|
|||
Лана Гарон о себе: «Я родилась в Тбилиси в прошлом веке. Но рассказики и прочее писала, как говорится, «в стол». В течение многих лет работала Руководителем литературно-драматургической части Московского драматического театра им. К.С. Станиславского Публикации: в книгах: “О Володине. Первые воспоминания”, “Русский актёр Ножери Чонишвили”, “Олег Ефремов. О театре и о себе”, “Чеховиана”; а также - в журналах: “Театр”, “Театральная жизнь”, “Петербургский театральный журнал”, “Драматург”, “Русский клуб”, “Страстной бульвар, 10” и др. В 2002 году неожиданно увлеклась живописью, графикой и поделками. - Персональная выставка в Московском Доме-музее А.П.Чехова (2008г.). Имею награды».
|
Лана Гарон СПИЧЕЧНЫЙ КОРОБОК рассказ, похожий на киносценарий
История эта произошла очень давно. В прошлом веке. В самой его середине. Ещё не было компьютеров, мобильников, электронной почты… Даже чёрно-белые телевизоры с крохотным экраном были не у всех! Люди тогда очень ценили общение, они ходили в гости, вместе смотрели в кинотеатрах новые фильмы, читали друг другу стихи и писали письма, которые доходили до адресата примерно через месяц после того, как были отправлены.
Высокий сутулый старик шёл по проспекту Руставели. Большие резные листья чинар плавали над проспектом, окрашивая воздух в золотисто-жёлтые и бордовые тона, а сами деревья были усыпаны бурыми колючими шишечками. Старик подходил к газетному киоску. Завидев его, знакомая киоскёрша, наклонилась под прилавок и достала стопку отложенных газет и журналов. Улыбаясь, протянула их старику. Он расплатился и, засунув стопку в раздутый портфель, пошёл дальше. Старик шёл по проспекту Руставели. Многие встречные прохожие здоровались с ним. Он приветливо отвечал лёгким поклоном головы. Этот дом всегда наполнен молодыми людьми. Здесь читают стихи, поют, яростно спорят об искусстве, задают вопросы, получают ответы и тут же возражают, перебивая друг друга. Решают хором кроссворды, хохочут, иногда надолго замолкают, слушая музыку или погружаясь в какие-то рукописи. За письменным столом, заваленным папками и бумагами, сидел уже знакомый нам старик. Гугули Вахтангович. Хозяин дома. Чуть прислушиваясь к беседе за овальным столом, он занимался своим делом: доставал из папок какие-то листочки, подносил близко к глазам, рассматривал в лупу и снова прятал в папки. Издали могло показаться, что он работает с какими-то важными документами. Но при ближайшем рассмотрении становилось видно, что он с увлечением сортировал и раскладывал по кармашкам марки и этикетки спичечных коробков. Между тем за овальным столом разворачивался яростный спор. Молодые люди и их наставница говорили о поэзии. - Да они оба - грандиозные поэты! - И всё-таки я больше люблю Тициана! - Нет! Что ты! Галактион крупнее, масштабнее! Даже трагичнее! - Сравнивать нельзя! Сравнивать нельзя! - Тётя Тата, ВЫ как считаете? - Как я считаю? Вот Галактион! Елена Шалвовна читала стихи прокуренным, сорванным на лекциях, шипяще-хриплым голосом, почти шёпотом, но очень выразительно:
- Джемал, помнишь «Будь дальней» Тициана? Прочти! Джемал читал с сильным грузинским акцентом, отбивая такт рукой: Будь дальней! Бездну отдаленья Я не задам тебе вопроса Меня твой дальний ветер будит.
