Оксана Ткаченко "На камне портрет..." рассказ

Оксана Ткаченко "На камне портрет..." рассказ
"наша улица" ежемесячный литературный журнал
основатель и главный редактор юрий кувалдин москва

 

Ткаченко Оксана Анатольевна
Дата рождения: 11.11.1988.
Образование: факультет журналистики Воронежского государственного университета (красный диплом).
О себе: " С 17 лет публикуюсь в СМИ. В качестве автора сказок выступала в газете «Новости Оскола» (рубрика «Детская»). В 2013 году вошла в лонг-лист конкурса «Навстречу… и три точки» (издательство «Книга по Требованию») за рассказы. Работаю внештатным журналистом и литературным критиком".

 

вернуться
на главную страницу

 

Оксана Ткаченко

НА КАМНЕ ПОРТРЕТ...

рассказ

I
Встреча с судьбой

Дикая жара стояла в полдень, когда Матвей Моргун, уже переехав на постоянное жительство в один российский городок, выпиливал возле верстака подрамник для картины. Надо сказать о том, что переехал он жить к своей родной бабушке вместе с мамой и младшим братишкой. Отец отказался уезжать с насиженного места. Он часто говорил перед отъездом, что родину нельзя предавать и, что будет навещать их. Матвею - 23 года. Работы еще нет, но мечтательный художник не заглядывает в завтрашний день. Он живет сегодня, а сегодня ему хорошо, ведь на закате он будет писать местный храм, возвышавшийся над городом и славившийся чудесной колокольней, переливистый звон которой пел на всю округу. Зеленые с перламутровой капелькой глаза, над которыми резко выделялись идеально прочерченные черные брови, загорались непередаваемым радостным восторгом от того, что совсем скоро художник будет стоять за любимым детищем-мольбертом, созданным своими же руками, и писать, писать, писать… К дяде, гостившему в то время в бабушкином доме, пришел приятель. Он-то и разглядел в дальнем углу двора у верстака старательно работавшего юношу. Нюх на талант не обманул, и новый знакомый пригласил Матвея к себе в мастерскую. Для Матвея состоялась судьбоносная встреча. А знойный день по-прежнему томил людей.
Первой, кого увидел Матвей возле мастерской, была носившаяся с лаем парочка собак. Пересилив легкую дрожь, робость и еще что-то непонятное, какое-то странное страстное чувство, томившее его весь остаток вчерашнего дня, который подарил ему такого интересного и важного в его жизни знакомого, Матвей вошел в цех. В огромном сером цехе поражали пыльные полы. В центре с деловитым видом стоял его хозяин - Ольховский Борис Васильевич. Он ждал молодого художника.
- Я хочу бить портреты, - быстро проговорил Матвей.
- Молодец, правильно говоришь. Значит, знаешь, что портреты выбивают, - улыбнулся Борис Васильевич.
Ольховский повел художника по цеху и стал показывать работы. Сообщил о художнице, работающей в его мастерской, а затем они отправились к ней - знакомиться. В мастерской Матвея сразу привлекла фигура девушки, склонившейся над камнем и усиленно стучавшей по нему правой рукой. Борис Васильевич представил их друг другу, и обратился к Матвею: «Рейхан Салиева будет твоим наставником. И как твой учитель, помощник расскажет технологию исполнения рисунка на камне, какими пользоваться инструментами». Собираясь оставить их вдвоем, Ольховский добавил: «Матвей, понравится или не понравится, но в дальнейшем, в жизни тебе это может пригодиться». Что ни говори, а слова оказались пророческими.
Удивительно как складывает нашу жизнь судьба. Она точно знает, когда преподнести подарок, о котором человек мечтает, причем делает это мастерски. Будучи от природы художником, Матвей не раз задумывался о смысле жизни вообще и о смысле жизни в живописи. Ему безумно нравилось рисовать. Кстати, о создании картин. Примечательной особенностью Матвея было то, что рисовал он левой рукой, а писал исключительно правой. Интересное, искусное владение двумя руками зачастую не нравится школьным учителям. Матвею тоже пришлось столкнуться с учительницей, стремившейся любым способом переучить одаренного левшу, ссылаясь на необходимость рисовать правой. Дескать, умеешь же писать в тетрадях правой рукой, вот и рисуй ей! Но, что мог ответить мальчонка взрослой тете, как объяснить, что рисовать может лишь своей левой ручкой. Некоторые люди не любят детей, отличавшихся от других своими уникальными способностями. Впрочем, сейчас для Матвея это все в прошлом. Он писал картины левой рукой. Живопись манила и от нее не то, что нельзя уйти, да и просто не хотелось. Но в нашей жизни часто встречается союз «но». Художнику хотелось чего-то особенного. И однажды «особенное» ему довелось увидеть. 17-летним юношей гостил у тети Вали. На тот момент она только что овдовела. Муж ее был человеком высоких нравственных принципов, хотя и горячим по натуре. Давала о себе знать его национальность - армянин. После его смерти родные сестры приехали из Армении и привезли гранитную плитку, на которой был выбит портрет их любимого брата. Сразу после похорон ставить памятник нельзя, поэтому плита хранилась какое-то время у тети Вали во времянке. Этот каменный портрет увидел Матвей. Он настолько его заворожил, что художник впоследствии постоянно думал о нем. Выбитые частички гранита, крошечные зернистые на ощупь линии. Рассматривая их, юный художник размышлял: «Как же это создается?». Идея разгадать тайну портрета на камне завладела всем сердцем Матвея. 6 лет он хранил свою мечту, вынашивал ее любовно и бережно.

