Строе Ион Василе родился 3 марта 1944 года в Констанце, хотя отмечает свой День рождения 29 февраля. Окончил театроведческий факультет ГИТИСа, работал в Гипротеатре, в театральной лаборатории и др.
Ион Строе пишет о «Воздухе времени», размышляет о том, как тает воздух времени, исчезают подробности, но остаются свидетельства: из «кладовых памяти прошлого» на этой ткани выткались и сохранились… Только текст сохраняет нашу жизнь, но его надо написать, прожить заново свою жизнь, прочувствовать все сладости и горести… Но как писал Осип Мандельштам: «О, нашей жизни скудная основа, // Куда как беден радости язык! // Все было встарь, все повторится снова, // И сладок нам лишь узнаванья миг». И мы узнаем прозу Иона Строе…
вернуться
на главную
страницу |
Ион Строе
ВОЗДУХ ВРЕМЕНИ
повесть
ГЛАВА 3. МИМОЛЁТНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ
В рассуждениях о судьбе я вернусь к факту перевоплощения: Юрий Муравицкий - Ион Строе; Константин Алексеев - Константин Станиславский, в данном случае это не сравнение: разновеличинные фигуры. Но как повлияла эта трансформация на формирование сознания, интеллект, нравственность и духовность?
«Станиславский - Муравицкий: возможно, это возвращение к человеку состояния внутренней свободы».
«Алексеев - Строе: «Человеческая душа вступает в земную жизнь зародышем без знания, без способности различать добро и зло, без развитой совести».
«Станиславский - Муравицкий: «и путём опыта, приятного и неприятного, человек собирает материалы и из них строит свои умственные и нравственные способности.
«Алексеев - Строе: да, и в каждом перевоплощении дополняет свойственный этому (перевоплощению) опыт».
«Станиславский - Муравицкий: в этой эволюции взглядов, из этих полей сражений выносится добыча: доброта, способности, благородство натуры, как вознаграждение за тяжелый и напряженный труд.
«Алексеев - Строе: «здесь неизбежно страдание, которое следует за ошибками, но это и способ для исправления. Сила развивается благодаря борьбе, и после каждого посева неизбежные плоды: счастье вырастает из добра, скорбь - из зла».
Медленно наплывают одна картина на другую, как у Федерико Феллини в «Восемь с половиной»…
Рассказы деда были хронологией исторических процессов на земле Древней Таврии в её многовековой и трагической истории, в которой переплелись пути народов и племён. Бабушка восхищалась своим Сулейманом, хотя его необыкновенная доброта и погруженность в книги и размышления, постоянная устремлённость к новым знаниям, привитая отцом, производило на окружающих впечатление человека не от мира сего. Их соединяло глубокое чувство, они наследовали от своих родителей не только внешнюю красоту, но и сияющий свет любви, к ним можно отнести слова Блаженного Августина: »насколько растёт в тебе любовь, настолько растёт в тебе красота, ибо любовь - это красота души».
Аура любви господствовала в отношениях всех моих близких: слушая рассказы родных и наблюдая жизнь моей матери, моей тёти и отца, а впоследствии всех кто вошёл в мою жизнь, в воображении возникало зрелище, озарённых любовью родных и это стало одним из прекраснейших зрелищ моей жизни.
У деда, как я писал ранее, были свои виноградники, фруктовые сады, дома, конфискованные новыми властями после Революции. Вероятно, эта связь с природой осталась в моих генах. Я мечтал о доме на природе, на участке которого был бы разбит сад. Благодаря моим соседям по дому попал в Святогорье - ныне Пушкинские Горы и был покорен красотой природы этих мест, одухотворенных гением Пушкина. Настя прониклась моей мечтой и с её помощью она сбылась. Мы купили участок в деревне Косохново, у леса, в километре от усадьбы А. С. Пушкина в Михайловском, и построили скромный дом, но по комфорту не уступающего московской квартире и, конечно, отдавая дань традиции: ну, как может быть дом на природе без бани? Поставили сруб небольшой баньки, и «усадьба», живущая в моём воображении, стала реальностью. К счастью, на учстке уже был яблоневый сад - всё сбылось!
«Я снова здесь в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный…»
Очарование этих мест побуждало вновь и вновь, используя любую возможность, навестить их. Здесь, как писал русский поэт Иван Саввич Никитин, «в синем небе плывут над полями облака с золотыми краями». Очарование летних прогулок, не уходящих из памяти, когда ранним утром идёшь среди усыпанных росой кустов по тропинке вдоль реки Сороть, и сердце замирает при виде заросшей кувшинками и белыми лилиями реки, с голубыми заводями и темной водой. Неторопливо идёшь по дороге, "изрытой дождями» к «трем соснам, что на границе владений Дедовских" и кажется, что лес улыбается и сопровождает тебя тихой музыкой. Здесь, в деревне Косохново, теперь живу я, а вокруг тишина - не слышно ни звука. Иногда, из опрокинутого ведра на небе проливается дождь, и его капли сверкают на листьях, словно крошечные кристаллы.
