Маргарита Прошина "Новые страницы про любовь Андрея Яхонтова" эссе

 
 

Маргарита Прошина

НОВЫЕ СТРАНИЦЫ ПРО ЛЮБОВЬ АНДРЕЯ ЯХОНТОВА

эссе

 

Заголовок у меня родился совершенно естественно, после того как я пролистала некоторые страницы истории Театра имени Ленинского Комсомола.
Здесь в 1964 году знаменитый Анатолий Эфрос поставил пьесу молодого тогда драматурга Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» с Ольгой Яковлевой в роли Наташи и Михаилом Державиным, игравшим Леву.
И вот почти через 60 лет актёр и режиссёр Андрей Соколов ставит на этой сцене пьесу Андрея Яхонтова «ЛюБоль».
Невольная возникает ассоциация с сокращением названия театра до «Ленком», а страниц про любовь до «ЛюБоль», и само собой вытекает сокращение «СССР» до «РФ».
Гаснет свет в зале.
Из глубины сцены выходит актриса Екатерина Гусева, знакомая нам как ведущая телепрограммы «Романтика романса», что шлейфом невольно тяготит, и не сразу удаётся разглядеть иную Гусеву в образе одной из героинь.
Она говорит о своей любви.
Жизнь, как фильм состоит из кадров воспоминаний.
Любовь и боль наполняют зал.
Перемещение себя в пространстве не даёт никакой возможности убежать от себя.
Как и большинство одиноких женщин, она жила манящими сердце неосуществимыми грезами о своей любви.
Тем не менее, она с завидным усердием занималась устройством личной жизни, но всё как-то не складывается.
А она любит всем сердцем его, своего героя, таким, какой он есть, и надеется на то, что всё у них получится, с наивностью девочки и верой в свои мечты.
Иван Агапов тоже уверен, что во всём мире нет ничего важнее любви, поэтому нужно любить и дарить себя. не задумываясь о том, сколько это будет продолжаться, ведь каждый из нас состоит из противоречий, сомнений, мечтаний, желаний и …
Как прекрасны вспышки всепоглощающей любви, но мир так велик и полон соблазнов, как можно лишать себя?!
Зачем?!
Ах, эти мгновения объятий и страсти, нет на свете ничего прекраснее их.
Ведь мы созданы Богом любить, и творить новых ему подобных созданий для вечной жизни, которая и есть процесс творения новых и новых созданий для непрерывности рода человеческого.
Нужно любить, наслаждаться жизнью, весельем, брать от жизни всё, что дарит удовольствие.
Терпение - смирение. Девочки желают переделать мужчину под свои мечты. Мужчина и женщина. Всю жизнь влюблённый Иван Агапов.
Андрей Соколов и Иван Агапов выпивают в купе.
Четыре лица на сцене, без имён, два друга (Андрей Соколов и Иван Агапов), две подруги (Екатерина Гусева и Светлана Илюхина), переливаются друг в друга, прямо на глазах у публики, только успевай следить кто есть кто, то он был он, а потом стал другим, который стал им, а она в это время его жена, а потом любовница, а потом наоборот, приём этот блистательно передают сарказм и метафоричность драматурга Яхонтова в постановке актёра Андрея Соколова, находка в данном случае демонстрируя его режиссёрский талант.
Что есть жизнь?
В одном из интервью актриса Светлана Илюхина сказала: «Спектакль про нашу жизнь, о том, что люди сами мешают себе быть счастливыми, как пагубные привычки меняют наши судьбы, о том, что любовь всегда связана с болью... Я играю в спектакле 16 женских образов, разные типы женщин, которые стоят на пути мужчины…»
Много написано пьес о любви.
Вообще, любовь стоит во главе угла.
А как пишутся пьесы?.
Что толкает людей писать пьесы?
У Андрея Яхонтова нашла рассуждение об этом: «Я пытаюсь понять, как человек начинает писать пьесы, как человек начинает писать повести? Это очень интересно. Одна из моих любимых книг - беседы Соломона Волкова с Иосифом Бродским. Я читал ее и с той точки зрения, вспоминая, как я себя пытался в координатах писательства вычислить, я стал смотреть: когда Бродский осознал себя поэтом? Он работал и в морге, и в геологических экспедициях. Толчком к творчеству послужила книжка Бориса Слуцкого, он решил, что он может написать лучше. Но пока был подростком даже мысли у него не было, что он - поэт. Я был в Германии и попал в церковь на встречу группы баптистов. Они стали читать Писание, это была пропагандистская акция, для простых местных жителей. Тут же показывали в проектор картинки, слайды. И проповедник говорил, что сначала было Слово, потом было то-то, то-то. И показывал. Меня поразила простота. И создал Бог то-то, и создал то-то. И показывают то оленей, то речушку. И я думал, как это безыскусно и, в общем-то, плоско. Но вдруг меня захватило это, и я подумал, Боже, да ведь это и есть та гениальная простота. Не было ничего, а вот, как все это создано, олени, слоны, реки, озера. Простота веры и есть та высшая гениальность, которая нам дана».
