Александр Волобуев
"ОСТАЛЬНОЕ СДЕЛАЕТ ВДОХНОВЕНИЕ..."
О
художнике Александре Трифонове
Фраза, вынесенная
в заголовок, принадлежит молодому художнику Александру Трифонову, она взята из
его буклета, выпущенного в 2003 году.
Я знаком с
картинами А. Трифонова по репродукциям в нескольких номерах журнала "Наша
улица" и по оригиналам, висящим в редакции журнала. Большую экспозицию его
картин увидел в галерее "Кентавр" в мае 2003 года.
Александр
Трифонов пишет: "Нужно перестать копировать природу, окончательно
разучиться рисовать, чтобы начать понимать Пикассо и Кандинского, чтобы
чувствовать себя новым художником".
Но я-то как раз
принадлежу к тем немногим (или многим?), кто так и не начал понимать Пикассо и
Кандинского, а также Шагала, Малевича и Дали, и других авторов абстрактного
искусства, кубистов и сюрреалистов. Я не восхищаюсь ни "Черным
квадратом" (как, впрочем, и фигурами других цветов), ни летающими над
городом людьми. Я, как ребенок из сказки Андерсена, продолжаю восклицать:
"Да ведь король голый!" Более того, читая откровения Пикассо и Дали о
том, что они презирают своих почитателей, обманывают их, все больше утверждался
в своем мнении. Вот, например, Сальвадор. Дали, пишет: "Наше время - эра
кретинов, эра потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из
кретинов своей эпохи все, что только можно". Меня больше трогают картины
великих реалистов, в том числе русских, таких, как: А. И. Куинджи, И. К.
Айвазовский, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин, В. Д. Поленов и
многие другие - их картины фотографиями мне не кажутся.
И вот с такой
эмоциональной и "искусствоведческой" позицией я пришел на выставку
Александра Трифонова.
Должен сказать,
что, отбросив все "теоретические" предпосылки, стал рассматривать
картины со все возрастающим интересом. Я понял, что
выбранная художником манера письма идет не от неумения точно отображать
реальность, а действительно от сиюминутного порыва вдохновения, от желания
именно таким образом передавать свои чувства. Это подчеркивает
натуралистичность некоторых, хорошо выписанных деталей картин, например,
бутылки в выполненной маслом картине "Советское шампанское". Хочется
подойти и потрогать бутылку - так она натуральна, так привлекает внимание.
Подобные фрагменты, мне думается, говорят о высоком профессионализме молодого
художника, о его большом потенциале.
Почти в
реалистической манере (опять же, на мой взгляд) написана картина "Русская
Герника", на которой и голова быка, и стол, и бутылки на столе прорисованы
очень тщательно. Взгляд у быка мудрый, вещий, проникающий, бутылки изображены с
удивительной передачей прозрачности, игры света при прохождении его через
стекло и заполняющую бутылки жидкость.
Но детали
деталями, а все же главное - общее впечатление от картины, - она мне
понравилась, и можно только позавидовать писателю С. Михайлину-Плавскому,
обложку книги которого "Гармошка", вышедшей в издательстве
"Книжный сад", украшает репродукция "Русской Герники".
Большинство работ
выполнено в манере (насколько я - не искусствовед - могу судить об этом)
экспрессионизма. То есть главное в них - не дотошное воспроизведение предметов
и деталей их, а впечатление: мгновенное настроение художника в данный момент
времени, холст, краски и... "остальное сделает вдохновение".
Главное
достоинство произведений Александра Трифонова в том, что они не оставляют
равнодушными. Кому-то нравится одно, например, сочетание, соотношение цветов,
красок, достаточно ярких. Я бы еще отметил непременное присутствие черного
цвета, играющего немаловажную роль в большинстве картин художника (а может, и
во всех). Кого-то заинтересует другое: композиция, например, расположение лиц и
фигур на двух картинах "Несение креста", одна из которых попала на
обложку книги Юрия Кувалдина "Родина". Кто-то больше обратит внимание
на третье: передачу характеров, внутреннего мира, настроения персонажей, как на
тех же картинах "Несение креста" или "В электричке".
Даже откровенно
абстрактные работы, скажем, с изогнутыми бутылками ("танцующим
стеклом") и странными длинноклювыми птицами, или человеко-птицами, или
людьми с птичьими головами заставляют остановиться около них и погрузиться в
раздумья, в серьезные размышления, и вызывают они, говоря словами Пушкина,
"чувства добрые".
И мне подумалось,
что неплохо было бы какую-нибудь из этих картин, например, "Русскую
Гернику" или картину с красным быком, попавшую на обложку книги Александра
Трофимова "Записки сумасшедшего" ("Красный бык"), повесить
у себя дома.
После
ознакомления с картинами А. Трифонова на выставке в "Кентавре", а с
некоторыми - в помещении редакции журнала Юрия Кувалдина "Наша
улица", а еще с некоторыми - по репродукциям, я уяснил для себя, что с
интересом бы взглянул на новые работы этого молодого, явно прогрессирующего
художника.
"Быть
художником для меня - создавать свой мир", - говорит Александр Трифонов. И
надо сказать, что с этой задачей он хорошо справляется - все созданное им
отличается цельностью, отчетливо видно своеобразие творческой манеры художника
- его мир не спутаешь с чьим-либо другим.
"НАША УЛИЦА", № 9-2005,
а также в
книге-альбоме "ХУДОЖНИК АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВ", Москва, Издательство
"Книжный сад", 2005, 256 с.