Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть девяносто седьмая)

 
 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть девяносто седьмая)

 

ПО ПРЕЧИСТЕНКЕ

Сияет огнями вечерняя Пречистенка, я как будто в сказке иду, вглядываясь сквозь сияние фонарей  в небо, в надежде увидеть Маргариту и Мастера, которые, держась за руки, парят над домиком их земного счастья, а тени литературных героев Мастера приветствуют их, а профессор Преображенский несет домой беднягу Шарика, в надежде сделать из него человека. Я невольно проводила их до дома, где проживал профессор и где так стремительно разворачивались события той «чудовищной», ставшей бессмертной истории.

 

ПО ОСТОЖЕНКЕ

Что поделать, но каждый раз оказываясь на Остоженке, я пытаюсь найти особняк Маргариты, адрес которой остаётся загадкой. Захожу в некогда «скупо освещенный» переулок, в котором Иван Бездомный окончательно потерял иностранного профессора, останавливаюсь у дома, где наш герой вместо Воланда обнаружил голую гражданку в ванной, непременно сворачиваю в переулок, чтобы постоять у домика Мастера.

 

ПО БОЛЬШОМУ И МАЛОМУ ЛЁВШИНСКИМ ПЕРЕУЛКАМ

Сколько раз я ходила по этим переулкам не сосчитать, но всё  почему-то жду встречи со львом с лохматой гривой, хотя прекрасно знаю, что название переулков этих со львами никак не связано, а я всё надеюсь Оба переулка протяжённостью меньше километра, а посмотреть есть на что - Москва двух предыдущих веков притаилась, чтобы не привлекать внимания любителей втискивать в многострадальный центр новоделы. Вот иду я и мечтаю, что направят реформаторы свои силы и средства на новую Москву, вот ведь где можно разгуляться, а тут в Лёвшинских переулках пусть живут приведения и литературные герои, предания и легенды, коих не счесть.

 

ПО ХАВСКОЙ УЛИЦЕ

Мне приходилось ходить по Хавской улице несколько лет назад часто, в отличие от Шаболовки, которая находится рядом, здесь нет ни трамваев, ни автобусов, поэтому она практически безлюдна, на первый взгляд, обычная улица, ничем непримечательная. Однажды я заинтересовалась, кем же был Хавский, так я выяснила, что названа она в честь историка и правоведа Петра Васильевича Хавского, автора работ по истории города, одной из которых является книга «Семисотлетие Москвы: 1147-1847», мне даже неловко стало оттого, что я не знала о существовании такой книги, ведь история Москвы на протяжении всей жизни вызывает  у меня интерес. Да, открытия поджидают на каждом шагу.

 

ПО ЛЮСИНОВСКОЙ УЛИЦЕ

Когда по улице Люсиновской от Садового кольца иду, то с большим интересом рассматриваю разнообразные, в том или ином стиле здания, которые демонстрируют это безмолвно, показывая как Москва усадебная постепенно застраивалась доходными домами начала века минувшего, затем жилыми домами в «сталинском» стиле, которого не существует, так называют стиль заимствованный в Старом и Новом свете, есть здесь и кинотеатр, некогда часто мной посещаемый в период застоя, любимый Даниловский рынок, на который в ненастную осенне-зимнюю погоду я захожу, чтобы погрузится в лето.

 

ПО ШАБОЛОВКЕ

От старейшего трамвайного депо, без которого эти места не хочу даже представлять, иду к фабрике «Ударница», предвкушая свежую пастилу, прочие вкусности, которые продаются в магазине на проходной, но, у вы, его здесь больше нет, тут останавливается пустой трамвай №3, мелодичным перезвоном предлагая прокатиться до Чистых Прудов, но я иду мимо, напевая: «По Шаболовке, // по Шаболовке // Москва листву метет...», - дальше слов не помню, воспоминания нахлынули на меня у здания, в котором прежде располагался Минпрос, продолжила путь мимо телецентра со знаменитой башней Шухова, которая некогда казалась нам чудом, притормозила у Психиатрической больницы имени Н.А.Алексеева, вспомнила страшное время, когда свободных людей принудительно закрывали в подобных заведениях, расстроилась я при виде авангардного Хавско-Шаболовского жилого массива, который нарушил гармонию улицы.

