Маргарита Прошина ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ заметки (часть сто пятнадцатая)
О СЕБЕ Есть люди, которые говорят исключительно о себе любимых и, главное, о своих победах, часто мнимых, но им-то кажется, что это достижения невероятные, перечисляют грамоты бригады, профкома, парткома, райкома, значки, вроде, «отличился на сенокосе», «победитель соцсоревнования», стараясь подчеркнуть свою исключительность, не догадываясь о том, что эти мнимые победы, никому не интересны, делами своими и поступками каждый из нас интересует окружающих - привлекает, либо отталкивает, но любителям рассказывать о себе очень нравится говорить, они совершенно не умеют слышать других, а прерывать их не каждый решается, просто избегают новых встреч.
ЧИТАТЕЛЬ Вот человек, достойный уважения, читающий в тиши старинный фолиант, в котором много истин открывается ему, сидящему в тиши над древней книгой, его никто не видит, он же видит всех по образу и подобию Творца созданных, понимает цель и смысл сей краткой жизни, в течение которой каждому предоставляется возможность приблизится к нему по духу и разуму, создать свой мир в слове, проявить себя в творческом труде и созидании, возлюбить себя. ближних и дальних себе подобных, окружающий мир, так читатель совершает восхождение в круг равных создателей мировой культуры и цивилизации.
ДЕТИ ГОРОДОВ Они смышлёны, ходят по театрам и музеям, проводят время в библиотеках, серьёзно занимаются в кружках разнообразных, играют в шахматы, уделяют время спорту, и взрослых уважают, я их такими вижу, проработав несколько десятилетий в библиотеках, но не слишком ли я идеализирую детей городов, ежедневно наблюдая их со смартфонами в руках, когда они не отрываясь играют в компьютерные игры, пытаясь достигнуть очередного уровня, при этом используют не только свою смекалку, но и не всегда честные приёмы - покупая их, а то и обманным путём добывая. Не всё так благостно в жизни детей городов, многие из них чувствуют себя одинокими, а ведь моему поколению это было неведомо, им не интересно узнавать свой город, крутятся вокруг дома и знакомых мест, и нередко мечтают найти способ, чтобы разбогатеть и ничего потом не делать, особенно сочувствую тем девочкам, у которых только одна мысль - выскочить замуж любыми путями за «богатенького», в крайнем случае родить от него ребёнка, чтобы «всю жизнь содержал». В таких случаях у меня возникает мысль о том, что эти дети выросли без любви.
НЕТ ЧУДЕС? И всё-то знают люди, ничему не удивляются, и постоянно говорят, что нет чудес, ни разу в жизни не обратив свой взор на чудо собственного появления на свет, чудо рождения и угасания дня, неизменно возрождающегося вновь, чудо видеть, слышать, понимать речь и самим создавать свои первые слова, которые с умилением и восторгом воспринимают родные, чудо познания тонкого мира чувств и эмоций, чудесные возможности не только переживания их, но и чудо владеть ими - как можно принимать всё это, как нечто естественное? Да, ещё сетовать на то, что жизнь скучна и однообразна, не понимая, что скука и усталость - проблема лично твоего равнодушия и нежелания проникать в тайны бытия, что неизменно приводит к постижению бесчисленных чудес.
ОСЕННЕЕ НЕБО Богато красками осеннее небо, в котором один цвет так неожиданно переливается в другой, что невозможно поверить в спонтанность рисуемых картин, потому что так может работать только мастер высоких вдохновений, используя множество оттенков белого на голубом полотне - снежный, дымчато-белый, жемчужно-белый, намечая то черты лица, иль волосы и брови, иль вершины гор далёких, затем оттенки розового и сиреневого цветов добавляет, отражая видения ещё ненаписанных картин, а многоликий серый напоминает нам о том, что без печали и грусти, не бывает вдумчивого творчества, что великие произведения создают только те, кто испытали всю палитру чувств.
КРАТОК ВЕК В детстве жизнь бесконечна, и до среднего возраста почти беспечна, а в старости, до которой доедет каждый, ясность наступает о том, что жизнь - конечна. Дни мелькают незаметно, складываясь в смену времён года, а тут ещё век улетел так быстро, что не успела это осознать я, жизнь, как шагреневая кожа, становится все меньше и плотнее как-то, но нет возможности замедлить стрелок бег по кругу, и на уныние нет времени совсем, надо жить с любовью, каждый миг с радостью встречая, ничто мне не мешает не только прикасаться к книгам вечности, но и существовать в ней, погружаясь в тексты великих авторов, которые победили время, создав свои миры, сажусь за стол и происходит чудо, не знаю я который час, я не спешу, и краткость века уже совсем не замечаю.