Весенняя Природа раскрывается в солнечном свете - всё наслаждается в полноте своего цветения и ликующей радости творения. Мне нравится это состояние любования Природой. Тихо звучат струны моего сердца, и кажется, что разливается вокруг свет, и всё наполняется добром и любовью. Природа этих мест: пруды, вековые деревья, аллеи, так вдохновляющие поэта, позволяют сегодня проникнуться духом Пушкинского времени, оставляя ощущение незримой связи с давно ушедшим. Здесь, в алом свете утренней зари можно видеть, как пролетают над озером Маленец, берег которого почти касается усадьбы Поэта в Михайловском, распахнув огромные крылья, аисты. Часть этой крылатой стаи останется на всё лето в гостях на усадьбе Пушкина, а другая часть крикливого племени, перелетев лес, задержится пополненным семейством в деревне Косохново, что находится в границах территории Заповедника, в глубине леса. И сегодня мы имеем возможность радоваться этому чувству постоянства прекрасных птиц. Косохново ждёт меня в свои объятья: утром выходишь на территорию, на которой стоит дом, в синеву небес и хочется косить траву друзьям, себе, утоляя свой пыл нетерпеливый и чувствовать себя счастливым! «Счастье хочешь - счастлив будь! Нынче, завтра неизвестно» (Медичи). Время пребывания здесь наполнено умом, человеческой теплотой и дружбой.
Среди вновь обретённых друзей есть много тех, кто живёт в великолепном городе, расчерченным гениальными зодчими. Эти талантливые люди - москвичи и петербуржцы - связали свою жизнь с этими местами, очарование которых завладело их сердцами так же, как и моим, к этому мистическому, сакральному пространству.
Не полным будет рассказ о деде, если не вспомнить его близкого друга - эта дружба имела трагический исход для Сулеймана. Его друг караим - крымский еврей, с ним его связывала многолетняя и тёплая дружба, как ни странно сохранилось в памяти бабушки его имя - Нисен. Они с дедом были двумя в высшей степени просвещёнными интеллектуалами. Нисен обладал обширными познаниями в иудаизме, Нисен знал все основные тексты иудаизма. Они с дедом говорили о сложности взаимоотношений ислама и иудаизма. (Дед говорит об этом в своих записках). Магоммед в юности был предрасположен к евреям и иудаизму и соглашался, что его знание о Боге идёт от них. К счастью, мой дед в отличие от Магоммеда своё доброе отношение к Нисену не превратил в неприятие его из-за непризнания Магоммеда посланником Бога евреями: гнев его отразился в Коране, священной книге мусульман. Не всегда дед, как мусульманин, разделял позиции Нисена, но их дружба была превыше всего. Особой темой их разговора была Кабала - учения, стремящегося проникнуть в самые глубины Божественной сущности…
Дружили они крепко. Когда дед узнал, что Нисан был расстрелян вместе с женой, потому что были евреями, Сулейман - этот кроткий и добрейший человек, побежал в комендатуру, чтобы выразить свой гнев. Нацисты, знали, что он ещё раньше отказался от сотрудничества с ними, бросили в тюрьму, где он вскоре погиб. Мистически завершились жизненные пути друзей: они, оставаясь верными своим идеалам и дружбе, погибли практически одновременно. Может быть, они ведут, не разлучаясь, свои высоконаучные беседы на небесах, кто знает!?
Странное чувство возникает, когда я думаю о них: о безвозвратности живущих в те далёкие времена и сердце невольно плачет, плачет. Я стал думать, что не так страшна твоя смерть, как невозможность, неисправимость, невозвратимость кого знал и любил. Эти потери становятся абсолютно опустошительными - такова была для меня потеря мамы. Уход любимых, заставляет особенно остро интересоваться вопросами бытия. В чём состоит идея перехода от не жизни к жизни? Как понимать природу времени и пространства? Математик и философ Б.Паскаль писал о безграничности мира, испытывая при этом экзистенциальный ужас: « Когда я размышляю о мимолётности своего существования, погруженного в вечность, которая была до меня и пребудет после, о ничтожности пространства, не только занимаемого, но и видимого мною, растворенного в безмерной бесконечности пространств, мне неведомых и не ведущих обо мне, я трепещу от страха и недоуменно вопрошаю себя: почему я здесь, а не там, потому что нет причины быть сейчас, а не потом или прежде. Кто определил мою судьбу? Чей приказ, чей промысел предназначил мне это время и место?» Кто мы в общей картине Вселенной? Может наука найдет способ глубокого разговора с таинственным, обо всём чего мы не знаем.
Вспоминается отец...
Историю родословного древа со стороны отца я хочу начать, заглянув в далёкое историческое прошлое народа, который, как и жители Тавриды сформировался много веков назад и в неизбежном будущем некоторые представители этих народов метафизическим образом сплели нити своих судеб в причудливый узор. Иногда мне кажется, что в импульсах сердца, задолго до события, которое должно произойти, живёт предчувствие его неизбежности.