II
Наставник

Рейхан или попросту Рая или Рей, как любила она представляться, оказалась девушкой скрытной, неразговорчивой, но талантливой как мастер своего дела. После ухода шефа Ольховского, она сказала Матвею: «Смотри, наблюдай, а мне нужно работать». Вот тебе и мастер-класс, и рассказ о «технологии исполнения рисунка на камне, какими пользоваться инструментами». Не сказав больше ни слова, Рая принялась за свою прерванную приходом начальника и новичка работу. Матвей стал рядом. Наблюдение иногда тоже приносит свои плоды. Ведь мы учимся, впитывая в себя то, что видим, а потом уже сами протягиваем руки и пытаемся повторить.
Рейхан Салиевой минуло 25 лет. Она была стройной девушкой с копной жгуче-черных волос. Карие с легким черным переливом глаза казались еще темнее, когда склонившись над портретируемым, их обладательница внимательно вглядывалась в мелкие зернинки камня.
Матвей ловил каждое движение художницы. Он внимательно следил за ходом построения портрета. Сначала появились легкие очертания облика. Затем постепенно стал прорисоваться взгляд, который впоследствии приобрел лицо человека. Рей оказала огромное влияние на Матвея. В первый же день знакомства Моргун узнал о ее становлении как гравера.
- Окончила художественное училище. Когда учеба подходила к концу, так сложилось, что одна мастерская набирала художников. И 18 лет от роду я попала в эту, как оказалось позднее, удивительную структуру. Научилась изготавливать портреты на памятниках. Хотя сама я не смогла овладеть всем этим неповторимым искусством, если бы ни Алан. Он - мой Учитель. Учитель с большой буквы и никак иначе. Он в буквальном смысле сделал из меня художника-гравера. Ведь в училище нас учили в основном живописной технике. Но с камнем работать мне понравилось. Алан заложил в меня те азы, без которых нельзя приступать к созданию каменного портрета. Поначалу я только наблюдала. Кстати, без наблюдения научиться выбивать портрет практически невозможно. Надо сначала увидеть и понять, что и зачем следует в порядке очереди. Это главное. Позднее и у меня работа пошла, даже закипела. Портрет за портретом. Так и опыт накапливается. А потом в моей жизни переворот произошел, когда к нам приехал Борис Васильевич Ольховский. Он увидел мои работы-портреты и пригласил в свою ритуальную мастерскую. Я оказалась на распутье, какое-то время работала, что называется на два фронта. Только благодаря тому, что вопрос с жильем решился у меня благополучно, я окончательно перебралась сюда. Поначалу работа на памятниках приносила копейки, поэтому пришлось дополнительно подрабатывать. Так, я оказалась в «Зеленстрое» ландшафтным дизайнером. А по вечерам стучу портреты. Ты, возможно, подумаешь, что нелегко переходить с одной темы на другую. Да есть такое. Но мне нравится.
Матвей запомнил всю их первую беседу. Долгое время ее переваривал. Это позволило ему настроиться на нужную ноту и приступить к работе. Он понял, что все сразу никому не дается. Только долгим и упорным трудом можно подойти к тому, чего желает твоя душа.
Рая закончила портрет. Матвею пора домой.

