Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто десятая)

 
 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто десятая)

 

 

ОБЛИК

Бывают в жизни печальные дни, когда слёзы сами из глаз моих водопадом солёным спадают, но стоит мне в зеркало взглянуть, как блик на лице преображает облик, улыбки отблеск в радости рождается, является небесная невеста в бессмертном облике мадонны, поблескивают глаза её, вся светится она любовью, так чист и нежен лик её, что и моё лицо преображается мгновенно, и вижу я себя, любовью спасительницы небесной преображённой, радостно душа моя ликует, напоминая ласково о вечном, неугасимом свете надежды и любви.

 

ДОСТОИНСТВО

Достоинство человека в вещах вполне понятных - неси себя в жизни спокойно, не предлагая другим измениться, да и мир не пробуй изменить, тогда он сам в хорошую сторону изменится. Учись молча переносить беды, сдерживай эмоции радостные, чтобы не омрачать жизнь окружающих своими проблемами, а то тебя будут сторониться, держи удары предательства, знай и помни, что условности у нас правят бал, ничего и никогда не проси, тогда всё будет так, как написал Михаил Афанасиевич, учись терпению, сдержанности, мудрости, не изменяй себе, помни, что нормальные герои всегда идут в обход к своей цели, но не сворачивают, верь в свои силы, уважай себя, держи удар, живи достойно.

 

БЫЛЫЕ ВРЕМЕНА

Как странно, что и я бывала в былых временах, не осознавая этого до поры до времени, какими далекими станут они, оставаясь в том самом времени, но такими близкими, и я буду возвращаться в них по мере удаления, всё чаще и чаще, при этом всё более идеализируя и умиляясь, в молодости невозможно этого понять, вроде тебе постоянно пытаются объяснить, как устроена жизнь, но знание и понимание не совпадают до той поры, пока не приобретёшь опыт свой, и не удалишься на значительное расстояния, загружая себя мудрейшей учительницей - серьёзной литературой, что каждый человек создаёт свои былые времена, которые накладываются одно на другое, оставляют в памяти лишь лучшие страницы книги жизни, которые ты можешь сохранить для будущих поколений в письменном виде.

 

ДЫХАНИЕ ВЕТЕРКА

Уже весна с дыханьем ветерка томительные мысли навевает о сущности всеобщих повторений, вокруг круги, и я иду по кругу всё в том же ожидании листочков нежных клейких, которые проклюнулись едва, напомнив несколько забытое обилие оттенков зелени, которые своей воздушностью укутали озябшие за зиму ветви, дыхание же ветерка приносит нам легко далёкий запах моря, и образ синих волн встаёт передо мной, как только весенний этот ветер, усиливаясь иногда, пытается меня поднять и унести, я руки птицей распахнула, но тут дыхание своё он затаил, я поняла, что это только шутка в преддверии блаженного тепла.

 

ДВОРИК

Заглянула во дворик на Пречистенке, такой дворик аккуратный, чистенький, столик стоит, солнышко греет, люди сидят за столом, выпивают и беседуют на солнышке, почти идеальная картина весеннего рая моего детства, когда двор представлялся мне большой единой семьёй, в которой доброжелательность и поддержка были так естественны, мамы выручали друг друга, присматривая за детьми, угощали малышей своей выпечкой и вкусностями, делились своим умением в том, как из вышедшей из употребления вещи сделать нечто оригинальное, мужчины обсуждали свои важные дела, иногда привлекая ребят, объясняли нам, что и как устроено, чинили наши велосипеды и качели, а мы, дети, с упоением играли и рассказывали о своих невероятных фантазиях, вот поэтому воспоминания, навеянные идиллической картиной во дворике на Пречистенке, придают невероятные силы мне всегда.

