анатолий шамардин концерт в доме ученых 18 декабря 2009

 

анатолий шамардин
концерт в доме ученых 18 декабря 2009

 

 

 

 

вернуться
на главную страницу

В морозный вечер 18 декабря 2009 года с большим успехом прошел концерт певца Анатолия Шамардина в Доме ученых на Пречистенке.


Выступает Анатолий Шамардин


Ансамбль Анатолия Шамардина "Милос" Алим Айсин, Дмитрий Ратушный, Анатолий Кузнецов, Василий Новиков


Поклонники творчества Анатолия Шамардина в зрительном зале


Анатолий Шамардин со своим ансамблем "Милос" в антракте


Анатолий Шамардин с почитателями своего таланта Юрием Кувалдиным и Виктором Широковым


Юрий Кувалдин, Нина Краснова, Виктор Широков


Виктор Широков и Юрий Кувалдин


Поэтесса Нина Краснова и певица Светлана Резанова



Анатолий Шамардин и Светлана Резанова


Виктор Широков и Юрий Кувалдин под впечатлением от пения Анатолия Шамардина раздвоились

ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС АНАТОЛИЯ ШАМАРДИНА В ДОМЕ УЧЁНЫХ

«Я пропустил свой звёздный час -
Придёт другой…»
Евгений Бачурин

Весной 2009 года, когда «в горах начинают цвести цветы», как в одной немецкой песне, и когда в Москве «цвели сады», которые цветут «один раз в год», как в одной русской советской песне, певец и композитор Анатолий Шамардин с большим успехом выступал на вечере памяти Валерия Ободзинского в Доме ученых, и тут «что-то случилось» в его жизни, как в песне Валерия Ободзинского… а именно: директор Дома ученых, покоренный сладкозвучным теноровым голосом Анатолия Шамардина, предложил артисту устроить в этой престижнейшей культурной точке Москвы, осенью или зимой, в новом сезоне, сольный концерт.
И вот 18 декабря 2009 года этот концерт состоялся, в Большом зале Дома ученых на семьсот мест. Кое-кто из администраторов сомневался, что Анатолий Шамардин соберет зал, или даже треть зала или даже один первый ряд. «У нас даже многие очень раскрученные звезды эстрады, которых все в нашей стране знают, не собирают зала… на концерт одного очень популярного певца было раскуплено всего три билета и пришло всего три зрителя, а на концерт одной очень популярной кинодивы было раскуплено всего шестнадцать билетов и пришло всего шестнадцать зрителей… А вас никто не знает, на вас вообще никто не придет! Мы же говорим вам, что у нас даже на раскрученных, которых все знают и которые с утра до ночи выступают по радио и по телевизору и не слезают с экрана, никто не приходит…» - заранее сочувствовали Шамардину ученые администраторы Дома ученых, наученные горьким опытом своей подвижнической культурной деятельности. – «Так эти раскрученные всем надоели, потому на них никто и не приходит… - отшучивался Шамардин. – На них потому никто и не приходит, что их все знают и они уже никому неинтересны. А меня «никто не знает», поэтому на меня-то как раз и придут… чтобы узнать, что я такое…»
В Европе, между прочим, и в Англии и в Америке, сейчас как раз входят в моду не какие-нибудь сверх всякой меры раскрученные певцы, артисты, а недораскрученные в свое время или совсем не раскрученные… И ходить на их концерты, а не на концерты звезд из мира шоу-бизнеса, избалованных и пресыщенных своей (иногда и незаслуженной) славой, считается особым хорошим тоном и даже высшим шиком.
…Кстати сказать, про Шамардина нельзя сказать, что его совсем никто не знает. В 70-е и 80-е годы он пел в оркестре Леонида Утесова, работал в Росконцерте, гастролировал по всей России и по всему Советскому Союзу, а в 90-е годы пел в Европе, в Германии, в Греции, выступал в залах, где до него выступали Пако де Люсия и Пласидо Доминго… и везде зрители принимали его на «ура». В 90-е же годы он регулярно выступал по радиостанции «Москва и москвичи», и по «Авторадио»… и по «Эху Москвы»... А буквально несколько дней назад выступал в «Русской службе новостей»… Кто слышал его даже всего один раз в жизни, запоминает его на всю жизнь. Я сама знаю этих людей, которые слышали его всего один раз, даже и лет тридцать-сорок назад, а помнят до сих пор. Потому что его голос уникален, и его не спутаешь ни с каким другим. Как