III
Наблюдай!

Первые три дня Матвей занимался только одним делом. Он наблюдал. Это занятие с каждым мгновением приоткрывало ему огороженное плотными иссиня-черными шторами окошко, в которое уже пробивались лучи жаркого солнца. Постигая тайну, испытываешь сладострастно-восторженное чувство от осознания скорого приближения к финалу, к окончательной разгадке. Ощущение Матвея было именно таковым. С наступлением утра, умывшись и наскоро перекусив, он мчался в мастерскую. Все мысли его поглощало одно - постижение тайны каменного портрета. Только в мастерской он чувствовал себя намного ближе к раскрытию загадки, нежели в доме бабушки, где мысленно он был все в той же мастерской.
Огромный цех, принадлежавший Ольховскому, имел множество переходов и перегородок. Попадая сюда, человек оказывается окруженным памятниками, подписанными и безымянными. Повсюду со всех сторон на него глядят лица, ушедшие из жизни. Но они живые, поскольку жива память о них. Ритуальное царство довольно мрачное место. Над ним витают души умерших. Их тени еле заметно, но отражаются на каменных плитах. Заказывая памятник своему покойному родственнику, человек спешит как можно скорее покинуть так называемое «царство мертвых».
Мастерская, где работали художники-граверы, размещалась на первом этаже. Темная пещера освещалась лишь дневными лампами. И в этой каморке без окон предстояло работать Матвею. Серые стены, гармонично сочетавшиеся с бетонным полом, удачно смотрелись с темой, господствующей здесь. А тема была одна - смерть. Чувства неуютности, одиночества, печали, невыразимой тоски наваливаются разом на человека, пришедшего сюда волею судьбы. Но только не на художника. Здесь он испытывает желание работать, а все остальное, какие-то земные чувства в этот момент его не касаются. Создавая портрет, он не видит страшных убогих стен, его не смущает окружающая серая обстановка. Он далек от всего этого. Для художника нет никакого начальства на земле. Он подчиняется небу, которое в момент создания портрета благоволит ему, а значит, поднимает его высоко над землей, заставляя парить. Художник кружит, кружит, кружит. Вот появились глаза, нос, губы. Портрет подходит к логическому завершению. Полет окончен.