Тата прервала его: - А это?! Не я пишу стихи. Они, как повесть, пишут - Это же великолепно: «Не я пишу стихи. Они, как повесть, пишут меня…»!!! Девушка горячо возражала: - Ну, да - в переводе!!! Ещё неизвестно, кого здесь больше - Бориса Пастернака или Тициана Табидзе! - А на грузинском ещё лучше звучит! Как музыка! Постукивая по столу в определённом ритме, Елена Шалвовна-Тата читала стихи на грузинском языке. Гугули Вахтангович слушал, застыв с лупой в руке, и по его губам было видно, что он мысленно читал стихи вместе с нею. Молодой человек очень тихо перебирал струны гитары. И в это время над головами послышались топот и шарканье множества ног, абажур над столом начал раскачиваться как сумасшедший, и с потолка посыпалась белая пыль. Это - публика покидала зрительный зал после очередного киносеанса. Квартира находилась на цокольном этаже. Прямо над ней располагался известный городской кинотеатр. Гугули Вахтангович, шевеля губами, читал письмо. «Здраствуй дорагой Гугули! Гугули Вахтангович засмеялся и, скорчив забавную гримасу, произнёс: «Жду ответа, как соловей лета»! Всё было заполнено мандаринами. Они висели на деревьях, и, казалось, спускались прямо с неба; ими были заполнены большие плетёные корзины; женщины стояли на лесенках под деревьями и, улыбаясь, передавали мандарины из рук в руки… Гугули Вахтангович сидел за овальным столом и пил чай из тонкостенного стакана в красивом подстаканнике. Гугули Вахтангович, директор Театрального музея Грузии, принимал делегацию артистов и режиссёров из Японии. Он лично водил их по залу Художественного музея и показывал картины Пиросмани и Гудиашвили. Гугули Вахтангович быстро шёл по улице Кецховели в направлении Центральной публичной библиотеки. Гугули Вахтангович сидел в читальном зале публичной библиотеки и листал школьные учебники, что-то из них выписывая. Гугули Вахтангович сидел за своим столом, заваленном папками. Он что-то напряжённо писал. Задумывался, шевеля губами и глядя прямо перед собой огромными тёмными глазами, потом снова склонялся над листком бумаги в клетку, вырванным из школьной тетрадки. Тата стояла за спиной своего мужа и читала, что он написал. Засмеялась и шутливо погладила по голове, как ребёнка. Он посмотрел на неё неожиданным для его возраста очень мужским взглядом и поцеловал руку. Она снова засмеялась и быстро вышла из комнаты. Гугули Вахтангович достал из почтового ящика письмо, открыл конверт. Из него выпали две марки и этикетка спичечного коробка. Он поднял их и стал внимательно рассматривать. Гугули Вахтангович читал письмо. «Здраствуй Гугули!
Гугули Вахтангович смотрел прямо перед собой. Солдаты месили мокрые грязные листья, передвигаясь по перелеску; раздавались хлюпающие звуки и выстрелы; редкие огненные всполохи освещали вечернее небо…
Несколько раз Гугули Вахтангович наклонялся над столом, принимался писать, потом зачёркивал, снова думал, смотря прямо перед собой и шевеля губами. Снова рвал написанное. Снова думал. Наконец, решительно взял новый листок и написал: «Я тоже хочу стать лётчиком».
Гугули Вахтангович читал письмо. «Здраствуй Гугули!
Гугули Вахтангович прикрыл рукой глаза. Перед собой он видел грузинский сельский дом, стоящий на деревянных столбиках. Дом его детства. На перилах растянулась изнывающая от жары рыжая кошка. На тесёмках вдоль всего балкона висели лук, чурчхелы, порезанные ломтиками яблоки и груши. Ярко-красный петух ковырялся в опилках и сзывал кур к трапезе.
