Маргарита Прошина "Задумчивая грусть" заметки (часть восемидесят вторая)

 
 

ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ

заметки

(часть восемьдесят вторая)

 

ВЫМЫСЕЛ

Иногда полёта мысли не хватает. Кажется, что никак не научусь этому. И вдруг вижу золотой купол храма. Господи! Ведь это же вымысел! На осле въезжаю в Ершалаим!  То, что создано древними, вроде бы есть вымысел, а поди ж ты, толпы на Пасху ломятся на службу под управлением этого выдающегося вымысла. Или Герой спрашивает у Бездомного: «Хороши ваши стихи, скажите сами?». - «Чудовищны! - вдруг смело и откровенно произнес Иван». Не говорю уж о том что «над вымыслом слезами обольюсь»! В итоге можно сказать, что реальность иллюзорна, а вымысел бессмертен. И эта дорога ведёт к Храму.

 

ДНИ ЖИЗНИ

Дней жизни были тысячи, и столько же ночей, но это никак не влияет на саму жизнь, на то был ли в ней смысл. Дни жизни, как снежинки мягко опускались на меня, едва касаясь, и исчезали, как будто их и не было. Но я долго даже не задумывалась об этом. Так и жила, наслаждаясь их мимолётностью, но однажды мне сказали, как бы вскользь, что я бесследно исчезну, так же, как и дни моей жизни. «Но я же всё могу вспомнить, - подумала я, но с ужасом поняла, что помню только отдельные дни, - а куда пропали остальные?» Но мне никто не мог помочь. А вот книги, которые я читала несколько лет назад, например, помню гораздо лучше, чем дни той поры, когда я их читала. «Всё, хватит болтать и тратить время на пустяки, решила я, и стала записывать свои прекрасные мгновения. 

 

НА СВЕТЕ МНОГО УЛИЦ СЛАВНЫХ

Частенько напеваю про себя эту песенку, когда иду, скажем, по Сретенке или Маросейке, Воздвиженке или Солянке, они мне стали родными, мне каждый дом знаком, мне всё на них мило - особняки и доходные дома, дворы, герани и столетники на подоконниках. В моей судьбе Москва стала главной, я хожу по невероятно прекрасному городу, и никак не могу его пройти, потому что для меня - это моя Москва, город литературы, только успевай раскланиваться с писателями и их героями всех времён. Да, меняется столица, так было всегда, больно видеть утраты, но нельзя не признать того факта, что сегодня город стал намного комфортнее, набережные, парки, бульвары, скверы! «Мне все здесь близко, все знакомо», - напеваю я, именно здесь я встретилась со своей любовью… 

 

ИЛЛЮЗИЯ ЖИЗНИ

Она такая реальная наша жизнь, насыщена разнообразными событиями, которые в момент их возникновения кажутся такими важными, что ты невольно погружаешься в них полностью, откладывая на потом то, чему собирался посвятить жизнь. Мелькают со скоростью света каждого дня годы, а ты осознаёшь вдруг, что с трудом можешь восстановить в памяти картины детства, юности, сорока лет, пятидесяти, когда этот реализм превращается в сон с открытыми глазами, в иллюзию жизни, и ты осознаёшь, что не жил, а только собирался.

 

КАЛЯГИН ПОВЕРНУЛСЯ К МЯСНИЦКОЙ

Сначала театр «Et cetera» появился спокойно и незаметно в Бобровом переулке. Стоял себе, как бы вдали от людского потока, который обходил его стороной. Пока москвичи привыкали к его местоположению, а всё истинное делается медленно, постепенно, шаг за шагом, он вдруг вынырнул на саму Мясницкую, вспыхнул огнями на лучшем месте Москвы, и всё вокруг преобразилось! «Как! Откуда!?» - удивлённо восклицают прохожие. Да, грандиозное здание Театра Калягина с парадным входом украсило площадь Мясницких ворот, именно так создаётся всё поистине прекрасное, особенно в литературе тихо и без застолий.