голоса его кумиров, Георгия Виноградова, Михаила Александровича, Рашида Бейбутова, Эмиля Горовца, Клаудио Вилла, Беньямино Джильи, Карло Бутти, Марио Ланца, у которых он учился вокальному искусству, когда слушал их по радио и на грампластинках… Георгий Виноградов когда-то напутствовал Анатолия Шамардина в мир большого искусства и сказал ему: «Молодой человек, вы певец милостью Божьей, вам не надо учиться петь, вы уже поете, как соловей. Пойте!» А Клаудио Вилла прослушал его за кулисами Ленинградского театра, у себя в гримерке, и сказал: «Вы поете итальянские песни в классическом стиле бельканто, как уже сами итальянские певцы не умеют их петь…»
Анатолия Шамардина высоко оценили такие наши авторитетные культурные деятели, как певец Эдуард Хиль, с легкой руки которого Анатолий Шамардин когда-то попал в Ленинградскую филармонию, где и начал свою «карьеру» певца… и Эдди Рознер и Олег Лундстрем, которые хотели взять его в свой оркестр еще студентом института иностранных языков… и Виктор Боков, который написал предисловие к его первой гибкой пластинке, выпущенной в «Кругозоре» в 1973 году… и Людмила Зыкина, которая написала предисловие к его первой долгоиграющей пластинке «Гитары любви», выпущенной фирмой «Мелодия» (кажется, в 1981 году) стотысячным тиражом… и певцы и певицы, которые пели его песни, Ольга Воронец, Екатерина Шаврина, Иван Суржиков, Николай Никитский, квартет «Аккорд»… и Евгений Мартынов, и Клавдия Шульженко… его высоко оценил танцор Владимир Шубарин, который говорил, что у «Толи полётный голос, исключительного тембра»… и диктор Всесоюзного радио и телевидения Виктор Балашов, который три года назад сделал с ним серию тематических радиосюжетов и вел его концерт в Большом зале Политехнического музея… и поэт Алим Кешоков, который помогал Шамардину устраивать сольные концерты на Северном Кавказе, в Нальчике и других городах… и писатель Владимир Солоухин, который приходил на манежную площадь в ресторан «Седьмое небо» при гостинице «Москва» - специально чтобы послушать там русские романсы в исполнении Анатолия Шамардина… и писатель Виктор Астафьев, который сказал про его компакт-кассеты, что это не какая-то «дребезжатина», которая каждый день звучит по радио… и коллекционер старых пластинок, телеведущий «Романтики романса» Валерий Сафошкин, выпустивший музыкальные альбомы Шамардина в серии «Золотые голоса России»… и поэт Николай Старшинов, который перед смертью просил своих родных: «Заведите мне песню «Лодочка» Шамардина…»… и Римма Казакова, которая говорила, что если бы у Шамардина был другой нос, то его судьба была бы к нему намного благосклонней… и писатель Юрий Кувалдин, который печатает его статьи и беседы в своем журнале «Наша улица» и приглашает его петь на вечерах журнала в ЦДЛ, в литературных музеях, на вернисажах в Академии художеств, в галереях «На Каширке», «На Солянке», «А-3»… и Валерий Золотухин, который пришел в телячий восторг, когда услышал в карачаровском Дворце культуры песни в исполнении Анатолия Шамардина и его песню на мои стихи «Сон под пятницу» и который пел с ним на моем творческом вечере песню Фатьянова «В городском саду играет духовой оркестр»…
…На концерт Анатолия Шамардина в Дом ученых, вопреки прогнозам тех, кто сомневался в том, что на него вообще кто-то придет, пришло 18 декабря 2009 года столько зрителей, что там, почти как в песне Фатьянова, «на скамейках», где они сидели, не было «свободных мест». И это при том, что никакой рекламы концерта в средствах массовой информации, если не считать ночную радиостанцию «Русская служба новостей», не появилось.