В те далёкие времена, в первом тысячелетии до н.э. сформировалось государство даков с центром в Трансильвании. Северо-фракийские племена, населявшие в древности Северо-восток, Балканского полуострова были объединены правителем даков Беребистой. Наиболее могущественным племенем во Фракии были даки - один из самых самобытных народов древности - бесстрашные воины, царём которых был гордый и независимый Децибал. Он ради суверенности от священной империи Рима, принёс в жертву своего единственного и любимого сына, сбросив его на мечи - это было условием сохранения целостности Дакии. В 89 году, после успешной войны против римлян, царь даков Децибал, заключил мир, согласно которому римляне обязывались выплачивать ежегодные субсидии и предоставлять дакам римских ремесленников и мастеров. В 101 - 106 гг. цезарю римской империи Траяну в результате многочисленных войн с даками удалось завоевать их земли, богатые золотом, и превратить в римскую провинцию. Так, Траян обеспечил спокойствие на восточных границах: искусные и бесстрашные воины, дакийцы, надёжно защищали от набегов воинственных племён: готов, гуннов и булгар границы Империи. В честь этой победы Траяном были устроены грандиозные гладиаторские представления: на арену Колизея для участия в них было выведено только всадников 1500…
В 212 году, в соответствии с эдиктом римского императора Каракаллы, население провинции Дакии получила гражданство и права уравнивавшие их с римлянами, но, несмотря на сильное и постоянное экономическое и культурное влияние римлян, свободные даки продолжали развивать собственную традиционную культуру. По свидетельству Геродота даки уже 5000 лет назад производили вино из винограда и «греческие воины отправлялись во Фракию, чтобы найти вино». Римский поэт Овидий, сосланный в эти края, рассказывает о технологии концентрирования вина методом замораживания. Древние даки и пили вино, но и «ели» в зимнюю пору, сохраняя его в твёрдом состоянии. Так что культура виноделия румын имеет очень глубокие корни.
Удивительна роль кельтов(современных шотландцев), которые совершали постоянные набеги на восточный берег Тиссы -территорию Фракии. Кельтские воины и даки установили мирные взаимовыгодные отношения и на развитие региона оказало сильное культурное влияние кельтов… Последние археологические данные подтверждают, что даки и кельты, ассимилировавшись, жили вместе, и между этими народами возник культурный симбиоз. К сожалению, постепенно стал забываться родной язык Дакии - жители её смешивались с чужаками, растворяясь среди кельтов и иных пришельцев, но раз в год они устраивали праздник в честь своих Богов, когда звучали музыкальные инструменты, устраивались состязания и завершался праздник рассказами о прошедших временах, вспоминали свой родной язык. Праздник был не весёлым: даки помнили, что делали и кем они были когда-то, а ныне и чуждый мир и речь иная…
Кстати, о культурном симбиозе: эпизод из современной жизни, который случился в драматические 90-тые годы - это было время не только личных трагедий, бандитизма, и лозунга «обогащайся как можешь», но и с элементами романтики: в моде была «народная дипломатия», культурные обмены: в Россию приезжали американцы, россияне, с ответным визитом, были в Америке, но это другая история… Вернусь к началу этого абзаца. Я очень люблю города, расположенные в Центральной части России: в них, словно, на плащанице золотом и серебром вышитые монастыри, церкви, купеческие дома и торговые ряды. Кажется, что города эти пронизаны сиянием. Один из таких чудесных древних городов - Нерехта (основан в 1214 году). В нем находится великолепный собор Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1713 году. Здесь церковь Спаса Преображения, воздвигнутая в 1781-91гг. В Нерехте первый каменный храм - Владимирская церковь Богородицкого Сретенского монастыря, построенный в 1634 году. Живут в этом городе необыкновенные люди: добрые и творчески одаренные. Есть здесь Дом Творчества для детей, где обучают музыке, пению, художественным промыслам, живописи…. Однажды, на фестиваль детского творчества в Нерехте, приехал знаменитый барабанщик из Шотландии Поль. Я, тогда, был президентом московской общественной организации «Мир, как одна семья» и в контексте культурной деятельности был также приглашён в Нерехту. Здесь я познакомился с Полем - дружелюбным, но сдержанным человеком. Поль действительно был виртуозным барабанщиком: то, как он исполнял на своём инструменте произведения для барабана плюс импровизации, казалось фантастическим. После просмотров и выступлений, мы собирались вечером, чтобы делиться впечатлениями - устраивались застолья с русской закуской, водкой и в честь гостя виски. У меня слабый английский, поэтому нам помогал переводчик, но по мере выпитого необходимость в нём отпала и мой английский стал достаточным, чтобы мы с Полем поняли свою родственную связь, идущую из глубины веков - он кельт я дак и к утру, обняв друг друга мы ушли спать, будучи братьями…
В 271 году до н.э. после 165 лет романизации даков римляне ушли из Дакии, оставив в наследство латинский язык. Ассимиляция пришельцев, кельтов с коренными жителями положило начало новому этносу, который стал называться румынами, что означало в переводе с латыни Римлянин, а возникшее позже государство Румыния, то есть Римляния. Почему я сделал этот акцент на кельтах: как витиеваты дороги судьбы - спустя почти два тысячелетия вновь встретились кельт и дак, но в современном обличье.
Отец прослеживал генеалогию из ХУ века от братьев Строе, ближайших сподвижников великого румынского господаря Михая Витязу, то есть Михая храброго. Высоко оценивал Михай Витязу способности и преданность его престолу братьев, поэтому всецело доверял им… Господарь Михай Витязу в 1600 - 1601 году разгромил турецкие войска, освободившись от зависимости турецких султанов и объединил в одно государство княжества Молдову, Валахию, Трансильванию… Здесь, я остановлюсь - моей целью является не изложение историй государств, а судьбы людей живших и живущих в этих странах.
Румынский офицер, впоследствии ставший моим отцом, был начальником военного госпиталя, расположенного в Гурзуфе, любил, в свободное время, уходить на берег Чёрного моря и любоваться им и морским пейзажем с его пленительной красотой. Восходы и закаты с их завораживающей красотой и морской гладью меняющей цвет: то индиго, то аквамарин.