IV
Инструментарий гравера

Второй день Матвей стоял возле Раи. Она выбивала пожилую женщину. Морщинистое лицо сурово глядело из-под нависших густых бровей. Да, работа предстояла нелегкая. Каждая морщинка - дополнительно затраченное время. Моргун с каждой секундой все более присматривался к правой рабочей руке своей наставницы. Она - правша. «А мне придется становиться к памятнику с другой стороны. Выбивать-то я буду левой рукой», - размышлял про себя Матвей. В этот день для художника состоялось знакомство с инструментами, которыми работает портретист. Его интересовала любая деталь. «А из чего сделаны эти инструменты?», «Чем они отличаются?», «Что лучше использовать: пучок или машинку?» - Матвей засыпал Раю вопросами. Любопытство сыграло свою роль. Он узнал массу интересного, важного об инструментарии гравера.
Итак, пучок - это собранное в одну кучку, в один пучок определенное количество специальных спиц с победитовыми наконечниками или так называемой победитовой напайкой. Бывают и полностью победитовые спицы, преимущественно они серого или черного цвета. В единый пучок они связываются путем резиновой стяжки. Количество спиц в пучках имеет немаловажное значение для мастера. От них зависит работа в определенных участках портрета. Если выбивается довольно обширное пространство, то используются пучки крупнее, в которых 80 или 100 спиц. Если же, например, нужно сделать блик на лбу портретируемого, то в ход идет пучок с 60 спицами. Также для удобства в процессе работы задействуются спицы разного диаметра. В основном от 0,5-0,8 до 2-3 мм и более. Нельзя не сказать о том, что время от времени пучки нужно затачивать на специальном инструменте. После того, как пучком изготовлено 10-20 портретов, зернистость на камне, которая должна быть очень мелкой, становится крупной. Это свидетельствует о затуплении пучка. В этом случае пучок распускается, и каждая спица подвергается обработке. По форме спицы становятся похожими на подточенные карандаши. Процесс затачивания занимает в среднем полчаса. Художник-гравер лично занимается этой процедурой. Затем все спицы, смотря, сколько их, было в пучке: 60, 80 или 100, собираются вновь в единый пучок.
Не обойтись при создании портрета на камне и без гравировальной машинки, которая тоже имеет разную конфигурацию. В машинке для гравировки заложен принцип вибрации. Посредством виброудара иглой удается точно провести нужный штрих, например, в области глаз. Кстати, у иглы наконечник зачастую победитовый, но встречаются иглы, в которых наконечник содержит и алмазный сплав. По звучанию гравировальная машинка напоминает бормашину, которой пользуются стоматологи.
Когда Салиева включила машинку, работающую от тока, Моргун вздрогнул. Ему отчетливо вспомнилось, как в детстве он боялся лечить зубы, стоило ужасной стоматологической машине зажужжать.
- Что, похоже, как, будто кому-то сейчас будут лечить зубы? Мне тоже так показалось, когда я впервые услышала этот инструмент, - сказала Рей после того, как закончила обрабатывать участок возле носа.
- Между прочим, гравер тоже работает бормашиной. Принцип гравировальной и зубной машинки схож. Так что, привыкай, - добавила наставница.
Было около пяти вечера. Многие уже начали расходиться по домам. Работа художника не подчиняется стандартному графику, бытующему в других профессиях. Свободный художник выполнил дело и гуляет теперь смело.

V
«Как же это создается?»

Третий наблюдательный день начался как обычно: Матвей занял свое место у стола, за которым трудилась Рейхан Салиева. Сегодня художник знал по порядку все движения своей наставницы, поскольку предыдущие два дня дали свои результаты. Он прояснил для себя все элементы становления портрета на камне. И теперь смотрел, предваряя увиденное мысленной цепью: «Так, сейчас она (Рая) возьмет копирку и будет переводить…».
Тому, кто не является художником или вообще не имеет никакого отношения к творческой работе, сложно понять, как можно нарисовать картину, а тем более произвести ее на таком твердом материале как камень. Объяснить этот механизм необходимо, и в первую очередь для того, чтобы начинающие художники-граверы не отчаивались, если что-то у них не получается создать сразу. Творчество - всегда кропотливая работа. Его сложность зависит от определенных ключей и паролей. Без них в сфере искусства не обойтись. И порой невыносимо трудно подобрать нужные ключи и пароли.
Тайна сотворения портрета на камне открылась Матвею после того, как он дал себе клятву узнать ее и бороться за нее до последнего. Одной борьбы недостаточно. Важно следовать за ней, подчиняться ей беспрекословно и делать то, что должен делать любой художник, пожелавший, во что бы то ни стало, добавить к своему гордому званию «художник» еще одно слово через дефис. Это слово, как вы уже догадались, «гравер». Художник-гравер. Как же художник-гравер создает портрет на камне?
Когда заказ на изготовление портрета сделан и родственник оставил фотографию покойного, которую требуется воспроизвести на камне, наступает работа для художника-гравера. Первое, что он делает - это увеличивает данную фотографию до нужного размера в соотношении размера стелы плиты, на которую и будет наноситься. На камень кладется канцелярская копирка, а сверху нее бумага с увеличенным изображением. В руке мастера оказывается непишущий стержень, при помощи которого он переводит пропорции лица и все прочие детали. Кстати, непишущий стержень нужен для того, чтобы линии не прорисовывались. Далее в ход идет мел. Им художник легким движением отбивает контурные очертания. Ведь мел позволяет отразить на полировке линии. При перенесении портрета с фотографии на памятник граверу нужно быть очень внимательным. Один лишний штрих и лицо не соответствует фотографическому изображению, которое родственники желают видеть на могиле покойного. Здесь предельная внимательность, точность, четкость и художественный взгляд стоят на первом месте.
Наступает еще более ответственная часть труда художника - сам процесс выбивания портрета. В друзьях у гравера на данном этапе ходят пучки и машинки для гравирования.
Возможно, новичок в этом деле задаст вопросы: «А с чего начинает художник? С какого места на портрете?». Постепенно Матвей пришел к выводу, что начинать следует со светлых участков. Под «светлыми участками» здесь подразумеваются наоборот самые темные уголки лица, то есть те, которые требуется пробить таким образом, чтобы они стали светлыми. В основном речь идет о выпуклых частях лица. Например, сделать блики на лбу, на носу, а также осветлить щеки, подбородок. Метод дедукции активно используется мастерами. Сначала гравер работает над общим положением портрета, а затем уделяет внимание деталям.
Всевидящее око художника не пропускает ничего: ни малейшего оттенка, ни реснички, ни морщинки. Неудивительно, что на создание одного стандартного портрета, то есть лица с небольшим захватом груди человека, уходит от 5 часов работы до трех и более суток.
В этот третий день посещения ритуального царства, которым заведует Ольховский, Матвей прошел наблюдательный путь от самого начального этапа до последнего кусочка камня, выбитого его наставником.


