Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть сто шестнадцатая)

 
 

Маргарита Прошина

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть сто шестнадцатая)

 

 

РАДОСТЬ СНЕГА

Вот уж не думала в летние дни о радости снега, но ведь мы находимся в постоянном вращении, и каждое новое превращение в природе нас радует, как новая сцена в «Чайке» Чехова, жизнь как спектакль, каждый новый просмотр которого удивляет и поражает неизменно. Вот сентябрь напомнил о хмурых пасмурных днях и холодном дожде, и я стала мечтать о снеге, на Покров я вышла встречать первый снег, но октябрь поразил ослепительным солнцем, золотым убором и жаждой жизни природы. Осень не перестаёт удивлять своей выдумкой, каждый раз демонстрируя всё более яркие и прекрасные декорации, мечта о снеге не спряталась, осталась радость ожидания первого свидания с ним, да первые изящные снежинки кружились недавно, но снега нашего, преображающего всё вокруг ослепительной пушистой белизной с многообразием оттенков синего и голубого ещё не было. Радость снега живёт во мне.

 

К СОВЕРШЕНСТВУ

Всегда манят вершины, идёшь к ним, а они удаляются, каждый об этом знает, кто бывал в горах, но всегда хочется дойти и подняться на вершину, как и в творчестве, в котором нет предела совершенству, читаешь мастеров, восхищаешься их лёгкостью, выразительностью, глубиной, и заражаешься, чтобы писать, но чувствуешь, что не то и не так, вскакиваешь, торопливо бежишь из дома, спешишь без всякой надобности, потом успокаиваешься, смотришь на небо, слышишь птиц щебетанье - замираешь от чистоты и высоты небесной, до которой никак не дотянуться и возвращаешься к клавишам, стремление разгорается вновь, потому что творческий процесс сам по себе - непрерывен и прекрасен!

 

ОТЕЧЕСТВО

Любовь к отцам сливается с отечеством, но материнство согревает душу в родных пенатах, в кругу семьи за круглым столом, отечество - пространство и интеллект, материнство - душа и любовь, так я чувствую, при этом естественно, что любовь к отцу, отношения с ним девочки - основа её внутренней силы, уверенности в себе, уважения к окружающим и к себе любимой, несмотря на то, что мой самый лучший отец ушёл из жизни, когда мне было одиннадцать лет, он всегда со мной во мне, он заботится, приходит на помощь, верит в меня, а в минуты отчаяния буквально приводит в чувства в родном отечестве.

 

НА СКЛОНЕ ЛЕТ

Человеку свойственно молодиться, не признавать своё старение, у женщин есть достаточно вариантов и косметических процедур, чтобы существенно этот процесс отодвинуть, у мужчин спасение в любимом деле, которое сохраняет силы и жажду жизни, но  некоторые из них, красят волосы, а то и брови, да и косметические процедуры доступны всем, при этом люди, которые следят за собой, сохраняя чувство меры, вызывают уважение, но самым главным на склоне лет является увлечение творчеством, тогда на мысли о возрасте нет времени.

 

ШУТКА

Воспринимай жизнь как игру, ни больше и ни меньше, слушай Чехова, как-то обронившего, что вся наша жизнь есть шутка, подобное отношение помогает в запутанных и непростых ситуациях, так в игре можно найти совершенно неожиданный выход или путь, который при серьёзном анализе ситуации ты даже предположить не сможешь, но следует помнить, что шутка шутке – рознь, тут важно чувствовать грань, а то можно так заиграться, что разрушишь то, важное к чему стремился долгие годы, а то и вовсе утратить цель и смысл жизни, из-за неудачной шутки.

 

РАСПИСАНИЕ

По расписанию жить невозможно, я же не трамвай, который, правда, расписания придерживается весьма условно, и тем более не поезд метро, который подходит к станции в час пик через 50 секунд, но наметив себе всё же расписание, когда и что на дню необходимо написать, чувствую себя в отличной творческой форме, тоска и скука мне неведомы, я не смотрю на часы, в ожидании очередного бездарно-примитивного очередного сериала, цель которого лишать мающихся от безделья сверстниц способности самостоятельно мыслить, расписание, мною составленное, организует меня и нацеливает на реализацию замыслов, чтобы доказать себе, что жизнь - интересна и прекрасна во всех её проявлениях.