Влюбленный в лазурную чистоту морского утра, он сидел на берегу, наблюдая за переменчивостью его состояний. И когда бесконечность неба с его звёздами, становилось серо свинцовым, и когда море с глубиной его вод темнело и покрывалась пеной, когда волны набирали мощь и катились к берегу за валом вал, когда небо в перламутре заходящего солнца, сливалось на горизонте с волнами цвета оранжевого заката. Так сидел, пока не открывалась хрустальная чаша ночи. Воображение переносило его на другой берег Черного моря в Констанцу, городе, ставшим местом моего рождения «Констанца - античный город у воды, На берегах твоих рожденный, Сегодня с севером на ты…». Море приглушало ощущение боли и одиночества - он смотрел в эту безбрежную даль, ощущал вкус соленого запаха ветра и вспоминал стихи своего любимого поэта Михая Эминеску «Взглянешь в зеркало морское - В нём видны. Берег. Небо золотое, Серп луны. Вслед бегущим волнам стоны Шлёт Эол; В камышах шуршащих - звоны Баркаролл. Бледных уст моих улыбки Видишь ты, А в очах ты видишь зыбкий Мир мечты. Тёплый ветер, с водной шири Прилетев, Отдаёт печальной лире Свой напев...»
Отец ненавидел войну, фашизм, страдания русских причиняло ему боль. Однажды, в госпиталь к нему пришла девушка и обратилась с просьбой: у неё поранился отец и ему нужны перевязочные материалы - этот день стал переломным в его жизни, он искал способ, как помочь этим безмерно страдающим людям и судьба, в образе этой девушки, дала ответ. Он узнал её: видел на берегу и, ошеломлённый её красотой, наблюдал за тем, как она бросалась в море и плыла навстречу волнам, потом выходила из шумно плескавшихся волн, из лазурной воды и лучи солнца нежно касались её тела. Она шла по золотистому песку и чудилось ему, что под её ногами расцветала поляна цветов. Каждый раз он приходил на берег, чтобы вновь увидеть её. Однажды, он решился подойти к ней и поздороваться. К его удивлению, девушка свободно владела немецким языком. Он представился, девушка назвала себя Урия. Его поразила необыкновенная красота её глаз: светло-карие с янтарным отливом, длинные густые каштановые волосы и голос, который, казалось звучал в унисон с плеском морского прибоя - необычен был тембр его, странный, чуть гортанный, с лёгкой хрипотцой и невысокими нотами. Сегодня, в 2020 году, спустя 15 лет после того, как она оставила этот мир во мне всё ещё звучит её голос и я вижу её светло-карие с янтарным отливом глаза… Спустя некоторое время, он понял, что девушка связана с крымскими партизанами, сознание того, что он может помочь этим людям в борьбе против немцев наполнило его жизнь новым содержанием и смыслом. Рискуя жизнью, он передавал им медикаменты, перевязочные материалы и иную помощь. В образе этой девушки его душа нашла свою Любовь. Урии тоже нравился этот высокий, красивый, аристократической внешности человек. Он всегда был необычайно доброжелателен и, как потом оказалось, очень смелым: рискуя жизнью, он передавал медикаменты и различные материалы, необходимые движению Сопротивления. Так возникнет чувство, которое соединит их. Моя мама станет его судьбой, его любовью на всю жизнь, которую он пронесёт до конца своих дней, так и оставшись один.
Спустя много лет, когда в Румынии в декабре 1989 года вспыхнет Революция, в результате которой будет свергнут и расстрелян вместе с женой Николай Чаушеску, сын этого начальника госпиталя, на небольшом грузовичке привезёт в посольство Румынии и передаст для раненных в Бухаресте медикаменты, средства первой помощи и перевязочные материалы. Удивительны лики судьбы, особенно моей мамы, как и странность моего детства.
Драматично сложилась судьба его любви, которая стала любовью всей его жизни и прошла через неё неиссякаемым потоком этого великого чувства.
Я уже писал о том, что мы находимся в пространстве, которое называю территорией беды, в которой возникли признаки разложения, живём в стране, где возникла новая реальность. Впрочем, это субъективное восприятие действительности. Человек силён своей верой «Вера - есть мужество духа, который стремительно бросается вперёд уверенный, что найдёт истину».
К счастью, есть среди нас те, кто понимает необходимость слияния разных слоёв общественности во имя социальной справедливости. Верят в важность науки; возвращения религии, искусства творчества к нравственной мощи, верят в духовное возрождение и социальные преобразования. Во все времена были люди - могучие формовщики умов, благие организаторы общества социальной справедливости, живущие среди нас, готовые на испытания и на смерть ради достижения Истины, создатели науки, литературы и искусства, и их живая сила питает и живёт в нас. О них людях кристальной чистоты, мой рассказ. Многие из них составляют небесное население небесного царства, но пример их жизней остаётся с нами, определяя нравственные ориентиры.
Весна 2021 года удивляла неожиданными переменами: тепло солнечных лучей начала марта быстро сменялось, остужающим колючим пронизывающим ветром. С неба сыпались крупные снежинки, порывы ветра закручивало их в снежную метель. Метели пели, свистели и играли в вихри; повсюду образовались снежные заносы: вдоль дорог, вдоль домов и поперёк самой земной юдоли. Третий день идёт всё тот же снег, небывало завалив Москву сугробами. И казалось, земля укуталась в привычный зимний покров - пришла, раскинулась и воцарилась вновь. А весна никак не наступает - утомляет её затянувшаяся отсрочка, что, конечно, не исключит финал метельной зимы. Череда этих перемен продолжится, как обещают синоптики, до середины апреля. Но сознанье необратимо просветляется предвкушением весны, и ненастье за окном не может помешать ему. Душа продолжает жить своею жизнью: болит, тоскует, радуется…, не прост её путь - отдаёт дань страстям и мыслям.