 

КОЛОННАДЫ

Прогуливаюсь в старых переулках, где листва ещё не скрыла украшенные фасады, лишь светлой зелени пушок подкрасил открыточные виды усадебных домов, мне так мила весенняя Москва, что я сама себе кажусь весною, любуясь архитектурными жемчужинами мастеров веков минувших, творения их, как жемчужины, разбросаны по поэтическим улочкам и переулочкам московским - вот передо мной предстал ряд колонн, я замерла от восхищения, какая рифма, до чего строен и гармоничен их звукоряд, в нём столько музыки, что и слова слетают с губ моих нотами, передавая восхищение, насколько ритм прекрасен, и слышу музыку возвышенную Баха, и вижу, как сквозь толщу туч в мгновение ока пробился смелый луч, и озарил меня на фоне колоннады.

 

ПРОХЛАДНЫЙ ДЕНЬ

Который день не улице прохладно, но солнце светит, и это хорошо для весеннего дня, в этом и есть смысл весны - тепла и солнца понемножку, с намёками на будущие летние неги, а пока холодный ветер то и дело забегает к нам, чтобы посмотреть не разомлели ли мы раньше времени, помним ли зиму нашу строгую и переменчивую, то и дело снежинки набегают и исчезают так же неожиданно, как и появляются вместе со спешащими по небесной голубизне тяжёлыми, мрачными тучами, нынче вновь обещает быть прохладным день, но ничто не мешает мне, улыбаясь, вновь писать буквы, соединяя их в слова, которые дарят мне солнечное настроение.

 

КРАСА

Чистая, как утренняя роса, девичья краса неизменно привлекает внимание своей естественностью, но по мере взросления в глазах, поступках, словах всё больше проявляется характер, который отражается и на внешности, краса сияет на лице женском с годами всё выразительнее, если она не поддаётся силе времени, которое съедает всё, и она в борьбе с собой всегда остаётся молодой, время не властно над такой красой, если женщина находится ежедневно в форме, умеет сохранять выдержку и сдержанность, это доступно тем, кто умеют слышать, мыслить, уважают творчество тех, кто посвятил свою жизнь созиданию, и сами стремятся создавать, сохраняя красу своей души в произведениях. Женская краса - великая муза искусства и литературы, ради нее совершаются подвиги и открытия, а также предательства и падения во все времена.

 

ГОРОД ПРИХОРАШИВЕТСЯ

Сама весенняя природа подкрашивает город, и маляры подхватывают дух весенний, заборы красят в переулках, подновляют фасады, въезды в древние усадьбы со львами над калитками, и всё окрашивают в нежные тона, при этом запах краски приятно шевелит воображение о новизне Москвы во все века, проверяя прохожих на знание родной архитектуры, и дивные ароматы цветущих растений усиливают ощущение вечности, который окутывает улицы и переулки под колокольный звон, напоминая тем, кто засиделся дома о том, что город прихорашивается, так природа и украшение городских строений создают невероятные сочетания красоты и музыкальности, как будто мы находимся в огромной мастерской художника, что возможно только в любимой Москве, величественном городе-музее.

 

СОСЕНКИ

Прямо на бульварных газонах сосенки молоденькие выпускают свечки новеньких побегов, нежные иголочки на птенчиков похожие, такие трогательные, тянуться они с теплу и свету, невзирая на неприветливые порывы налетающего ветра северного, который никак не желает отдыхать после суровой зимы, не уступает южным ветрам морским, но деревья устали бояться, свет уже в марте победил тьму, природа стойко соблюдает порядок - раз почки набухли и лопнули, значит, настал час цветения и рождения новой красы весенней, вот любопытные сосенки и выпустили нежности первой ростки, которые так напоминают свечки.

 

ПЕРЕКРЁСТОК

От станции «Парк культуры» видны в синем весеннем небе опоры Крымского моста, перекрываемые эстакадой на Остоженку, как будто летят в синем небе вместе с птицами машины над величественными корпусами Провиантских складов, окрашенных в нежные тона сереньких дождевых облаков, на стенах их рифмуются ажурные украшения, перекликаясь с лёгкими белыми воздушными узорами высокой синевы, картина этого перекрёстка индивидуальностью и выразительностью привлекает внимание особенно в ясные дни, когда создаётся впечатление, что пешеходы, удаляющиеся в сторону парка культуры, как и машины, двигающиеся в его сторону уходят в московское небо.

