ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть пятьдесят четвёртая)

 

НА СКОРУЮ РУКУ

Все как будто сошли с ума и всё делают на скорую руку: сколачивают капитал, снимают кино, ставят по двадцать спектаклей за полгода, спешат узнать обо всём сразу, потому что остановиться и задуматься некогда. Но как на скорую руку сколочена работа, так же скоротечно вылетают в трубу рубли и доллары, а привычка скользить по верхам оборачивается невосполнимыми потерями, на исправление которых, порой у очнувшихся людей, уходит остаток жизни.

 

БУЛЬВАРЫ

Прежде я очень любила гулять на бульварах: Покровском, Яузском… А теперь нет. Почему? Там просто грязно от песчано-гравиевых покрытий. Особенно после дождя. К примеру, большая аллея Тверского бульвара засыпана мелким гравием, который создаёт неудобство, попадая в обувь, колет, натирает ноги. Я обратила внимание, что большинство посетителей идут, как и я, по узким боковым дорожкам, выложенным плиткой. Центральная аллея малолюдна, в то время, как на боковых аллеях очень тесно. По-моему, для удобства людей нужно было сделать современные цветные твёрдые покрытия, вариантов которых уже существует много.

 

НАСТОЯЩЕЕ

Многие огорчаются оттого, что близкий человек вдруг перестаёт жить настоящей жизнью, а всё пишет и пишет. Буквально не встаёт из-за письменного стола. Избегает встреч и разговоров о жизни, не интересуется делами родных и знакомых, отключает телефон. Говорят ему: «Ты совсем себя угробишь! Посмотри на кого ты стал похож? Пойди подыши свежим воздухом, навести друзей, живи настоящим!» Но близкий человек кивает молча, и продолжает писать. Он понимает, что бесполезно возражать, тем более объяснять, что именно он живёт, а они - нет, и будет жить всегда. В тексте.

 

УСПЕХ

Очень простое понятие «успех», а как в него много вкладывают! Для одних - это известность, для других - карьера, деньги, для кого-то удачный брак… Успех, главным образом, связывают с победой, осуществлением цели или мечты. Но победило ли спелое яблоко, упав на землю? Успех - это созревание, когда душа реализовывает себя в творчестве, человек испытывает неимоверное блаженство. И даже больше – расставание с жизнью - Успение. Осмысленность и наполненность жизни, посвящённой любимой работе, дарит чувство полёта. Для меня успех есть стремление к творческой спелости.

 

ЧИСТЫЙ ЛИСТ

Конечно, чистый лист не впечатляет сам по себе, но стоит подумать о том, что перед тобой лежит лист книги, написанной мастером, как мысль эта приводит в неописуемый восторг от чистоты помыслов автора. Стало быть, чистота - не пустое место, а пространство чистых мыслей. Сижу перед листом чистым, смотрю на чистое небо, на свет чистого дня и постепенно, одно за другой наношу на лист этот умные буквы, добрые и светлые.

 

НАСКУЧИТЬ

Легко можно наскучить людям, если не почувствовать момент окончания приятных совпадений и начала расхождений. Тонкая грань, уловить которую кому-то помогает интуиция, другим - опыт. Лучше, конечно, пораньше сворачивать свои рассказы и эмоции, раскланиваться и удаляться, не успев наскучить. Я пытаюсь не утомлять собеседника, но, порой, настолько увлекаюсь, что чувство меры подводит меня. Особенно, при общении с человеком приветливым и доброжелательным, а после расставания корю себя за то, что злоупотребила вниманием хорошего человека.

 

ПУТЬ ЖИЗНИ

Есть уникальные личности, которые с детства выбрали свой единственный путь, и неуклонно идут по нему всю жизнь. Ничто не может помешать им идти к намеченной цели: ни советы и уговоры близких, ни насмешки знакомых. Они живут любимым делом и, несмотря ни на какие препятствия, настойчиво продвигаются по избранной дороге, преодолевая препятствия, которые неизбежно возникают на этом пути. Благодаря их преданности избранному делу создаются великие произведения искусства, свершаются научные открытия. Создатели и творцы!

 

АНАЛИЗ

Сколько раз в течение жизни я задавала себе вопрос: «Что будет, если я не сделаю этого? А что – если сделаю?» Анализировать свои действия или бездействие стало привычкой. Словно на чашах весов взвешиваю всё «за» и «против». Анализ, тем более самоанализ, весьма полезен. Только в состоянии абсолютного покоя он имеет смысл, помогая от глупых поступков и серьёзных ошибок. Беда в том, что анализирую я чаще ошибки уже совершённые. Ошибки опережают анализ. Утешает лишь то, что постепенно чаша весов склоняется в пользу анализа.