А мысли воспоминаниями уносят меня в Англию - туманный Альбион, где последние годы своей жизни жила моя мама. Англия - страна великого народа, истории, культуры, литературы, управляемая королевой Елизаветой. Этот огромный остров, словно корабль, вошёл волею судьбы своими «матросами» в гавань нашей семьи. Среди подданных её величества Королевы было семейство Вилкинсонов, жившее в пригороде Лондона - Боремвуде. Здесь же находится крупная английская киностудия Боремвуд-кино. В семье Вилкинсонов было трое детей. Все мальчики. Старший Кристофер, средний Карл, младший Джон. Старший, успешно занимался бизнесом, стал богатым человеком. Помимо бизнеса была у него страсть к коллекционированию боевых машин, танков. В его коллекции были и такие, которые принимали участие во второй мировой войны, со следами повреждений на корпусе, полученными в боях. В коллекции Кристофера были советский, немецкий и американский танки и другие боевые машины, стоящие во дворе его поместья. Был у Кристофера и коммерческий интерес: Крис сдавал в аренду танки киностудии, когда было необходимо их участие в сюжетах снимаемых фильмов.
Средний брат Карл работал в кампании Дженерал Электрик техническим редактором, некоторое время служил в Западной Германии, в английском специальном военном контингенте, благодаря чему выучил немецкий язык. У Карла были свои увлечения: футбол, Шекспировский театр, коллекционирование испанских фарфоровых статуэток - эта коллекция сейчас в моей библиотеке, Элтон Джон и, конечно, обязательное ежедневное посещение пабов. Были мы в пабе, сохранившемся со времён Кромвеля, в котором этот знаменитый англичанин - лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии, а в молодые годы кутила и весельчак проводил время. Мне тоже довелось посидеть и выпить пинту пива на скамье, на которой сидел Кромвель, а Карл рассказывал о его жизни - человека, оставившего значительный след в истории Англии.
Самым большим увлечением Карла была Испания. В нынешней жизни, кажется, нет места романтике, в то время как романтичность свойственна всему, и примером романтичности отношений, несмотря на зрелый возраст, может служить любовь Ольги и Карла, которая возникла благодаря невероятному стечению обстоятельств и, как я верю, предопределённости. Не менее двух раз в году, Карл уезжал в Испанию - его неодолимо манил берег Средиземноморья с его синим небом. Золото пляжей Коста Брава, великолепная Барселона с фантастическим храмом Sagrada-Familiya, строительство которого было продолжено по проекту архитектора Антонио Гауди. Многогранная палитра Мадрида, каталонцы танцующие Сардану. но ещё была загадка: ему постоянно снился сон, в котором видел женщину, стоящую на берегу моря, ветер развевал каштановые волосы, но лица её он не видел. И эта женщина была там, в Испании!
Ольга была во многих странах, но мечта звала её в Испанию, в эту страну, обнимаемую тёплым морем, когда она думала о ней, в душе возникало волнение. И ночь выносила её на мягкий берег снов, возникали лица, грёзы и всплывали затонувшие корабли. Было ожидание чуда. Чудо наступает при встречном к нему движении души, и оно случилось…. Я очень хотел, чтобы случилось это чудо, и оно у меня получилось, когда подарил Ольге путёвку в Коста Брава - её необыкновенные глаза с янтарным переливом, светились от счастья.
Он увидел и узнал эту женщину из снов, когда прогуливался по побережью. Подойдя к ней и поздоровавшись, он спросил: «на каком языке они могли бы говорить», предложив английский, испанский, немецкий. Всё сошлось, наверное, в любви не бывает случайных встреч. Немецкий стал языком их общения. События любви развивались стремительно: после расставания в Москву шли его письма и телефонные звонки, затем вновь свидание в Испании, затем приезд Карла в Москву.
Москва, люди ошеломили его - это была совсем не та страна, о которой писали и показывали английские масс-медиа: В любви к Ольге прибавилась влюбленность в Россию и её людей. Горжусь: в этом моя заслуга и моего окружения. Вскоре и Ольга улетела в Англию. Там они поженились. У Карла была семья - две дочери и сын. Ещё до знакомства с Ольгой он расстался с женой, оставив ей дом. Дети уже были взрослыми - сын жил в Австралии, дочери были замужем.