 

НА ШКОЛЬНОЙ СКАМЬЕ

Совершенно незаметно на школьной скамье начиналось раздвоение: школа есть официоз, дом же - сладкая свобода, поскольку я была домашним ребёнком, попытка отдать меня в детский сад, через пять месяцев завершилась полным крахом, в результате мама ушла с работы, а я отстояла свою неограниченную свободу, после чего уже первого сентября пыталась убедить родителей в том. что не буду туда ходить, а лучше как-нибудь дома научусь чему нужно, но мне объяснили, что каждый ребёнок обязательно должен ходить в школу, поэтому в ближайшие десять лет мне придётся туда ходить и учиться, хорошо, если я собираюсь вырасти приличным человеком. На школьной скамье мы, дети, быстро научились на уроках вести себя и делать всё по правилам, при этом в свободное время смеялись над этими правилами, наблюдали лицемерие и прочие неприятные дела, я научилась молчать о своих желаниях и чувствах в присутствии учителей, это была школа той жизни, в которой существовала двойная мораль, делать вид, что мы единое общество, а занимались на самом деле своими делами, при этом школьные годы я вспоминаю с огромным удовольствием, придумывать развлечения, читать и обмениваться книгами, ходить в театр и кино, упоительные прогулки - всё это живёт во мне, как самое счастливое, беззаботное время.

 

СПЛЕТНИ

Сплетни, как невероятные догадки, возведённые в неопровержимые факты, на основании которых создаются события, рассказы о взаимоотношениях соседей, сдержанных, избегающих советов и вопросов о личной жизни, но соседей не выбираешь, когда живёшь в многоквартирном доме много лет, при этом держишь дистанцию от любительниц задавать вопросы, до тебя время от времени доходят невероятные подробности твоей личной жизни, подобные сплети вызывают у меня только улыбку, и я всегда отвечаю так: «Говорят? Вот и вы говорите, если вас это радует!» Я провела в женских коллективах несколько десятков лет и, надо сказать, что невероятные догадки и примитивные умозаключения свойственны совершено незначительной части лучшей половины человечества, лично мне встречались воспитанные и достойные коллеги, но даже в коллективе, насчитывающем несколько десятков женщин, достаточно одной-двух особ, чтобы не просто омрачать настроение остальным, а то и создать невыносимую обстановку, конечно, от них всё-таки находят способы избавиться. Сплетни и домыслы о личной жизни знаменитостей, покинувших сей мир, стали излюбленной темой средств массовой информации, которые заботятся о воспитании себе подобных.

 

ПОСТОЯННОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

Детская иллюзия о бесконечной жизни, всё время идущей вперед, с годами утрачивается, потому что происходит не прямолинейное движение в какой-то «перёд», а безостановочное возвращение по кругу к исходным точкам, была весна, и будет весна, за ней последует осень, следом зима с непременной встречей любимого многими Новым годом - вот именно это постоянное повторение создаёт, по крайней мере у меня, ощущение бесконечного постоянного возвращения, что так будет в моей жизни всегда, но понимание того, что никому не удалось ещё миновать ухода, постепенно всё глубже проникает в сознание, поводом послужили книги, когда мне приходилось уже из предисловия узнавать, что писатель уже умер, сначала я обиделась на слово «умер», а потом мне объяснили, что писатели не умирают, а живут в своих книгах, которые читали до меня и будут читать новые поколения людей, которые родятся после меня, так я осознала смысл постоянного возвращения.