НА ИГРЫ ГЛЯДЯ Теперь могу сказать, что всё вокруг игра, но, каждый раз то, что происходит со мной, воспринимаю серьёзно именно в этот момент, а спустя много лет, всё прошлое превращается в весёлую игру, которая не всегда заканчивалась моей победой, что естественно, пока освоишь правила игры под названием жизнь, нужно пережить проигрыши, коварство, предательство, научиться владеть собой, при этом игры бывают веселые и опасные, порой они похожи на сложнейшие лабиринты, выход из которых есть, ты уверена в этом, но дорога к нему столь запутана, что не каждому удаётся до него дойти, так и остаётся внутри игры.
ФАЛЕЕВСКИЙ ПЕРЕУЛОК По Третьяковскому мосту спустилась в Репинский сквер, который похорошел немного, остался за спиной Илья Репин, по-прежнему плохо освещённый в сумерках, меня привлекло своим ухоженным фасадом строящееся здание слева, я решила посмотреть его поближе, надеясь, обнаружить проход к Москве-реке, поскольку строения в сторону Софийской набережной затянуты строительной сеткой, я действительно обнаружила Фалеевский переулок, который прежде был всё время перекрыт из-за стройки, и вот теперь он стал абсолютно новым, с широкими тротуарами, а передо мной в перспективе засиял золотом купол Ивана Великого! Да, он для меня является и чудом архитектурным, символом рождения, творческого начала и животворящего чуда, стража Великого города. В Фалеевском переулке мне открылся новый ракурс вездесущего Ивана.
НАСТРОЕНИЕ ОСЕНИ К осени склоняется настроение, осеннее настроение подобно печали с сомнением, не для того ли осень стремится скрасить минор своим красочным мажором золота и меди, чтобы поразить своей красотой, одарить задумчивой грустью размышлений о приятных открытиях новых авторов и книг, впечатлениями от прогулок и событий, вдохновивших написать новые рассказы и эссе, вот поэтому меня осеннее настроение ежегодно вдохновляет и окрыляет, ведь это – любимая моя пора, иду по бульвару и напеваю: «Осень, прозрачное утро, // Небо как будто в тумане, // Даль из тонов перламутра, // Солнце холодное, дальнее. // Где наша первая встреча, // Яркая, острая, тайная…»
ВЫСОКИЕ МЫСЛИ На фоне ежедневной суеты душа зовет возвыситься над бездной ночного неба, высвеченного звёздами, в глубины - нет, не космоса, - а той же матушки-души, непознанной, влекущей в непонятность тайных смыслов предметов, многозначность слов, в бесконечную возможность создания их, что позволяет каждому из нас создавать свою вселенную, настолько невероятную, насколько человек способен преображать глубины текстов предшественников, преображая тебя, ведь истинные открытия происходят в одиночестве как озарения, их необходимо выразить в письменном слове, иначе как написал Гавриил Державин: «Река времён в своём стремленьи // Уносит все дела людей // И топит в пропасти забвенья // Народы, царства и царей».
ЧЕТЫРЕ ТРУБЫ С угла Полянки вижу четыре высоченные и очень тонкие, как сигареты, трубы синего цвета на острове, за бывшим кинотеатром «Ударник», мне кажутся они звучащим органом, соединяющим небо и Москву, поющий город музыкальных будней не смолкает ни днём ни ночью, сменяют друг друга мелодии то торжественные, то печальные, то искрящиеся как солнечные лучи, когда «утро красит нежным светом стены древнего Кремля», то усыпляющие, когда город окутывают туманы, то снежные во время снегопада, торжественный, целеустремлённый вид появившихся четырёх труб выглядит как призыв к творчеству, к постоянному устремлению к совершенству.