 

ПО ДОНСКОЙ УЛИЦЕ

Захотелось заглянуть в Донской монастырь, вот я и направилась от станции «Октябрьская» по улице Донской. Сегодня меня не покидают мысли о сумасшествии. Всё больше людей вокруг говорят и думают только о наследстве, дележе имущества, кто кому, что и сколько должен, как будто пришли сюда для вечной жизни среди отобранного или «отжатого» у других «добра». Творчество, искусство увлекают настолько незначительную часть людей, что их считают просто сумасшедшими, с такими мыслями я подошла к надгробной плите главного сумасшедшего России  Петра Яковлевича Чаадаева, завещавшего себя похоронить в ногах своей возлюбленной Евдокии Норовой. Думая о том, что возлюбленная Чаадаева  Авдотья Норова стала прототипом Татьяны Лариной.

 

ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПРОГУЛКИ

Дождь ли, снег ли, жара или ветер, невзирая ни на что выхожу на ежедневную прогулку, порой преодолевая сильнейшее нежелание выходить из дома, но каждый раз получаю огромное удовлетворение от победы над собой. Нежеланные прогулки чаще всего бывают особенно упоительными, например, стихает дождь, который лил всю ночь, а по мере удаления от дома вдруг сквозь плотные тучи выглядывает солнечный луч, улыбаясь лично мне, ветер тоже ко мне не равнодушен - он дует мне в спину, а на обратном пути, так и вовсе стихает, кроме этого количество подсказок и озарений во время прогулок не счесть.

 

РАННИЕ ЦВЕТЫ

С нетерпением жду появления на газонах первых цветов. Какие они? Я каждый год жду их с трепетом, изумляясь разнообразию, изяществу красоты их, ромашки, незабудки, кашка, одуванчики, репей – прекрасны и неотразимы, они украшают мир для нас. Сколько красоты, сюрпризов, открытий дарят нам любовь, добро и улыбки. Ранние цветы не рвите, любуйтесь ими и жизнь улыбнётся вам!

 

В КОЛЫБЕЛИ

Спящий человек подобен ребёнку, сладко спит и не беспокоит никого, потому что сон всех выравнивает со всеми, все спят, и всем хорошо. Спящий человек беззащитен, абсолютно естественен, ведь контролировать себя во сне нам не дано, но сон может достать из кладовой раннего детства невероятные события, случившиеся ещё в колыбели, которые повлияли в дальнейшем на характер или поступки человека, а то и определили его судьбу.

 

КОНЦЕРТ ДЛЯ СОБИРАТЕЛЕЙ ТРАВ АНАТОЛИЯ КИМА

Нежно звенящая трава, поющая листва, смеющиеся цветы, гудящие пчёлы в тот момент, когда седой дряхлый старик До Хок-ро пытается взять в охапку груды пустых бутылок, а они всё падают из его рук, а люди посмеиваются, удаляясь в поля, где стоит забор с цифрой 80, и как это понимать, то ли знак бесконечности, то ли ноль прожитых лет, а с другой стороны забора опять вижу то же поле жизни, а сам где-то в размытых облаках, не вижу себя, а люди идут и идут туда, где им предстоит собирать травы. Очарованная я не могу оторваться от мелодики Анатолия Кима, ведущего симфонию своей прозы прямо в моё сердце, трепещущее с такой же силой, как оно волнуется от второго концерта Рахманинова.

