверенности. Люди в большинстве своём не учатся на чужих ошибках. Каждый хочет попробовать всё сам в надежде, что у него-то в отличии от других всё получится потому, что уж он-то знает как следует поступать или делать. Не суй руку в огонь, обгоришь. Нет, суёт, и рыдает и болеет, но даже боль не спасает от совершения новых ошибок. Учиться на ошибках других у меня не получается, единственное, что я усвоила - не повторять собственных, но и этот урок не всегда удаётся исполнять.

 

ВЕСНА

Прошлая весна была такой же, как нынешняя, или всё-таки чем-то отличалась? А позапрошлая весна? А весна десятилетней давности?! Все эти вёсны как бы спрессовываются в одну бесконечную весну нескончаемой жизни, которая мчится без остановок от весны к весне. И только успеваю каждый раз открывать всё новые и новые картины в неожиданных ракурсах. Вглядываясь в прошлое, я лучше понимаю себя настоящую, убеждаюсь в неизбежности событий, происходящих со мной. Прошлое - начало и смысл моего рождения, устремленного к вечной весне!

 

ЧАЙНАЯ КОРОВА

До чего же я люблю пить чай! Он в любых ситуациях приводит меня в состояние сосредоточенности. Отношение к чаепитию у меня трепетное. Завариваю непременно свежий, а чтобы лучше раскрыть его аромат и дольше сохранить чай горячим, я накрываю его чайной коровой, а не привычной куклой. Эта необыкновенная корова очаровала меня в худсалоне. Она не стояла на столе, а парила над ним, в голубом платье с кружевами, которое в сочетании с кружевной шалью придавала ей неземной вид. Она смотрит на всё, что её окружает как будто с упоительного весеннего неба, на которое она взлетела опьянённая любовью. Сквозь цветной чепчик, украшенный тесьмой и кружевом, прорезались изогнутые рога, в ушах играют серёжки, на шее колокольчик. Кончик языка у влюблённой кокетки игриво выглядывает вместе с веточкой ромашек, а в глазах любовь.

 

ГУМИЛЁВ

Непродолжительную земную жизнь прожил Николай Гумилёв, но разве годы определяют смысл рождения человека? Поэзия Николая Гумилёва, истинного рыцаря Серебряного века, дорога мне изысканной культурой слова, благородством, сомнениями и творческими исканиями. Поэт проникает в самую суть мироздания и в стихотворении «Слово», написанном в 1919 году, когда земля уходит из-под ног от разрушительных потрясений:

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.

Невежество, зависть и ненависть не в силах уничтожить слово написанное. Временщикам не удалось уничтожить поэта, в груди которого по его собственному признанию мерно билось золотое сердце России.

 

БЛАГОДАРНОСТЬ

Расстроишься иногда из-за какого-нибудь пустяка, а потом коришь себя из-за этого расстройства. Понимание того, что надо не расстраиваться, а благодарить за всё - плохое и хорошее, снег и дождь, обиды и разочарования, пришло с возрастом, когда я осознала, что пребываю в раю. У меня есть неограниченные возможности для работы, посещения музеев, театров. Я могу в любое время слушать великолепные музыкальные произведения, выбирая исполнителя, наблюдать рассвет, наслаждаться сумерками, полуночничать и спать сколько захочу. Испытывая благодарность ко всему, что меня окружает, я оценила счастье просто жить. Рай!

 

ЯРКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Яркая личность, прежде всего, не от мира сего, увлечена созиданием, независимостью суждений, смелостью. У нас такую личность с ходу принято записывать в сумасшедшие. Чуть скажет что своё да поперёк, так сразу - сумасшедший… Вспомнить, хотя бы, Чаадаева…И Грибоедов: Фамусов: «Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел? Скажи сурьезно: Безумный! что он тут за чепуху молол! Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно! А ты меня решилась уморить? Моя судьба еще ли не плачевна? Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!» Долгие десятилетия у нас общественное мнение формировало не личность, а частицу «единой общности», которую дёргают за ниточки кукловоды.