VI
Первые гравировальные произведения

«Наконец-то мне разрешили попробовать! Ура!», - мысленно Матвей парил в голубых пушистых облаках от восторга, охватившего его с головы до ног. В первый раз художник будет выбивать, но не портрет. Для портрета нужно еще немного дорасти.
- Ну что, Матвей, нужно приступать. Попробуй выбить что-нибудь на плите. Только что-нибудь такое, что нам действительно пригодится потом, - обратился к художнику Борис Васильевич.
- Давайте, я для начала попробую выбить березку, - предложил Матвей.
Матвею Моргун выделили рабочий уголок, положили гранитную плитку. Страшно. Радость от доверия к нему, что можно самому дотронуться до камня и создать свое творение, сменилась трепетом перед предстоящей работой. Художник стал испытывать непередаваемый страх. На него навалилась странная неуверенность. «Не отчаиваться и не сдаваться», - таков девиз Матвея. Он взял себя в руки и стал выводить карандашом на бумаге изящную одинокую березу. Затем перевел ее через копирку на камень и приступил к выбиванию. С непривычки от вибрирующей гравировальной машинки рука быстро устала. Минут 5-10 начинающий гравер жужжал, а затем отключил ее. Кстати, машинке тоже нужен отдых. Так что Матвей действовал правильно. Отдохнув, левая рука снова смогла сосредоточиться на березе.
К вечеру деревце было готово. Пришел Ольховский и еще парочка любопытных рабочих из цеха. Одобрили.
- Да, надо дальше работать, - отметил шеф.
Все пришедшие уже знали о том, что Матвей - левша. Некоторые видели его в процессе работы. Удивление сверкало у всех в глазах.
- Завтра будешь трудиться над цветами, - сказал на прощание новому граверу Борис Васильевич.
Состояние головокружительной отрады знакомо всякому, кто впервые выполнил с честью порученное ему задание. Сердце Матвея колотилось сильно-сильно, что казалось, сейчас оно выскочит из груди и отправится гулять по уютно-просторным улочкам славного маленького городка. Душа пела нежные песни, посвящая их любимой природе. Жаркий вечер вздыхал и желал освежиться. Но лето не хотело дождей. Оно надеялось на любовь. Важно, чтобы люди запомнили его таким, полюбили восхитительную знойность, которую дарит только оно - благодарное время года.
Белоснежные каллы Матвей нарисовал быстро. Он прекрасно знал, как выглядели эти цветы. Получился довольно милый букетик. Работал усердно, с поистине охваченным творческим волнением. В мастерскую то и дело заглядывал Ольховский. Следил, подсказывал. Его ценные замечания помогали формироваться граверу. Со стороны всегда лучше видно, что не так. Матвей не обижался, внимание Бориса Васильевича ему было необходимо. Ведь он помогал ему освоиться в новой сфере. Из живописца превратится в каменного мастера. Ольховский не критиковал, а советовал. Это большая разница. Если бы все начальники умели себя контролировать, с терпением относиться к своим подчиненным, то возможно не было бы в стране столько нервных, неустроенных людей.
Борису Васильевичу Ольховскому недавно исполнилось 60. Седовласая голова его была полна разными идеями. Успешный бизнесмен известен своим добродушным, справедливым характером. Его искрящиеся морской голубизной глаза казались немного грустными. И даже, когда улыбался, очи этого на вид властного человека наполнялись странной тоской. Ольховский обладал внушающей уважение красотой. Высокий, широкоплечий, войдя в мастерскую, он сразу же становился объектом всеобщего внимания. Было ясно, что пришел хозяин. Где бы он ни появлялся, всюду следовал за ним шлейф величия и ритуальной тайны.
В этот день Матвей справился с цветами в течение первой половины дня. Но домой не пошел. Занял наблюдательный пост у Раи. Очень скоро ему самому предстояло приступить к портретам. Глядя на все ее движения, начинающий гравер подпитывался информацией: где и как стучать, как совершать переходы. Тонкости здесь важны, как ни в какой другой работе. Меняя пучок на машинку, наставница успевала дать несколько дельных советов своему ученику. За эти дни она начала привыкать к нему, поэтому стала более общительной. Скрывать процесс изготовления портрета не имело смысла, ведь очень скоро их отношения превратятся из наставнически-ученических в партнерские.