 

ОТВЕТЫ ВОПРОСОВ

На любой вопрос можно найти ответы, но стоит ли обращать внимание на все вопросы, играть в «угадайку», я предпочитаю умную беседу без дурацких вопросов и ответов, когда собеседники не пытаются никого убедить в своей правоте, неспешно высказывают своё мнение, используя арсенал разнообразной лексики, неизменно уважая при этом мнение собеседника, в творчестве, полагаю, не может быть односложных ответов, у каждого художника свой взгляд на всё, что его окружает, он ищет своё отношение к предмету, совершенно не похожее ни на что, и в этом счастье, когда он его обретает и следует, не принимая во внимание мнения и ответы на самые неожиданные вопросы.

 

ОТКРОВЕНИЕ

Когда вдвоём сбегаем ото всех и вся, накрывшись небесным покрывалом, тогда нам кажется, что мы приближаемся к идеалу, когда открываемся друг другу сполна, и даже больше - до любви, которая и есть зенит откровения, тогда происходит невероятное слияние, когда есть только один взволнованный и в то же время гармоничный человек, для которого не существует ничего невозможного, поскольку полнота откровения преображается в энергию любви, способной совершать чудеса.

 

ТОНЧАЙШИЕ ОТТЕНКИ ПЕРЕЖИВАНИЙ. НИНЕ КРАСНОВОЙ - 70

Поэт не имеет возраста. Так и задорная, одарённая, вдохновенная Нина Краснова для меня всегда молода. И при этом она для меня остаётся тайной. Она щедра по отношению к коллегам по литературному цеху, пишет о них без устали, и не только о современниках, которым ещё предстоит завоевать место на полке вечности, но и о классиках, таких как Мандельштам, Тиняков, Пастернак… Когда-то я впервые прочла её изумительное стихотворение «Тайна», и до сих пор оно волнует меня невиданной силой загадочности. Вот несколько строк: «Я тобой в лучах любви твоей оттаяна, // В светлой ауре любви твоей омыта. // Наши отношенья - это тайна, // О которой всё и знаем только мы-то…». Понимаете, только мы! И никому, ничего, никогда… Я с великой радостью поздравляю Нину Краснову с 70-летним юбилеем! У неё яркий поэтический мир любви, свой стиль, она превосходно передаёт тончайшие оттенки переживаний женской души, сохраняя тайну любви. А это дано только истинному таланту.

 

ГЛИНА

Коль человек был сотворён из глины, то я её люблю саму в себе, ведь я тоже создана из глины, и по Неглинке в сотый раз хожу, припасть к истокам чтобы, размышляя о гибкости и податливости глины, ведь в случае неправильного замеса глина даёт трещины, а то и рассыпается, или становится хрупкой, а я держусь, значит, мне повезло с родителями, которые отнеслись к процессу создания творчески и ответственно.

 

ОБНАЖЁННОЕ

Голые ветви на ветру штрихуют небосвод, им нечего рисовать на чёрной земле без травы и снега, но затаился невидимый художник, он готовит краски, чтобы преобразить землю романтическими, как говорил Гумилёв, цветами: «Мы далекое любили, // Вы бросали в нас цветами // Незнакомого искусства», - и вот солнечные лучи пробиваются через толщу туч, согревают её теплом, заливают золотистым цветом, а когда ветер гонит тучи, изредка позволяя солнцу выглянуть из-за них, в такие дни мне хочется демонстрировать графический рифмованный орнамент ровного строя стволов деревьев на холсте неба.

 

ПОТОК МАШИН

Если попасть из какого-нибудь глухого угла в Москву и постоять просто так на проспекте, то покажется, что машины устремлены к великой цели, мчатся в несколько рядов сотнями, тысячами, но Москва понимает, что великих целей у них нет, они даже за кольцевую дорогу не выезжают, варятся в котле Москвы, крутятся вокруг Кремля, гудят, изображая острую нехватку времени, а я никак понять не могу, зачем они стремятся в центр, впечатление такое, что все владельцы машин желают показать себя в них и на других посмотреть.