 

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ

Множественность вариантов в жизни и в творчестве поражает и пугает, трудно отказаться от того и от этого, глаза разбегаются, голова кругом идёт, когда буквально сходишь с ума, не в состоянии остановиться на чём-то одном. Так сиюминутные соблазны, которых не счесть, пытаются закружить нас в своём вихре, и многие погружаются в них, не замечая быстротечности жизни. Из множественности выбрать что-то одно, какое-то своё дело, и множество сил ему посвятить, чтобы его преумножить, дано единицам, которые, создавая свои миры, и подчиняют себе это множество.

 

ПОСИЖУ НА СКАМЕЙКЕ

Страстной бульвар преобразился, стал прозрачным Рахманинов в свете вечерних огней, и в душе моей засверкали праздничные огоньки, с которыми я свернула на Петровку, где буквально через минуту раздался мелодичный колокольный звон, я в восхищении присела на скамейку напротив Высоко-Петровского монастыря, чтобы насладится им. Сердце моё возрадовалось, повсюду в Москве появились скамейки! И справа и слева, а саму проезжую часть заузили до одного ряда машин, намекая им, что не надо сюда ездить, потому что Москва - это музей, театр, картинная галерея, открытая книга! Москву нужно внимательнейшим пешеходным образом изучать, впитывать, читать, любить.

 

РАВНОВЕСИЕ

При виде ребёнка, который пытается сделать первые робкие шаги, мы умиляемся, а он, теряя равновесие, пытается найти опору или садится, чтобы обрести уверенность, а мы поддерживаем его и призываем попробовать ещё раз. Так в переходе в вертикальное положение осваивается равновесие, а мы забыли о своём привыкании к равновесию, когда впервые встали на ноги, почти как настоящие люди, и опять падали, чтобы подняться, но почему-то многие из нас, научившись ходить, утрачивают психическое равновесие, постоянно вступают в споры, кричат, ругаются, затыкают друг другу рты. В жизни не раз бывают случаи потери равновесия, и только те из нас, которые работают над воспитанием себя, умеют его восстанавливать.

 

ОГОНЬ

Всюду огонь, даже тогда, когда его не видим, когда горит сердце, когда горят светила, когда горят фонари, когда горит бензин в двигателе, вращая планеты вокруг горящего солнца, когда загораешься от классического текста, от глубины слов, когда воспламеняешься от симфонической музыки, от поэтичной интонации! Огонь творчества завораживает возвышенных людей, поднимая их ещё выше, к самым небесам. В таком вдохновенном огне сгорают глупость, зависть, ненависть, а огонь любви и творчества согревает и освещает всё вокруг!

 

ВЕЩЕСТВО

Всё состоит из веществ, повсюду вещество, и даже буквы вещают мне о вещественном мире, предлагая проникнуть в невидимое вещество. Осознание того, что «пустота», «вакуум», «безвидность» тоже наполнены веществом привело к замешательству, когда я впервые узнала об этом, а затем меня совершенно поразило всесилие Слова, которое вскрывает всё на свете. Привычка всё увидеть и почувствовать - столь сильна, а непостижимость, множественность вещества столь загадочна, что не может не восхищать.

 

ВЕТЕР

Дыханье ветра оживляет местность, спокойную до такой тишины, что начинается свист в ушах и слышно биение собственного сердца, которое и, кажется, вызывает ветер, деревья наклоняются друг к другу, чтоб совершить воздушный поцелуй, но вкрадчивый ветерок уносится дальше в поисках своей любимой. Ветер лёгкий, светлый, едва касаясь нежных лепестков цветущей сирени, благоуханно летит туда, где ещё холод и заснеженные льды. Ветер приносит перемены настроений и погоды, и я постоянно нахожусь в состоянии ветрености, ах, до чего же я ветреная, переменчивая, впечатлительная и мимолётная, что даже не пытаюсь понять, что к чему!

 

РИТМ

Не хочешь ритму повиноваться, так всё равно он тебя затянет, и будет день, и будет ночь, и будет детство, и будет старость. Так было и так будет. Как важно наполнить течение дней смыслом, задать ритм, соответствующий моим желаниям и потребностям в самовоспитании, развитии. Постоянные повторения и занятия чтением, творчеством - верный путь к достижению результата и обретение мастерства.

 

ТВОРЧЕСТВО

С детства постоянно пополняй свой сосуд тем, что создавали веками до тебя, работай каждый день, ведь творчество предполагает постоянную самоотдачу. Наградой же тебе будет упоительный творческий процесс, когда выносишь из души на чистый лист пространства всё то, чего не существовало до тебя, используя простейший материал - алфавит, из которого создано всё на свете, но ты найди новые комбинации из букв и слов, чтобы создать свой неповторимый мир. 

 

СУЩЕСТВО

Есть только то, что существует, а существует сущность та, которая выражена в слове. Слово же состоит из букв, их в нашем букваре всего 33, а возможности по образованию слов - бесконечны. Это для меня и есть самое главное чудо. Слово создаёт существо,  обеспечивает существование, определяет сущность. Аз сущий! Появляется на свет нечто существенное, само по себе, из одной любви. Но пока к нему не будет прикреплено слово, хотя бы в виде имени, оно не существует, следовательно, именно слово создает всё сущее. 

 

ХРАМ

На улице скользко и многолюдно. А настроение у меня тревожное. Такой уж выдался день, что неприятности одна за другой преследуют меня. В порыве сочувствия к себе любимой нахлынули обиды, которые когда-то я пережила, забыла о них, а они притаились, оказывается, и накрыли меня лавиной. Мне стало трудно дышать от жалости к себе, я свернула в переулок и увидела вросший от времени в землю белый храм. Я вошла в него. Забыто всё для всех, все беды мира угасли при сиянии огней, душа чиста и просит песнопений… 

 

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Преображенка за Сокольниками раскинулась промышленно-трамвайными путями. Тут полк Преображенский стоял, а там - куда трамвай спешит по валу - Семёновский. Внимание привлекает восстановленный Храм Преображения Господня, напоминающий о былых временах. Смешались времена и нравы. Вон детская библиотека, где я была не раз. А милый сердцу звон трамваев с улыбкой говорит о смешении стилей да извечной суете. И пусть сегодняшняя Преображенская площадь больше похожа на транспортную развязку, в ней есть что-то загадочное, покрытое тайной преображения. 

 

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ

От «Метрополя» наискосок в вечерних огнях окидываю взглядом красивейшую Театральную площадь. До чего же она гармонична! Величие здания Большого театра и такие московские жёлтые особняки театров Малого и Детского по обе стороны от него создают единый архитектурный ансамбль, здание «Мюр и Мерилиз», сияя огнями, вызывает праздничное ощущение сказочного замка, в который прямо со сцены Большого вот-вот впорхнёт на свой первый бал Золушка, а Театральный фонтан, словно струящийся музыкой, переливающимися разноцветными нотами, так и манит впасть в волшебное детство. 

 

ПЛОЩАДЬ ТВЕРСКОЙ ЗАСТАВЫ

Когда-то здесь парила арка. Ох, время! Переставляет с места на место дома и памятники. Теперь вернулся любимый трамвай, на котором мы поедем с тобой по Лесной. Площадь не узнать не только со стороны вокзала - но и от Бутырского вала. Авангардная архитектура воспринимается ныне вполне привычно, поскольку смешение эпох и стилей свойственно Москве. Отреставрированная беленькая церквушка на фоне современных зданий напоминает мне о старине. Белорусский вокзал устал встречать и провожать пассажиров. С угла - кольцевая линия метро, с другого угла - замоскворецкая. Отсюда все края земли близки. Линией проспекта к «Динамо» летит Питерская, вдоль которой цыгане в красных розах на тройках мчатся к Яру. 

 

НОВАЯ ПЛОЩАДЬ

Какая же прелесть пройтись в свете удивительных вечерних огней по Новой площади, посидеть на удобной скамейке напротив замечательного Музея Истории Москвы, который открыл мне Москву прежнюю, окружённую Китайгородской стеной, улочки и дворики Зарядья - всё это так живо предстало передо мной, как будто я бродила там не раз. Время творит чудеса - стирает границы того, что было до меня, и я чувствую себя то современницей Достоевского, то стою рядом с Гоголем на балконе дома Пашкова. А неумолимое время мчится с нарастающей скоростью для меня, вот уже и сам музей перенёсся в Провиантские склады, а я продолжаю ходить по его залам здесь, на вечно Новой площади, пытаясь его сдержать. 