VII
Портреты встречаются разные

Настало время для портрета. Матвей выбил первый в своей жизни портрет на камне. Это было лицо старенькой бабушки. Без волнения не обошлось, ведь нужно сделать портрет, не совершив ни одной ошибки. Механизм становления портрета на камне уже известен. Матвей повторял заученные действия, в которые, конечно, добавлял кусочек души. После первого портрета и всеобщего одобрения, где важным являлось мнение Ольховского, все закружилось словно белой вьюгой. За летом пришла осень, а за осенью - зима. Закружилось-завертелось. Работа пошла с неимоверной скоростью.
- Матвей, тебе заказали выбить двойной портрет, - сообщила приемщица заказов Екатерина.
- То есть я должен на одном камне сделать два лица, два портрета? - уточнил художник-гравер.
- Да, внучки заказали памятник своим бабушке и дедушке. Пожелали изобразить супружескую чету вместе, - сказала Екатерина.
Моргун слышал от Рей, что бывают разные заказы, но так как со всем этим сталкивался впервые, ему все было в диковинку. Художник учился в процессе работы различным искусностям, царящим в ритуальной среде.
Первый двойной портрет готов. Дальше последовали памятники еще необычней. Человек в полный рост с баяном, портрет умершему младенцу с изображением ангела, мужской портрет с автомобилем - покойный был водителем, портрет на фоне пейзажа… Самым поразительным для Матвея стало изготовление портретов живым людям.
Время от времени ритуальное царство посещают представители пожилого поколения, которые заказывают портретные памятники сами себе. Так, на всякий случай. Наверное, это самое страшное, когда в доме хранится твоя собственная надгробная плита, на которой правда пока не выбита лишь дата смерти, а в остальном - все как надо. Зачастую при жизни заказывают люди одинокие, был такой старик. В другом случае приходила бабуля преклонных лет и сделала заказ памятника самой себе, сказав: «Дети у меня живут далеко, на севере. Я, чтоб их не беспокоить, приготовлю заранее».
Людям других профессий становится сразу не по себе, слушая поистине странные истории. Живой человек заказывает при жизни надгробие, лично советуется с гравером по поводу своей фотографии, которая будет изображена на памятнике… Нет, это просто сумасшедшие. Увы, наша суровая реальность приводит к этому вполне здоровых людей, у которых с головой все в порядке. В жизни всегда происходит так, что скорбь и радость, слезы и смех идут рядом. Пожалуй, жизнь и смерть можно назвать сестрами. Только первая помогает человеку идти в этом мире, а последняя способствует переходу в том свете.
С портретом та же история. Живописная работа после смерти человека, изображенного на этой картине, становится пугающей, обладающей мистическими свойствами. Кстати, при жизни это тоже возможно. Но портрет на камне нельзя сравнить с холстом. Ведь портрет на камне будет стоять лишь на последнем пристанище человека - на его могиле. Получается, что портрет на камне, то есть портрет после смерти - это своеобразный символ жизни, жизни после смерти. Потому, как человек не умирает, то есть физически он умирает, но раз жива память о нем, раз его улыбка на каменном портрете так же сияет, как это было при жизни, то и покойный никуда от нас не ушел. Он здесь и портрет на камне тому доказательство. Именно портрет оживляет скорбное место, каковым является кладбище. Посещая последнее жилище умершего, близких встречает приветливая улыбка или же серьезное, нахмуренное лицо родного им человека. Только портрет, изображение дорогого человека в какой-то мере помогает почувствовать нам, что тот, который теперь там, на небесах, где-то рядом, и он видит всех тех, кто приходит к его могиле.

