ЗАДУМЧИВАЯ ГРУСТЬ заметки (часть восемьдесят девятая)
В МАЛЕНЬКОЙ ЦЕРКВИ На углу переулков в летней зелени спряталась маленькая церковь, старинная, тайная, в ней пустынно прохладно и тихо, древний воздух тревожит потемневшие лики святых и, быть может, я святой становлюсь от поэзии вечной. Здесь обрели свою вечную жизнь слова, благодаря которым появилось всё вокруг - зелень, переулки, маленькая церковь, лики святых, поэзия. Я и всё, что меня окружает.
НА СТАРОЙ УЛИЦЕ На старой улице капитальные дома мне говорят о старом веке, сто лет назад они громадами здесь выросли плечом к плечу, фундаментально, с гранитным цоколем, с рельефами и барельефами, чтобы музеем под открытым, как говорится, небом стать теперь же я с удивлением встречаю новые здания , иногда они выглядят соответственно своим соседям на старой улице, но при виде совершенно нелепых вставок , нарушающих облик старой улицы, я успокаиваю себя тем, что это и есть Москва, поскольку и на месте привычных мне старых друзей в камне, некогда стояли совершенно другие строения, которые исчезли безвозвратно, ведь нет ничего вечного на этом свете, как и на том.
РОЖДЕСТВЕНКА Всё говорит в Москве о тайне нашего рождения, особенно на Рождественском бульваре, и еще больше на улице Рождественке, а уж совсем явственно излагает наше явление на свет Божий старинный Рождественский монастырь: «Тайна сия велика есть». Тайна эта волнует каждого из нас в течение жизни, в детстве на вопрос о чуде рождения, существует невероятное количество ответов, затем приходит знание, но понимание этого чуда доступно лишь тем, кто проник в глубинную суть, которая есть тайна, сижу на Рождественском бульваре и пытаюсь дойти до самой сути.
ПЕТРОВКА Камень есть Пётр, Петровка вся сплошь из камня, на том стоим и стояли, на камне вырубая петроглифы, Петровский переулок с каменным красным лубком театра, улица Петровка ведёт к Петровскому монастырю, который утверждает силу веры Христовой, ибо сказал Иисус: «На сем камне Я создам Церковь Мою». Многое претерпел сей ансамбль в камне, но выстоял и украшает Великий город своими куполами и архитектурным ансамблем.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПЕРЕУЛОК Как долго он скрывался в советские времена под псевдонимом «Телеграфный», и вдруг открылся всею красотой Воздушной башни Меншикова, любуясь которой, прохожу с Чистопрудного бульвара в Армянский переулок через изгиб в Сверчковом. Прежде чем вновь стать Архангельским, много названий сменил этот переулок с XVI века. Стоят, плотно прилегая друг к другу, жилые и доходные дома, сохраняя историю в камне безмолвно на протяжении веков. Каждый раз, прогуливаясь по этому переулку, я открываю всё новые украшения и архитектурные находки архитекторов, память которых хранят их постройки.
СТАРОСАДСКИЙ ПЕРЕУЛОК Москва цвела в веках садами, с лесными птицами в цветах, так на месте старых садов, память о которых хранят летописи XV века, возник один из чудесных и доныне тихих переулков переулков Ивановской горки, расположенный между Маросейкой и улицей Забелина, Старосадский переулок с лютеранским собором, скверами, усадьбами и доходными домами. Мне же он особенно дорог тем, что хранит память об Осипе Эмильевиче Мандельштаме, который жил в этих местах, и здесь во дворике открыт первый в Москве памятник ему, а сам сквер москвичи стали называть Мандельштамовским. Прислушайтесь к птичьим голосам, они щебечут стихи Поэта, который так же, как и они, никогда не был ничьим современником.
ХВОСТОВЫ ПЕРЕУЛКИ Как будто беличьи хвосты мелькнули на полянке, и вот в себя погружена, иду я по Москве, Хвостов один, Хвостов другой по улице Полянка, вот только белок не видать, но вот мелькнул пушистый хвостик. Я поспешила вслед за ним и на Полянке малой увидела с пушистым хвостиком и ушками бабочкой миниатюрную собаку, которая, как выяснилось при знакомстве, оказалась породы папильон по кличке Джимик. Знакомство наше состоялось у подворья Пантелеймоновского Афонского монастыря, мимо которого Джимик ежедневно проходит не менее дух раз.
ОБЫДЕННОСТЬ Приедается всё, как писал Пастернак, всё становится обычным, наступает безразличная обыденность, но сие не касается трёх Обыденских переулков, запечатлевших в камне движение столетий, застроенных солидными домами, которые строились не один день, в отличие от церкви Ильи Пророка Обыденного, построенной по преданию за один день по обету. Храм этот является самым почтенным по возрасту из всех строений Обыденских переулков, он и Льва Толстого помнит и гостей, и почитателей его.
ЧИСТЫЙ ПЕРЕУЛОК Чиста Москва отныне и вовеки, и даже пречиста, о чём Пречистенка поёт, рифмуя песню с Чистым переулком, который берёт своё начало от Пречистенки, как и положено, ведь вокруг музеи и посольства. Здесь все чисты духом, ведь именно в Чистом переулке находится патриаршая резиденция. Именно в этом переулке Булгаков написал «Собачье сердце», «Роковые яйца» и «Дни Турбиных». В тишине иду по переулку, а в душе звучит музыка Танеева из окон его дома, в котором теперь находится музыкальная школа его имени.
ВРЕМЕНА ИЗМЕНИЛИСЬ аждый день ловлю себя на мысли, что времена изменились. Не календарные, они сами по себе крутятся по кругу, а визуальные. Новые картины появляются одна за другой. Москву я воспринимаю как музей, как галерею, она хорошеет на глазах, прогуливаясь по Рождественскому бульвару, я любуюсь фасадами особняков с одной стороны, как свидетелями минувшей эпохи, и современниками эпохи модерна начала XX века с другой, замираю перед парящим в небе храмом Сретенского монастыря, который возник на моих глазах. А вид ухоженных скверов и парков, разнотравье на площадях и улицах любимого города поднимают настроение, и я отдыхаю на скамейке под пение лесных птиц, которые вместе со мной любуются Вечным городом.
ЛИНИИ МЕТРО И едешь бесконечно от окраины к центру по одной линии метро, как бы идёшь по коридору, которому нет конца, нет хода ни направо, ни налево, на старой кольцевой вагоны пустеют, массы устремляются на спасительные пересадки, чтобы попасть на другие линии, продолжив бесконечный путь в совершенно ином направлении, и так каждый день в подземных туннелях проходят часы жизни земной. Но без метро в таком мегаполисе, как Москва, жить невозможно. Поездки на машинах превратились в такие пробки, что утратили прежнюю привлекательность. Как не хватает ещё как минимум двух колец метро и пересадок на радиальных линиях. С нетерпением жду открытия Большого кольца метро.
ЧУВСТВО МЕРЫ На Тверском бульваре с радостью обнаружила отсутствие безвкусных цветочных арок, стендов и прочих конструкций. Бульвар стал графичен и строг, как и подобает классической архитектуре, отличительной чертой которой является чувство меры, отсутствие которого в жизни многих приводит к печальному результату, когда я это поняла, жизнь моя приобрела художественный смысл. Ещё в детстве мне пытались объяснить, что всё хорошо в меру, но я никак не хотела понять это, если вырывалась гулять, то до темноты, если есть косметика, то - всё на лицо, хорошо ещё, что это было лет в 12-14, а потом восхищённо замирала у зеркала. С тех пор я поняла, что лучше переболеть отсутствием чувства меры в юности.
ОТ ПРЕХОДЯЩЕГО К ВЕЧНОМУ Жизнь скоротечна, а вечное близко, но как за него ухватиться? А просто, стать книгой, где жизнь мелодична, беспечна и бесконечна, но как ею стать!? Душу буквами выписывай, начитавшись Гоголя или Кафку, или других, подобных названным авторам, их очень много «счастливцев праздных», а судьбу твоих произведений решат потомки, один прочтёт, другому скажет, о чём ты не узнаешь, пиши не думая ни о чём, умней душой, набирайся мастерства, а в результате появится книга, и ты незаметно от преходящего к вечному перенесёшься.
НЕДОСКАЗАННОСТЬ Как много в недосказанности смысла! Достаточно обрывок стихотворения вспомнить, скажем, «дано мне тело, что мне делать с ним…», как всё вокруг преображается, когда вслед за Поэтом понимаешь, что и ты можешь вырастить цветок, стать садовником, живущим творчеством, дышащим свободно, чтобы на стекла вечности легло твое дыхание.
БЕСЕДКА Стоит беседка белая на краю обрыва. Дует ветер, качаются ветки, а мы с тобой сидим под щебет птиц в ней, ведём беседы умные об этом и о том. Беседка для беседы с умным человеком - благодать. Я слушаю, внимая словам твоим о самовыражении, о творчестве свободном, о силе слова, его силе, его жизни вечной и думаю о том, что беседу эту нужно записать.
КРИСТАЛЛ СОЗНАНИЯ Кристалл сознания! Сочетание двух слов этих так прекрасно сияет и переливается, что ослепляет. Неужели в каждом из нас он присутствует!? Я с необычайным волнением пытаюсь приблизиться к нему, но он мгновенно скрывается за холодным сиянием. Всё внешнее лишь образы моего сознания, его кристалл, весь мир во мне, но я почти воздушна, никто не видит мира моего в моём сознании, а я, пытаясь познать его и описать, теряюсь от его безграничности и многомерности.
ТАГАНСКАЯ ПЛОЩАДЬ Таганская площадь с седьмого холма оглашает Москву надрывным хрипом Высоцкого. И кажется, что так было даже когда в начале Воронцовской улицы был известный на всю Москву Таганский мясной рынок, вокруг охотно селились купцы, втихомолку наживая денежки в торговых рядах, которые разделяли Таганскую площадь на Верхнюю и Нижнюю. Таганка являлась для Москвы вторым Замоскворечьем. Но неумолимое время изменило облик площади. С появлением станции метро она изменилась до неузнаваемости и в минувшем веке славилась, прежде всего, театром, его главным режиссёром-основателем и актёрами. Таганка ассоциировалась со свободой и творчеством. Но поскольку ничто не вечно в этом мире, кроме письменного стола.
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ С жизнеописанием у большинства людей просто беда, сказать нечего, на полстранички автобиография лежит в отделе кадров, но бывает и хуже - остаётся прочерк между датами рождения и смерти. Сейчас наблюдается повальное увлечение селфи, ради необычного кадра любители готовы рисковать своим здоровьем и даже жизнью, но проходят годы и отношение к подобным кадрам меняется кардинально, и они, не подписанные, не ясно, кто изображён, исчезают так же, как и сами их любители.
ПИСАТЕЛЮ АЛЕКСЕЮ НЕКРАСОВУ-ВЕБЕРУ - 60 Написать свою жизнь через образы, то есть стать писателем, доводится немногим. Ненапрасно Некрасов вебер переложил на свой лад житие Ильи Муромца. В этом есть тайный смысл собственного творчества, когда после жизни в жизни начинается жизнь в тексте. К своему 60-летию Алексей Геннадьевич это понял окончательно, поэтому пишет каждый день, публикуя свои произведения в журнале Юрия Кувалдина «Наша улица». В свою очередь Юрий Кувалдин в преддверии этого юбилея снял Алексея Некрасова-Вебера в своём фильме «Изображение».
АРКИ Величественные арки заставляют подтянуться, сосредоточиться, восхититься. Как бы выглядел парк культуры без грандиозной арки, которая придаёт ему торжественность и триумфальность. Да и в качестве архитектурных украшений зданий и усадеб арки придают им величие, историческую ценность, вне всякого сомнения, подчас отсылая напрямую в древний Рим, другое дело арки из искусственных цветов, которые порой появляются в центре Москвы, которым место на привокзальных площадях убогих городов или на сельских ярмарках. В столице же они выглядят неуместно и нелепо, нарушая красоту Москвы. Но больше всего мне милы арки сияющих радуг над Москвой.
ЧИСТЫЕ ДУШИ Младенец! Он с чистой душой, ничем не загруженной, приходит в этот мир, смотрит и не понимает, лепечет что-то нам недоступное, машет миниатюрными ручками с малюсенькими пальчиками, дергает розовыми ножками. Ему необходимы любовь и забота, но не только это важно дать ему с первых дней явления на свет, необходимо научить его самостоятельно мыслить, беречь чистоту души воспитать жажду знаний, окунуть в безбрежное море искусства и учить свободному плаванию в нём. Если вы с этим справились, значит и ваша жизнь удалась!
НА БОЛЬШОЙ ГРУЗИНСКОЙ На Большой Грузинской свет вечерний золотится в капельках дождя, щебет птиц сливается с торжественным звоном колоколов Храма Георгия Победоносца в Грузинах, над которым уплотняются чёрные тучи, концентрируются, находя разность потенциалов, чтобы вонзить в крест громоотвода ослепительную кривую кардиограммы молнии. И мгновенно обрушивается ливень. Я едва успеваю раскрыть зонт и бегу в храм. Останавливаюсь у стрельчатого окна. Дождь свисает плотным занавесом небесного театра. Из глубины храма начинает слышаться пронзительный скрип, как при евроремонте в новых квартирах. Иду туда. Священник помахивает кадилом, цепь которого увешана металлическими пластинками и именно они издают подобный звук.
ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ О вечных истинах почти не вспоминаем, потому что они кажутся настолько простыми, что в век интернета и мобильников кажутся плоскими, штампованными, но как от них не отмахивайся, сколько не подвергай сомнениям, в моменты этих сомнений и печалей мысли невольно вновь и вновь возвращаются к ним, и я убеждаюсь в их непоколебимости. Не перестаю удивляться тем людям, которые с гордостью объявляют о том, что нет ни Бога, ни чудес и требуют доказательств их существования, вместо того, чтобы задуматься о чуде своего появления, о каждодневных чудесах, которым нет конца.
В НОВОМ СВЕТЕ Давно известное, примелькавшееся, однажды неожиданно предстаёт совершенно в новом свете, и ты никак не можешь себе простить того, что так долго не замечал этого. Порой на то, чтобы увидеть примитивность сложного и невероятную многогранность очевидного уходят долгие годы, а истинный взгляд на давно известное открывается внезапно и, конечно, этому способствует сентенция Антона Павловича о сестре таланта по имени «Краткость»… «Как я раньше этого не понимала! Невероятно!» - восклицаешь ты потрясённый этим.
ПОРЯДОК МЫСЛЕЙ Как привести мысли в порядок? Да и можно ли уловить нечто мелькающее, клубящееся в голове? Но когда поймешь, что мысль выражается только словами, тогда всё встаёт на свои места, просто нужно сосредоточиться и уловить неясные потоки впечатлений, дать им названия и последовательно записать их, ибо мысль существует только в книге. Прочтя записанное, в голове наступит ясность, потому что слова покажут мысль в полном объёме и далее направят меня в нужном направлении, а в результате я буду с изумлением читать текст, который возник совершенно самостоятельно благодаря устному размышлению, давшему импульс к записи.
НАСУЩНОЕ Насущное остаётся за кадром, при том, что каждое живое существо не может обходиться без насущного, но помалкивает о нём, пока оно присутствует в необходимом для обеспечения жизни количестве. Недостаток насущного приводит к разного рода недовольствам, а то и вспышкам агрессии, представляющим угрозу жизни, а то и военным конфликтам, следовательно обеспечение насущным всех и каждого, является осознанной необходимостью всех нас.
ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ИМЁН Пожалуйте в сумасшедший дом. Вот иду я по Старо Петровско-Разумовскому проезду и на пересечении его с улицей 8-го марта и замираю от изумления, потому что вижу забор, который рифмуется часовенками, напомнившими мне памятник на могиле Чехова, я подумала, что автор, наверное, Шехтель, прошла вдоль ограды, выяснила, что прежде здесь располагался санаторий известного на рубеже XIX-XX веков психиатра Усольцева, одним из пациентов которого был Михаил Врубель, который создал в лечебнице множество работ, в том числе портреты Брюсова и Усольцева, а ограда санатория была построена Шехтелем по эскизам Врубеля, после его смерти. Ассоциация с памятником Чехову на Новодевичьем не случайна, ограда на могиле писателя выполнена тоже по проекту Шехтеля, вот такая перекличка гениев, с Шехтелем же хозяин санатория дружил.
