|
|||
|
Валерий Сергеевич Золотухин родился 21 июня 1941 года в селе Быстрый Исток Алтайского края. Окончил отделение музыкальной комедии ГИТИСа. Сорок лет работает в театре на Таганке под руководством Юрия Любимова. Снимался во многих известных фильмах. Как писатель дебютировал в журнале “Юность” в 1973 году повестью “На Исток-речушку, к детству моему”. Народный артист России. Член Союза писателей Москвы.
К 80-летию Андрея Вознесенского 12 мая 2013 года ВАЛЕРИЙ ЗОЛОТУХИН: «СО СТИХОВ ВОЗНЕСЕНСКОГО НАЧАЛАСЬ ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ...»
- Валерий, когда ты познакомился с Андреем Вознесенским? - Познакомился я с ним в Театре на Таганке, когда Юрий Петрович Любимов пригласил его к нам сюда, в Театр, и Андрей Вознесенский предложил Любимову: «Давайте сделаем на Таганке вечер по моим стихам». Конечно, стихи Вознесенского я знал и раньше, задолго до этого, ещё студентом ГИТИСа. И, когда шёл, проходил из своего общежития на Трифоновке к станции метро «Рижская», я останавливался у газетных стендов, которые тогда были в Москве на каждом шагу, и читал вывешенные там стихи Вознесенского из его «Треугольной груши», и старался аккуратно вырезать себе эти стихи и хранил их. А с ним самим я потом познакомился в Театре на Таганке. - Спектакль по пьесе (моего земляка) Бориса Можаева, в котором ты играл Кузькина... - ...Когда закрыли «Живого», я помню, в кабинете Любимова было бурное обсуждение всего этого... закрыли «Живого»! (На обсуждении присутствовал Евгений Евтушенко.) И вдруг Евтушенко подскакивает к секретарю и говорит: «Машинку! Бумагу! Копирку!» - И садится и начинает выдалбливать (печатать на машинке): «Москва! Кремль! Брежневу!». - То есть Евтушенко сразу решил послать письмо в самые высокие инстанции (чтобы «Живого» вернули на сцену Таганки)! - Да. Я обалдел просто от этого его эмоционального порыва. Правильно говорится: слова говорить могут многие (люди), а совершать поступки могут не многие. Евтушенко был способен на поступок. И Вознесенский был способен на поступок. Великие поэты – они не только поэты, они ещё и... - ...«больше, чем поэты», они великие деятели... которые способны на поступки. - Да. И вот из творческого вечера Андрея Вознесенского мы сделали спектакль. В первом отделении мы, артисты, читали стихи Андрея, Высоцкий, Смехов, Демидова, а во втором отделении предполагалось, что Андрей будет читать свои стихи. - ...новый элемент... - Да, элемент. Элемент поэзии. И с Вознесенского, с его «Антимиров», началась поэтическая линия Театра на Таганке, мощная линия! После этого были «Павшие и живые» (по стихам Маяковского, Асеева, Светлова, Твардовского, Симонова, Суркова, Пастернака, Бергольц, Кульчицкого, Когана, Всеволода Багрицкого, Гудзенко, Самойлова, Слуцкого, Окуджавы, Межирова, Левитанского), после этого был «Пугачев» Есенина, после этого был «Товарищ, верь!» Пушкина, а ещё до этого был спектакль «Под кожей статуи Свободы» Евтушенко, а потом «Товарищ, верь!» Пушкина, а потом ещё – «Берегите ваши лица» - мы их не уберегли, это был спектакль по стихам Андрей Андреича. Андрей пригласил своего друга Мелентьева на этот спектакль, заместителя министра культуры, который и закрыл нам этот спектакль. - Лучше бы Андрей не приглашал его... - Мы играли «Антимиры» всегда после какого-нибудь ещё спектакля, допустим, днём – «10 дней», или «Доброго человека...», или «Павших...», а вечером – «Антимиры», этот спектакль всегда был вторым, мы играли по два спектакля в день, и они шли с аншлагами и, кроме всего прочего, просто кормили Театр, потому что финансовые сборы от них были такие, что их хватало и на зарплату артистам, и на надбавки к зарплате, и на премии... Мы долго играли «Антимиры». И нашему примеру последовали и другие театры, которые тоже стали ставить у себя на сцене поэтические спектакли. - Вознесенский – поэт-художник, и, за какие бы темы он ни брался в своей поэзии, ко всем темам он подходил прежде всего как художник, как метафорист, как живописец со своими красками. И он был поэтом огромной искренности и не был конъюнктурщиком, в отличие от многих своих коллег, которые в советское время делали себе карьеру на стихах, прославляющих всё советское. - Правда, у Вознесенского есть поэма о Ленине «Лонжюмо» (которую он написал в 1962 – 1963 годах), и стихи «Уберите Ленина с денег» (которые он написал в 1967 году). Сейчас кое-кто упрекает его за эти сочинения. Но дело в том, что он писал всё это не как конъюнктурщик, а как дитя своего