вернуться
на главную страницу |
В морозный вечер 18 декабря
2009 года с большим успехом прошел концерт певца Анатолия Шамардина в
Доме ученых на Пречистенке.
Выступает Анатолий Шамардин
Ансамбль Анатолия Шамардина "Милос"
Алим Айсин, Дмитрий Ратушный, Анатолий Кузнецов, Василий Новиков
Поклонники творчества Анатолия Шамардина в
зрительном зале
Анатолий Шамардин со своим ансамблем "Милос"
в антракте
Анатолий Шамардин с почитателями своего таланта
Юрием Кувалдиным и Виктором Широковым
Юрий Кувалдин, Нина Краснова, Виктор
Широков
Виктор Широков и Юрий Кувалдин
Поэтесса Нина Краснова и певица Светлана Резанова
Анатолий Шамардин и Светлана Резанова
Виктор Широков и Юрий Кувалдин под впечатлением
от пения Анатолия Шамардина раздвоились
ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС АНАТОЛИЯ ШАМАРДИНА
В ДОМЕ УЧЁНЫХ
«Я пропустил свой звёздный
час -
Придёт другой…»
Евгений Бачурин
Весной 2009 года, когда «в
горах начинают цвести цветы», как в одной немецкой песне, и когда в Москве
«цвели сады», которые цветут «один раз в год», как в одной русской советской
песне, певец и композитор Анатолий Шамардин с большим успехом выступал
на вечере памяти Валерия Ободзинского в Доме ученых, и тут «что-то случилось»
в его жизни, как в песне Валерия Ободзинского… а именно: директор Дома
ученых, покоренный сладкозвучным теноровым голосом Анатолия Шамардина,
предложил артисту устроить в этой престижнейшей культурной точке Москвы,
осенью или зимой, в новом сезоне, сольный концерт.
И вот 18 декабря 2009 года этот концерт состоялся, в Большом зале Дома
ученых на семьсот мест. Кое-кто из администраторов сомневался, что Анатолий
Шамардин соберет зал, или даже треть зала или даже один первый ряд. «У
нас даже многие очень раскрученные звезды эстрады, которых все в нашей
стране знают, не собирают зала… на концерт одного очень популярного певца
было раскуплено всего три билета и пришло всего три зрителя, а на концерт
одной очень популярной кинодивы было раскуплено всего шестнадцать билетов
и пришло всего шестнадцать зрителей… А вас никто не знает, на вас вообще
никто не придет! Мы же говорим вам, что у нас даже на раскрученных, которых
все знают и которые с утра до ночи выступают по радио и по телевизору
и не слезают с экрана, никто не приходит…» - заранее сочувствовали Шамардину
ученые администраторы Дома ученых, наученные горьким опытом своей подвижнической
культурной деятельности. – «Так эти раскрученные всем надоели, потому
на них никто и не приходит… - отшучивался Шамардин. – На них потому никто
и не приходит, что их все знают и они уже никому неинтересны. А меня «никто
не знает», поэтому на меня-то как раз и придут… чтобы узнать, что я такое…»
В Европе, между прочим, и в Англии и в Америке, сейчас как раз входят
в моду не какие-нибудь сверх всякой меры раскрученные певцы, артисты,
а недораскрученные в свое время или совсем не раскрученные… И ходить на
их концерты, а не на концерты звезд из мира шоу-бизнеса, избалованных
и пресыщенных своей (иногда и незаслуженной) славой, считается особым
хорошим тоном и даже высшим шиком.