 

ВНЕЗАПНАЯ ЗИМА

Подготовилась раздеться по-весеннему, а тут метель за ночь залепила стекла окон, суровый ветер всю ночь стучал в окна, пытаясь ворваться внутрь, но ему не повезло, они не дрогнули под защитой надёжных задвижек, но сон мой пропал, как зачарованная стояла перед слепым окном, слушая грозные звуки метели, и восхищаясь своим другом, который сладко мурлыча, охотился в обмороке сладкого сна. Зима исчезла утром также внезапно, как появилась.

 

ОПЯТЬ ЧЕГО-ТО НЕ ХВАТАЕТ

Ох, уж эти женщины, только соберутся выйти из дому, как впадают в панику: не во что одеться, подобные ироничные высказывания слышу я постоянно, да долго мы женщины собираемся, потому что хотим радовать своим видом окружающих мужчин, создавать  настроение себе, но что делать, когда для создания задуманного образа не хватает то необходимой детали, то кофточки, то обуви, то шарфика, то сумочки, то что осенью было уместно, весной смотрится уныло и ты понимаешь, что опять чего-то не хватает.

 

ОТКЛЮЧЕНИЕ ОТ РЕАЛЬНОСТИ

Всё плохо, просто не могу смотреть на мир, какие-то тётки в ватниках катят на тележках гречку, и вдруг я отключаюсь, включаю Малера и открываю «Дневник» Нагибина, полностью переношусь от реальности в выси искусства, слушаю под флейту звуки леса, ах, до чего они сердечны! Я и птица лесная, я и облако, парящее над лесом, я и тень, я и солнца луч, проникающий в чащу. Вместе с Юрием Марковичем я переживаю его исповедь, предательство, интриги, препятствия, без преодоления которых никому не дано стать личностью, мастером, магом слова, затаив дыхание следую за ним. 

 

РАЗНОЭТАЖНОСТЬ

Люблю смотреть с бульвара на Меншикову башню, особенно во время перезвона колоколов, потому что она видна не полностью, перед нею каскад торцов и фасадов в мягких тонах от жёлтого до сиреневого старых московских зданий, и невольно в голову приходит известное: «Москва не сразу строилась…», - разноэтажность - её особенность, смешение времён и стилей в ней понятна, ведь каждый правитель, считает своим долгом что-то снести, что-то построить «на века», не желая понять простую истину, что только слово вечно, а всё остальное исчезает, остаётся только то, о чём написано.

 

НЕПОНИМАНИЕ

Если тебе делают односложное замечание, то его воспринимаешь с обидой, если человек, желающий вам добра, строит якобы замечание в развёрнутую, украшенную эпитетами фразу, то вы невольно улыбаетесь и с чувством выслушиваете его, понимая, что он делает это тактично, доброжелательно, чтобы не задеть ваше самолюбие, потому что не равнодушен к вам и делает это, чтобы помочь в не простой ситуации, а вы обдумываете фразу эту и делаете соответствующие выводы, в таком случае непонимания между вами не возникает, возникают доверительные отношения.

 

ПОРЫВИСТЫЙ ВЕТЕР

Только что светило в глаза солнце и вдруг ветер швыряет в лицо град, пытается сорвать шляпу, я едва успеваю её удержать, вместе с этим мгновенно ухудшается настроение, возникает непреодолимое желание, как можно скорее скрыться от неприятного ветра, что я и делаю, отказываюсь от прогулки, и спешу в тепло и уют, к компьютеру, который в эти дни заменяет мне всё, с готовностью предоставляя информацию, общение, развлечения, подгоняемая порывистым, колючим ветром, скрываюсь, наконец, за дверью дома.   

 

ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ

Когда возникает сразу много желаний, человек спешит исполнить всё и сразу, но в результате, ничего не получается, наступает разочарование, а то и депрессия, вот и приходится такому всеядному человеку в конце концов довольствоваться малым, потихоньку смириться с буднями и угасать, а человек творческий, вдохновенный никогда не смиряется с малым, он все силы и талант направляет на постижение мастерства, постоянно восходит на новые ступени совершенства, поскольку он так воспитан и является хозяином своего тела, сосредотачивается на избранном пути, не думает о результате, потому что всецело погружён в процесс, железной волей усмиряет все прочие желания, заставляет себя продолжать жить не в жизни, а в тексте (холстах, нотах знаках).