 

ЛИЦА

Оглядываясь назад, всё чаще думаю о том, сколько лиц за всю жизнь прошло перед моими глазами. Это не абстрактные лица, а вполне конкретные, начиная с первых воспоминаний. По мере взросления, как снежный ком растёт окружение человека: детский сад, школа, институт, бесконечные знакомства, которые не только сосчитать, но даже вспомнить невозможно. Память же причудлива, она неожиданно показывает мне лица прежних, казалось бы, давно забытых людей, а я мучительно пытаюсь вспомнить, когда, где и по какому случаю встречалась с ними. Неизбежно, в жизни каждого из нас наступает время, когда окружение становится всё меньше. Уходят близкие, друзья, знакомые, но в памяти моей они живы.

 

ОБЫДЕННОСТЬ

Не так уж плоха обыденность, то есть изо дня в день повторение одного и того же. Я не говорю о физиологии, я говорю о душе. Она обязана трудиться? Вот она обыденно и трудится, чертя букву за буквой, взвиваясь ввысь от восторга. Чтобы это понять, мне понадобились долгие годы, которые ушли на поиски смысла жизни. Прочитав «Героя нашего времени», я всё мучительнее искала ответ на вопрос Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели я родился…?» Теперь-то я знаю ответ! Сижу и пишу одну букву за другой.

 

ОКРУЖЕНИЕ

Люди яркие притягивают к себе окружающих, которые слетаются к ним, как бабочки на свет. Рядом с талантливым человеком всё преображается вокруг, чёрно-белые дни превращаются в радужные, наполнятся смыслом. Истинно талантливый человек чувствует творческую искру у молодых и поддерживает её. Талант тянется к таланту, обогащая друг друга, они создают свой мир. Яркие личности живут вне времени, они окружают себя близкими по духу друзьями: Чехов, Достоевский, Искандер…, общаются с ними на равных. По таланту - и окружение.

 

ИСКОСА

Мрачного человека, искоса поглядывающего на других, сразу заметишь. Никогда не порадуется успехам людей, их достоинствам, а будет искоса сверлить взглядом, выискивая недостатки, злорадствуя в случае неудач. Так и живёт, ругая всё на свете, осуждая всё и всех, уверенный в том, что раз ему не нравится, следовательно, такого и быть не должно. На всё в мире смотрит искоса, и понять никак не может, почему он несчастный такой.

 

ГУСИНОЕ ПЕРО

Стоит мне подумать о Гоголе, как передо мной возникает его образ всегда за столом, с гусиным пером в руке и ироничной улыбкой на лице. По словам Николая Васильевича, этими гусиными перьями было бумаги переведено без счёта. Скрипит гусиное перо, рождается бессмертное произведение. Гусиное перо давно уже стало символом литературного творчества, не пером и не рукой пишет писатель, а умом и чувством. Художественное могущество писателя воздействует на читателя, увлекая его в иной, созданный писателем космос.

 

СВЕТ

Свет для нас настолько естественен и привычен, что мы его почти не видим. Любуемся небом, деревьями, птицами, архитектурой, рекой… Свет создаёт тени, которые подчеркивают детали, рождая в нашем воображении необычные образы. Свет такой разный: мягкий, спокойный, резкий, яркий, ослепляющий… Он влияет на самочувствие, создаёт настроение. Как только он исчезает, наступает тьма. Мы тут же замечаем его исчезновение и ищем причину, по которой он исчез, чувствуем себя беспомощными, мысли только о том, чтобы вновь вернуть его. Провожая день уходящий, мы с надеждой ждем завтрашний день, верим, что он будет светлым.

 

ВЛИЯНИЕ

Ещё до рождения человек уже находиться под влиянием внешней среды, сам того не подозревая. Многие уверены, что они-то не подвержены никакому влиянию, а совершенно самостоятельны и независимы. На вопрос о том, влияет ли художественное произведение на текущую жизнь, они, конечно, ответят отрицательно. Большинство не знает достойных произведений мировой художественной литературы, вероятно, слышало о некоторых из них, и смело выносит свои суждения, отрицая какое-либо влияние на них. При этом с пеной у рта большинство отстаивает «общественное мнение», внушаемое ему средствами массовой информации, не замечая, как им ловко манипулируют.

