Эмиль Сокольский "Новая действительность Виталия Копачёва" эссе
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Эмиль Александрович Сокольский родился 30 июля 1964 года в Ростове-на-Дону. Окончил геолого-географический факультет Ростовского государственного университета. Автор многочисленных публикаций об исторических местах России. Печатался в журналах "Московский журнал", "Аврора", "Слово", "Музыкальная жизнь", "Театральная жизнь", "Встреча", "Берегиня дома твоего", "Подъем", "Дон", "Научная мысль Кавказа", альманахах "Отечество" (Москва) и "Ковчег" (Ростов-на-Дону). В ежемесячном журнале современной русской литературы "НАША УЛИЦА" талант Эмиля Сокольского, как мастера художественного слова, реализуется с наибольшей полнотой.

 

вернуться
на главную страницу

 


На снимке: художник Виталий Копачёв на фоне своего холста

Эмиль Сокольский

НОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВИТАЛИЯ КОПАЧЁВА

эссе

Виталий Копачёв не создаёт изображений. Он творит беспредметный мир, войти в который может лишь человек, способный к острому эмоционально-ассоциативному и глубинно-психологическому восприятию. Копачёв не воспроизводит видимое, он – действует, идёт на ощупь, выражая своё миросозерцание, свою противоречивость языком символов, уподоблений, оптических сближений, неконфликтующих оттенков, гармонического колорита.
Для работ Копачёва не характерны нейтральные цветовые пятна, цветовая строгость; фиксирование цветового явления у него проявляется лишь в ранних работах, в которых уже отчётливо заметно преодоление предметности, завещанное великими Кандинским и Малевичем. Некоторые картины девяностых напоминают монтаж, где молчаливо взаимодействуют не связанные, казалось бы, друг с другом объекты – притом показанные частично, словно для того, чтобы подчеркнуть: не привязанность к деталям занимает автора, но – через отчётливость красок он выражает радость «детского» взгляда на мир, ощущение чистого видения мира, – без дымки ностальгии, без томящей сентиментальности, без горечи от настоящего, озаряя всё то, что «попало» на холст как бы непреднамеренно, случайно, светом тепла и добра.
В последующих своих работах Виталий Копачёв окончательно уходит от иллюстрирования видимых форм и, подобно Паулю Клее, творит видимое. Язык у художника настолько живой и пластичный, что согласование импровизационности письма и его аналитичности совершается словно само собой. Копачёв пишет будто бы экспромтом, не зная, куда его заведёт художественное воображение, основанное на инстинкте и интуиции, и не подозревая, какие глубины человеческих состояний, тайн психологии и жизни перед ним откроются. У художника нет картин «запланированных», заранее продуманных, умозрительно исполненных; каждая рождена в движении и подчинена не конкретному событию, не впечатлённости деталями, но – общему восприятию жизни, всегда фантастически таинственной, причудливой, в каждое мгновение заново открываемой. Что особенно удивительно и ценно в картинах Копачёва – при всей их законченности, окончательности, досказанности в них всегда сквозит какая-то недоговоренность, незавершённость, ожидаемость новых, непредсказуемых поворотов. Мир художника творится и творится; зыбкость, текучесть, изменчивость происходящего, постоянное обновление окружающего пространства и самого человека есть закон, норма жизни. И то ли картины усиливают импульсивность их автора, то ли неспокойная натура автора вызывает на свет эти «нездешние» полотна, которые, вполне возможно, суть не что иное как образы потаённых душевных состояний.