ВЫСОТА Погружаясь в классический текст, как бы ныряя в морскую глубину, набираешь невероятную высоту помыслов, вот невероятное состояние противоречий с тем, чем нас постоянно потчуют с экранов телевидения, кричащей и появляющейся из самых немыслимых мест рекламой, занимательными предложениями преуспевающих мошенников, которыми вся мощь правовых органов страны нашей могучей даже не интересуется, у них нет на это времени, поэтому стараюсь в быту жить по принципу - «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу», высота текстов классиков спасает и вдохновляет.
МАТЕРИК Шар, взгляд со всех сторон, он строчками исписан сонмом книг, вот мой материк - библиотека, которая благодаря интернету постоянно пополняется текстами новых авторов, и дарит возможность совершать путешествия в труднодоступные прежде книги, созданные в давно минувшие времена, предшественниками нашими, преобразившими Землю в слове. Материк книг сей так велик, что одной жизни не хватит, чтобы познать его одному человеку, но в том и есть величие его, что он совершенствует духовно каждого, кто стремится к нему обращаться, побуждает к творчеству в нелёгком, но сладостном процессе его освоения.
В ЛОДКЕ Моё тело есть лодка, в ней плывет по океану жизни моя непознанная душа, которая не перестаёт меня удивлять своими чувствами, мыслями и поступками, порой столь неожиданными, свидетельствующими о том, что тело находится в её абсолютной власти, а я наблюдаю их взаимоотношения со стороны, пока лодка моя достойно проходит испытания непогодой, штормами, бурями, после которых всегда попадает в штиль и продолжает путь вдоль живописных берегов художественной литературы, плавно покачиваясь, то и дело причаливая к очередному автору, удерживая избранный путь в океане.
СЕРЕБРЯНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК АЛЕКСАНДР БУРДОНСКИЙ Во двор № 15 по Большому Сухаревскому переулку Александр Васильевич пришёл утомлённым, казалось даже, что он не вполне здоров, но был пунктуален и его съемка заняла минут 15-20, потому что он говорил на камеру о писателе Юрие Кувалдине вдохновенно, не разу не споткнувшись, как и подобает выдающемуся режиссёру говорить с актёрами после генеральной репетиции. Да и сама жизнь Александра Бурдонского подобна невероятному спектаклю, сравнимому разве с античной трагедией, внук Иосифа Сталина испытывал постоянно влияние тени тирана на свою судьбу и всячески стремился избавиться от этой зависимости, унестись в неведомое под сладкие звуки серебряных колокольчиков.
ПРИ СВЕТЕ ЛУНЫ При свете луны не спится мне, «месяц задумчивый, полночь глубокая» за окном, выхожу на балкон, чтобы в мягкости ночи почувствовать биение сердечной мысли, которую я ловлю как лунный свет, который льётся сам по себе на чистые страницы моих рассказов, лунный свет - мой соавтор, невозможно даже представить, сколько чувственной поэзии и прозы было написано при его молчаливой, но такой выразительной поддержке, спешу записать мысли, пока свет не поглотился наступающей темнотой.
ЗА КРЕСТОМ Я вижу за крестом лицо отца, он от креста ведёт повествование на всех известных языках, очеловечив землю и небеса, так спокойно и проникновенно, что мне понятно каждое произнесённое им слово, меня нисколько не удивляет, откуда мне доступны другие языки, рассказ отца пытаюсь я запомнить, чтобы записать предание о возникновении единого языка, который распространился по планете нашей, а каждое племя столь изобретательно язык сей шифровало, свои слова из азбуки создав, так мир людей разъединился, чтоб вместо созидания вести сраженья бесконечные о праве быть сильнейшим.
ДОВОДЫ УМА Страсть дёргает за ниточку сердце, но ум не дремлет, решительно перерезает ножницами нитку, чтобы продолжался текст моих экспромтов, а не пустая устная жизнь, пущенная на трату суетливых удовольствий, на беготню по сладкой и заманчивой, на первый взгляд, жизни, которая, по мере приближения к закату, сокращается до точки, если ты не прислушивался к доводам ума и поддался страсти призрачных наслаждений, то жизнь промелькнёт как бабочка однодневка.
МИРСКИЕ ДРАМЫ Они были, есть и будут мирские драмы, постоянно, без остановки движется спектакль вселенской жизни, и я вселилась в этот мир театра, играю роль свою, сама себе её пишу день за днём, волнуясь о предстоящих переживаниях, творческих удачах, переменах, неожиданностях, которые мне предстоят ещё, ведь пальцев бег по компьютерным клавишам остановить не в силах, как и гусиное перо Пушкина, настолько в роль вошла, мирские драмы никак не миновать мне, они назначены нам свыше.