 

ИЛЛЮЗОРНОСТЬ

Очнулась ото сна тревожного, вся комната озарена холодным лунным светом, к окну я подошла и сон исчез, вернулась моих тревожных мыслей стройность, страх, который меня мучил в развалинах неведомых мне прежде, ушёл, кошмар был иллюзорным, при свете лунном он преобразился в замок разрушенной любви «или утраченных иллюзий, но чьих!? Моих ли эфемерных героинь, которые покинули меня, живут в моих рассказах так же, как тот цветок, который был, потом исчез, но появился новый такой же точно, и это говорит о том мне, что всё вокруг под солнцем ли, луной ли - иллюзорно, но в то же время постоянно, как и рождение моё, в который раз я родилась? Не ведаю об этом, мой разум чист, как белый лист, и я пишу иллюзии свои, чтобы оставить след, прихода в этот мир.

 

ДРУГОЕ

Жизнь - одно, а книга есть другое, к примеру видит Эдгар По бредущего по набережной Достоевского, и маятник инквизиционного ножа неумолимо приближается к жертве, именно в этот момент, чтобы Зигмунд Фрейд додумался до истинной сущности психики человека, главное отрешиться от жизненной рациональности, условностей, законов, правил, писать свободно, слова сами подсказывают погружённому в текст автору невероятные повороты, картины, события, течение жизни, которые кажутся невероятными, но проходит время и всё это не просто происходит в реальности, а становится естественным, убеждая неверующих в том, что как напишем, так и будет.

 

ОСАДОК

В осадок выпадает многое из неприкрашенной жизни, разочарования, неудачи молодости, которые могут с годами вызывать беспокойство, неуверенность, даже стать причиной тяжёлых расстройств, если ты не поймёшь, что следует почаще мыть кастрюльку памяти, чтобы удалять осадок без сожалений, точно так же, как весенний дождь смывает след зимы, а сохранив полученный опыт, научишься смело отделять зёрна от плевел, и тогда твоя жизнь заиграет всеми цветами радуги, бесчисленными их оттенками, и станут ясны цели и пути к ним, придёт невероятная вера в свои силы.

 

ВЕНИАМИН ЭЛЬКИН:: «Я - часть пейзажа, часть природы, Я - часть её плохой погоды…»

Если сказать, что поэзия возникает из ничего, тут даже вспомнишь Ахматову, с её «сором», то невольно приходишь к мысли, что это «ничего» особенно ярко проявляется на девяностом году жизни, когда литературный опыт наполняет это «ничего» глубочайшим смыслом. Всё это я говорю, начитавшись подборками стихотворений Вениамина Элькина в журнале «Наша улица». Да, с этим можно согласиться, поскольку мудрость находит самые простейшие средства выражения для глубочайших философских концепций, когда ты чувствуешь, что с тобою ведет беседу поэт уровня размышлений Шопенгауэра или Фихте. Вениамин Абрамович Элькин (родился 3 декабря 1931 года в Москве) всю свою жизнь посвятил печатному слову, он был и корректором, и редактором, причём, в таком солидном издательстве как «Художественная литература» и, естественно, поэтом. Отличительная черта творчества Вениамина Элькина  - предельная искренность, абсолютная раскованность и невероятная свобода.

 

ДОБРО И ЗЛО

Того и этого добавить надо в компот рассказа, но не переборщить с одним из компонентов, чтобы добро сияло, а зло ложилось под ноги ему неясной тенью, при этом ведь тень с завидным постоянством сопровождает каждого из нас, мы то и дело сами ищем её, при этом сетуя на зло, которое уроки нам даёт, приумножая ценности добра, а зло, по мере удаления, нередко видится совсем иначе, так на весах судьбы они противодействуют друг с другом, лишь сердце, любящее жизнь, способно к совершению добра.

 

ИЗ ВОДЫ И СОЛНЦА

День поделен надвое, потому что часов до трёх светит весеннее солнце, а после льёт весенний же дождь, сразу давая нам как бы понять, что жизнь человека невозможна без солнца и воды, очевидно, что живое вообще на планете нашей маленькой не появилось, если бы не было этих стихий, а мы всё просим нам чудо показать, вот, вдыхая аромат цветущих яблонь, вишен, слив и прочих цветущих растений, на прогулке греюсь теплом щедрых лучей, наблюдая за облаками, превращающихся в тучи, которые хорошее настроение мгновенно меняют на пасмурное, сделала личное открытие, что все и вся созданы из воды и солнца, когда я поделилась этими мыслями с котом, он ответил мне цитатой из любимого романа: «Я - в восхищении!»

