Маргарита Прошина "Серафима" рассказ

 
 

Маргарита Прошина

СЕРАФИМА

рассказ

 

Река делает поворот у высокого лесистого холма. К берегу прибивает корзину с мохнатой маленькой волчицей.
- Эт люпус, - сказал люпус, наблюдавший за корзиной с берега.
И читала Серафима теперь: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды».
Люпус зубами ухватил малышку из корзины и перенес на берег.
- Москов здесь будет стоять, - сказала малышка, на глазах превратившаяся в основателя Москвы
Моисея, которого тоже недавно нашли в корзине на реке.
Серафима вырастила дочь, похоронила мужа, двух самых близких подруг, но одиночество не напугало её, она с ним подружилась… Многие категорически не переносят одиночества, чем больше людей в их окружении, тем лучше. Прекрасные ораторы и верные друзья, отлично работают в команде, с удовольствием принимают активное участие в публичных мероприятиях. Любят шумные застолья, концерты… Гостеприимны, радушны, предприимчивы. Романтики, любят музыку и танцы, обладают большим творческим потенциалом, о них говорят «баловни судьбы», многие их желания исполняются как по мановению волшебной палочки, при этом они часто сетуют на свою жизнь, бывают недовольны своими достижениями, легко попадают под чужое влияние.
Вот вам и Lupus (произношение - люпус) - волк, et Lupus (эт люпус) - волчица.
При слове книга перед Серафимой возникает такая восхитительная картина - она просыпается, над ней, склонив головы, стоят родители и произносят: «Девочка наша проснулась! С Днём рождения!», в руках у каждого подарки. Серафиму обволакивает такой поток любви, который хранит и лечит на протяжении всей жизни. Серафима протягивает руки и, дрожа от счастья новых открытий, берёт книгу у папы. Он всегда дарил ей только книги, по слогам Серафима читает: «Библия». Так состоялась её встреча с началом начал. Вот где душа с душою сольётся, так это в Книге.                  
Мы не можем ничего присвоить и унести с собой, ничего изменить в расположении и устройстве, кроме мелких переделок, которые в свою очередь будут переделываться теми, кто придет после нас. И мы рады не обременять себя лишним знанием о том, что предшествовало нашему появлению в жилище, и ответственностью за то, что будет потом. В каждой вещи есть тайна - мы не можем ни разгадать ее до конца, ни сотворить из ничего, «всё остаётся людям».
А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро...
Именно воздушная книга, а не бумажная, как материальный предмет. С быстрым поисковиком. Спрошу, кто написал? И тут же ответ. С бумажной книгой можно год просидеть в поисках нужной фразы, тогда как поиск по книге воздушной не ограничен ничем. Воздушной книге не страшны ни влажность, ни перепады температуры, ей не нужно место хранения и хранители. Такая книга сама находит своего читателя в нужный для него момент. Истинных читателей очень мало. Многие в минувшие времена любили книгу, как предмет интерьера.
Странное чувство неуспокоенности в себе сопровождало Серафиму всю жизнь, ей казалось, что она волчица, смелая, лохматая зубастая. Сказать же кому-нибудь об этом она не решалась. Только с волком говорила. И он с пониманием относился к её тревогам.
Солнце краснеет и увеличивается в размерах, приближаясь к закату. Шум на ледяных горках стихает. Птицы скрылись в своих таинственных домах. Искрящийся снег успокоился под длинной тенью домов. Пора пить горячий чай с вареньем и сушками.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так…
Помимо текущей жизни существует параллельная, устоявшаяся, неизменная жизнь в книгах. Человек только проклёвывается из яйца, а над ним нависает могучая книга Вечности. Коснется ли её вылупившийся? Или последует поговорке: яблоко от яблони недалеко падает, будет таким же неразвитым и скандальным, как его производители, рвущие в скандалах волосы на голове друг у друга и издающие вместо слов мычание. Выбор есть всегда, стоит только открыть книгу, потом ещё одну, задуматься, что познание обо всём, что было до рождения записано предыдущими поколениями людей в книге Вечности. Понимание открывает возможность оставить свою запись в ней.