СОМНЕНИЙ ГРУЗ Начну, пожалуй, свой новый рассказ я с этого, нет с другого, и в этот момент сомнения, как говорят классики, начинают терзать, поэтому здесь необходимо волевое начало: именно с этого начну, и начинаю писать без колебаний, оставляя груз сомнений тем, кто живёт в их плену, не жалея на них ни сил ни времени, ведь кроме бессмысленно потерянного времени, неудач, от них никакой пользы, а жизнь так коротка, а желание писать и читать только растёт, так прочь сомнений груз, но никуда не деться от творческих исканий и бесконечных споров с собой.
БЫТЬ СВИДЕТЕЛЕМ ЖИЗНИ Как это трудно видеть, но не участвовать, хотя твоё положение свидетеля важнее действий самих участников, как свидетельство Достоевского о жизни, протекавшей на его глазах, хотя однажды побывал участником, да так, что чуть не был казнён, буквально простился с жизнью, но свидетельствовал то состояние, через которое ему пришлось пройти, проник в глубины психики, поэтому Федор Михайлович на основании происшествий для большинства обычной реальной жизни вскрыл невероятные процессы внутренних переживаний человека, убедительно показав, что внутри нас присутствует всё - от созидателя и разрушителя, божественное начало и бесовщина, что человеком можно стать в результате труда, желания и воспитания, а не родиться.
УЛИЦА ПУШКИНА Иду по Пушкинской, по-прежнему она для меня носит имя поэта, так же как и улица Чехова, как многое изменилось - какие-то задрапированные в чёрное дома почти напротив театра Оперетты, в котором в понедельник выходной, а на афише оперетта «Анна Каренина», впрочем, я забылась, иду ведь я по Большой Дмитровке, но не узнаю её совсем, прежде улица была исключительно деловой с узкими тротуарами и потоком машин, никаких кафе и магазинов, кроме «Педагогической книги», в помещении которой нынче располагается «Дом книги», не было. Сегодня же широкий тротуар, кафе, магазины и даже уютный сквер появился, очень много перемен, они вызывают противоречивые чувства, преобладают - позитивные.
У БОЛЬШОГО ТЕАТРА Октябрь прохладный, золото листвы, сижу напротив Большого театра в приведённом в божеский вид сквере, считаю белые колонны, их восемь, поднимаю взор на коней, их четыре, они тянуться к небесной синеве, которая внезапно буквально прорвалась сквозь толщу осенних туч, которые четкой черной полосой, обозначив свою территорию за Москвой-рекой, как прекрасно унестись вместе с четвёркой коней к снежным вершинам далёких гор под звуки флейт Малера, но мысль эта исчезла, едва промелькнув. Торжественно и тихо в будний октябрьский день на Театральной площади, так прекрасна Москва, украшенная золотом и медью, что я хочу наслаждаться её красотой бесконечно.
ЯСНО БЕЗ СЛОВ Когда слышу от кого-то выражение «тут всё ясно без слов», видимо, означающее восхищение, при этом человек полагает, что этим открыл конечную истину, потому что не владеет и не понимает значения слов, так как существует только при своей жизни, а жизнь после его жизни совершенно его не волнует, как подобных ему не волновало это во времена Данте, даже мельком не придёт в голову сомнение в том, что Данте есть, а большинства его современников нет, вывод прост бессмертие есть лишь в письменном слове, и мастер выразит всё словами, даже то, что кажется ясным без слов!
ПРОЩАНИЯ И ВСТРЕЧИ Вся жизнь состоит из прощаний и встреч, людей так много, а я одна, кружится моя голова, все вокруг меня вращаются, на улице, в метро смотрю на круговорот людей и удивляюсь, что вам здесь нужно около меня, и встречи все случайны, а расставания неизбежны, так встретились когда-то случайно бабушки и дедушки, папы и мамы, женихи и невесты, и все вальсируют в метро вокруг меня, как будто хотят мне объяснить что-то важное, но я их не слышу из-за вечного шума городского, вот они исчезают по одному, пытаясь объяснить неизбежность расставаний, но я не хочу думать о них, я жду новых случайных встреч с персонажами моих новых рассказов.