 

ЗАПРЕТНАЯ ЛЮБОВЬ

В весеннем саду «Эрмитаж» в «Новой опере» под музыку Гуно больше трех часов я слушала арии и речитативы на тему запретной любви подростков. Общество устанавливает запреты, чтобы их нарушать. Особенно в любви. Говорят, не надо так делать, но непослушные делают. Вроде Джульетты и Ромео. Бог есть любовь, и какие мирские запреты могут противостоять вечной силе?! Опера о любви юных Ромео и Джульетты не оставила меня равнодушной. Как и в наше время, родители и родственники не дают житья юным созданиям. Семьи разделяет непримиримая вражда. Самые дорогие близкие люди вмешиваются в жизнь своих детей, превращаясь во врагов. Мы сопереживаем, рыдаем, сочувствуем, но родственники и родители, по-прежнему, существует. И оркестр был в ударе и певцы вдохновенны. Премьера!

 

УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА

Сдержанно курлычут голуби на проводах, поглядывая на торопливо пробегающих мимо людей. Я невольно остановилась, прислушалась и сообразила, что они недоумевают, как можно, не накормив их, суетиться. Вернувшись за пшеном и хлебом, я высыпала крупу в птичьей столовой под одобрительные возгласы воробьёв, ворон и голубей, затем направилась к пруду. Только три уточки лениво кружили по водной глади. Они степенно продегустировали батон хлеба, остатки которого подобрали шустрые воробьи. Завершая утреннюю прогулку, я встретила пугливую кошку, проживающую в подвале с котятами, которая вывела своих деток погреться. Мама-кошка настороженно вглядывалась в меня, пытаясь понять, не представляю ли я опасность её малышам. Я поторопилась скрыться, чтобы успокоить её.

 

ВОСПИТАНИЕ

Воспитание человека происходит с грудного возраста - всё, что творится вокруг него, что в него вкладывают - то и получится. Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь! Я бы сравнила воспитание человека с загрузкой нового компьютера. Он пуст, как пуст и младенец. Переработка полученной информации, порой, выдаёт неожиданный результат, как приятный, так и огорчительный. Но дела не в ошибках загрузки, а в ошибке ожиданий. Как часто родители пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты посредством жизни ребёнка, не считаясь с его интересами и планами. А ведь даже компьютер, зависая и отключаясь в самый нужный момент, ставит нас на место.

 

НАГРАДЫ

Грамоты, медали, памятные значки, вымпелы, переходящие знамёна и прочие награды получает в течение жизни практически каждый. Многие относятся к наградам с иронией, а есть любители, которые испытывают удовольствие, получая награды, вывешивают их на стенах комнат, расставляют кубки, наивно полагая, что их заслуги обеспечивают им славу и бессмертие. История их ничему не учит. Достаточно оглянуться назад, чтобы понять - награды исчезают вместе с телом. Достоевский, что, был награждён медалями и орденами?! А Чехов, Платонов, Мандельштам? Их произведения и есть бессмертие.

 

РОДСТВЕННИКИ

Жить своей жизнью, не мешать другим, уважать друг друга, что может быть лучше?! Однако я на своём опыте убедилась, как же не просто поступать вопреки советам и понятиям родственников, как же нелегко освободиться от их удушающих объятий! Они как будто надзиратели постоянно пытаются следовать за тобой, указывая, как жить и что делать. Дружба с родственниками, практически, невозможна, ибо отношения с роднёй строятся по иерархическому принципу, как в армии. Слова Христа: «…Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его» (Мф. 10: 35-36), не знает, практически, никто.

 

ПЕРЕУСТРОЙСТВО

Как посмотришь на карту - дух захватывает от того, до чего же «широка страна» наша. В действительности, я всё больше убеждаюсь в том, что у России земли нет. Есть только одна Москва. Все съехались сюда, и долгие годы пытаются втиснуться в пределы МКАДа. Именно поэтому крушат прекрасные старые дома, монастыри, усадьбы и возводят из стекла и бетона новое, часто, нелепые, огромные сооружения, втискивая их как можно ближе к Кремлю. Да, каждый имеет право на достойную комфортную жизнь, но, даже расширив столицу на 40 километров на юг, невозможно втиснуть в неё всё население страны. Следовательно, придётся сносить и эти гигантские монстры и расти вверх всё выше и выше.