НАЧАЛО Самое сложное в любом деле - начало: в литературе, в любви, в жизни, когда ты с четверенек поднимаешься на ноги и пытаешься сохранить равновесие, но без начала жизни нет. Ежедневно приходится начинать обычные необходимые действия, для обеспечения повседневных потребностей, помимо этого, стоит утром проснуться, как возникают мысли одна за другой о делах, которые необходимо начинать безотлагательно, атакуют тебя, и ты понимаешь, что жизнь состоит из постоянных начинаний, которые заканчиваются только тогда, когда за прочерком, следующим за датой твоего рождения, появляется Книга.
4-й ВОРОБЬЁВСКИЙ ПРОЕЗД От созерцания панорамы Москвы на Воробьёвых горах у меня каждый раз захватывает дух, она меняется постоянно, каждый век пытается остаться, на все времена, строениями, поражающими воображение потомков. Но вид этот широко известен, а вот прямо отсюда пешком переместится в Швейцарию, а потом принять солнечные ванны на набережной Москвы-реки, но не на лежаке или скамейке, а пешком, наблюдая разнотравье, изумрудные газоны и катера и яхты, скользящие в обе стороны, способны немногие. По извилистому и довольно крутому спуску 4-го Воробьёвского проезда я не спеша иду, пытаясь увидеть макушки деревьев, которые уходят в небо, время от времени у меня захватывает дух от крутизны дороги, тога я сажусь на скамейку, чтобы передохнуть. От необычности впечатлений и восхищения красотой спуска я пою, но вот передо мной открывается река!
НАБЕРЕЖНЫЕ МОСКВЫ-РЕКИ По извилистому 4-му Воробьёвскому проезду спустилась на набережную, которая как и горы носит название Воробьёвская и остановилась, чтобы насладится прекрасным видом реки, скользящими по ней катерами и яхтами и самой набережной, которая поразила меня небывалой прежде чистотой и ухоженностью: река в надёжном обрамлении, всюду белый камень, им облицованы газоны и сама набережная, велодорожки, а для любителей пробежек вдоль реки протянута мягкая красная дорожка из специального покрытия; склоны надёжно укреплены металлическими сетками с камнями, предусмотрены стоки для водных потоков с гор, а уж для отдыхающих созданы все условия для принятия воздушных и солнечных ванн: пожалуйте на лежаки, кресла и удобные скамейки. Любуясь потрясающими видами Москвы, её разноформатицей и особым очарованием, я продолжила путь по Андреевской Набережной и набережным Нескучного Сада, Парка Горького и Музеона, наконец-то, город наш стал удобным для пешеходов!
КУДРИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ На Кудринской площади я слышу музыку Чайковского, ведь именно здесь расположен его музей в городской усадьбе XIX века. Пётр Ильич прожил во флигеле этого дома недолго, но важно, что Москва бережно хранит память о всемирно признанном композиторе, постоянно проводя музыкальный конкурс его имени. Много историй хранят дома на Кудринской площади, здесь, порой, звучит голос Шаляпина, и прохожие невольно поворачиваются в сторону памятника певцу, чтобы убедится в том, что он, как и они, наслаждается пением, а в бывшем Вдовьем доме, построенном Жилярди и перестроенном сыном архитектора - Дементием Жилярди, вместе с матерью провёл детство Александр Куприн. Описания Вдовьего дома сохранились в повести писателя «Юнкера» и рассказе «Святая ложь».
ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ Интересное выражение: «Под открытым небом». Но оно выражает суть дня мрачного в своих плотных серых облаках, а ты весь день ходишь по городу без зонта и в любой момент на тебя может обрушиться с небес ливень, а то и снег в середине лета, и ты поглядываешь на небо с надеждой, а то и с мольбой о том, чтобы оно дало тебе шанс избежать встречи со стихией, перед которой ты под открытым небом абсолютно беззащитен, особенно если находишься далеко от безопасных укрытий.
"Наша улица” №237 (8) август 2019
|