 

УДИВЛЕНИЕ

Я удивляюсь первым листьям, я удивляюсь первым скворцам, я удивляюсь первым снежинкам, я удивляюсь первым звукам нового дня, я вся состою из удивлений, шёпот листьев, плач дождя, музыка ветра, танцы листвы - удивляют меня, каждое новое явление вызывает у меня удивление, солнце в окно моё постучало, открыла его я, а там качаются дома, деревья, дорога, машины, от удивления смотрю во все глаза.

 

ИСТОЧНИК

Не о воде я, но о книгах, вот для меня живительный источник, который наполняет душу в течение жизни, исцеляет, вдохновляет и впрягает в работу, именно этот источник подсказал, что настоящая жизнь существует в книгах, написанных исключительными людьми, а хождение по кругу вечного возвращения - всего лишь мгновения, исчезающие бесследно так же, как исчезло бесчисленное количество поколений, которые получали знания от себе подобных, но не написали сами ни слова, так я стала делать ежедневно запись для себя, чтобы не исчезнуть бесследно птицей в небесах, так в моих книгах обрели жизнь мои героини, а количество листов растёт день ото дня.

 

НЕЗАМЕТНОЕ

Всё то, что незаметно, нас питает, вот главное - обычный свежий воздух, наполненный ароматами растений, бесчисленные звуки от пения птиц до грома грозового, за ними в душу сразу мчатся буквы - воздушная среда для человека - источник вдохновения, чтобы с умом прошёл всю жизнь от «А» до «Я», словами выразив эмоции и чувства, которые его переполняют, так возникает истинное чудо - произведение, которое питает других, рождённых после автора, и незаметно возникает из существа живого личность, творец, создатель собственных художественных миров.

 

ПРЕДЧУВСТВИЯ

До чувства возникают предчувствия, которые есть тайный мозга блеск, да, мозг стоит над всеми чувствами, пульсирует в взаимосвязи с ними, отдавая команды и принимая ответные сигналы, и вместе с ними в нём ум живой творит и постигает такие истины, которые не снились вам, и тут же предлагает неожиданный выход с лёгкостью художника, нарушая запрограммированный порядок действий, удивляя меня своей прозорливостью, и это происходит моментально, прежде я не реагировала на подобные подсказки, но, погружаясь в написание текста, убедилась в том, что предчувствия есть не что иное, как взаимопонимание с тем загадочным чудом, которое живёт во мне, являясь частью непостижимого разума, существующего вне меня, оберегая и направляя.

 

ОТКРОВЕНИЯ

Под покровом ночи никому, только себе шепчу о помыслах сокровенных, но, может быть, кому-то приоткрою душу, кто на замок закроет рот свой для других, только со мною может говорить, а на это способны лишь мои героини, они таятся в голове моей и очень много говорят, но только мне решать, что станет явью, ведь откровения рождаются в тиши, в уединении, когда все спят, а тайны доверяют только звёздам, которые хранить умеют их, ещё священникам из века в век их доверяют, они умеют тайны откровений сохранять.

 

ЗНАКОМЫЙ ГОЛОС

Звучит во мне знакомый голос, но чей он, я понять не могу, как будто этот голос живёт сам по себе во мне, неужели звуковая память имеет такое удивительное свойство, как помнить голос безо всякого моего усилия, то ли это голос из моего младенчества, то ли этот голос принадлежит другой мне, которой я постоянно задаю вопросы во времена сомнений, раздумий, то ли это голос моей героини, образ которой пока ещё даже не родился в моём воображении, но требует моего усердного внимания, и вот никак не могу определить кому он принадлежит, самое интересное, что я уже скучаю по нему, когда он исчезает.