…Кстати сказать, про Шамардина нельзя сказать, что его совсем никто не
знает. В 70-е и 80-е годы он пел в оркестре Леонида Утесова, работал в
Росконцерте, гастролировал по всей России и по всему Советскому Союзу,
а в 90-е годы пел в Европе, в Германии, в Греции, выступал в залах, где
до него выступали Пако де Люсия и Пласидо Доминго… и везде зрители принимали
его на «ура». В 90-е же годы он регулярно выступал по радиостанции «Москва
и москвичи», и по «Авторадио»… и по «Эху Москвы»... А буквально несколько
дней назад выступал в «Русской службе новостей»… Кто слышал его даже всего
один раз в жизни, запоминает его на всю жизнь. Я сама знаю этих людей,
которые слышали его всего один раз, даже и лет тридцать-сорок назад, а
помнят до сих пор. Потому что его голос уникален, и его не спутаешь ни
с каким другим. Как голоса его кумиров, Георгия Виноградова, Михаила Александровича,
Рашида Бейбутова, Эмиля Горовца, Клаудио Вилла, Беньямино Джильи, Карло
Бутти, Марио Ланца, у которых он учился вокальному искусству, когда слушал
их по радио и на грампластинках… Георгий Виноградов когда-то напутствовал
Анатолия Шамардина в мир большого искусства и сказал ему: «Молодой человек,
вы певец милостью Божьей, вам не надо учиться петь, вы уже поете, как
соловей. Пойте!» А Клаудио Вилла прослушал его за кулисами Ленинградского
театра, у себя в гримерке, и сказал: «Вы поете итальянские песни в классическом
стиле бельканто, как уже сами итальянские певцы не умеют их петь…»
Анатолия Шамардина высоко оценили такие наши авторитетные культурные деятели,
как певец Эдуард Хиль, с легкой руки которого Анатолий Шамардин когда-то
попал в Ленинградскую филармонию, где и начал свою «карьеру» певца… и
Эдди Рознер и Олег Лундстрем, которые хотели взять его в свой оркестр
еще студентом института иностранных языков… и Виктор Боков, который написал
предисловие к его первой гибкой пластинке, выпущенной в «Кругозоре» в
1973 году… и Людмила Зыкина, которая написала предисловие к его первой
долгоиграющей пластинке «Гитары любви», выпущенной фирмой «Мелодия» (кажется,
в 1981 году) стотысячным тиражом… и певцы и певицы, которые пели его песни,
Ольга Воронец, Екатерина Шаврина, Иван Суржиков, Николай Никитский, квартет
«Аккорд»… и Евгений Мартынов, и Клавдия Шульженко… его высоко оценил танцор
Владимир Шубарин, который говорил, что у «Толи полётный голос, исключительного
тембра»… и диктор Всесоюзного радио и телевидения Виктор Балашов, который
три года назад сделал с ним серию тематических радиосюжетов и вел его
концерт в Большом зале Политехнического музея… и поэт Алим Кешоков, который
помогал Шамардину устраивать сольные концерты на Северном Кавказе, в Нальчике
и других городах… и писатель Владимир Солоухин, который приходил на манежную
площадь в ресторан «Седьмое небо» при гостинице «Москва» - специально
чтобы послушать там русские романсы в исполнении Анатолия Шамардина… и
писатель Виктор Астафьев, который сказал про его компакт-кассеты, что
это не какая-то «дребезжатина», которая каждый день звучит по радио… и
коллекционер старых пластинок, телеведущий «Романтики романса» Валерий
Сафошкин, выпустивший музыкальные альбомы Шамардина в серии «Золотые голоса
России»… и поэт Николай Старшинов, который перед смертью просил своих
родных: «Заведите мне песню «Лодочка» Шамардина…»… и Римма Казакова, которая
говорила, что если бы у Шамардина был другой нос, то его судьба была бы
к нему намного благосклонней… и писатель Юрий Кувалдин, который печатает
его статьи и беседы в своем журнале «Наша улица» и приглашает его петь
на вечерах журнала в ЦДЛ, в литературных музеях, на вернисажах в Академии
художеств, в галереях «На Каширке», «На Солянке», «А-3»… и Валерий Золотухин,
который пришел в телячий восторг, когда услышал в карачаровском Дворце
культуры песни в исполнении Анатолия Шамардина и его песню на мои стихи
«Сон под пятницу» и который пел с ним на моем творческом вечере песню
Фатьянова «В городском саду играет духовой оркестр»…
…На концерт Анатолия Шамардина в Дом ученых, вопреки прогнозам тех, кто
сомневался в том, что на него вообще кто-то придет, пришло 18 декабря
2009 года столько зрителей, что там, почти как в песне Фатьянова, «на
скамейках», где они сидели, не было «свободных мест». И это при том, что
никакой рекламы концерта в средствах массовой информации, если не считать
ночную радиостанцию «Русская служба новостей», не появилось.