Нужно разрешать себе ошибаться, метаться, меняться, удивляться новому невзирая на возраст. Разреши не оправдываться, не доказывать, не переубеждать. Разреши себе отпускать и уходить от тех, с кем не по пути, кто не любит и не любим. Разреши себе быть разной, не подходящей ни под какие рамки, стереотипы, типологии и виды, никогда не оправдывайся в угоду кому-либо против своей воли.
Разреши себе не бояться за взрослого ребёнка. И за не очень взрослого разреши себе не бояться. Разреши себе не думать, что «кроме меня никому ничего в этом доме не нужно». Разреши себе не бежать впереди паровоза и позади него тоже. Порой лучше, может быть даже подождать поезда, идущего в нужную сторону и сесть в спальный вагон со всеми удобствами на своё место.
Разреши себе иногда не думать о муже. Или любимом. Или любовнике. Не думать о нём какое-то время. Ни где он задержался, ни почему не отвечает уже 20 секунд на твоё сообщение, ни почему не купил цветов. Не думай о нём, думай о себе.
Младенцев, которым было несколько дней от роду, и которым даже не дали имена, решено было утопить. Но палачи просчитались - по счастливой случайности корзину с близнецами прибило к берегу, под тень древней смоковницы.
Плач голодных младенцев услыхала волчица. Она только недавно родила собственных щенков, поэтому материнский инстинкт был намного сильнее инстинкта хищника.
Волчица не только не причинила детям вреда, но и вытащила их из воды, перетащила в сухую пещеру и выкормила их собственным молоком. По преданию, волчице помогали чибис и дятел - ухаживали за младенцами, приносили еду к пещере.
На камне Серафима высекала откровенья, но тяжело носить ей было эти камни, потом она перешла со своими строчками на бумагу, бумажные книги, упакованные в пачки, стояли штабелями, на них Серафима сидела, ждала, когда перевернётся мир от торжества её творений на бумаге, но мир и глазом не моргнул, теперь Серафима строчки высыпает в интернет, в святую сеть Божественного единенья всех человеков на Земле, её мгновенно читают в Америке, в Париже и в Тамбове со Стамбулом, везде они доступны, а Серафима знакомится с новыми твореньями писателей времён всех и народов.
Серафима есть Капитолийская волчица - Capitolium penetraverat lupus (капитолиум пенетраверат люпус).
Серафима, волчица лесная и водная, основала Рим 21 апреля 753 года до преображения Яхве в Христа. Ибо сказано было нами, и древние наше высказывание подтвердили, что как мы напишем, то так и будет въяве. Но связано это было с не очень приятными событиями.
Перед тем, как основать город, спасенные Серафимой младенцы поспорили - на каком из семи холмов Рим будет находиться. Рем настаивал на холме Аветинский, а Ромул долбил как заведённый только про холм Палатинский, связывая его с Болвановкой в Москве у Театра на Таганке, где любил петь про Рим с Володей Высоцким.
С течением времени на холме стали появляться неказистые первые домики - будущий Вечный город разрастался, обживался, плодился - то волчата родились, то приматы, с которыми долго приходилось работать, обучая их чтению и письму, чтобы превратились в человеков. Перед Серафимой само собою выросло название города - Рома, который ариведерчи.