 

ЛЕПЕСТКИ РОЗ

Роскошные тёмно-алые розы на высоких, примерно, восьмидесятисантиметровых стеблях, с невероятно свежей листвой, стоят в высокой элегантной вазе на широком подоконнике, по которому мой кот крадётся к цветам, останавливается рядом с ними, затем, приподнявшись, робко касается передней лапкой листвы, принюхивается, замирает на пару секунд, решительно встает на задние лапки и, прикусывая один лепесток, срывает его и с аппетитом ест, очевидно, что ему вкус лепестка пришёлся по вкусу, он уверенно осваивается на задних лапках, вытягивается во весь рост, передние лапки помогают держать баланс, вытянувшись ещё больше, кот преступает к дегустации лепестков на каждой из семи роз. Картина столь восхитительная, что просится на полотно!

 

СТРОЕМ

По улице идут люди в военной форме строем, я смотрю на них и думаю, смогла бы я ходить строем по чьей-то команде, в молодости я бы уверенно ответила: «Нет, не смогла бы ни за что», - теперь же, когда за плечами значительный опыт, я бы ответила, что не знаю, да, с рождения я особенно не любила слова «так надо», «делай как все» и соответствующие им, всегда отвечала, что хочу делать как я, мне не надо, и получала соответствующие неприятности, но стояла на своём. Я ведь даже от физкультуры была освобождена всегда, у меня в аттестате оценки нет по этому предмету, так в свободном режиме и прожила, но смотреть на слаженный строй люблю, когда идёт красиво и слажено подразделение профессионалов.

 

ЖИЛИ-БЫЛИ

Сколько нас, подобных, было на белом свете с начала времён, и все жили-были, с прибавкой - не тужили, да и сейчас живут как ни в чём не бывало, без конца и без начала, от дня рождения до последнего вздоха, переживая всю гамму чувств, отношений, некоторые строят планы и даже реализуют их, некоторые ждут счастья и поглядывают с надеждой на небо в его ожидании, но далеко не каждый задаётся вопросом, где они мне подобные предшественники, количество которых даже посчитать невозможно, ведь они жили-были, а их как бы и не было, оглядываются современники по сторонам и понять не могут, где же творения подобных им, но даже могил не осталось их, получается, что они то ли жили, то ли были, а произведения искусства, архитектуры, научные открытия личностей, которые были и творили, существуют и способствуют созданию новых личностей, которые всецело отдаются творчеству, преумножая мир тех, которые были и живут в своих произведениях.

 

Я ВОСПЕВАЮ РАДОСТЬ

Всю черноту кишащих будней жизни отбрасываю разом, я воспеваю радость жизни в сферах классических писателей, и Достоевского, и Чехова, пусть и у них «твердь кишит червями», как сказывал великий Мандельштам, но по-другому, с полнотой искусства разделяю я сочетания веселья и разлук, природы переменчивые чудные и грозные мгновения, поэзии немеркнущие строки, и жизни вечное течение, любовь, всё могущую, и творчества радость я воспеваю!

 

КСТАТИ

Жизнь наплывает на меня, и всё в ней как будто кстати, и утро ясное, и день светлый, и вечер молчаливый, и мысли наплывают волнами спокойными одна за другой о грядущих замыслах, периодически чередуясь с тёплыми воспоминаниями, согревающими душу, а за окном сквозь тучи снежные солнце явило мне свою ослепительную красоту, кстати демонстрируя непредсказуемость любимого моего ноября, который нарекают мрачным, тёмным и промозглым многие, не желая замечать его переменчивый характер, восхитительные узоры чёрных ветвей на фоне фасадов, окрашенных в пастельные тона.

 

ОСТОРОЖНЫЙ СНЕГ

На золото листвы тихо, мягко, осторожно ложится снег, он не уверен в своевременности своего появления в период очей очарованья, и с прорвавшимися сквозь грозные тучи солнечными лучами тут же исчезает, как будто его и не было, но листва от соприкосновения с ним съёживается, темнеет, и даже тепло солнечных лучей уже не может вернуть ей и прежнюю полётность, и золотистые оттенки, листва теряет своё живописное многоцветье, сжавшись, спешит, гонимая ветром, в укромные уголки, переживая ежегодные неизбежные перемены.