 

ПРИВЯЗАННОСТИ

Уж к своей биографии человек привязан намертво, как телёнок к колышку. Я убеждаюсь в этом на протяжении всей жизни. Хочется оторваться, да поводок долга, обязательств и чувств не пускает. Творческой личности это сильно вредит, ибо истинный художник не опирается на свою биографию, а создает новые миры и пространства. Так Чехов, который всю жизнь занимался делами и проблемами своих родных, в творчестве был совершенно свободен и независим. Привязанности не отпускают в буднях, но творческий процесс уносит в стихию чувств и переживаний героев, которые сами диктуют свои судьбы.

 

ПОДОБНО СЕБЕ

Первые мои впечатления возникают в памяти, как картинки из первых красочных книг. Познание окружающего мира, неизбежно, происходило под влиянием окружающих меня взрослых и детей. С грубостью и агрессией я столкнулась впервые, уже подготовленная, видимо, потому что знала, что не надо на подобные проявления отвечать, стараться быть в подобных случаях подчёркнуто вежливой, и постараться избежать конфликта. Потом я уже сделала самостоятельные выводы о том, как важны с младенчества не столько слова, сколько поведение окружающих. Так индивид из безликой массы довольно груб и неизбежно идеалы создаёт по своему подобию.

 

ПОКРОВСКИЙ БУЛЬВАР

Есть там садик хороший, а точнее уютный парк. Вхожу в него через настоящие парковые ворота, предвкушая прогулку по аллеям, а он маленький совсем, но очень милый. Вокруг единственной клумбы гуляют детишки с мамами и бабушками. Кто-то из них кормит голубей, а кто-то, едва научившись ходить самостоятельно, пытается голубей погладить, но безуспешно. Деревья в парке этом явно наблюдают за многими поколениями детей, быть может, не один век, а я через него спокойно прохожу в Хохловский переулок.

 

КНИГА ВЕЧНОСТИ

Помимо жизни текущей существует параллельная, устоявшаяся, неизменная жизнь в книгах. Человек только проклёвывается из яйца, а над ним нависает могучая книга Вечности. Коснется ли её вылупившийся? Или последует поговорке: яблоко от яблони недалеко падает, будет таким же неразвитым и скандальным, как его производители, рвущие в скандалах волосы на голове друг у друга и издающие вместо слов мычание. Выбор есть всегда, стоит только открыть книгу, потом ещё одну, задуматься, что познание обо всём, что было до рождения записано предыдущими поколениями людей в книге Вечности. Понимание открывает возможность оставить свою запись в ней.

 

КОЛОННЫ

Среди вполне скромных домиков, плотно примкнувших друг другу в переулке, особняк с колоннами невольно привлечёт внимание. Стройность и изящество придают колонны домам, беседкам и галереям. Элегантностью в сочетании с простотой и изяществом привлекают меня они. И я что-то всё чаще стала заглядываться на белые колонны старинных особняков, которые спрятались в хитросплетенной паутине переулков Москвы. Лёгкие ионические, величественные дорические и украшенные коринфские они неизменно преображают всё вокруг, придают домам благородство и возвышенность, неизменно поднимают мне настроение, устремляясь ввысь к небесам.

 

СЛУХ

Умение мгновенно подхватить любую мелодию при наличии слуха, кажется таким естественным, как дыхание. При чтении прозы или поэзии легко понять наличие или отсутствие слуха у автора. Мелодия текста, ритм значительно обогащают текст. Прежде я постоянно слышала, что отсутствие слуха - дефект врождённый, но сейчас специалисты утверждают, что слух, при желании, можно развить. Я убеждена, что у каждого из нас есть внутренний слух, слух музыки души. Утверждение же о полном отсутствии слуха, мне кажется, свидетельствует об ограниченности человека.

 

ПРИПОДНЯТЬСЯ

Как это сложно приподняться над всеми мелкими и крупными проблемами, почувствовать себя немножко сдвинутой, и нести везде и всюду хорошее настроение, и всем ставить оценку «отлично», даже тем, у кого от злобы пожелтела физиономия, и скривился в ненависти к окружающим рот. Но результат неизбежно превосходит усилия - всё преображается вокруг, становится ярче и светлее, воздушнее, как на картинах Марка Шагала, подарившего миру счастливое безоблачное детство.

 

"Наша улица” №198 (5) май 2016