Анатолий вышел на сцену в бледно-розовой рубашке с бледно-розовым, в черную полосочку галстуке, в бархатном черном пиджаке, в черных брюках и в черных ботинках с узкими носами… изящный, стройный, улыбающийся, лучащийся доброжелательством ко всем присутствующим, представил всем - каждого по очереди - участников своего ансамбля «Милос», гитариста Алима Айсина, бузукиста Дмитрия Ратушного, мандолиниста Анатолия Кузнецова, гитариста Василия Новикова, которые сидели на стульях каждый со своим инструментом в руках, кивнул им головой, сказал: «Ре-мажор!» - и запел итальянскую песню «Куано мама»… а потом «Типи-типи-том», а потом «Вьени, вьени», а потом «Ке-ля-ля», а потом «Веселые крестьянки»… И каждую песню предварял короткими предисловиями и рассказывал о себе и опять пел… И выступал целых три часа, в двух отделениях… И пел живьем, не под «фанеру», а под живой аккомпанемент, песни народов мира на итальянском, немецком и родном для него по матери греческом языках, и танцевал сиртаки… И имел потрясающий успех у зрителей.
…Во втором отделении концерта выступала популярная с советских времен певица Светлана Резанова, которая приехала в Дом учёных поддержать своего товарища по сцене и украсила собой программу концерта и внесла туда свои яркие праздничные цвета и ноты… Светлана была с пышной прической, в экстравагантном наряде, в черной кофточке-безрукавке с люрексами и роскошным бледно-сиренево-голубым бантом около левого плеча, в длинной серо-черной юбке из легкой ткани, с бледно-сиренево-голубой пышной каймой, спускающейся к подолу волнами, а на ногах у нее были черные колготки и черные туфли на высоких каблуках-шпильках, и вся она была такая эффектная и очаровательная, розоволикая, с терракотово-алыми губами, излучающая внутренний свет. Она сказала:
«Мы с Анатолием Шамардиным – старые товарищи. Он, до того, как прийти в эстраду, десять лет преподавал в вузах иностранные языки… Он знает все языки, на которых он поет… Какой же он развитый мужчина! Вы только подумайте! Кто из певцов у нас знает столько языков и кто поет столько песен на разных языках? И на всех он поет так, как умеет только он, в том числе и на русском. Когда я поднималась сюда по лестнице, я еще снизу услышала голос Анатолия Шамардина… и подумала: какой у него нежный голос, нежнейший голос, который даже не с чем сравнить… Божественный голос… И как это Анатолий сумел сохранить его?..»
Светлана Резанова в своей зажигательной манере, своим крепким грудным голосом спела несколько песен из своего репертуара, в том числе и песню, которая когда-то принесла ей всесоюзную славу и стала ее визитной карточкой: «Белый танец»… Нашелся зритель, небольшого росточка, но с осанкой фигуриста, с выгнутой спиной, этакий новый Шубарин, который не побоялся, не постеснялся выйти на сцену и станцевать «белый танец» с самой Светланой Резановой, как балет на льду… А потом она вызвала Анатолия Шамардина на сцену и без всякой репетиции спела с ним дуэтом песню «От зари до зари, от темна до темна о любви говорит нам гитарная струна…» Анатолий подпевал ей в терцию… и оба они пританцовывали при этом… И произвели фурор в рядах зрителей!
Потом Анатолий пел русские народные песни, «Пряху» и другие, и свои собственные песни на стихи отсутствующих поэтов, которых уже нет на свете, Алима Кешокова, Виктора Бокова и других, и на стихи присутствующих поэтов Виктора Широкова - «Тайный знак любви», Валерия Дударева - «Запах пижмы с косогора», и Принцессы поэзии «Московского комсомольца» Нины Красновой, автора этих строк, - «Сон под пятницу» и «Я не пью и не курю»… Кстати сказать, не только Нина Краснова не пьет и не курит, но и Анатолий Шамардин, что большая редкость в наше время… И, может быть, поэтому он, «джигит в годах», как он сам себя называет, сохранил свой талант и свой голос… Некоторые песни он спел и под оркестровые записи… И поставил на уши всю публику, которая аплодировала ему изо всех сил и кричала «Браво!», «Бис!» и не могла угомониться. …Уже зам. директора Анна Михайловна из-за кулис показывала Анатолию Шамардину «тайные знаки», которые обозначали, что пора заканчивать концерт, а публика все просила его петь и петь…
Никто из тех, кто пришел на концерт Анатолия Шамардина в Дом ученых, не пожалел о том, что пришел туда! Все были очень довольны, рады и счастливы, что открыли для себя в мире искусства новую звезду. И кто не знал Анатолия Шамардина, теперь будет знать его и будет ждать новых его концертов.

Нина КРАСНОВА

 
 
 
    Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве