Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть семьдесят пятая)

 
 

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть семьдесят пятая)

 

ВОДА ФОНТАНА

Влетаю к небу, падаю в подземелье, захватывает дух, восторг сменяет страх, но жажда вечного движения не даёт мне покоя, после каждого падения взлетаю вновь, чувствую острее, вот, вот достану я переливающимся лучом до облака, коснусь заветной высоты, и вновь на землю ниспаду пылью водяной, чтобы взлететь. Стою вся в брызгах у фонтана, и глаз не в силах отвести.

 

СТАТЬ ЦВЕТКОМ

Если я цветок, что делать? На этот вопрос вообще ответа мне не найти. Чтобы стать цветком, нужно быть очень тихой, бессловесной, незаметной, иначе сорвут прежде, чем успеешь распуститься. Так как же быть? Ответ прост, как дуновение ветерка: сидеть у компьютера и писать свою книгу, которая и станет цветком, который никто не сорвёт. Цветы прекрасны, но век их короток, а мне хочется жить долго, оставаясь молодой, прекрасной. Вот сижу и думаю, каким цветком всё же мне хочется стать больше всего, выбор огромен, но сомнения терзают, хочется быть и тем и этим, а ещё хочется на все цветы смотреть из своей книги.

 

ДНИ УХОДЯТ

Дни ходят, словно люди, сами по себе, хотят - приходят, и уходят, не спросясь. Есть такие дни яркие, что никак не хочется расставаться с ними, но не в моей власти задержать их. Они хранились у меня в заветном сундучке памяти, и в дни ненастные я их вынимала из него, а потом прятала. Дорогих сердцу дней становилось всё больше, и я поняла, что такие дни должны оставаться, и стала их превращать в слова. Мои светлые дни теперь живут сами по себе. 

 

ДРЁМА

Я впала в дрёму, и приснилось мне, что я одна в дремучем лесу. Вот как! Лес дремлет, от этого он и зовётся - дремучий, что ни пройти, ни проехать по бурелому, сквозь чащи его невозможно, я в дрёме, смотрю на небо, а оно тоже в дрёме, затянуто беленой. Тишина. Ни шёпота, ни звука. Как я очутилась в этом лесу первозданном, куда идти? Глаза закрываются, но я понимаю, что нужно искать выход, что нужно дрёму преодолеть. Только я подумала об этом, как увидела белку, которая, прыгая с ветки на ветку, смотрела на меня, как бы приглашая следовать за ней, что я и сделала.

 

УТЕШЕНИЕ

Чем тешусь я, обретая утешение, тем и довольна, как дитя, которое чем бы ни тешилось, лишь бы не плакало. Мои утешения всегда со мной, они всегда готовы прийти на помощь. Воспоминания согревают и утешают меня неизменно, а любовь, которой с младенчества окружена, оберегает от бед, помогает пережить то, что неизбежно в сценической жизни, но главный, неисчерпаемый источник сил - моя литература, в которой я - героиня.

 

ХОРОШИЕ СТОРОНЫ

Так уж люди устроены, что возбуждаются от плохого, от всяческого рода конфликтов, трагедий, а на хорошие стороны внимания не обращают, принимая их как само собой разумеющиеся. Поэтому благожелательность, уважительность, тактичность воспринимаются как должное. Люди повёрнуты к миру хорошими сторонами, поэтому они хорошие, и их так много, что они незаметны в силу воспитанности и культуры, да ещё потому, что постоянно попадают под тяжёлое чёрное грозовое небо плохого, которого очень мало, но оно всегда на виду. 

 

ВОЗРАСТ РЕКИ

Возраст реки равен книгам, исток которых неведом, а финал невозможен. Сколько раз я, маленькая, задавала вопрос реке о том, сколько ей лет, и взрослым о том же, но река только вздыхала устало, а взрослые давали расплывчатые ответы, или как в «Батюшкове» Мандельштама «"который час?" - Его спросили здесь, // А он ответил любопытным: "вечность"». Понадобилось время, чтобы понять, что подобные вопросы не имеют ответов. Вечности не задают вопросы. 

 

ОГРАДЫ ГОРОДА

Ограды, огороды на природе, где стали городиться города, которые всё время огораживали, чтобы защитить себя от весёлых непрошеных гостей, это понятно. Но я не перестаю изумляться тому, что в XXI веке всё большее количество собственников городят ограды, закрывают ворота и калитки. Прежние уютные проходные дворы и дворики, через которые ходило ни одно поколение местных жителей, превратились в крепость. 

 

СУБЪЕКТИВНОЕ

Иногда в голову приходит такое, что диву даёшься, к примеру, субъективность. Определений субъективного много, но то, что я субъект, достойно вздоха. По сути же дела, я считаю свою субъективность объективной реальностью, и в этом смысле нравится мне быть отдельным субъектом среди бесчисленных субъектов. Но стоит осознать то, что моя уверенность в чём бы то ни было свойственна и другим субъектам. И я с ужасом понимаю, что объективность является всего лишь суммой неодушевлённых предметов в субъективном восприятии каждого индивида, и от этого умозаключения у меня кругом идёт голова.  Ах!

 

НЕВЕДОМЫЕ ПТИЦЫ

По-летнему майским днём, когда нежные листочки ещё только едва освободились из ещё вчера тугих бутонов и робко расправляются, чтобы показаться во всей красе, выскочит на дорожку какая-нибудь пичужка с зелёной головкой и красным хвостиком и оранжевым пятнышком на шейке, и, поди, гадай, что это за божественное создание! Пробежала торопливо по дорожке загадочная красавица, насладилась восторгами окружающих, вспорхнула и исчезла в юной листве, где вовсю щебечут и заливаются на все голоса неведомые птицы. 

 

РАННЯЯ ЛИСТВА

Что может быть необычнее и прекраснее ранней листвы с её нежной прозрачной окраской?! Как только робкие листочки с удивлением выбираются из растрескавшихся от переизбытка энергии почек и осторожно расправляются от ласковых солнечных лучей, как только что оперённые птенцы от ласковых прикосновений матери, всё вокруг преображается, словно поэтичный художник добавил удивительно нежные тона акварели, смешанные с золотистыми лучами. При виде этой необыкновенной ранней листвы я сама, как проклюнувшийся весенний листочек, рождаюсь вновь. 

 

НИ ДУШИ

В жаркий полдень на трамвайной остановке не было ни души. И стало так легко на душе в пустынном переулке оттого, что я одна. Представила себе, что всё человечество и есть одна я. Волосы зашевелились от восторженного ужаса, жаркий мороз пробежал по коже. Да, одиночество  высокой поэзии я люблю, когда догадываюсь, что она будет длиться дольше века, а о такой трамвайной остановке можно только мечтать. Прекрасно, когда нет ни одной живой души, тем более с мобильниками. Милый сердцу звон трамвая усилил мой восторг одиночества.

 

ГРИМАСЫ

Достаточно движения бровей или глаз, чтобы изменить выражение лица. В детстве я строила удивительные гримасы, изображая кого угодно, вплоть до неодушевлённых предметов. Это занятие настолько увлекало меня, что я часами стояла перед зеркалом, пытаясь придумать такую гримасу, чтобы наповал поразить друзей, но победа прошла мимо меня. Потом старшая сестра умерила мой пыл, напугав тем, что моё увлечение приведёт к ранним морщинам. Со временем я убедилась в неограниченных возможностях подвижности и выразительности человеческого лица, способного передавать любые оттенки чувств почти бессознательно. 

 

НАПРЯЖЕННОСТЬ ЧУВСТВ

Иногда мгновенно замираешь от красоты увиденного, словно по всему телу пробежал ток высокого напряжения, внезапно появляются силы невероятные, уверенность в том, что ты можешь всё - исполнить арию Аиды, сыграть на рояле второй концерт Рахманинова, написать вместо Малевича свой «Чёрный квадрат». В такие моменты важно максимально поверить в себя. Напряженность чувств для меня есть стимул к действию, которым непременно следует воспользоваться, чтобы не упустить возможность творчески подчинить высокое напряжение. 

 

ДАЛЬНЯЯ ПРОГУЛКА

Решила немножко пройтись, пошла по переулку с волшебными домиками и арками, который плавно перетекал в другой, со сквериками и фонтанчиками, присела на скамейку, послушала мелодию воды, насладилась пением птиц, понаблюдала за тем, как они забавляются с водными брызгами, потом прошла через проходной двор, где торговали воздушными шариками, а один из них, голубой, улетел, долго смотрела из колодца двора на небо, немножко расстроенная вышла на улицу и поняла, что прогулка моя сама собой превратилась в долгое путешествие. 

 

НЕОБУЗДАННОСТЬ

Случается такое бесконтрольное состояние, когда говоришь то, что таится в тайниках души, и наносишь рану близкому человеку. Узда потерялась, не можешь себя укротить. Тут же кручусь в поисках узды, а найдя, сковываю себя до состояния самой вежливой дамы. Здесь уже полный контроль над собой, и не будешь горько сожалеть от выяснения отношений, от неверно сказанного слова, от спонтанной бестактности. Чтобы избежать состояния необузданности стараюсь, по мере сил всегда ходить в узде.

 

ВОЗДУШНЫЙ ПОЦЕЛУЙ

Мы часто беззаботно посылаем воздушные поцелуи, и не заботимся об их значении. А зачем беспокоиться? Они же воздушные, ни к чему не обязывающие. Получать воздушные поцелуи тоже приятно, но не от всех, а только от знакомых. Исключение составляют дети, их непосредственностью можно только умиляться, я им непременно отвечаю тем же, даже посторонним. Со временем я стала воспринимать воздушный поцелуй как выражение нежных чувств дорогих мне людей. Посылать поцелуй даже воздушный незнакомым людям или случайным знакомым мне уже давно не приходит в голову. 

 

СОКРОВИЩА

Звёзды в небе, вода и воздух, лес и горы, цветы и травы - мои несметные сокровища! Они мне не принадлежат, как и творения архитекторов, художников, композиторов, но я владею ими, наблюдая и восхищаясь! А безбрежные художественные миры, созданные писателями, они, собственно, и сделали меня человеком. Сокровища же материальные, смысл и цель жизни многих, приобретённые в собственность, по их мнению, навсегда, на самом деле им не принадлежат потому, что мы-то все здесь только временные наблюдатели, и исчезнем каждый в свой срок.

 

УСКОЛЬЗАЮ

Ускользание происходит так незаметно, плавно, мелодично, что даже не чувствую расхождения кругов на воде дней, не замечаю вращения Земли, смены понедельника на пятницу, второго тысячелетья на третье. Скользят по небу облака, а кажется, что это я там, в вышине, подобно птице, ускользаю. Не успевая насладится таким реальным настоящим, ускользаю в феерическое будущее. Жизнь ускользает быстрой лодкой среди белых лилий, которые ни вяжут, ни прядут. Не успевая оглянуться, ускользаю. Куда? Зачем?

 

МОЁ ЛИЦО

Отражение, которое по утрам приветствует рассвет, каждый раз удивляет несоответствием моим ожиданиям. А с женщиной на фотографиях я и вовсе не знакома. Я так привыкла к своему лицу, что кажется оно мне неизменным. Проходят, как минуты, годы, а я всё та же перед зеркалом, как в детстве, всегда смотрю в своё лицо, с улыбкой, с круглыми, как пуговицы, глазами, с изумлённым восторгом глядящими на меня. 

 

ВЕСЕЛЕЕ

Есть люди, постоянно нагоняющие тягостную тоску, потому что всегда с завидным азартом выискивают плохое, постоянно говорят и видят вокруг неудачи, горе, недоразумения, погружая окружающих в тоску и безысходность. А ведь стоит изменить угол зрения, чтобы говорить и замечать только хорошее, и сразу станет людям веселее. Даже в самой отчаянной ситуации следует стараться не взваливать свою тоску на других, а сохранять доброжелательность, приветливость и быть веселее. 

 

ТРАВА

На первый взгляд, вокруг обычная трава, но сколько в ней травинок! Ни рассмотреть, ни перечесть, лишь только удивляюсь разнообразию названий и безудержной палитре вокруг зелёного в бесчисленных оттенках. Трава в капельках дождя сверкает бирюзой, в ней небо отражается, а жучки и паучки отливают золотом. Но печально, когда люди не развиваются, не читают умных книг, отчего становятся травой. 

 

ДВИЖЕНЬЕ МЫСЛИ

Мысль что-то запредельное ласкает, и уловить её движенье не могу, но чувствую приятные мгновенья в неспешности теченья милых слов, переливающихся из яви в сон. И так прекрасны переливы эти, что я спугнуть боюсь их. Плыву на лодке среди солнечных кувшинок по небесной дорожке навстречу новому рассказу. Не шевелюсь, боясь спугнуть движенье мысли.