Бессонница стала для Серафимы постоянной собеседницей с той поры, как она осталась одна, после смерти мужа от продолжительной изматывающей болезни и отъезда дочери с своим мужем и детьми за границу, она похоронила двух близких подруг детства. Если бы кто-нибудь в течение её жизни, насыщенной заботами о родных, близких, бесконечных знакомых, ей сказал, что наступит время, когда её телефон замолчит, она будет в одиночестве перебирать в памяти свою жизнь, она бы только недоверчиво улыбнулась, отвечая на бесчисленные телефонные звонки и просьбы близких, если и не о помощи, то о поддержке или совете, при этом успевая решать все внутрисемейные вопросы спокойно и разумно в согласии с мужем и дочерью. Самой ценной чертой её характера покойный муж, с которым они прожили в согласии более четверти века, считал ангельское терпение, выдержку и доброту. Серафима в детстве и юности была спокойной, рассудительной, старалась быть незаметной, одевалась очень скромно, чтобы не привлекать к себе внимания, стеснялась своего имени, в школе её дразнили «Мышкой», видимо оттого, что в имени содержался намёк на серый цвет. Она же никак не могла приспособиться к имени «Серафима», которое дал ей отец, священник, рано покинувший этот мир, но подаривший дочке столько внимания и ласки, что в минуты горестей и печалей, ей достаточно было подумать об отце, как чувство покоя и веры в то, что всё будет хорошо, окутывали её, охраняя от невзгод и уныния. Серафима видит отца, как будто сейчас, в длинном подряснике с наглухо застегнутым воротом, поверх которого надета ряса, с длинными широкими рукавами, темно-синего цвета.
За годы учебы в институте Серафима приобрела чувство уверенности, проявила способность увлекать окружающих интересными идеями, призывать увлекать их действовать с целью реализации задуманного.                                          
Жизнь как бесконечный многосерийный фильм скользила перед взором Серафимы бессонными ночами, но тревогу и печаль она гнала прочь, вспоминая что, когда Господу было плохо, он как-то безропотно преодолевал все страдания, даже будучи прибитым гвоздями к кресту. Он-то понимал, что не в теле жизнь, а в Слове.
Слово может излечить, помочь, ибо Бог дал человеку Слово, а оно может всё.
Об этом следует помнить и обращаться со Словом бережно. Когда бесконечными ночами сон покидал Серафиму она включала компьютер, и делилась с друзьями в социальной сети строчками из любимого стихотворения Анны Ахматовой: «Из перламутра и агата, // Из задымленного стекла, // Так неожиданно покато // И так торжественно плыла, - // Как будто «Лунная соната» // Нам сразу путь пересекла».
Виртуальная подруга порекомендовала ей посмотреть свежий номер журнала Юрия Кувалдина «Наша улица». Серафима открыла его и ей открылся поэтический сад Софии Юзефпольской-Цилосани, её поэзия как мерцающая лунная дорога, увлекла Серафиму за собой в мир чувств невыразимо-прекрасных, светлых и чистых, как слезы счастья во сне: «Как маленькие искорки, // снежок скакал смешной: // наивный, легкий, искренний, как в детстве - золотой…». Стихи поэтессы поразили Серафиму невероятной искренностью, философской глубиной, легкостью и простотой. Той простотой, которой обладают мудрецы. В эту ночь она впервые после смерти мужа заснула абсолютно счастливой.
Красота поёт в словах любви царя Соломона и юной Суламите. Нежность и страсть овладевают Серафимой при чтении «Песни Песней Соломона». Влюблённые поочерёдно воспевают друг друга: «Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно». Зеркало жизни - глаза Библии. Путеводная звезда Достоевского, Платонова, Чехова… В начале было слово, слово создало писателей, писатели создали Бога, и Бог стал писателем. Так на протяжении веков Библия остаётся неиссякаемым источником художественной литературы.
После окончания исторического факультета по специальности «Музейное дело» Серафиму распределили в один из музеев, коих в Москве не счесть. Она с таким энтузиазмом погрузилась в работу, особенно в изучение архивных материалов, что вскоре к ней стали обращаться за советом и помощью многие сотрудники, её преданность и любовь к работе оценил и директор и стал поручать ей представлять музей на совещаниях музейных работников. Идеям и их реализации Серафима посвящала своё время не только на работе, но и дома, чем вызывала чувство ревности у мужа, который время от времени пытался сдерживать её страсть к работе. Мысли то и дело возвращают Серафиму в то счастливое время, так хочется вернуться в прошлое хотя бы на мгновение, но не