Валерий Сердюченко
КОНЕЦ ЛИТЕРАТУРЫ
эссе
Когда ты последний раз заходил в книжный
магазин, приятель? Когда и какую книгу ты там приобрел?
Вот видишь, ты задержался с ответом. Не
смущайся, автор этих строк тоже не помнит этого. Сегодняшний Парнас напоминает
палубу тонущего "Титаника", откуда бегут все, кого Бог или природа
наградила еще какими-нибудь умениями и талантами, кроме складывания словес.
Если бы не гонорарная копейка, ваш покорный слуга давно забросил свое перо за
окно и провел остаток дней в дзен-буддистском перекапывании огородных грядок на
даче, открывая рот только для принятия пищи и виртуальных поцелуев ручек у
здешних дам. Лев Толстой сравнивал поэта с пахарем, идущим за плугом и на
каждом третьем шагу делающим танцевальное па. Сегодня эту аналогию можно
расширить на всех пишущих. Заявите-ка в современной компании, что вы писатель,
и вокруг вас образуется озадаченная пустота: "Смотри, мы думали, что он,
как все... нормальный... а он, оказывается, пи-са-тель. Ну его!"
- А Б. Акунин? А Виктор Пелевин, Виктор
Ерофеев, Вячеслав Курицын, Владимир Сорокин? - возразят присутствующие. На это
ответим, что оные Сорокины и прочие пернатые Курицыны не писатели, а
прохиндеи-пиарщики, вешающие лапшу инфантильным головастикам-переросткам из
гуманитарных вузов. Автор себя к их числу не относит и хочет надеяться, что
аудитория "Лебедя" тоже.
С другой стороны, в каждом человеческом
поколении рождается определенный процент особей, для которых сочинительство
является одним из смыслов жизни. Это генетический закон, он неопровергаем.
"Бей, но дай говорить" - вот его библейская редакция. Переселите
такого на необитаемый остров, заставьте стоять одной ногою на утесе во мраке
вечной ночи среди бущующих волн океана - он и там станет "говорить стихами".
Вот менее апокалиптический прогноз
израильского литератора Якова Шехтера:
"Пишущие в Израиле на русском языке
оказались в совершено удивительных, благодатных для литературы условиях. Все
посторонние мотивы, могущие повлиять на творческий процесс, полностью устранены
- писательство не приносит ни денег, ни славы, ни даже популярности. А это
значит, что в литературном процессе участвуют лишь те, кому это действительно
нужно, те кто не может без него жить. Искусство ради искусства в масштабе
отдельно взятой страны".
Не знаю, как кому, а вашему слуге этот
диагноз показался скорее клиническим, нежели литературно-критическим. Допустим,
среди упомянутых Яковом Шехтером литераторов возник бы новый Достоевский, Лев
Толстой или, как минимум, Шолом-Алейхем. Добились бы они сегодня гонорарного
признания? То-то и оно.
В девятнадцатые века дело обстояло не
совсем так и даже совсем не так. Дворянство требовало для себя
доброкачественной художественно-литературной пищи и соглашалось эту пищу щедро
оплачивать. Чрезвычайно поучительны в этом смысле обидчивые ламментации Достоевского:
"За что же я-то, с моими нуждами,
беру только 100 руб. (за печатный лист - В.С.), а Тургенев, у которого 2000
душ, по 400?"(Д, 28[1], 325);
"Лев Толстой продал свой роман в
"Русский вестник", в 40 листов, и он пойдет с января, - по пяти сот
рублей с листа, т. е. за 20 000. Мне 250 не могли сразу решиться дать, а Л.
Толстому 500 заплатили с готовностью! "(Д, 29[1], 370);
Как тебе эти гонорарные "двадцать
тысяч" серебрянных рублей, читатель? В том и дело, что для существования
литературы нужны те, для кого "читать" - значит то же самое, что для
упомянутых Яковом Шехтером - "писать". Причем первых должно быть в
десятки тысяч раз больше, чем вторых. Если эта пропорция нарушена, писательство
превращается в тунеядство, а писатель в пустопляса, выделывающего танцевальные
"па" под горестные вздохи домочадцев и издевательские ухмылки
прохожих, крутящих за его спиной пальцем у виска.
Упомянутая пропорция существовала не
только в дореволюционные, но и в советские времена. Более того, в советскую
эпоху она была максимальной. "Культурная революция", "самая
читающая в мире нация " - никакой не агитпроп, а реальное достижение
большевистской власти. Писатели пользовались тогда общественным почетом,
уважением и ходили в Героях Социалистического Труда. "Инженеры
человеческих душ" - вот как они именовались.