 

ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СЧАСТЛИВОЙ

Когда завершаю прогулку, то чувствую себя счастливой, но ещё больше это чувство овладевает мною, когда я заканчиваю очередную страницу наблюдений жизни, перенесённых в книгу. Чувство счастья для меня неразрывно связано с осуществлением задуманного. Нет ничего упоительнее процесса появления на чистом листе ускользающей жизни, которая становится вымыслом, но реальнее самой жизни, когда страницы, следуя друг за другом, превращаются в книгу как бы совершенно самостоятельно. 

 

ОТПУСК

Слово «отпуск» неизменно вызывало у меня ажиотаж. В ожидании очередного отпуска я начинала представлять себя и в горах Кавказа и на любимом Рижском взморье, и на озёрах Карелии, да и Подмосковье постоянно манило меня. Куда? Как? По путёвке или дикарём? Мысленно я вновь и вновь переживала все предыдущие отпуска. Крым особенно сказочен в мае во время цветения, а Кавказ - в октябре, ласковым морем и тишиной. Берег турецкий что-то не манит вновь. В итоге почти каждый год решение принималось экспромтом в последние дни. Настало время бессрочного отпуска, а меня тянет к компьютеру, хочется писать и путешествовать по безбрежному океану литературы путем нескольких кликов. 

 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Когда-то давно мы писали друг другу письма, сообщая о своих впечатлениях. Только приедешь в другой город, как строчишь письмо домой обо всём увиденном и услышанном, и спешишь опустить конверт «АВИА» в почтовый ящик. К примеру, письмо из Томска в Москву шло сутки. Через день ты уже получаешь восторженный ответ и делишься новыми впечатлениями. Такой обмен придавал отношениям особенную ноту, при этом останавливал мгновения в строчках на бумаге. 

 

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Было время, когда на русском языке в высшем свете говорить было неприлично, и царствовал французский. В советский период возникла почти повальная мода на изучение иностранных языков, да и ныне она сохраняется, но вот что касается русского языка у изучающих языки иностранные, тут большая проблема, и пишут и говорят на своём языке неважно. Да и культура речи родной оставляет желать лучшего, но самое печальное то, что это становится нормой, о сми, просто умолчу. 

 

ЛЮБОПЫТСТВО

Любопытство присуще каждому человеку, но высказывается о нём не каждый, хотя каким-то образом добывает нужную информацию. Нетерпеливые сразу обрушивают любопытное на окружающих, как только узнают о нём, спешат сообщить по мобильнику всем знакомым, потому что им невтерпёж продемонстрировать свою осведомлённость, воспитанный же человек примет явление к сведению, и не станет без необходимости использовать любопытную информацию. 

 

БАБОЧКИ

И вот они появились воздушные бабочки, откуда, зачем никак не узнать мне. Бесшумно парят над цветами вестницы лета. Вот одна из них опустилась на ещё жёлтый цветок одуванчика, сложила свои бархатные лёгкие крылышки, что-то прошептала ему и улетела. Светлая, нежная растворилась в небе. А вот над анютиными глазками вьются две солнечные подружки, никак не могут решить каким цветам отдать предпочтение: синим или таким же, как они солнечным. 

 

ХОРОШИЙ КРУГ

О, он принадлежит к хорошему кругу! Этого уже достаточно для характеристики человека, чтобы наладить с ним знакомство. Но каждый понимает «хороший круг» по-своему, для большинства он притягателен тем, что там крутятся большие деньги, и пускают в ход всю хитрость ума, чтобы выйти на нужных из этого круга людей, а когда связи налаживаются, круг этот растёт и ширится с годами и никогда не разочаровывает. Как тут не вспомнить нашего дорогого Островского с его «Доходным местом»!

 

ОТТЕНИТЬ РАЗЛИЧИЯ

Даже у близнецов есть различия, но как их оттенить? Для этого необходимо желание каждого из них стать личностью, смиренно и снисходительно относиться к мнению окружающих, самим быть, а не казаться. Можно оттенить мысль интонацией, можно оттенить внешность, например, необычным аксессуаром. В творчестве вариантов множество: свет, тень, оттенок, настроение, но всё это можно передать словами - вот и найден ключ! Оттенить различия можно бесконечной палитрой слов! 

 

 

"Наша улица” №223 (6) июнь 2018