 

ПРОХОДНЫМ ДВОРОМ

От Большого Каретного к Цветному бульвару раньше была тропа с разбитой лестницей на спуске, теперь же эта лестница стало основательной, с широкими ступенями и с никелированными перилами, видимо, постоянно и неукоснительно работает принцип - пусть люди сначала по газонам и дворам проложат путь, а потом мы его превратим в приятную аллею с твёрдым покрытием, и всё вокруг преобразилось, даже появился ландшафтный парк, особенно эффектно выглядящий на солнце, как будто изумрудный ковёр раскатали, в общем, всё похорошело, и, главное, дабы не мусорили люди, стоят урны, вокруг чисто, при этом желающие отдохнуть могут посидеть на скамейке в тени, внимание к пешеходом - признак цивилизованного общества, Москва ныне - город для людей.

 

У ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА

Стою у Художественного театра, возле памятника Антону Чехову, и думаю о том, что когда-то чайки на занавесе этого театра не было, потому что его окрестили ни с того, ни с сего именем Горького, который к изяществу и философской глубине Чехова не имеет никакого отношения, но безграмотное большинство не имело никакого понятия об этом, даже презирало философию, глубину мысли, тем более изящество, но высокая культура всегда побеждает, так произошло и с Художественным театром, Чехов, благодаря пьесам которого театр получил мировую славу, носит его имя, более того театр организует и принимает участие в Чеховском фестивале, на который съезжаются театры со всего мира, а чайка на занавесе театра неизменно вызывает трепет и ожидание чуда у новых поколений зрителей.

 

ВДОЛЬ КАНАЛА

Люблю гулять я вдоль Обводного канала, дугою обтекающего центр от Парка искусств до Дома музыки, когда живопись старой Москвы сливается с Музыкой Шнитке в контрасте, в противоречиях архитектурных перекличек архаики и авангарда, в которых присутствует дух московский, Москва ведь прекрасна сочетаниями несочетаемого, которое сглаживает время, а уходящий в небеса колокольный звон, придаёт величие прекрасному городу, в любую погоду во все времена года.

 

НАВСТРЕЧУ ЗАКАТУ

По извилистой разбитой дороге мы ехали на Запад, пытаясь объехать бесчисленные пороги, через лобовое стекло машину заполнили солнечные лучи, невероятных размеров огненный диск смотрел прямо на нас, ослепляя, водитель опустил козырёк и передо мной возникла потрясающая картина - светило, направляясь в сторону горизонта, замерло, а между ним и линией горизонта широкой полосой дремали хмурые тучи, находящихся за его спиной, а само солнце на пути к закату со всей своей мощью не просто дарило тепло всему живому, прощаясь до рассвета, а как будто пыталось окутать землю своим жаром. На обочине неподвижно замер лось, возможно, он собирался перейти шоссе, но картина контраста тени за солнцем и золотом сверкающей зелени, отраженного света в лужах заворожила его, мы пытались приблизиться к диску, но он нам этого не позволил, машина свернула, и мы попали в обморок сирени.

 

СЛУШАЯ МАЛЕРА

С колокольчиками на дугах кони несут меня через просеченный солнцем старый парк, флейта передает мой голос, обращенный к внимательным виолончелям, как пение птицы, когда лёгкие заигрывания с листвой ветра сливаются с прекрасной симфонией Малера, так естественно и незаметно, что я тянусь вверх. чтобы коснуться листвы и отрываюсь от земли, парю птицей лесной уже над кронами деревьев, музыка несёт меня, а я уже исполняю партию виолончели, вплетаясь в перекличку колокольчиков, и в растерянности птицы затихают, с недоумением пытаясь понять, кто это вторгся в их симфоническое пространство, такой загадочный, так что, смутившись, я незаметно опускаюсь на поляну, опьянённая поэзией Малера.

 

 

 

"Наша улица” №259 (6) июнь 2021