Карл с Ольгой жили в муниципальной квартире. Невозможно представить себе дом в Англии, хотя бы без крошечного сада, и выход из спальни квартиры Карла был в такой миниатюрный сад, который являлся его гордостью, - кажется, что у англичан в генах живёт восхищение цветами - он высаживал их «для вас найдутся здесь цветы. Вот майоран, вот мята и лаванда, Вот ноготки, что спать ложатся с солнцем, И с солнцем пробуждаются в слезах, И это всё - цветы средины лета, они подходят людям средних лет. Прошу!» Каждое утро запах цветов будил Ольгу. Карл собирал букет и клал на подушку, у её лица, и так было всегда. Он восхищался Ольгой, он любил её и писал потрясающие письма и тогда, когда они уже были вместе - он писал, что она была для него травой, растущей летним днём на лугах, радугой в небесах, морской волной на его изумлённых глазах. В этом последнем чувстве дышала тайна сродни творчеству, в этот пронзительный миг творенья, пришла к ним любовь. Ольга отвечала ему взаимностью. Она была для него образцовой женой: чуткой, внимательной, любящей. Умела вкусно, изысканно готовить разнообразные блюда; моделировала и шила себе платья, костюмы - одевалась модно и красиво. Вторая половина их жизни была в потоке тепла и света пришедшей к ним любви. Через некоторое время Карл обратился в парламент с просьбой о предоставлении Ольге гражданства Великобритании. И вскоре она получила его, что давало ей право пользоваться социальными благами. Надо сказать, забота о людях старшего поколения в Англии очень продуманна и совершенна, в чём я неоднократно убеждался после перенесённого Ольгой инсульта.
Как я писал, одним из увлечений Карла был Шекспировский театр. Шекспировская Англия была королевством, и, как прежде, во главе её стояла могущественная GLORIANA (достославная). Шекспир и его труппа пользовалась особым расположением королевы Елизаветы, и это расположение королевского двора сохраняется и в наше время. Театр Шекспира «Глобус» с 1599 года пережил не простую историю своего существования… Основу репертуара театра и сегодня, составляют пьесы Шекспира. Карл пригласил нас на одно из представлений. Театр настолько интересен, что нуждается в подробном рассказе о нём, но я ограничен форматом публикации.
Настал 2005 год - год ужаса. Любви присущ глубокий внутренний трагизм: 15 февраля у Карла остановилось сердце. 16 февраля я уже был в Лондоне. Ольга была молчалива, после инсульта она говорила плохо, в глазах было невероятное страдание, боль и слёзы, которые до последних её дней не высыхали. Красиво и торжественно проводили Карла в последний путь: катафалк доставил гроб в местную церковь, где был поставлен на специальный постамент. В небольшом зале собрались родственники, друзья, мы с Ольгой сидели на передней скамье. Священник произнёс речь, в которой он рассказал о жизненном пути Карла, о тех, кто пришёл проводить его в последний путь, упомянул меня, приехавшего из России. По окончании речи, после минутного молчания, гроб с постамента уплыл в открывшуюся дверь за постаментом. В специальном зале дома были устроены поминки. Когда всё закончилось, мы с Ольгой ушли к себе, молча сидели в тёмной гостиной. Вдруг, раздался телефонный звонок - никто не мог звонить Ольге, зная её проблему с речью. Я поднял трубку, алё - молчание, алё - молчание, короткие гудки. Через некоторое время вновь раздался звонок - всё повторилось. Потом я понял, конечно, это был Карл, он хотел что-то сказать Ольге, он хотел её утешить, но трубку снял я…
Закончив всякие формальности, я стал думать, что делать дальше: Ольгу в её состоянии нельзя было оставлять в Англии, и я тоже не мог оставаться с ней. И я придумал - улететь нам в Грецию, на родину её бабушки, к морю, чтобы отвлечь от страданий, которые она испытывала. Взяв машину на прокат, я возил её по стране, показывал красоты Греции, мы молча сидели у моря, погруженные в воспоминания провожая, пропитанный нашей грустью закат, собравший разбросанные за день золотистые лучи. Закат уходящего дня так же как и покинувшего навсегда этот мир человека неповторим.
Вернулись в Москву. Так прошло почти четыре месяца. Она молчала, смотрела вдаль, слёзы катились по её лицу, и однажды с ней случился приступ, похожий на повторный инсульт. Скорая помощь доставила её в первую градскую больницу. Она не хотела быть в больнице - просила забрать её. Я в пятницу был у Ольги и сказал, что мы заберём её через два дня в понедельник. После меня к ней пришла Аня, сказала, что скоро мы будем вместе, дома. Аня потом рассказала нам, что накануне ей приснился сон, будто Ольга пришла к ней, присела на край кровати и сказала: «Я пришла попрощаться с тобой…», - когда Аня ушла из больницы, Ольга вышла в коридор, опустилась на колени и… умерла. В больнице её реанимировали, но она впала в кому и находилась в ней две недели. Мне разрешили быть в реанимации. Ольга была безучастна, только открыты были её прекрасные глаза, которые ничего не выражали. Она всегда, даже в свои почти 78 лет, была красива, и даже в этом беспомощным состоянии сохранялась эта красота. Я смотрел на неё и думал: вот, она в коме, но я вижу её, я надеюсь, я верю, что она вернётся к жизни, а вдруг её не станет. Как это!? Не слышать, не видеть, как этот мир будет без её странного тембра голоса, этих янтарных глаз, этой неловкой речи после инсульта. Быть в мире, в котором её больше не будет! Страшная драма нашей жизни заключается в потери близких, любимых нами родных людей. Вот они, только что были здесь с тобой, ты слышишь их голос, видишь эти черты, разговариваешь с ними. И, вдруг, всего этого не станет? Невозвратимо не станет!? Никогда!?