 

НОВЫЙ БУЛЬВАР

Одна дорожка новейших форм в сочетании разноцветной брусчатки идёт дугой, другая аллейка стрелой летит наискосок, центральная широкая несётся по диагонали к метро, как хорошо бульваром насладиться, а в случае усталости можно вспомнить юность и передохнуть на «крылатых качелях», расположенных в стороне от дорожек под весьма приятными большими зонтами, защищающими в ненастную погоду, под ними можно и в шахматы или шашки поиграть на соответствующих столах, так преобразился путь к метро в нашем спальном районе - дорога превратилась в новый бульвар.

 

СОЛНЦЕ

Открыла глаза, разочаровано произнесла слово «солнце», и тут же задумалась, отчего это, ведь всю ночь шёл дождь, вероятно моё подсознание жаждет яркого света и тепла, поэтому слово «солнце» вырвалось у меня спонтанно, потому что все мы ежедневно поглядываем на небо, почти постоянно, без неба никак не обходится, да и, практически, ни один поэт не избегал этого слова, вот подумав об этом, нашла это слово в стихах гениального Мандельштама и прочитала: «И вчерашнее солнце на чёрных носилках несут…», - здесь поэт как бы говорит о том, что слово «солнце» для современной поэзии не годится, как истинный поэт он использует слово «солнце» в новом, в не совсем привычном контексте, видимо, это мне подан знак о необходимости требовательности к себе в творчестве.

 

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Мы видим свет, но не замечаем бегущего сигнала по проводам и по воздуху, точно так же мы не видим импульсов нашего мозга, который выдаёт конечный результат в виде написанного текста и воспринимаем происходящее естественно, тем более трудно понять то, что каждый из нас сам производит энергию, а в экстремальных ситуациях глаза наши грозно светятся, и от соприкосновения с нами обидчиков бьёт током, вот как это получается, лично я понять не могу ещё с уроков физики, воспринимая электричество, как одно из чудес внутри нас.

 

ИМЕНА ЦВЕТОВ

Сами цветы не знают своих имён, не привязывают к своим соцветиям таблички с названиями, всё «изназвать», как говорил Волошин, задача человека, и не простого, а, в сущности, поэта, что он, как истинный поэт и делал в своём творчестве, особое внимание уделяя подтексту, множественности смыслов, используя такие необычные сравнения: «Я бледный стебель ландыша лесного», «Осенний цвет листвы - топаз», «Розы, рубины рдеют винных лоз…»…

 

НА ЭТАЖАХ

Раньше люди жили на земле, небольшими стаями, а в начале времён ещё и на деревьях семьями, а теперь мы живём на этажах, друг над другом, как пчёлы в сотах, и стремимся строить их всё выше и выше, на землю же смотрим из окон высоток, как из иллюминаторов, порой облака отдыхают на верхних этажах наших сот, и мы не видим ничего вокруг, как прекрасны подобные мгновения, они способствуют философским размышлениям и отдалением от напора незначительного меньшинства, которое вообразило себе умнее и выше небес, мешает жить своими упрощёнными управленческими решениями, пытаясь превратить нас в первобытный материал.

 

СУВОРОВ

Стоит Суворов одиноко, к нему почти не подойти, потому что находится на острове, омываемом со всех сторон бурным потоком машин, с нависающим надо всем гигантским зданием Театра армии, какой же маленький Суворов, но армия ему подвластна, дела его великие известны и в Европе, где памятник ему стоит: более 200 лет назад русская армия под командованием Александра Васильевича Суворова взяла неприступный перевал Сен-Готард, а Суворов стал национальным героем Швейцарии, поэтому в 1999-м году наш скульптор Дмитрий Тугаринов по просьбе швейцарцев поставил ему памятник, которым они восхищаются, поражаясь, как скульптору удалось передать состояние наших воинов, когда они брали Сен-Готард.

 

ОСЕННИЕ ЗАКАТЫ

Всё пламенеет в черноте, войска небесные воюют, или копируют свободу авангарда Кандинского, собиравшего форму в кулак управления вселенной, вдохновенней экспромта ничего не бывает, небо то вспыхивает, то смиренная ясность и чистота его проступает буквально за считанные секунды, и яркие полосы багрянца поражают глаз своим явлением на закате, следом творец небесный кладёт мазки чёрного и сурового серого цветов, от нереальности картины я зажмуриваюсь, пытаясь избавиться от миража, но свет внезапно гаснет.

 

КРЫЛАТАЯ ПАМЯТЬ

За памятью не угнаться, несётся куда-то, никак не поймаю того, что мне близко, картины мелькают со скоростью света, где нет ни порядка, ни явного смысла, уже ли вся жизнь так сумбурна, спонтанна, что часто свой образ теряю в пространстве, всю жизнь торопилась, спешила успеть посмотреть, прочитать услышать - калейдоскоп, а не жизнь, не думала о смыслах и целях жизни, о созерцании даже, но вот наступила другая пора, теперь я всё чаще пытаюсь прожить всё сначала без спешки, с любовью листая ушедшие дни, крылатая память, опомнись, верни мне меня.

 

ВНОВЬ ПОРАЖАЮСЬ

Не устаю поражаться тому, как обычная, случайно брошенная фраза, вовремя записанная, в данном случае на кассовом чеке, преображается в новый замысел, когда обнаруживается в кармане, во время поиска ключа, вновь убедилась в великой разнице между устным словом и словом написанным, бросила обычную фразу и забыла, а записанная фраза случайно обнаруженная преобразилась в замысел. Другое дело, как он будет реализован, во что выльется, об этом я пока только размышляю, но как же своевременно она явилась мне!

 

БУДУЩЕЕ

Только подумаешь о будущем, как оно сразу наступает, причём, каждую минуту, и в этом кроется самая неуловимая загадка жизни, поскольку в будущее мы продвигаемся так плавно, что не замечаем его наступления, пытаясь себя успокоить утром тем, что нынешний вечер, на который мы возлагаем большие надежды, никакого отношения к будущему не имеет, он находится в настоящем времени, так и живём в иллюзиях, надеясь на туманное, полное больших надежд будущее, которое - далеко в розовом тумане ждёт нас…

 

ИЗМЕНЧИВОСТЬ

В детстве говорили постоянно, что я на маму похожа, а спустя время, уже утверждали, что я - вылитая папа, только цвет волос и глаз мамины но, глядя на себя в зеркало, я всё больше замечала перемены во внешности и становилась похожей только на саму себя, при этом, разумеется, с годами тоже меняюсь постоянно, и в зеркале моё лицо не перестаёт меня удивлять, утешаю себя тем, что отец умер в возрасте пятидесяти трёх лет, а мама прожила жизнь несравнимо более трудною, чем я, как все поколения пережившие войну.

 

КОЛЫБЕЛЬНАЯ СЕБЕ

Стараюсь заснуть под собственное пение, напеваю почти бессознательно всё, что на слуху, вроде: «Спят луга, спят леса, // Пала божия роса, // В небе звездочки горят, // В речке струйки говорят…» - тут же начинаю думать, откуда это, потом догадываюсь, что это из Блока, или: «Природа - Сфинкс. И тем она вернее // Своим искусом губит человека, // Что, может статься, никакой от века // Загадки нет и не было у ней», - открываю томик Тютчева, читаю, читаю, пока глазки сами собой не закрываются, тогда я, не открывая их, откладываю книгу, выключаю лампу на ощупь, и отправляюсь в загадочный мир сновидений.

 

СОФИЙСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

Мой город дышит новизной, прорастая из веков глубоких, иду Фалеевским переулком на Софийскую набережную неспешно по плитам широких тротуаров, передо мной открывается вид на древний Кремль, совершенно в ином ракурсе, такой многослойностью архитектурного ансамбля, расположенного на высоком берегу, можно любоваться только с противоположного берега Москвы-реки - кремлёвские стены служат обрамлением для соборов с золотыми куполами, сияющими даже в хмурый день, а фаллический Иван Великий величественно венчает композицию, при виде которой у меня перехватывает дыхание, в памяти всплывает картина Петра Верещагина «Вид на Кремль от Софийской набережной», написанная в 1879 году, на которой запечатлён вид на обновлённый Кремль после реконструкции набережной реки, которая запомнились мне белыми стенами Кремля, картину эту я видела в конце семидесятых годов в Ярославском художественном музее, а вот сегодня вспомнила. Я продолжаю прогулку, любуясь роскошными особняками с изящными барельефами, среди которых выделяется окружённый двумя флигелями особняк сахарозаводчика Павла Харитоненко, мецената и любителя искусств, построенный в 1893 году архитектором Залесским, после революции его передали посольству Англии, в настоящее время на набережной ведутся масштабные восстановительные работы, с нетерпением жду их завершения, чтобы наслаждаться прогулками по заповедной Москве.

 

СО ВРЕМЕНЕМ

Нет сил идти со временем во всём, оно всегда спешит, я две минуты надевала шляпку, а минул год, пока я собиралась, со временем всегда я не в ладах, вчера была девчонкой быстроногой, опережала время, пыталась всё успеть, спешила, стараясь сделать всё и сразу, сегодня никуда я не спешу, но мысль несется быстрее лани, она опережает время, сажусь писать и отпускаю его, а на вопрос: «Который час?», - я отвечаю: «Вечность».

 

КАЗАРМЕННЫЙ ПЕРЕУЛОК

Проходным двором из Подсосенского переулка, минуя подворотню, выхожу в Казарменный переулок, захожу в маленький магазинчик, покупаю мороженое, и иду через трамвайные пути на стыке Яузского и Покровского бульваров в детский парк, местные жители называют его Милюткой. Старинный парк этот насчитывает более двух с половиной веков, в XVIII веке в Хохловский переулок выходило старинное здание, в котором находилась "Межевая канцелярия", в которой хранились документы, определявшие границы земельных владений всей страны, парк принадлежал этому учреждению, публичным он стал в 1917году, а в 1936 году были сделаны ворота со стороны Покровского бульвара и он стал районным детским парком, так он получил имя "Детский", Этот островок зелени является старейшим и единственным парком в районе Бульварного кольца.

 

ПОДНИМАЮ НАСТРОЕНИЕ

Для поднятия настроения, каково бы оно ни было, выхожу в любую погоду на улицу и, ни о чём не думая, это главное - ни о чём не думать, бодрым шагом прохожу несколько километров по кругу, бывает так, что первый круг даётся нелегко, но далее настроение резко идёт вверх, улыбаюсь прогуливающимся домашним питомцам, птицам, особенно воронам, которые делают каждую прогулку увлекательной и веселой, вот уж затейницы, а когда они переговариваются, сидя на верхушках деревьев, то я получаю такой невероятный заряд бодрости , что сама могу поднимать настроение себе весь день.

 

ЦИРКУЛЬ

Он вычерчивает круг, выражая бесконечность, нет у круга конца, одна линия смыкается с другой, и по кругу, как циркулирует кровь в моих жилах, так и жизнь в бесконечность вонзилась, есть у каждого из нас только один путь - идти вперёд, наматывая круги жизни, назад дороги нет, исправить неудачно пройденный круг возможно лишь на новом витке, не совершив, при этом, новой ошибки, так, постепенно, я замедляю шаг, пытаясь сохранить свои мысли в словах записанных в течение пути…

 

ПРОСТАЯ МЫСЛЬ

Мы пришли за кем-то, и за нами придут другие. Нам кажется, что они не такие, как мы, но что-то в них будет от нас, как мы появились на всё готовое, ведь был уже Тютчев, и был Достоевский, был Мандельштам, Платонов. Есть классики среди нас, но современники не желают их замечать, и это естественно, ведь «большое видится на расстоянии», а вот последователи наши вызывают у многих из нас тревогу, а то и сожаление, но и это естественно, потому что подавляющее большинство воспринимает реальность сквозь призму своего развития и способности размышлять, тем более узок круг творцов, которые создают шедевры в тишине, а простая мысль о том, будут ли у них последователи, их не беспокоит - они в этом не сомневаются.

 

 

 

"Наша улица” №265 (12) декабрь 2021