Очень существенны размышления о любви Анатолия Эфроса: «До Джульетты Ромео был влюблен в Розалину. Это была не любовь, а влюбленность, поклонение. А потом он увидел на балу смешную, тоненькую и не такую красивую, как Розалина, Джульетту и полюбил по-настоящему. Любовь - это нечто земное. Для Нины в «Чайке» Тригорин - знаменитый писатель, икона. Затем он приехал, и оказалось, что он несчастлив, удит рыбу, что он играет в карты, связан с Аркадиной, что нет у него своей воли. Икона превратилась в земного, обыкновенного мужчину. Это - познание мира, и оно драматично».
Вот где кроется сердцевина «Люболи» Яхонтова: идеальное не совпадает с земным!
Земное часто плохо воспитано, интеллектуально серо, профессионально уязвимо…
У меня даже кот поддавался дрессировке, правда, медленно, за год что-нибудь усваивал, вроде того, чтобы завтракать на одном и том же месте на диванчике на кухне, а уж собака у меня была и вовсе умница, её воспитанности следовало бы многим поучиться… люди же, как подумать, дрессировке плохо поддаются, и часто ведут себя хуже диких животных, вот я и вывела формулу: вся наша жизнь есть костюмированный зоопарк, каждый из нас, прежде всего, должен сам себя приучать уважительному отношению к людям, усмирять в себе животное, которое так и норовит вырваться наружу, но большинство прямоходящих настолько погружены в себя. любимых, что считают сам факт своего рождения принадлежностью к категории людей, которая с млекопитающими не имеет ничего общего, а того, что ведут себя хуже, чем дрессированные животные, не признают, не сомневаясь в том, что это даёт им право называть себя людьми.
Известно, что талант измеряется временем, потому что никуда не спешит, ведь у него впереди - вечность, но современники об этом не думают. Живут здесь и сейчас.
После пьянки приходит тоска и болезнь… Агапов и Соколов мучительно переживают эти мгновения, знакомы многим…
Писатель и драматург Андрей Яхонтов любит театр, кино, музыку, живопись, напитан мировой литературой. Проза его многогранна, остроумна, своеобразна, призывает к глубоким размышлениям, тревожит ум и сердце, вызывает добрую и не только улыбку, но почти всегда неизменно приводит к эмоциональной разрядке, что необходимо в жизни каждому из нас.
Люди нетерпеливые, жадные на скорые перемены склонны к поспешным решениям, не понимают, что истинно глубокие изменения в нашей жизни, сопровождаемые изменениями в психике и нравах, происходят медленно, необходимо тренировать себя на терпимость, взаимоуважение, на добро, умение поставить себя на место другого.
Ощутить, что этот другой чувствует или должен почувствовать, проникнуться его строем мыслей, войти в положение и обстоятельства жизни ближнего, то есть - хотя бы на время перестать быть собой. Принять то, что в жизни есть сладкое, но есть и горькое, таковы пропорции контраста любви, чтобы светом и нежностью своими она расцветала, сохраняя яркость чувств, не лишая свободы любящих, известно, что без воздуха любовь задыхается, а то и в муку превращается, но после жары умеренный душ приветствуется иногда тоже, когда струи воды искусственной подобны животворящему настоящему дождю, чтобы не засохли чувства, поэтому совершенно очевидно, что без контраста не обходится и само истинное творчество, и любовь.
Сдержанность… очень ценное качество, но жизнь настолько непредсказуема и разнообразна, что создаёт такие ситуации, в которых сдержанность покидает самого выдержанного, сильного, воспитанного человека, он срывается, его слова колючие, покрытые ледяной коркой, сбивают с ног, в сердце остаётся только боль!
А где любовь?
Вопрос риторический.
Любовь была, есть и будет, если она была искренней.
Она живёт в потаённой глубине, но имеет свойство возникать тогда, когда читатель, зритель, слушатель к этому абсолютно не готов. Стоит только допустить возможность, что в каждом из нас присутствует, если не страх, то боязнь потерять контроль над собой.
С рождения и до смерти женщины и мужчины в глубине души находятся в постоянном поиске более привлекательных и выгодных партнеров…
Пьеса Яхонтова для вдумчивого зрителя послужит, возможно, ещё одной попыткой проанализировать свои чувства и поступки, проделать работу над ошибками, а то и найти выход из сложной ситуации.
Андрей Соколов, глубоко проникнув в многогранность пьесы, по-своему ярко и талантливо передал в спектакле неразрывное сочетание Любви и Боли Андрея Яхонтова на сцене Ленкома.
Зал реагировал на постоянные перемены лиц и блистательную игру актёров: Светланы Илюхиной, Екатерины Гусевой, Ивана Агапова и Андрея Соколова с воодушевлением и овацией.

 

 

 

"Наша улица” №272 (7) июль 2022