21 июля в 7-30 утра мне позвонили и сообщили, что её ночью не стало. Мы похоронили её на Хованском кладбище. Для меня начались долгие годы боли и слёз. Она снилась мне: то ребёнком на моих руках, то рассказывающей и показывающей, каким должен быть памятник на её могиле, то с ужасом в глазах, бегущая на меня по берегу какой-то реки, будто предупреждая об опасности… Вот уже 15 лет я без неё, а боль утраты остаётся. Печалится душа в моём одиночестве. «Душа страница и до поры лишь в теле, всё грезит о своей небесной колыбели и, как паломница, в обратный путь стремится»…
Наталья Юрьевна Дурова, писательница, директор и художественный руководитель театра Зверей, потомок знаменитой династии цирковых артистов и дрессировщиков, потомок известной кавалерист-девицы - участницы войны 1812 года и дочь артиста Юрия Дурова, попросила меня съездить к не менее знаменитой Наталии Ильиничне Сац директору и художественному руководителю детского музыкального театра, что на проспекте Вернадского. Нужно было скоординировать программу, посвященную Дню ребёнка. Напротив детского музыкального театра Сац шла разделяющая проспект Вернадского яблоневая аллея. Это было время цветения яблонь. «Под сенью яблоней в цвету, я увидел деву ту. Театр взвился синей птицей, и время вспять оборотится, и всё случится, что случится».
Был тёплый летний день начала июня. Внезапно небо стало грозовым и покрылось мрачными тучами, которые в стремительном беге громоздились друг на друге, и летели так низко, что, казалось, задевали качающиеся кроны деревьев. Из нависших туч раздались раскаты грома, тучи озарились сверкнувшей молнией. Так же внезапно стихли порывы ветра, небо очистилось, и яркое солнечное око устремило свои лучи на землю. Странная мысль мелькнула в моей голове, что происшедшее с погодой было неким знамением…
У театра стояла, держа за руку мальчика лет шести, девушка в марлевом платье, в то время эти платья были модны. «Простите, нет ли у Вас лишнего билета в театр», - обратилась она ко мне. Девушка была очень мила, женственна, с распущенными пепельными волосами, красивыми серо-голубыми глазами. В интонации её голоса была надежда, что у меня найдётся этот лишний билет, и я захотел, чтобы такой билет у меня нашёлся. «Вы могли бы меня подождать, я попробую Вам помочь», - ответил я. Она согласилась.
Я прошёл к Наталии Ильиничне. Она произвела на меня сильное впечатление. Было видно, что это властная, с сильным характером личность. Глядя на неё, я поверил в то, что о ней говорили: она ногой открывает двери к сильным мира сего. Что к ней в высшей степени уважительно, как и к Н.Ю. Дуровой, и к С.В. Образцову относятся члены Политбюро, и свидетельством этого отношения было выделение средств на строительство в центре Москвы и театра Зверей, и Музыкального театра, и театра кукол Сергея Владимировича Образцова. Эта могучая тройка умела убедить Правительство СССР в важности формирования нравственно-эстетического мировоззрения детей и экологического императива в их сознании. Благодаря их деятельности служившей интересам детей, театры, ныне носящие их имена, переживали свои дни славы и величия в Советский период, и, надеюсь, остаются востребованными и в наше время.
По окончании обсуждения Программы, я попросил билеты на представление. Получив в кассе из брони два билета, вышел на улицу. Девушка, звали её Анастасия, меня терпеливо ждала, и это терпение было вознаграждено билетами.
Прошло время, Настя стала моей женой, у нас родилась дочь, которую мы назвали Анной. Анна окончила факультет журналистики МГУ, увлеклась историей и культурой Латинской Америки, и у неё возник особый интерес к Аргентине, в которой прошла значительная часть жизни бабушки с дедушкой, и в которой ей не раз посчастливилось быть - всё это сподвигло её к изучению испанского языка. Ныне приобретенные знания об истории и культуре стран Латинской Америки она передаёт, а также обучает испанскому языку, тех, кому интересен этот континент.
Вместе с Настей в мою жизнь вошла Аргентина. Дедушка и бабушка Насти, как большинство эмигрантов 1920-х годов, уехали в поисках работы в Аргентину, предоставлявшую тогда иностранцам работу, гражданство и возможность начать новую жизнь; здесь, казалось, должны были взойти новые зори жизни. Будущий отец Насти, Павел, проникся коммунистическими идеями. И до конца жизни был предан им. Когда-то сказал Гарибальди, что социализм - это солнце будущего.(Il socialismo e il sole del L,avenire) Этим солнцем будущего был для Павла пример Советского Союза. Отсюда, из Аргентины, он наблюдал развитие этих идей в СССР: строительство действительно новой жизни, расцвета культуры, социальные достижения. Его мечтой стало желание приехать в СССР и участвовать в этом процессе. Сила духа Павла и его харизма чувствовались во всем: в выражении глаз, манере говорить, слушать. Здесь, в Аргентине, он встретил Настину маму, с которой они вместе прожили более пятидесяти лет, и никто и никогда не усомнился в их глубокой взаимной любви. История их жизни, это материал для отдельной книги…. В Аргентине родился их первый ребёнок, дочь, которая была в честь бабушек наречена Анастасией.
После того, как Западная Белоруссия была присоединена к Белорусской ССР и приехавшие в Аргентину бывшие польские граждане - жители западных областей Украины и Белоруссии получили право оформить паспорта СССР, семья Насти вернулась в родную Белоруссию. Вернулись примерно в те же годы, что и моя семья после принятия Закона о репатриации советских граждан. Так сходятся таинственные дороги судьбы.