Гугули Вахтангович писал. «У меня тоже есть кошка. Её зовут Мзия. Потому что она совсем рыжая и похожа на солнышко. А на грузинском языке слово Солнце - Мзэ. Хочешь, я буду учить тебя грузинскому языку? Когда ты приедешь в Тбилиси, уже будешь знать какие-то грузинские слова. У нас слова очень точно отражают смысл. Звуками. Например, слово «пушка» по-русски звучит слишком мягко. А по-грузински - грозно, звучно: «зАрбазани». Или: есть фраза на грузинском, которую не могут произнести люди иноязычные. «Лягушки квакают в воде». Там звуки передают и кваканье, и журчание воды. В других языках таких букв и звуков просто нет!..» Гугули Вахтангович задумался. Перечитал написанное. Зачеркнул последние фразы. И начал переписывать письмо. Теперь оно выглядело так: «У меня тоже есть кошка. Её зовут Мзия. Потому что она совсем рыжая и похожа на солнышко. А на грузинском языке это слово - Мзэ. Хочешь, я буду учить тебя грузинскому языку? Когда ты приедешь в Тбилиси, уже будешь знать какие-то грузинские слова. В уже знакомой нам квартире кто-то бренчал на пианино. Под бравурную музыку юноши азартно натирали до блеска полы, передвигали горшки с цветами и мыли подоконники. Девушки осторожно снимали со стен картины и фотографии в рамочках и вытирали пыль. На этажерке в углу стояла ещё не украшенная небольшая ёлочка. Во всём ощущалось приближение праздника. Не смолкал смех. Напевали. Сначала не стройно, обрывочно, но постепенно вытесняя бравурную музыку, зазвучала грузинская песня «Мхолод шен эртс». Время от времени сверху, как всегда, доносились топот и шарканье множества ног, абажур над столом начинал раскачиваться, и с потолка сыпалась белая пыль: это после очередного киносеанса публика покидала зрительный зал. Студийцы Сеня и Женя входили с посылкой в Центральный Дом связи. Гугули Вахтангович шёл по проспекту Руставели. Воздух казался мягким и прозрачным от светлой молодой листвы. Встречные здоровались как-то особенно приветливо. Гугули Вахтангович привычно подходил к газетному киоску, и, завидев его ещё издали, киоскёрша начала улыбаться и доставать отложенные газеты и журналы. Гугули Вахтангович шёл по проспекту Руставели. Гугули Вахтангович открывал почтовый ящик. Но писем не было. Для верности он даже пошарил рукой внутри ящика. Гугули Вахтангович шёл по проспекту Руставели. Гугули Вахтангович сидел за своим письменным столом и механически раскладывал по кармашкам спичечные этикетки и марки. За овальным столом молодые люди слушали Елену Шалвовну и записывали за ней. Готовились к экзаменам. Гугули Вахтангович шёл по проспекту Руставели. Подходил к киоску… Открывал почтовый ящик… Шарил рукой внутри ящика… Гугули Вахтангович шёл по проспекту Руставели. Светило яркое весеннее солнце. На деревьях дрались и галдели обезумевшие от солнца и тепла воробьи. Гугули Вахтангович достал из почтового ящика извещение на бандероль. Гугули Вахтангович в Доме связи получал бандероль. Гугули Вахтангович за своим письменным столом доставал из бандероли марки, этикетки спичечных коробков и два листочка писем. Взрослым почерком было написано: «Дорогой Гугули!
«Дорогой Гугули!» - было написано знакомым детским почерком.
Гугули Вахтангович, по-старчески шевеля губами, смотрел прямо перед собой. В лучах белого света прожекторов на коньках катался улыбающийся светлоголовый мальчик. Вот он оказался в самом центре сияющего ледяного поля и завертелся волчком, подняв ногу к голове. Тут же, на ослепительно белом пространстве льда, катились разбросанные кем-то ярко жёлтые мандарины.
КОНЕЦ
"Наша улица” №257 (4) апрель 2021
|
|
|
kuvaldin-yuriy@mail.ru | Copyright © писатель Юрий Кувалдин
2008 Охраняется законом РФ об авторском праве |
||
адрес в интернете (официальный сайт) http://kuvaldn-nu.narod.ru/ |