ПЛОСКИЙ ФОНТАН Во время прогулок по Китай-городу непременно захожу на Биржевую площадь, чтобы полюбоваться фонтаном на пересечении Ильинки с Богоявленским переулком, он буквально завораживает своей авангардной формой наклонной огромной тарелки, особенно сейчас, когда фонтаны в Москве отключили, по периметру он оформлен дубовым парапетом, на котором можно посидеть, любуясь разновысокими струями, вода которых как бы уходит внутрь, поинтересовалась происхождением оригинального фонтана - он задуман авторами, как наклонная круглая плита, и уже получил неофициальное название «рублёвая монета в воде», вот ведь какая разница в мышлении людей с Биржевой площади и женщиной, в головке которой образ монеты не возник!
И ОПЯТЬ НАСЛАЖДАЮСЬ ОСЕНЬЮ Как хорошо жить в нашей полосе со сменой времён года, когда не успеваешь привыкнуть к одному времени, как наступает другое, каждый день полон сюрпризов - мрачное серое утро внезапно к полудню дарит ослепительный свет и высокое синее небо, настроение меняется кардинально, слова буквально выпрыгивают буква за буквой, как будто торопятся взлететь ввысь, пока тучи не сомкнут небосвод, зелёный ковёр сменяет золотой с красной медью пополам, осенний ветер смахивает листву день за днём, обнажая четкие черные стволы, которые выглядят как искусные чугунные кружева на фоне разнообразных фасадов в пастельных тонах, и опять наслаждаюсь осенью, многообразием её живописных картин.
ЛОВИТЬ СЛУЧАЙНОСТИ Всё в этой жизни совершается по случаю, и родители случайно встретились, а вот творческому человеку важен как бы целенаправленный случай, остальные случайности он пропускает мимо себя, ведь в обычной жизни люди случайно купили то, а продали это, то есть все их случаи из мира материального, а случайная встреча, случайная улыбка, вопрос, ответ, способны изменить жизнь кардинально, изменить человека настолько, что ему понадобиться время, чтобы осознать происшедшие перемены и понять, что его величество случай порой способен приподнять и отправить в полёт каждого, кто готов ловить творческие случайности.
ПОВТОРЕНИЯ Когда поймешь, что жизнь состоит из повторений, то как-то глубже понимаешь своё нахождение в ней, поскольку повторения дают возможность исправлять ошибки и промахи, допущенные из-за неопытности или эмоциональной несдержанности, а понимание жизни, её смысла приводит к единственному разумному пути фиксирования своей жизни в тексте, что даёт неограниченные возможности для творческой реализации себя.
СВОЙ МИР Довольно часто размышляю над незаметно складывающейся историей моей души, перечитывая свои рассказы, написанные много лет назад, да, писатель отличается от читателей тем, что создаёт свой художественный мир, который складывается из эпизодов ежедневных записей, и замечаю, что помимо вкрапления нитей моей судьбы в рассказы, постепенно нити поступков моих героинь, их настроений вплетаются в мою жизнь, так незаметно взаимообогащается и создаётся новое оригинальное художественное произведение и мой мир.
НЕВЕДЕНЬЕ Всё чаще встречаю людей, предпочитающих неведенье, чтению книг, не походам в театры и в картинные галереи, их вполне устраивает минимум информации бытового характера, так спокойнее, при этом они любят задавать бестактные бытовые вопросы на личные темы, восклицая то и дело: «Почему другим везёт, а мне нет? Почему им все удовольствия, а не мне?», - нисколько не смущаясь, при этом ревностно защищая свое неведенье, объясняя его исключительной особенностью своей личности, приговаривая с гордостью: «Вот такой я человек, другим уже не буду!»
ЖАЖДА ЗНАНИЙ Вкусивший с детства плоды учений не может жить без книг, в которых и есть все знания мира, жажда знаний не даёт покоя, им неведома скука, интересно и увлекательно жить, они смело погружаются в постоянно пополняющийся океан зафиксированных в текстах художественных миров предшественниками, загораются желанием создать мир свой и начинают писать, так жажда знаний постоянно побуждает вновь рождённых к открытиям и развитию цивилизации. Творчество малых творит невиданные чудеса.
"Наша улица” №264 (11) ноябрь 2021
|