В Советском Союзе Павел стал ученым, защитил докторскую диссертацию, получил звание профессора. Жизнь в Аргентине сказалась на семейном укладе, в который они перенесли многие традиции, обычаи, сопровождавшие их в прежней жизни: обязательное мАте на протяжении всего дня, аргентинская музыка, постоянно звучавшая в доме, асадо, приготовленное в духовке.
Причины распада, спустя годы, нашей с Настей семьи я не могу объяснить и оставляю за пределами своего повествования.
Мне не довелось быть в Аргентине, но мне посчастливилось быть другом знаменитого, уникального музыканта, мультиинструменталиста Сергея Владимирского. Он обладал редкой творческой одаренностью: Владимирский, вошедший в книгу рекордов Гинесса, был способен сыграть без подготовки на любых, как бы экзотично они ни выглядели, музыкальных инструментах, когда-либо существовавших на Земле и чудом сохранившихся. Он создал у себя в квартире музей, экспонатами которого были самые разнообразные инструменты различных культур, среди них инструменты эндемики. Он вместе с супругой, Татьяной Владимирской - она работала в институте Латинской Америки, создали ансамбль «Гренада» и детский «Гренадита», которые стали известны во многих странах мира. Владимирский и его талантливая жена любили культуру и музыку Латинской Америки и хорошо знали Аргентину, в которой им приходилось бывать. Благодаря писателю Борхесу и Кортасару, рассказам Сергея, в моём воображении возникали картины уникальной страны, где солнце всходило из-за океана, текли реки, у которых не видно берегов, с названиями, звучащими как музыка - Рио-Колорадо, Рио-де-Саладо, разделяющие равнину пампы. Водопады, обрушивающие свои воды с высот, и тропические леса, граничащие с пампой. Страна, простирающаяся с южных широт до Антарктиды. Страна, в которой население боготворило Эвиту Перрон, Диего Марадону, танго и мАте. В своём воображении, я видел Буэнос-Айрес - красивый город с океанским портом, «серебряной» рекой Ла-Плата, с неумолкающей мелодией аргентинского танго, милонги. Голос Карлоса Гарделя и музыка композитора Астора Пьяцоллы, узнал весь мир. Щемящая мелодия бандонеона, главного инструмента аргентинского танго и сам танец своей магией триумфально завоевали планету.
Увы, очевидно, такой человек, как Сергей нужен был в небесной стране. Сергей Владимирский ушёл в эту страну молодым, в расцвете творческих сил, но успевший привить любовь к музыке огромному, обожавшего его, количеству детей. Прощание с Владимирским проходило в холодный апрельский день в институте Латинской Америки на Большой Ордынке. Когда из здания института вынесли гроб и поставили на катафалк, неожиданно с крышки взлетела яркая, красивая большая бабочка с нежными, трепещущими под холодным ветром, крыльями. Кажется, у всех провожавших Сергея возникла одна мысль: эта необыкновенная бабочка никак не могла появиться в этот холодный день начала весны - это была душа Сергея, простившаяся с теми, кто любил его, кого любил он.
Как бы счастливо и успешно ни складывалась жизнь, в ней заложена драма. На сцене этого театра мы - участники событий, продиктованных судьбой. Есть ли судьба на самом деле? Мы говорим, когда-то что-то внезапно меняется в нашей жизни, «это воля судьбы».
«Мне неизвестно, что будет.
Ибо я не пророк.
Но по одной из дорог
Твёрдо пройду до конца я.
Ждёт нас всех участь такая. (Из поэмы Хосе Эрнандеса «Мартин Фьерро»)
Так есть ли судьба на самом деле, или за этим стоит способ маскировки или неспособность справиться с собственными проблемами? Или неизменная судьба, дана нам Богом, чтобы показать правильный путь или «наказывать» нас, если отклоняемся от этого пути? Во всём есть тайна и словами не обнажить того, что не вмещает сознанье. Я не задаюсь вопросом, что было перед «Большим взрывом», приведшим к образованию первичной материи и образовавшим нашу Вселенную. Перед «Большим взрывом» был и есть Бог. Куда приведёт нас дальнейшее космологическое развитие? Вся материя - неживая и живая - будто бы следует закону высшего развития, закону Любви. Не в этом ли загадка бытия? Думается мне, что отчасти ответ состоит в том, что:
Всё в нашем мире связано нитями любви:
«Носится по небу птица,
Мчится куда пожелает,
А на земле запевает
Сладкую песнь любви,
Тянет колена свои -
К милой подруге взывает.
В логове любит и зверь.
Там он - сам царь полновластный
Рык издаёт он ужасный,
Ибо у хищников нет
Нежных любовных примет:
Только лишь рёв сладострастный.
Любит и рыба морская
С жар-чешуей золотой
Любит на свете любой
Любит всё в мире живое:
Полнится сердце любое
Жизнью, а жизнь есть ЛЮБОВЬ. (Из поэмы Хосе Эрнандеса «Мартин Фьерро»)
Окончена рукопись. В повести моей воедино слились разные потоки времени. В этих измерениях, определяемых сроками разных жизней, дышащих ВОЗДУХОМ ВРЕМЕНИ, прошли и проходят судьбы причастных ко мне людей и определивших по промыслу Божьему мою судьбу. Низко кланяюсь им.
20.03.2021.
Начало в № 2 февраль 2021 Ион Строе “Воздух времени” повесть
Продолжение в № 3 март 2021 Ион Строе “Воздух времени” (продолжение) повесть
"Наша улица” №257 (4) апрель
2021
|
|