Анатолий вышел на сцену в бледно-розовой рубашке с бледно-розовым, в черную
полосочку галстуке, в бархатном черном пиджаке, в черных брюках и в черных
ботинках с узкими носами… изящный, стройный, улыбающийся, лучащийся доброжелательством
ко всем присутствующим, представил всем - каждого по очереди - участников
своего ансамбля «Милос», гитариста Алима Айсина, бузукиста Дмитрия Ратушного,
мандолиниста Анатолия Кузнецова, гитариста Василия Новикова, которые сидели
на стульях каждый со своим инструментом в руках, кивнул им головой, сказал:
«Ре-мажор!» - и запел итальянскую песню «Куано мама»… а потом «Типи-типи-том»,
а потом «Вьени, вьени», а потом «Ке-ля-ля», а потом «Веселые крестьянки»…
И каждую песню предварял короткими предисловиями и рассказывал о себе
и опять пел… И выступал целых три часа, в двух отделениях… И пел живьем,
не под «фанеру», а под живой аккомпанемент, песни народов мира на итальянском,
немецком и родном для него по матери греческом языках, и танцевал сиртаки…
И имел потрясающий успех у зрителей.
…Во втором отделении концерта выступала популярная с советских времен
певица Светлана Резанова, которая приехала в Дом учёных поддержать своего
товарища по сцене и украсила собой программу концерта и внесла туда свои
яркие праздничные цвета и ноты… Светлана была с пышной прической, в экстравагантном
наряде, в черной кофточке-безрукавке с люрексами и роскошным бледно-сиренево-голубым
бантом около левого плеча, в длинной серо-черной юбке из легкой ткани,
с бледно-сиренево-голубой пышной каймой, спускающейся к подолу волнами,
а на ногах у нее были черные колготки и черные туфли на высоких каблуках-шпильках,
и вся она была такая эффектная и очаровательная, розоволикая, с терракотово-алыми
губами, излучающая внутренний свет. Она сказала:
«Мы с Анатолием Шамардиным – старые товарищи. Он, до того, как прийти
в эстраду, десять лет преподавал в вузах иностранные языки… Он знает все
языки, на которых он поет… Какой же он развитый мужчина! Вы только подумайте!
Кто из певцов у нас знает столько языков и кто поет столько песен на разных
языках? И на всех он поет так, как умеет только он, в том числе и на русском.
Когда я поднималась сюда по лестнице, я еще снизу услышала голос Анатолия
Шамардина… и подумала: какой у него нежный голос, нежнейший голос, который
даже не с чем сравнить… Божественный голос… И как это Анатолий сумел сохранить
его?..»
Светлана Резанова в своей зажигательной манере, своим крепким грудным
голосом спела несколько песен из своего репертуара, в том числе и песню,
которая когда-то принесла ей всесоюзную славу и стала ее визитной карточкой:
«Белый танец»… Нашелся зритель, небольшого росточка, но с осанкой фигуриста,
с выгнутой спиной, этакий новый Шубарин, который не побоялся, не постеснялся
выйти на сцену и станцевать «белый танец» с самой Светланой Резановой,
как балет на льду… А потом она вызвала Анатолия Шамардина на сцену и без
всякой репетиции спела с ним дуэтом песню «От зари до зари, от темна до
темна о любви говорит нам гитарная струна…» Анатолий подпевал ей в терцию…
и оба они пританцовывали при этом… И произвели фурор в рядах зрителей!
Потом Анатолий пел русские народные песни, «Пряху» и другие, и свои собственные
песни на стихи отсутствующих поэтов, которых уже нет на свете, Алима Кешокова,
Виктора Бокова и других, и на стихи присутствующих поэтов Виктора Широкова
- «Тайный знак любви», Валерия Дударева - «Запах пижмы с косогора», и
Принцессы поэзии «Московского комсомольца» Нины Красновой, автора этих
строк, - «Сон под пятницу» и «Я не пью и не курю»… Кстати сказать, не
только Нина Краснова не пьет и не курит, но и Анатолий Шамардин, что большая
редкость в наше время… И, может быть, поэтому он, «джигит в годах», как
он сам себя называет, сохранил свой талант и свой голос… Некоторые песни
он спел и под оркестровые записи… И поставил на уши всю публику, которая
аплодировала ему изо всех сил и кричала «Браво!», «Бис!» и не могла угомониться.
…Уже зам. директора Анна Михайловна из-за кулис показывала Анатолию Шамардину
«тайные знаки», которые обозначали, что пора заканчивать концерт, а публика
все просила его петь и петь…
Никто из тех, кто пришел на концерт Анатолия Шамардина в Дом ученых, не
пожалел о том, что пришел туда! Все были очень довольны, рады и счастливы,
что открыли для себя в мире искусства новую звезду. И кто не знал Анатолия
Шамардина, теперь будет знать его и будет ждать новых его концертов.
Нина КРАСНОВА |
|