 

ИДЕЯ

Пришла мне в голову идея, простая такая, незамысловатая - сходить на прогулку к пруду. Какая маленькая идея! Надо перейти к большой идее! Вот во время прогулки я и перешла. Стала думать об идеи рассказа Чехова «Мужики». Затем переключилась на идею своего нового рассказа. Идея вырастала на глазах. Накануне я мучилась, пытаясь определиться с идеей рассказа, но так и не определилась. Сегодня же идея пришла сама, причём за несколько минут. В общем, живу вся в идеях!

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

На то она и личная точка зрения, чтобы не навязывать её всем и каждому. Умный и воспитанный человек так и поступает. Если же ему собеседник излагает свою точку зрения, он выслушивает спокойно без каких-либо комментариев. Привычкой активно навязывать свою точку зрения обладают люди недостаточно развитые, ограниченные. Они пытаются навязчиво убеждать всех и каждого в своей правоте, не допуская даже малой мысли о том, что можно иметь другую самодостаточную точку зрения.

 

НЕСОВПАДЕНИЯ

Бывают случаи, когда кое-кто из знакомых дам узнает себя в чьём-нибудь литературном произведении, и обрушивается на автора с упрёками, что она совсем не такая. Наивные люди! Никак не желают понять, что художественный образ - это плод исключительно воображения автора, он пишет так, как хочет и чувствует в данный момент. А если уж вы уверены, что мир вращается вокруг вас, то на это можно сказать следующее: жизнь течёт сама по себе, а искусство - в другой реальности.

 

ПОРОКИ

В прежние времена частенько литература обличала пороки. Например, Лермонтов так и писал в предисловии к «Герою нашего времени» о Печорине: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Обличать пороки нас учили с детских лет в школе, навсегда запомнила тему выпускного сочинения «Русские писатели и поэты - обличители самодержавия и крепостничества в России». Что я могла в шестнадцать лет понимать в этом, но писали то, что учителя хотели прочитать. Пороки! У кого их нет?! Настоящее искусство не обличает и не превозносит, настоящее искусство создает свою прекрасную Вечность.

 

ВСЁ БЛИЖЕ ОСЕНЬ

Во всём пробуждается мягкость, даже утомлённость. Прохладный ветерок по утрам вкрадчиво шепчет о приближении осени. Сама природа готовится отдыхать, как уставший после трудного дня человек. Оперились птенцы, научились самостоятельно добывать еду. Кто-то готовится к дальнему перелёту, а кто-то торопится сделать запасы на зиму. Стаи скворцов прибыли в столицу, чтобы очистить газоны от личинок и насекомых и набраться сил перед дорогой. Запах яблок в садах и парках опьяняет, поскольку - Яблочный спас!

 

РОДОВОЕ ИМЕНИЕ

Родовые имения были утрачены сто лет назад, а то и больше. Было время, когда в родовых имениях рожали, давали имя, не редко в память о достойном предке. Стены родового гнезда украшали портреты предшественников, легенды о которых передавались из поколения в поколение. Имя подбирали заранее, младенец получал его сразу же после рождения. Без имени человека представить невозможно. Да и имения без имени тоже.

 

КОЛЕЧКИ

Колечки, кольца, их на пальчики надевают. Каждое колечко при этом что-то значит. Ценность их определяется владельцами по-разному - колечко бесценно, если это подарок любимого, при этом цена его не имеет никакого значения. Оно символизирует, что человек занят уже кем-то. Колечко, которое передают по наследству на протяжении нескольких поколений, оберегает и охраняет от неприятностей. Кольца же для многих являются символом достатка, статуса. Есть любительницы надевать кольца на все пальцы, совершенно не догадываясь, что выглядят при этом как прямые потомки братьев наших меньших из джунглей.

 

КАРТИНКИ

Ребёнка привлекают картинки. Он тянется к книжкам с картинками, всё больше любит рассматривать книги. Постепенно начинает осваивать буквы. А с годами понимает, что буквы создают картинки получше нарисованных, гораздо разнообразнее и выразительнее, что любое изображение можно передать словами. Словами можно выразить всё! Открытие это дорогого стоит! Те, кто понимают величие и возможности слова, тянутся к творчеству,  стремятся создать свои образы и картины, а остальные и в старости смотрят только картинки.