 

БИРЖЕВАЯ ПЛОЩАДЬ

Однажды жарким летним днём, выйдя из Старопанского переулка, я увидела на Биржевой площади необычное полупрозрачное облако, при абсолютно безоблачном небе, и подумала, что это мираж. Поморгав несколько раз, полагая, что видение исчезнет, я приблизилась к нему и ощутила желанную прохладу. Фонтан! Как!? Откуда!? В самом сердце Москвы на старинной Биржевой площади!? Я подошла ближе и просто как рыбка напротив Рыбного переулка хотела нырнуть в манящую его гладь. Струи этого оригинального фонтана бесшумно обтекали нечто подобное монете и скользили в водную гладь. Я присела на парапет, вдыхая спасительную влагу. Строгая деловая площадь совершенно преобразилась и я, вдыхая прохладу, воспарила над Китай-городом. 

 

СУВОРОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Суворов с Достоевским обсуждают репертуар Театра Красной Армии, перед величественной его громадой с античными мотивами, наполняющими эту площадь, и Екатерининским уютным парком. Конечно, Фёдор Михайлович видел все постановки внука Сталина режиссёра Бурдонского. Дух писателя незримо преследует меня. Я не раз встречала его в парке, в сумерках, когда зажигаются звёзды и включают фонари, когда музыка звучит в Екатерининском дворце, где кружатся пары, среди которых мелькает тень Раскольникова с поблескивающим топором в поисках банкиров. Только Суворов безучастно наблюдает смену времён и сезонов, вечернюю суету и дневной покой, готовясь к переходу через Альпы. 

 

ТРУБНАЯ ПЛОЩАДЬ

Станция метро «Трубная» самая, на мой взгляд, красивая и очень глубоко спряталась от реки Неглинки, которую я так ясно представляю себе здесь, ах, как бы она в обрамлении прекрасной набережной украсила Москву! Рядом со станцией метро кипит людской котёл вдоль рядов рождественской ярмарки, заваленных молочными поросятами, гогочущими гусями, куличами, орехами, и прочей снедью. Я с трудом протискиваюсь между рядами, чтобы попасть в трактир «Эрмитаж» и отведать знаменитый на всю Москву салат от самого автора, господина Оливье, и у входа в него сталкиваюсь с Чеховым, который любезно пропускает меня. 

 

БОРОВИЦКАЯ ПЛОЩАДЬ

Один из прекраснейших домов Москвы - дом Пашкова долгие годы парил на Ваганьковском холме над Боровицкой площадью. Именно, поднявшись на его бельведер, Гоголь воскликнул: «Как это зрелище напоминает мне вечный город!». Здесь же состоялась встреча Воланда, Азазелло и Левия Матвея. Долгие годы дом Пашкова возвышался над Боровицкой площадью, совершенно затмевая её, но с появлением на зелёном пятачке, прозванном "лужайка Никсона", несоразмерного месту памятника князю Владимиру, он утратил, к сожалению, свою лёгкость и воздушность. Гигантская скульптура разрушила красоту и гармонию Боровицкой площади. Но время сглаживает острые углы…

 

ХИТРОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Обычно на Хитровской площади почти безлюдно, пожалуй, только художников с мольбертами привлекают эти места. Овеянная легендами, былями и небылицами Хитровская площадь представляет собой тихий уголок исчезающей Москвы, а от старых камней веет теплотой, и чувствуется дух старомосковский. Новый сквер с фонтаном и скамейками так и манит насладиться покоем, отдохнув, иду к Хитровке от Воронцова поля, минуя Покровский и Яузский бульвары, Подколокольным переулком и любуюсь захватывающим, потрясающим видом на Ивана Великого и купола кремлёвских храмов на фоне высоток делового центра Красной Пресни! 

 

ТРИУМФАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ

В центре площади вокруг советского социалистического памятника представляю себе другой памятник, которому соответствует необычный сквер с разнотравьем сельских лугов, с дубами и елями. При этом так приятно открыть здесь томик Мандельштама: «Да обрeтут мои уста // Первоначальную нeмоту - // Как кристаллическую ноту, // Что от рождения чиста...» Да обретёт триумф поэзия Серебряного века, для умного молчанья человека, наполненного многозначьем дум! Взлетаю на магических качелях, вдыхая аромат родных растений, и вижу мандельштамовские ели с печалью исторических мгновений.

 

ПУШКИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Вижу на месте невнятного концертного зала на площади восстановленный Страстной монастырь, Пушкина на прежнем месте, в начале Тверского бульвара, по которому он прогуливается. Ошибки следует исправлять. Десятилетиями взрывали, разрушали, передвигали, потому что не имели представления об истинном творчестве, поскольку весь народ в едином порыве ни памятника не создаст, ни книгу не напишет, поэтому долгие годы у нас в части были заказные критики и представители так называемой «советской интеллигенции», а точнее чиновники при должности. Вот откуда разгул безвкусицы и заместителей искусства, которые в едином порыве за достатком объясняют, «что такое хорошо и что такое плохо». Вот какие мысли нахлынули на меня на Пушкинской площади. 

 

СЕРПУХОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Увы, некогда здесь были Триумфальные Серпуховские ворота, исчезли и они, но именно в этих местах я постоянно вспоминаю стихотворение Цветаевой «домики старой Москвы»: «Слава прабабушек томных, // Домики старой Москвы, // Из переулочков скромных // Всё исчезаете вы, // Точно дворцы ледяные // По мановенью жезла. // Где потолки расписные, //До потолка зеркала?..» К площади этой стекаются улицы дорогого мне Замоскворечья - Большая и Малая Полянки, Якиманки, Ордынки, исхоженные мной много раз в любую погоду. Серпуховская площадь не славится архитектурными памятниками, но именно этим она меня привлекает, там, где сближаются улицы Замоскворечья, она сохранила облик Москвы купеческой. 

 

ЧИСТЫЕ ПРУДЫ

Со снегом стали чистыми чудесные пруды, когда палатки с пивом удалили, и на бульваре всё преобразилось вновь - исчезла суета, покой и красота царят вокруг. Замёрз уж пруд, волшебным зеркалом сияет в предновогоднем свете фонарей, легко кружатся пары по нему под музыку зимы, деревьев седина переливается от множества гирлянд. Прекрасны, как и прежде Чистые пруды. 

 

РЕКА ЧЕРТАНОВКА

Свои бурные воды несёт река Чертановка из Битцевского леса, попутно украсив Северное Чертаново двумя прудами, оживляя ими скучный Балаклавский проспект своими водами, затем подземными путями, преодолевая железную дорогу, проспекты и улицы, ныряет в Верхний Царицынский пруд. Незаметна и скромна река Чертановка, но там, где ей удаётся увидеть небо, она и напоит птиц, и утолит жажду прибрежной зелени, и усладит слух прохожих своим журчанием.

 

КАНАЛ ОБВОДНОЙ

ОбводнЫй, или обводнОй? Я говорю: «обводнОй». Решила нынче я охлестнуть остров Балчуг по набережным и полюбоваться пешеходными мостами через него. Иду вдоль канала по Болотной набережной в Репинский сквер, в котором в годы беззаботной молодости мы весело проводили время, тогда ещё не было Лужковского пешеходного моста, и мало кто наведывался сюда. Стоит, по-прежнему, одиноко печальный Илья Ефимович во мраке и смотрит на толпы жаждущих искусства посетителей Третьяковки, которые спешат насладиться искусством. Памятник Репину необходимо подсвечивать, особенно в осенне-зимние дни. Замоскворечье открывается во всей красе, а особняки на Кадашевской набережной напоминают о прежней, купеческой Москве. Обогнув дом Музыки, я продолжила путь по Садовнической набережной и вот уже передо мной «Река Москва в четырёхтрубном дыме // И перед нами весь раскрытый город…» Дам и справку: Водоотво́дный кана́л (Обводно́й канал, Водоотводно́й канал, Обво́дныйканал, Канава) - проложен в 1783-1786 вдоль центральной излучины Москвы-реки вблизи Кремля. Вместе с Москвой-рекой образует остров Балчуг. Длина канала 4 км, ширина от 30 до 50 м, глубина около 2 м. Через канал переброшено 11 мостов, в том числе 5 пешеходных.

 

 

"Наша улица” №230 (1) январь 2019