VIII
Второй этаж и любовь

Спустя пять лет мастерская, в которой все эти годы активно трудился Матвей Моргун, подверглась реорганизации. Наконец-то, больше не придется работать в пещере без окон. Теперь в серой каморке сидит приемщица заказов. Граверы перебрались на второй этаж, в просторную и светлую комнату, в которой имеются окна. Чудесно, здесь есть, где развернутся! Матвей и Рая, каждый за своим столом со своей каменной работой, удачно расположились в новом цехе, где сердца радуют белые стены.
Любовь нагрянула внезапно. Обычно с художниками это редко бывает. Для них возлюбленной навсегда остается Муза. Иногда бывает, что реальная женщина переходит в эту космическую оболочку и становится Музой. Когда они, земная и небесная, соединяются, происходит настоящее чудо - художник может творить и ему не мешает присутствие реального человека - его любимой. А ведь по натуре любой творец - одиночка. Матвей встречался с девушками. Но все, не с теми. И вот в мастерскую, теперь уже на втором этаже, вошла Она - почти Муза - неземное создание с голубыми глазами на еще по-детски наивном лице, которое обрамляли светлые кудряшки.
- Матвей, Рей, знакомьтесь, моя дочь Эвелина, приехала из Астрахани, - сказал каменорез Дмитрий. Улыбнувшись, 18-летняя девушка проговорила: «Здрасьте». Отец Эвелины, Дмитрий Чернышев работал каменорезом в ритуальном цехе Ольховского 13 лет. С матерью Эвелины Дмитрий расстался, когда малышке был годик. Теперь взрослую дочку забрал жить к себе, в свою новую семью.
Как только Матвей пришел трудиться гравером в мастерскую по приглашению шефа, он довольно легко и быстро сдружился со всем коллективом. Однажды, когда Матвей отработал всего несколько месяцев, к нему обратился каменорез Чернышев, который попросил художника нарисовать портрет его дочери Эвелинки. Моргун с радостью согласился. Живопись он не оставлял.
В тот момент, когда вошла Эвелина, Матвей, конечно, не узнал в этой барышне, ту шестилетнюю девчушку, которую он рисовал по фотографии. Но знакомство состоялось, и история портрета девочки вскоре раскрылась. С этого памятного дня Эвелинка часто прибегала на работу к отцу. Если честно, то вовсе не к папе приходила девушка. Она каждый раз обязательно заглядывала на второй этаж, в то время как Дмитрий Чернышев работал в цехе внизу. Эвелинка хотела лишний разочек посмотреть на Матвея, на художника, в которого влюбилась с первого взгляда, и который, казалось, этого взгляда вовсе не заметил. Только Эвелинка была не права. Матвей Моргун эти внимательные, соединяющие в себе небо и море, глаза, запомнил на всю жизнь. В первую минуту художнику почудилось, что у девушки небесные глаза, так они переливались нежной голубизной в этом первом взгляде. Позже приглядевшись, он увидел, что Эвелинкины глаза иногда приобретали зеленоватый оттенок. Случилось так, что небесно-морские глаза разбили художественное сердце.
«Слушайте, а как они внешне все-таки похожи», - говорили окружающие. И, действительно, если присмотреться, то можно было обнаружить невероятное сходство. Глаза Матвея, зеленые с перламутровой капелькой, идеально сочетались с меняющимся цветом Эвелинкиных очей. Но не только внешность обеспечивала им такую схожесть, что незнакомые люди принимали их за брата и сестру. Было еще и внутренне родство. Так, Матвей и Эвелинка родились в декабре. В них жили упорство и настойчивость. Не слушая других, оба стояли на своем, даже если были не правы.
Любовь пришла к граверу. Любовь, о которой он вовсе не думал. И правильно, о ней не надо думать, ее не надо ждать. Настоящее величественное чувство само прекрасно знает, когда необходимо придти. Просто, не торопите события.