 

ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ

Люди связаны невидимыми проводами, а ныне и видимыми на различных экранах кино, телевизора, монитора компьютера, только кто-то сказал «А», так идёт пулемётная очередь «Б», потому что все хотят показаться умными, услышав всего две буквы начинают их обсуждать при этом каждый считает своим долго от себя добавить одну, а то и несколько букв, ещё и поменять их местами, так создаются авторитетные заявления, из которых первоначально произнесённые буквы «А» и «Б» вообще могут отсутствовать, их просто упустили, а со стороны это предстаёт как неумная цепная реакция…

 

НАДОЕДЛИВОСТЬ

Иногда частые визиты в одно место воспринимаются как бестактность, хотя она может быть прикрыта иными соображениями, например, симпатиями, творческим взаимодействием, но человек всегда колеблется между двумя точками: хочу увидеть и ненавижу, хорошо соблюдать меру, но и её каждый чувствует по-своему. Приходится полагаться на свою интуицию и соблюдать меру так, как ты её понимаешь, это не относится к влюблённым, им хочется быть вместе постоянно, но и в этом случае необходимо давать друг другу свободу самовыражения, поддерживать любимых, быть вместе всегда, не означает находиться постоянно рядом, единство чувств не может надоесть.

 

ХРИЗАНТЕМЫ

Для меня нет цветов прекраснее хризантем, причём я люблю все разнообразные их сорта, но предпочитаю белые хризантемы, сегодня они продаются в любое время года, а прежде они расцветали осенью, и связаны были с днём рождения, белые пушистые шары стоят у меня очень долго, дарят праздничное настроение в ненастную погоду, при взгляде на них просто в цветочном магазине я, как будто погружаюсь в пушистое облако любви дорогих мне людей, плыву растроганная над печалями и невзгодами.

 

О ВЧЕРАШНЕМ ДНЕ

Вчерашний день улетел с мартовским ветерком, вот только об этом ветерке память и осталась, больше вспомнить нечего, с горечью подумала я, но тут возник невольно эпизод, написанный к очередному рассказу, который подсказал мне ветерок, испугавший любительниц решать мировые проблемы у подъезда, поскольку этот ветерок, превратившийся в довольно строгий ветер, своей нешуточной суровостью, вопреки яркому солнцу, призывающему их начать очередное заседание на скамейке, вынудил их моментально разбежаться по домам.

 

ПЕРЕПАДЫ

Во всём мне видятся перепады, из низины поднимаюсь в гору, от грусти перехожу к радости, из весны направляюсь в лето, но помимо этого перепады всё время совершаются в душе - неуверенность сменяется уверенностью, нежелание сменяется желанием, безделье - жаждой творчества, после печали всегда случается нечаянная радость, но самыми болезненными для меня являются перепады погоды, когда в марте наступает по-летнему жаркие дни и я начинаю уже привыкать к ним, но тут налетает лютый ветер, метёт метель и вновь наступают февральские холодные дни.

 

ЗАПЯТАЯ

Для паузы важна запятая, вот здесь, потому что задумалась, поставила ещё раз запятую, чтобы набрать дыхания для новых фраз, подчёркивающих важность этого знака препинания, который позволяет подчеркнуть мысль, сделать акцент, паузу, значение запятой переоценить невозможно, потому что она может совершенно изменить смысл предложения, я питаю к ней особую слабость и часто, задумавшись над продолжением мысли, ставлю запятую, чтобы сосредоточиться, вопреки всем правилам, из-за чего не раз получала не только замечания, но и соответствующие отметки.

 

 

 

"Наша улица” №245 (4) апрель 2020