времени, воспитывавшийся в советском духе, и писал всё это от души. Тогда в нашей стране было атеистическое время, люди не верили в Бога, но всем всегда хочется верить в какие-то идеалы, в какие-то высокие идеи. И поэтому советские люди верили в идеи социализма и коммунизма, верили в Ленина и в Сталина. И Вознесенский верил, когда был молодым. Тогда он и написал поэму о Ленине и стихи «Уберите Ленина с денег», и написал это со всей силой таланта поэта-художника и с гражданским темпераментом... - Есенин тоже хотел верить в советскую власть и в Ленина. Он тоже писал стихи о Ленине, в которых говорил о нём: Одно в убийстве он любил: Но Ленин любил в убийстве, оказывается, не только перепелиную охоту... - А информации об этом у народа не было. Ни о Ленине, который требовал расстреливать всех подряд: расстрелять! расстрелять! расстрелять! ни о Сталине, который тоже не уступал ему в этом. Она появилась позже. - В советское время стихи Вознесенского «Уберите Ленина с денег» воспринимались как вызов товарищам из ЦК... - Да. А в разгар "перестройки" у Андрея Вознесенского как-то спросили, готов ли он повторить свой прежний призыв: "Уберите Ленина с денег!". Поэт ответил, что, может быть, и повторил бы его - но уже из совсем иных соображений и с иными подтекстами. - Да, я читал его стихи... И я сам выбирал что-то, что мне прочитать на его вечере. - Я помню, в 2001 году, на Таганке, ты читал его стихи из книги «Шар-пей»... А потом, кажется, в 2002-м году, в ЦДЛе, на презентации его новой книги... - Но не я один читал его стихи... нет-нет... Другие артисты – тоже. И Ирина Линдт читала его стихи со сцены... - Ты и сейчас читаешь их... - Я и сейчас читаю его стихи в концертах. Например, замечательные его стихи «Песня акына, или Пошли мне, Господь, второго...» ПЕСНЯ АКЫНА - Валерий, а приходилось вам вдвоём с Андреем Вознесенским выступать не в Москве, а в других городах России? - К сожалению, нет. Были какие-то случаи, когда Андрей уезжал в Томск и в Омск, когда у него были там большие концерты на закрытых стадионах, во дворцах спорта, он звал меня туда с собой, но я, как правило, был загружен своей работой... И, к сожалению, ни разу с ним никуда не слетал, о чём я, конечно, жалею, но... - У каждого из вас были свои (звёздные) трассы... - Да. - И Высоцкий отговаривал тебя ехать с Вознесенским, говорил тебе: зачем тебе быть при ком-то? - Он говорил мне: Вознесенский – сам по себе, а ты – сам по себе. - А Андрей Вознесенский ценил тебя не только как артиста, но и как писателя... Когда летом 1973 года в журнале «Юность», при Борисе Полевом, была напечатана твоя самая первая повесть «на Исток-речушку, к детству моему», она очень понравилась Андрею Вознесенскому, и он сказал тебе, что теперь у тебя началась новая жизнь и что теперь все будут смотреть на тебя не только как на артиста, но и как на писателя... - Я написал об этом в своём дневнике... - В 5-м томе дневника «Помню и люблю», который вышел в Нижнем Новгороде в 2004 году... - В1973 году в Театре на Таганке был банкет по случаю 500-го спектакля «Антимиры» Андрея Вознесенского. На банкете я сидел рядом с Любимовым, у меня был «месячник» трезвости: и поэтому я на банкете не пил, то есть пил не вино и не водку, а воду, и только когда Зоя Богуславская говорила о величии Любимова и произносила тост в честь него, Любимов подлил мне вина в мой бокал с водой, польстил мне таким образом. А Андрей Вознесенский тогда сказал мне, что ему (Андрею) очень понравилась моя повесть, напечатанная в «Юности»... И сказал... - А ты прочитай по книге «Помню и люблю», что он сказал тебе о тебе и о твоей повести, вот, на странице 438... - 8 июля 1973 года. - Так что не только тебе нравились стихи Вознесенского, но и Вознесенскому – твоя проза. И вы с ним были не только товарищи по смежным творческим профессиям, но и собратья по перу. - А закончилась история ваших с Андреем Вознесенским отношений при его жизни – твоим устным приветом, который ты передал мне для Андрея в день его рождения 12 мая 2010 года, за восемнадцать дней до его смерти, когда я ездила в Переделкино на электричке, чтобы подарить ему букетик своих цветов... И вместе с букетиком я передала ему и твой привет, в письме, приложенном к букетику, и добавила туда приветы от всей Таганки.
Беседовала Нина Краснова
“Наша улица” № 160 (3) март 2013
|
||
|
|||
kuvaldin-yuriy@mail.ru | Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
||
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/ |
|