IX
Смерть пришла неожиданно

Горе, как и любовь, впрыгивает в нашу жизнь внезапно. Никто не ждал несчастья. Оно обрушилось на семью Моргун одной холодной мартовской ночью. Жуткая весть о смерти отца пробралась под кожу и стала морозить все тело Матвея. Рядом разбуженные столь поздним трагическим звонком рыдали мать и братик. У художника началась дикая истерика. Всхлипывая от удара судьбы, он думал: «Как это могло случиться? Почему сейчас? За что?». Последние полгода забрали дядю, бабушку, а теперь и отца. Невыносимо! Слезы текли не переставая. Собрались в дорогу быстро. Надо ехать. Ехать на похороны.
Печальных историй Матвею с излишком хватало на работе. Выбивая портреты на камне, портреты умерших, гравер научился не воспринимать тяжелую информацию слишком близко, а работать, создавать и парить в данный миг над землей. Только когда беда касается тебя лично, понимаешь, что не можешь устоять на ногах. Еще минута, и повалишься на землю. Хочется закрыть глаза, руками плотно зажать уши, чтобы не видеть и не слышать ничего. Как в бреду три одиноких сердца Моргун смотрели на гроб. Вроде бы и осознавали они, что случилось самое страшное и непоправимое, но иногда накатывала волна истеричного безумия, когда раздавались ужасающие крики о том, что это неправда, что это никак, ну просто никак не могло произойти.
А потом все закончилось. Звук заколачиваемого гроба еще долго стучал в ушах. В глазах то и дело возникало иссиня-бледное папино лицо. Земля осторожно сыпалась вперемежку с весенним дождем и снегом на последний подземный дом.
Возвращение в действительность было ужасным для художника. Матвею представлялось чем-то нереальным появление в мастерской ритуальных услуг. Как он будет работать после того, что произошло? Невозможно понять это человеку, не испытавшему жгучую боль в сердце и пустоту души, когда уходит дорогой и любимый. Одно дело слышать чужие истории, но слишком глубоко в них не проникать. И совсем другое - работать над трагическими судьбами, когда у самого откололся значительный кусочек сердца. Разбитая душа не может парить высоко над землей. Она имеет силу не только в момент пришествия Музы, но и когда личностное состояние художника спокойно, не потревожено ничем. Конечно, возможно еще приведение творческого человека в порядок в течение определенного и зачастую длительного времени, поскольку горькие слезы то и дело застилают его глаза. Проснешься ночью или утром, и вот опять нахлынет тот серый мартовский день, моросящий колким холодным дождем, мелким, чтобы каждая его острая иголочка проткнула человека тяжелой болью утраты. Природа знала, что чувствует художник и стремилась отозваться соответствующей погодой. Интересно, сумеет ли ранимый, впечатлительный человек, ведь все творцы таковы, хотя и кажутся нам, обладающими стальными характерами, сумеет ли вернуться в мир, в котором возможно пребывание лишь в состоянии одновременного покоя и полета? Маловероятно, но не исключено.
Ранним утром отправился Матвей Моргун на работу. Не думал он, что его семилетнее каменное творчество обернется личной скорбью. Подойдя близко к воротам ритуального цеха, гравер остановился. Слезы навернулись на глаза и…

 

Губкин, Белгородской области

 

"Наша улица” №162 (5) май 2013

 

 


 
kuvaldin-yuriy@mail.ru Copyright © писатель Юрий Кувалдин 2008
Охраняется законом РФ об авторском праве
   
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/