А сейчас?
Сейчас на Парнасе российской словесности
возобладали всевозможные Никифоры Ляписы, Хины Члек и прочие домотканные
постмодернисты, которых Лев Аннинский сумел убить единственной фразой:
постмодернизм - "Это когда супермены с треском вонзают свои члены в задние
проходы своих друзей и подруг, а до того все это нюхают".
Заодно процитирую, пожалуй, самого себя:
"Дело в том, что иногда духовная жизнь народа оскудевает настолько, что у
одаренных Богом и природой одиночек попросту не возникает желания предъявлять
свой дар обществу. Ничто не свято: гражданские добродетели объявлены
предрассудками, политику вершат бездарные авантюристы, науки и искусства влачат
жалкое существование, в храмах торгуют, всюду торжествует грубый материализм -
в таких условиях уму и таланту делать нечего. Он остается как бы "вещью в
себе", окукливается и теряет стимул к творческому плодоношению. У народа,
возжелавшего стать страной дураков, не может быть умного искусства. Тут-то и
появляются со своими бубенцами и погремушками всевозможные "-исты".
Утверждал и повторяю: литература умерла.
А упомянутый генетический процент пишущих?
Он остался. Автор имеет в виду не удачливых деловаров типа Б. Акунина, а тех,
кто не может не писать, для кого это действительно род священного недуга. Едва
ли не ежеднедельно автор получает книжные бандероли от них, приговоренных к
столу и перу, с единственным призывом: "Валерий Леонидович, ум-моляем, хоть
обматюкайте, но выскажитесь!"
Высказываюсь:
- Жаль мне вас, ребята.
И больше ничего не умею сказать, и никак
утешить этих неофитов. Они появились в эпоху, которой не нужны, которая не
читает. Не только их, но вообще никого и ничего. Социалистический эксперимент
закончился, завершен. Но его крах привел совсем не к тем результатам, которые
ожидались. Ожидалось духовного Возрождения, расцветания ста цветов и вообще
прилета птицы Каган. Получилось же то, что получилось: как только
коммунистические лидеры перестали тянуть свои народы за волосы наверх, к свету
и знаниям, те с облегчением рухнули назад, в возлюбленное телевизонное болото.
А ставшая никому не нужной творческая интеллигенция принялась переписываться
кто куда - кто в управдомы, кто в Викторы Ерофеевы или в порнографы (что одно и
то же), абсолютное же большинство оказалось в огородном положении автора этих
строк.
Новорожденная писательская поросль
скитается по миру в поисках освещенных читательских площадок, того не понимая,
что их уже не существует. Сегодняшний Парнас - это пустырь, по уши заросший
чертополохом, где бродят сколиозные постмодернисты и тощие сотрудники
литературных журналов, тираж и количество которых неутомимо стремятся к нулю.
Автор знает, что говорит, ибо и сам время от время появляется на этом пустыре в
поисках гонорарного пропитания. Черт бы побрал все его литературоведческие
знания, звания, диссетрации и монографии.
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да я и сам, пожалуй что, не нужен.
И все-таки, и тем не менее приветствую
своих персонажей, этих последних из могикан. В них светится такое доверие к
миру слова, в своих дебютах и опытах они так чисты и целомудренны, что, честное
слово, увлажняются глаза. В конце концов, читать и писать - самое безгрешное
изо всех человеческих занятий. "Человек литературный" не участвует в
жестоких ристалищах жизни. Письменный стол и перо - вот единственное, что ему в
этой жизни надо.
Вот выдержка из интервью Бахыта Кенжеева,
одного из сиятельных литературных эмигрантов, блистательного мастера слова,
автора пяти романов и четырех поэтических сборников:
Вопрос: - Можно ли в Канаде русскому
писателю жить на литературные заработки?
Ответ: - Всех моих литературных заработков
за семь лет тамошней жизни хватило бы лишь на то, чтобы оплатить проживание в
квартире за два месяца".
http://www.futurum-art.ru/interviews/kenzheev.php)
И тем не менее Кенжеев ежедневно
устремляется к столу и пишет, пишет, пишет новые поэзы и романы. Даже если бы
они были графоманством чистейшей воды, подобная аскеза достойна противоречивого
восхищения.
Мы, кажется, начали за упокой, а кончаем
во здравие. Пусть. Назовем это противоречие диалектическим и призовем
перечисленных здесь авторов не капитулировать ни перед какими обстоятельствами.
Запишите и повесьте над письменным столом: "Это вся рота шагает не в ногу,
один я в ногу".
И стойте в своей убежденности свято и до
конца!
"НАША УЛИЦА", № 1-2005