 

ВОЗДУХ

Приоткрою окошечко, чтобы подышать свежестью утреннего воздуха. Нежный ветерок ласкает лицо, навевая мысли о прохладе в сквере, с перекличкой скворцов и воробьёв. Конечно, лучше все-таки пойти в парк и надышаться вволю. Вот я уже вдыхаю ароматы цветов и трав, никак надышаться не могу! «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине», - восклицаю я, делаю один за другим глубокий вдох, как жаль, что эти слова записал уже до меня Лермонтов, но до чего же они точно совпали с моими чувствами.

 

ХЛЕБ-СОЛЬ

Хорошему гостю всегда рада! Хлебом-солью его принято встречать! Вот я сегодня задумалась о том, что хлеб-то нынче поговаривают, есть вредно. А о соли и заикаться нечего - белая смерть! Как хочешь, так и принимай гостя дорогого: то ли биологически активными добавками, то ли свежевыжатыми соками из моркови или свёклы, проверенными на отсутствие пестицидов? А может быть, хватит уже гостей едой встречать, пришло время задуматься о лишнем весе, пожалуй, достаточно ограничиться добрым словом, которое, как известно, и кошке приятно?!

 

В САДУ

Сижу на террасе. Наливаю горячий чай из самовара, заваренный на травах, вдыхаю их аромат восхитительный. Прямо передо мной в саду поспели вишни, наливные яблоки, стоит только подойти к ним, падают прямо в руки. Прозрачный крыжовник  призывает попробовать его прозрачные, напоённые солнцем ягоды, а ветки красной и чёрной смородины душистой сами тянуться к корзинке. Шмели и осы кружатся, жужжа вокруг малины, как преданные её поклонники. На высокой сосне стучит труженик дятел.

 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Невозможно прожить жизнь без приключений. Они случаются с каждым. Всё зависит от отношения к ним. Романтики мечтают о приключениях, ищут их, порой, не представляя, к чему они могут привести. Приключения происходят, как бы случайно, и бывают забавными, захватывающими, познавательными, опасными. К каждому приключению есть ключ, который открывает его смысл. На то они и приключения, что требуют для вскрытия сути ключи.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Так хочется вернуться в хорошие дни детства, но невозможно. И если даже прийти в старый двор, где прошли ранние годы, то случится полное разочарование. Гениально об этом сказал Геннадий Шпаликов в стихотворении «По несчастью или к счастью, истина проста…» Даже память, порой, меня подводит. Стираются лица, имена… Мои глаза удалились от моих детских воспоминаний на целую вечность, а то, что я записала, отдаляясь, становится всю значительнее со временем, вызывает у меня чувства нежности и тепла, помогает преодолеть душевные тревоги и печали.

 

ОКНА

Прежде я постоянно куда-то торопилась, опаздывала, не обращая внимания не только на архитектурные украшения, но и на фасады домов. Во время редких  прогулок по улочкам и бульварам я ходила, погружённая в свои дела, ничего не видела, ничего не слышала. Но пришла пора неспешных прогулок. Я полюбила рассматривать окна в старых переулках, наличники, карнизы, барельефы. Никак понять не могу, как же я ничего этого не замечала раньше?!

 

КУЗНЕЦКИЙ МОСТ

Греют слух старые названия, потерявшие всякий смысл. Лишилась света белого река Неглинка, исчез некогда белокаменный Кузнецкий мост. Нет уж тех модниц, которые прогуливались по улице этой, чтобы узнать все новинки моды, себя показать и на других посмотреть. Только в памяти немногих сохранился чёрный книжный рынок у «Лавки писателей», где можно было достать всё, что было запрещено, где царствовал самиздат от Мандельштама до Солженицына. Исчезли машины, ибо улица стала пешеходной. Но сочетание «Кузнецкий мост» хранит возвышенный смысл, овеянный литературой, смысл поэтичный.

 

ДЕЛА

Дела такие хитрые! Они имеют обыкновение появляться ниоткуда, накапливаться исподволь так, что просто диву даюсь их количеству. Думаю, что чем больше человек связан с внешним миром, тем дел у него больше, и дела без спросу лезут в двери и окна, через приказы, указы, распоряжения, телефоны, электронную почту. Сознаюсь, что прежде, от дел этих меня охватывала паника. Ныне же я стала опытной, поэтому неуклонно следую золотому правилу - исполнять одно дело в день, каждый день неукоснительно.

 

"Наша улица” №202 (9) сентябрь 2016