Эти состояния со всей очевидностью проявлены в сериях "Полеты" (2008), "Связи" (2009), "Несущественные фрагменты" (2007) и других. Особой пронзительностью новизны веют большие холсты "Тотальная охота" (2008), "Черный Ангел Белые Крылья" (у автора всё в прописных, 2006). Удивительны по своей орнаментальной динамике холсты "Без названия" 2005 года. Тут я должен заметить, что Виталий Копачёв скуп на названия, которые стали появляться лишь в последние годы. Прежде он свои работы вовсе не называл, ставил лишь своё авторство, материалы, размеры и год исполнения. Теперь, с опытом, почерпнутым у великих русскимх авангардистов, Виталий Копачёв идет навстречу Слову, и работы его обретают свой голос в оригинальных названиях.
Здесь важно заметить: высокая степень чувственной реальности идёт рука об руку с рассудком, с конструктивной закономерностью картин, с чувством меры художника.
Любая картина Виталия Копачёва сразу убеждает в том, что средствами изобразительной поэтики, которыми он решает свои художественные задачи, художник создаёт среду духовно просветлённую. У Копачёва нет агрессивных красок, резких линий, остроугольных фигур. Даже рисуя малопонятный, необъяснимый, непреодолимый светящийся хаос перемешанных друг с другом обломков, художник вместе с крушением – или концом света? – одновременно открывает и возможность возрождения, возможность изменения и преобразования. Его творчество оптимистично, а оптимизм, как известно, лежит в природе настоящего искусства.
Выразительные, негромкие тона, их дружеские, даже любовные взаимоотношения, их переходы один в другой, взаимопроникновения, изящная округлённость линий, рассеяние света голубого, жёлтого, оранжевого оттенков, осторожные подтёки, лёгкие нервные взвихрения – вот характер копачёвских «Рисунков без названия».
Гобеленовая плотность, внятность форм, физическая ощутимость цвета, внутренняя энергия и крепкая орнаментальная собранность – это особенности «Тотальной охоты».
Нитяные, почти паутинные линии в их безупречной согласованности, взаимная их нечуждость, уместность, необходимость соотношения фигур любого цвета, воздушность красок и контуров, ощущение скорости «под ветром» – это «Несущественные фрагменты».  
Снова неизбывное движение, снова неизменная согласованность мини-фигур, и – впечатление чего-то основательно «строящегося», «возводимого»; танцующая изломанность тканевых узоров, капризная деформация красочно-декорированных форм, – это картины, которые у художника остались неназванными…
Виталий Копачёв всегда нам даёт некое синтетическое многослойное решение, в котором линии и краски говорят гораздо больше и лучше, нежели предметы. Когда-то об этом замечательно сказал выдающийся мастер немецкого авангарда Гюнтер Юккер: «Я думаю, что мы можем достичь свободы без воспроизводимого знакомого нам мира, не застраивая мир предметами. Двигаясь в величайшем пространстве, создаваемом духовной экспансией, мы используем землю как поле вблизи этого пространства. Покидая привычные измерения, мы ищем в открытости новую область жизни… Мы уходим в ширь и величие новой действительности».
Ширь и величие – эти слова как нельзя лучше подходят к живописи Виталия Копачёва. Да и сам Виталий Копачёв, можно сказать, возглавляет целое направление в современном изобразительном искусстве, направление, которое можно назвать как А-3. Чем загадочнее, тем лучше. Но истинные ценители авангардного искусства знают, что речь идет о группе художников, в которую входят Аннамухамед Зарипов, Игорь Снегур, Илья Кабаков, Андрей Волков, Оскар Рабин, Владимир Опара, Клара Голицына, Александр Трифонов, Николай Вечтомов, Андрей Гросицкий, Азиз Азизов, Татьяна Назаренко, Евгений Гороховский, Владимир Немухин, Наталья Ситникова, Эдуард Штейнберг и многие другие художники, которые выставляются в лучшем выставочном зале России - "Галерее А-3" (А-три). Художник Виталий Копачёв не опьянён искусством, он не кружит по поверхности. Он движется внутрь и ввысь. Его пространства захватывают и завораживают, его краски играют, торжествуют, парят над миром знакомого, привычного, познанного.

 

"Наша улица” №146 (1) январь 2012

 

 


 
  Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве