ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ заметки (часть пятьдесят вторая)
ЗАЧЕМ Зачем я родилась? - вопрос этот не даёт покоя на протяжении жизни, а ответа внятного всё не нахожу. Самый простой ответ: так случилось. Но почему именно я родилась? Не для того же, чтобы думать, поступать, делать как все. Ходить в толпе я категорически не хотела ни в каком возрасте, в юности я это выражала демонстративно по глупости, потом стала сдержаннее. А вот смысл жизни всё никак найти не могла. Жизнь обыденная не может быть ответом. Чувство неудовлетворённости не покидало меня. Во сне я летаю, испытывая захватывающий восторг. В реальной жизни подобные чувства вызывает музыка и чтение. Так размышляя, постепенно я стала записывать свои мысли для себя. В этот момент я испытала невероятные, прежде неведомые мне чувства.
ЕСТЕСТВЕННОСТЬ Трудно в жизни быть самим собой, всё время хочется представлять из себя кого-то другого, более возвышенного, довольного жизнью, человека. И главным средством в достижении этой цели становятся внешние признаки: первоклассная одежда, аксессуары, изменения внешности, большая квартира в центре, автомобили, дачи… Казаться не таким как все, другим, загадочным, успешным. Сколько сил уходит на то, чтобы при виде тебя, затаив дыхание, окружающие спрашивали: «Чей это дом?» Отвечали: «Да какого-то банкира». Интересовались: «Чей это автомобиль?» Бросали небрежно: «Да какого юриста!». Иммануил Кант в естестве не нуждается. Быть самим собой. Что может быть лучше!?
ПЕРЕКРЁСТОК Четыре разных переулка ответвляются от перекрёстка. По какому переулку пойти, чтобы счастье найти? Один человек так и стоит в нерешительности всю жизнь, жалуясь на невезение. Другой уверенно идёт по ближайшему переулку. Третий, вглядываясь в перспективу каждого их них, выбирает самый короткий, а четвертый идёт в переулок, конца которого не видно. Перекрёстки на моём пути встречаются постоянно, прежде интуитивно я шла по самому короткому пути, не задумываясь о том, куда приду. Эмоции вели меня по проходным дворам. Много ярких впечатлений и интересных встреч подарили они мне. Удачи и ошибки научили меня владеть собой, и теперь у перекрёстка я выбираю самый длинный путь, чтобы обдумать новую запись.
НЕБО И МОРЕ Как яблоко разрезаю надвое, так воду от воздуха отделяю, но они не могут никак друг без друга. Море, вглядываясь в свободное, бездонное небо, вздыхает, тянется к нему во время отливов. Небо, отражаясь в море, наблюдает, как юные звёзды купаются в вечном море, рождая великое чувство бесконечности. Явление яблока в любви. Море жизни неумолимо несёт меня по кольцу вечности, то покачивая слегка на волнах, то укачивая. Но внезапно штормовая волна поднимает на высокий свой гребень, страх и отчаяние охватывают меня. В такие мгновенья небо посылает мне новое понимание Слова.
ЧУВСТВА Как это странно - чёрные символы на белом фоне, цепочкой следующие один за другим заставляют меня переживать точно так же, как в жизни. Каждая буква сама по себе для меня только символ, но вариантов их сочетания существует великое множество. Словотворчество - процесс неограниченный! Я начинаю ставить слова в определённом порядке, чтобы выразить свои впечатления, записываю их и забываю, но через какое-то время перечитываю и с удивлением понимаю, что смысл записанного мной стал значительнее того, что я вложила в него первоначально.
ВЕЧЕРНИЕ ОГНИ Это каждый знает, как только на столицу опускаются сумерки, зажигаются огни всевозможных цветов, но не каждый их готов разглядывать, спешка не даёт. А я завороженно смотрю. Не могу оторвать восторженного взгляда. Красочно подсвечены фасады домов. Огни, фонарные, отражаются в реке, а в небе им вторят звёзды. Светятся окна домов. Как много вечерних огней в Москве! Мосты парят над рекой, сияя огнями. Светящиеся деревья на бульварах придают им особенную красоту и таинственность. Москва в огнях превращается в город-сказку.
ПЕСНЯ ЖИЗНИ Песня жизни или жизнь как песня, возможны только для личности свободной от мнения большинства людей, которые живут так, словно попали в заключение и крутятся изо дня в день в кабале социальных правил, в тоскливой пустоте жизни. И только божественные избранники жизнь проживают как песню. Они путешествуют по страницам книги вечности, созданной предшественниками, впитывая мудрость времён, и вписывают свои страницы.
ДВА МЕДВЕДЯ Известно, что два медведя в одной берлоге не уживутся. Человеку, тем более, даже с приятными людьми следует держать определённую дистанцию, если не хочешь испортить отношения. Особенно часто конфликты происходят между представителями разных поколений. Трудно складываются взаимоотношения личности и родственников, которые всячески пытаются держать личность в плену родственных отношений. Чтобы сохранить себя и позволить роскошь заниматься любимым делом, необходимо как можно раньше покинуть «берлогу» и пренебречь мнением большинства.
ПРОВЕСТИ ЛЕТО Лето! Долгожданное лето! Вот уж забота из забот: как его провести? Столько планов и надежд связывают с ним, как будто всё остальное время человек только и живёт в ожидании лета. Море, горы, дальние и ближние страны - хочется всё успеть, ни одного тёплого денёчка не упустить, в лес сходить, на лодке покататься, выехать на шашлыки. Подготовка начинается уже зимой: надо похудеть, загореть в солярии, приобрести массу необходимых вещей, особенно важны аксессуары, заказать билеты, отели, далее по списку. Желание провести лето так, чтобы оно стало незабываемым, приводит к тому, что все лета сливаются в одно бесконечное лето, ожидание которого и есть самое большое удовольствие.
ВИЗИТЫ Человек, не обременённый творчеством, довольствующийся только службой, значительную часть свободного времени расписывает на визиты. К кому пойти в ближайшие выходные, или кого собрать у себя? К примеру, новогодние праздники требуют особой физической выносливости, буквально некогда дух перевести. Один визит следует за другим. Благодатное развлечение и иллюзия востребованности. Главное, никого не обидеть, не забыть. А многочисленные приятели следуют с ответными визитами, во время которых разговоры крутятся вокруг всеобщей занятости и невозможности видеться как можно чаще.
ХОРОШИЕ ДНИ Перечитывая свои рассказы, невольно вспоминаю дни их написания, понимая, что писались они именно в хорошие дни. Тогда мне не казалось, что дни хорошие. А вот теперь с уверенностью говорю, что дни были хорошие. Дни полного погружения в замысел, от которого в результате мало что остаётся. Стоит только приступить к написанию слов, как они незаметно берут меня в плен, и уже я следую за ними. Но это такой упоительный процесс, что с ним для меня нынешней ничто другое не сравниться.
ШУМ СТОЛИЦЫ Столица постоянно шумит, поёт на все лады и даже ночью никак не может угомониться. Стоит мне уехать буквально на два-три дня, как я не могу уснуть без привычных звуков любимого города. Я все неохотнее покидаю его. Зачем? В Москве легко можно найти уединённую тишину, заповедные уголки природы: Экологическая тропа на Воробьёвых горах, огромные лесопарки, уютные скверы и дворики. Даже лесные птицы, постепенно, перебираются в столицу. Но самое лучшее место для уединения - старые переулки, по которым ходят одинокие мечтатели.
ШИРОКОЕ ПОЛЕ Широкое поле, как поле деятельности, открывается постоянно работающему большому уму. Такой ум видит то, что мелкий ум даже не предполагает. Большой ум видит не только через стены, но и через тысячелетия, потому большой ум знает, что всё стоит на Слове, Словом создаётся, словом движется. Большой ум пишет слова, оставляя след свой в книге Жизни, по которой будут жить последующие поколения, принося в неё своё видение жизни.
СТАРЫЕ ДЕВЫ Сейчас обидное выражение «старые девы» не в ходу, наступило время уверенных в себе, самодостаточных, ухоженных женщин, которые знают себе цену. Любовь и внимание исключительно к самой себе позволяют восьмидесятилетним дамам выглядеть на тридцать, возможности косметики и пластической медицины совершенствуются постоянно. Всё так, но независимость, порой, становиться тяжким грузом. Потребность отдавать любовь, заботу любимому человеку, детям даёт гораздо больше, чем все новейшие методы сохранить внешность. Любящее, нежное сердца отражается в глазах, освещает изнутри. Поэтому для меня выражение «старая дева» ассоциируется с черствостью и душевной глухотой.
ПРИЗНАНИЕ Признать талант знакомого человека окружающие его люди никак не могут, особенно, если он вместе с ними сидел за столом, выезжал на шашлыки, и вдруг у него выходит книга. Кто-то из ближнего круга обижается, недоумённо пожимает плечами, спрашивая: «Что это ты вдруг? Я посмотрел(а), так каждый может, но зачем? Столько написано книг настоящими писателями!» Другие просто не считает нужным замечать подобные изменения, а третьи даже здороваться перестают. Незнакомый талант они, практически, признают сразу. А в случае со знакомым у людей возникает какой-то ступор, даже негативная реакция на творческий успех знакомого, и частенько выливается в осуждение и в разрыв отношений.
НАБЛЮДАТЕЛЬ Надеюсь, что подобное бывает не только со мной: сижу дома, гуляю в одиночестве по безлюдным переулкам и дворикам, никого нет вокруг, но мне всё время кажется, что кто-то за мной наблюдает и даже читает мои мысли. Состояние не очень приятное. Знаю, что я одна, но помыслы мои уже известны наблюдателю, более того, он даже предвидит мои поступки на мгновение раньше, чем я их совершу. Более того, этот таинственный кто-то будит меня среди ночи, направляет мои мысли, вызывает картины давно забытые. Пытаюсь понять, кто же он, мой наблюдатель?
ЧАЙ Мы пили чай на террасе под пение соловьёв, которые своими щёлкающими, свистящими и рокочущими звуками приветствовали солнце, запах и дыхание земли, умытой росой, музыкально рассказывали о ясном и весёлом смысле бытия. Мы заслушались, испытывая блаженство. Я подумала, что это и есть счастье - молочный чай, детское соловьиное пение, погружённые в себя, светлые, любимые лица. Нежность и благодарность к этой маленькой, неприметной птичке, воспевающей новый день, переполняет мою душу. «Время остановись!» - взмолилась я.
ПРИВЫЧКИ Многие повседневные дела делаются мной автоматически. Доходит до смешного: иду на кухню, чтобы вымыть посуду, а она стоит на своих местах чистая! Потом даже удивляюсь, как это я переделала все дела так незаметно, по привычке?! Подобное происходит со мной постоянно. А сколько раз я ловила себя на том, что умылась утром дважды, причём замечала это, вытираясь уже влажным полотенцем. Стараюсь не пугаться в подобных случаях, а относится с юмором. То к чему приучают человека с младенчества, с годами доходит до автоматизма. Главное не увлекаться вредными привычками!
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ Человек - существо передвигающееся. В произведениях писателей минувших веков мелькают пристяжные и коренные лошади, коляски, кареты, извозчики с хомутами и телеги с мешками. Помимо привычных способов передвижения, герои художественных произведений передвигаются всевозможными экзотическими способами - это и машина времени, и свободное передвижение по звёздному небу или подводные путешествие. Для меня нет ничего лучше полёта булгаковской Маргариты! Без движений и передвижений человек впадает в состояние растерянности. Даже во сне я постоянно передвигаюсь.
ПОСТОЯНСТВО Стремление человека к постоянству вполне понятно. Уверенность в завтрашнем дне, в близких людях, что может быть лучше? Первая любовь опьяняет, окрыляет, дарит столько страстей и эмоций! Уверенность в постоянстве её непоколебима. Вдруг, происходит крушение чувств и надежд. Любовь яркая, как шаровая молния, вспыхнула, пронеслась и исчезла. Влюблённые расстались, уверенность в постоянстве рассеялась как дым. Значит, для любящих сердец необходимо что-то ещё помимо любви. Что? Ответ прост, как дважды два: погружение в творчество, взаимопроникновение талантов…
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Такое со мной иногда случается - шла на один спектакль, но из-за болезни одного из актёров спектакль заменили. Конечно, я огорчилась, но, поразмыслив, рискнула всё же пойти на спектакль. Мне казалось, что первое действие никогда не кончится. Место моё было в середине 5-го ряда партера, с обеих сторон от меня сидели зрители, которых я не смела побеспокоить. Тогда я стала серьёзно обдумывать бегство ползком под рядами. Смотреть на сцену было невозможно. Среди фанерных декораций пожилые актёры с потухшими глазами, выряженные под 17 испанский век, пытались изобразить любовные страсти, говорили не своими голосами то, что утратило даже маломальский смысл. Действие первое стало для меня последним.
ЖИЗНЬ КИПИТ Жизнь - это такая штука, которая всегда кипит. А самовлюблённые политики, утратившие чувство реальности, подбрасывают в котел дрова и поливают бензином. При этом они позволяют себе распоряжаться человеческими жизнями, вообразив себя сверхлюдьми. Увы! Большинство вольно или невольно попадает в кипящий котёл, в самую гущу масс, которые не в состоянии понять, что ими бессовестно манипулируют. Котёл жизни полыхает. И только писатель, не обращая внимания на глуповатую суету воинственных политиков и даже на сами войны, пропуская мимо ушей вопли недоучек о конце света и сходе Земли с орбиты, в тишине пишет слова, по которым будут одушевляться другие поколения.
ФОРМА Держать форму нужно везде и всюду. Невзирая на годы, настроение и погоду. Держать форму внешнюю не так сложно, достаточно пойти в парикмахерскую, сделать новую стрижку, покрасить ногти, подвести глаза, купить по дороге какое-нибудь совершенно ненужное украшение - форма восстановлена. Сложнее держать форму в тексте. Тут нужно полностью отпустить себя от всяких «надо», «должно», пуститься в свободные размышления, диалоги с героями, а потом отсечь всё лишнее и остановиться. В этот момент появляется форма.
ПАУТИНА О, сколько на свете паутин! Паутина родственная, паутина мыслей, паутина отношений, паутина метро, наконец, реальная паутина с пауком в углу комнаты или в лесу. Всю жизнь живем, как мушки, в паутине. Всё опутано! Я постоянно вижу себя внутри заброшенной в лесу избушке, опутанной паутиной снаружи, сквозь которую пытаюсь выбраться на свободу. Рву её, а она растягивается до бесконечности, но не рвётся. Я бьюсь как мотылёк в невидимых сетях, и просыпаюсь, но не теряю надежды выбраться.
ЗА КАДРОМ На экране светит солнце, но я знаю, что за кадром, в другом месте, идёт дождь. На крупном плане молчит известный актёр, но я вижу за кадром оператора с прищуренным глазом и кричащего режиссёра: «Молчи вдумчиво ещё 20 секунд!». Зрители видят на экране результат, сам творческий процесс остаётся за кадром. Для тех, кто участвует в создании - это естественно. Исполнители, часто, даже не предполагают того, каким будет результат. Всё зависит от режиссёра и монтажа. Писатель же создаёт свои произведения наедине со своими героями, мыслями, чувствами. Только от него зависит работа за кадром.
ЧУВСТВО ИЗЯЩНОГО Вершины искусства, недоступные малообразованной массе, рождали в этой массе агрессию, внедряемую в собственное «искусство», которое не выдерживало критики даже с десяток лет. Стремление всё подчинить пропаганде своего ограниченного мировосприятия подавляло творческое начало у создателей «искусства» для масс. Но искусство может быть только для отдельной души, и создаётся великими отшельниками духа. Как к солнцу тянется росток, так чистые души тянутся к изящному, к Тютчеву, к Чехову, к Булгакову… Вдохновению и творческому самовыражению как воздух необходимы свобода и чувство изящного.
РЕБЁНОК Сколько счастья, надежд, любви охватывают родительские сердца с появлением ребёнка! У него должно быть всё самое лучшее с первого дня, благо возможности сегодня не ограничены: разнообразные коляски, кроватки, развивающие игрушки, экологически чистое питание. Родители чётко исполняют график кормления, прогулок, сна. Ребёнок растёт, вместе с ним растут ожидания и надежды родителей, которые не сомневаются в том, что он реализует их несостоявшиеся мечты, непременно будет счастлив и успешен. Родительская любовь растёт вместе с ним, незаметно он превращается в великовозрастного ребёнка, уверенного в том, что всё всегда за него будут делать родители.
ЛЕСТНИЦА Сколько подъёмов и спусков приходится преодолевать в течение жизни, сосчитать невозможно. Важно не их количество, а то, как ты справляешься с ними. Иногда в хорошем настроении буквально взлетаешь по лестнице, не замечая подъёма. В другой раз едва перебираешь ногами по ступенькам, останавливаясь, чтобы отдышаться и, кажется, что у лестницы нет конца. То же происходит, когда спускаешься по лестнице вниз. Всё зависит от внутреннего состояния. По движению человека по лестнице можно угадать его настроение.
ЗНАКОМАЯ УЛИЦА Нет ничего лучше знакомой улицы, с которой связано так много чудесных воспоминаний! Но стоит не пройтись по ней год, как видишь, что здесь появились новостройки, нарушившие облик дорогой сердцу улицы. Проходит время, взгляд привыкает и к этим домам, улица становится по-новому привычной, постепенно образ давно знакомой улицы отдаляется, а то и стирается в памяти. Дома, которые, казалось, выглядели нелепо на знакомой улице, становятся её неотъемлемой частью.
НЕВПОПАД Всё время ловлю себя на том, что думаю невпопад общему настроению большинства населения, одержимого чувством гордости за воинственный патриотизм, торжество серости и агрессивной глупости. Когда толпы граждан бегут восхищаться военной техникой, которая громыхает по историческому центру прекрасного города, я спокойно поливаю свою незабудку. Мне больно и горько слышать, как вместо того, чтобы строить новые города, дороги, заботиться о каждом жители страны, а не об электорате, большинство с пеной у рта ищет виноватых за пределами страны. Борьба с мифическим врагом - любимая забава большинства, и из-за этого заниматься созиданием ему некогда.
"Наша улица” №200 (7) июль 2016
|