получается. Жизнь не останавливается. Лента минувших событий изо дня в день возникает перед взором в разных ситуациях. При этом многие события, из-за которых когда-то Серафима пролила много слёз и бессонных ночей, вызывали светлую улыбку: «Сколько страсти! Сколько эмоций!» - всё было мило и счастливо. Переживания же обогатили её, научили ценить искренность, доброту. Ценить любовь, а это так важно! Не просто быть счастливой, а подарить счастье любимому. Заботиться, любить близких просто потому, что они есть, а не для того, чтобы они тебе ответили тем же. Радоваться счастью и успехам других, казалось бы, это так естественно, что Серафима и делала на протяжении всей своей жизни.
Весна замечательна тем, что можно наблюдать рост травы. Она спешит, торопится, зная, что будет зима. Так же и человек должен знать, что у него есть весна и непременно будет зима, не тревоги нашей, а конец существования тела. А слова, написанные телом, продолжат встречать бесконечные вёсны и зимы. Сегодня мы по крохам, по истлевшим письмам, фотографиям собираем свидетельства минувших лет, а следом новые поколения будут искать информацию во всемирной паутине, чтобы вернуть из забвения творчество и имена предыдущих поколений. Нить памяти от одного поколения к другому неразрывно соединяет нас в один клубок. Настоящее впитывает прошлое и создаёт будущее. Мир культуры как огромный, роскошный восточный ковер полон ярких красок всех цветов и оттенков. Колесо вечности продолжает своё движение, открывая и показывая всё новые имена, которые растут на поле литературы.
В понедельник у Серафимы был выходной. День получился сумеречный, как будто и не рассветало, вопреки привычке к длительным прогулкам по принципу, куда ноги поведут, Серафима приняла решение остаться дома и заняться обычными делами, а потом погрузиться в чтение, но стоило ей открыть «Дневник» Нагибина, который порекомендовала ей коллега по работе в Краеведческом музее, в котором Серафима служит последние несколько лет, после смерти мужа и подруг она поменяла квартиру на небольшой городок районный и работает в краеведческом музее городка, в детстве она приезжала сюда к бабушке, которая водила её в этот музей.
Стремлением выявить природное и культурное своеобразие своего региона музейных работников находилось в постоянном противоречии с ограниченными из-за скудных средств возможностями. С приходом в Музей Серафимы музей приобрел более современный вид, ей удалось преобразить и систематизировать экспонаты. Музей организовали в начале пятидесятых годов благодаря местным краеведам, которые передали ему свои коллекции насекомых, чучела грызунов и птиц края. Затем там разместили образцы продукции местного комбината и мебельной фабрики. Жители края передали музею действующие патефон, проигрыватель, радиолу, кто пишущую машинку прошлого века, которая выглядит с иголочки, каждая клавиша работает безотказно, кто механические и наручные часы, фотоаппаратов на целую выставку набралось, передали награды, книги, фотографии и документы, сувенирные значки, предметы быта и этнографии. Почётное место в музее занимает раздел, посвящённый героям и участникам Великой Отечественной войны края, основой стал стенд «Никто не забыт и ничто не забыто» с фотографиями отцов и дедов. 
Удручающее впечатление производит чучело волка, поеденное молью и потрепанное, то же самое - медведя, лося и других животных, обитающих в крае, после встречи с ними у посетителей остаётся глубокое сочувствие не только к чучелам, но и к сотрудникам музея, вынужденным придумывать способы поддерживать их неприглядный вид,
Серафима открыла книгу, отложила закладку в сторону и прочитала: «//- 5 января 1955 г. --// Об этом можно было бы и не писать, но стоит написать, чтобы когда-нибудь перечесть и ощутить ход времени. Запись от 11 ноября 1948 года: «Кончились праздники…» - с какой тоской, страхом, злобой, болью, с какой серьезностью это писалось!..»
Серафима шла по музею, поёживаясь от странных шипящих и гортанных звуков, переходящих в всхлипы, пытаясь вспомнить, где находится выключатель. Полная луна, казалось, смотрит прямо на неё, ослепляя серебряным светом
Смешались минувшие дни, свет и тьма - вдруг всплыл огромный медведь на рынке в яркой юбке и кепке, пляшущий под звуки гармошки, ласковые слова бабушки: «Не бойся, внученька, он тебя не обидит», - забытое лица местных ребят. И почему всё это вдруг возникает? В человеке всё остаётся, всё, что он видел в жизни, что чувствовал. Вот как тут понять, как быть уверенным в том, что в жизни главное, а что нет? Кто в детстве не придумывал себе приключения, пытаясь сделать их явью! Серафима вообще жила в воображаемом мире, читая книги она настолько проникала в образы героев, что буквально проживала всё происходящие с ними, а затем пыталась изменять ход этих событий.
Что есть жизнь - каждый понимает по-своему, кто-то слишком рационален, упорно и настойчиво добивается поставленных целей, у одних благополучие, достаток в соответствии с личными представлениями о них есть смысл, цель ради достижения которых они готовы пойти на многое, даже на неблаговидные поступки, они гордятся тем, что живут правильно в реальной жизни, к мечтателям и романтикам, людям одержимым творчеством они относятся с чувством превосходства, позволяя себе насмешки и пренебрежение. Серафима в детстве была мечтательницей, но под влиянием близких людей она научилась скрывать свои чувства и желания, стараясь быть как все, но вот она осталась одна и поняла, что всю жизнь жила не своей жизнью, постоянно наступая на горло своих желаний, поэтому она уехала из Москвы, чтобы быть ближе к природе, наблюдать восходы и закаты, ходить в лес одна, потому что там чувствовала себя свободной и счастливой, она могла часами бродить по лесу, представляя себя хитрой лисой, при этом менялась на столько убедительно, что чувствовала даже внутренние изменения, а утром бежала к зеркалу посмотреть - не вырос ли у неё лисий хвост.
Прообразы устремлены в будущее, в то время как символы могут и не указывать на то, что проявится в будущем. Широко известный пример библейского прообраза дан в Евангелии от Иоанна, когда Иисус говорит: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Иисус указывает на два соответствующих сходства: вознесение змия и Его Самого, а также жизнь, которая дается тем, кто обратится к вознесенному.
Облака с любопытством смотрят на своё отражение в речной глади, проплывая мимо. Серафима тоже ловит своё отражение. Но более всего успокаивают её круги на воде, поэтому Серафима, не торопясь, бросает по одному камешку, пристально вглядываясь в разбегающиеся и исчезающие бесследно круги, так и жизнь проходит круг за кругом, сохраняясь в Библии. Огонь и вода самые простые источники жизни и великие психотерапевты. Наблюдая за их движением, Серафима каждый раз чувствует себя обновлённой. Вода уносит все печали, омывает, обновляя и возрождая. Серафима плывёт на лодочке по спокойной, милой её сердцу реке, любуясь уютными песчаными пляжами и утопающими, склонёнными ивами, а мысли Серафимы уносят туда, где река впадает в море. Там по бескрайней воде плывут пароходы, где исчезает граница между небом и водой. Для Серафимы нет прекраснее места, чем это слияние двух стихий, где солнце тает, исчезая, розовеют облака и на синеющем небе загораются звёзды
А вот вода в реке, а среди зарослей камышей Серафима увидела корзину с младенцем, сразу догадалась, что это будущий Моисей, давший безвидному животному миру язык, когда животное заговорило по написанному. Серафима перебирала и перечитывала скрижали. Жаль младенца. Но, приглядевшись, увидела, что их в корзине двое.
Одному волчица Серафима дала имя Рем, а другому - Ромул и вмести с ними основала вечный город Рим. Потом уж Мандельштам вослед за Серафимой написал: «Не город Рим живёт среди веков, а место человека во вселенной».

 

 

"Наша улица” №262 (9) сентябрь 2021