вернуться
на главную страницу |
Вениамин Элькин
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
стихотворения
Предисловие Алексея Некрасова-Вебера
Элькин Вениамин Абрамович родился 3 декабря 1931 года в Москве. Срочная служба в ВМС СССР, Балтфлот (1951-1954), окончил Московский городской вечерний редакционно-издательский техникум и Московский полиграфический институт по специальности журналистика (редактирование массовой литературы) 1960-1966гг. Работа: рабочий на Полиграфической фабрике; внештатный корреспондент многотиражки ЗИЛа; внештатный корреспондент газеты Моск. комсомолец ( 1963); Государств. издательство художественной литературы: корректор (1964), редактор (1963), ст. редактор (1964 - 1991); журнал "Согласие"- внешт. ред., кор-ор ; одновременно внешт. корр-ор, редактор в разных моск. изд-вах. (1992-1994); с мая 1994 по июнь 2002 штатный корректор, автор ряда публикаций в "Общей газете". Общий трудовой стаж около 44 лет. Публиковался: поэтические переводы-в издательствах "Худож. литература", "Советский писатель"," Современник", журналах "Огонёк", "Неман", "Киргизия", еженедельнике "Литературная Россия". Переводы художественной прозы - издательства "Художественная литература", "Советский писатель", журнал "Урал". Рецензии: газета "Книжное обозрение", журналы: "Знамя", "Слово", "Север". Автор диафильмов "Карл Маркс", "Узники Петропавловской крепости" и ещё нескольких, по заказу Всесоюзной студии диафильмов. С 1972 г. по сию пору - член Союза журналистов Москвы.
.
Творчество Вениамина Элькина - философия, вплетенная в память
Обычно, стихи удел юности. Она чем-то похожа на весну. Бездонная глубина мартовского неба, пропитанный влагой ветер и черный ноздреватый снег под ногами. Буйство чувств, жажда любви, первые и порой жестокие столкновения внутреннего с внешним, рождают, порой, желание во всеуслышание крикнуть:
«Смотрите, вот он я! Пришел, любить, надеяться, свершать!»
И стихи самый лучший способ высказать это. Но вот пришло лето. Пух одуванчиков над скошенной травой. Зной, пыль, духотища. Все реже спускается из звездных глубин рифма. И уже не так легко она входит в резонанс с охладевшими чувствами и взрослеющей мыслью. Кто-то склоняется к «смиренной прозе». Но большинство поэтов по юности в зрелые годы это занятие прекращают. И лишь единицы избранных, отмеченных особым складом души, хранят и развивают в себе поэтический дар.
Поэт Вениамин Элькин пишет на девяностом году. Почти целый век, прожитый участником и свидетелем эпохальных событий. Век отраженный и переломленный в магическом кристалле его поэтического дара. Стихи Элькина - вдумчивый, неравнодушный взгляд, пронизанный своей особой философией и любовью:
Метеоры на Землю рушатся,
Взрывы войн грозят мирозданию,
Но любовь моя к вам не глушится
Площадной, преходящей бранью...
Философия его не спорит, не доказывает, не погружается в проблемы противостояния субъекта и объекта. Она просто смотрит на жизнь, любя и принимая её такой, какая она есть. Да, мир часто груб, жесток и не справедлив. Все здесь хрупко и недолговечно, но поэт принимает это со смирением истинного философа:
Кто будет спорить - жизнь бесценна, альтернативы жизни нет,
Но, несомненно, не случайно предположенье: счастье - бред.
Оно так хрупко, так мгновенно - коснётся ласково щёки,
Оно лишь капля в бурных водах в горах несущейся реки...
Стихи дышат мудростью осени, научившейся ценить каждый погожий день и скупое тепло отходящего в зимние края солнца. Поэт чутко улавливает проступающую сквозь заросли пожухшего бурьяна, гармонию и красоту. Это и в лаконичном, но ярком и образном описании природы, и в бережном отношение к крупицам добра и человеческого участия.
Здоровей от того не становишься, что здоровья тебе пожелают,
Но тепло в двух словах этих кроется, и оно иногда согревает.
В философский взгляд автора тесно вплетается память. Память о родителях, друзьях, войне, страшным заревом ворвавшейся однажды в мирное летнее утро.
Был самый длинный день в году - стояла тишина:
Воскресный день. И в этот день вломилась к нам Война.
... А в доме на Большом Черкасском всю ночь плясали потолки,
Всю ночь рассказывали "сказки", с фронтов вернувшись, моряки,
Всю ночь лились у женщин слёзы и вспоминалась день за днём
Та ужасающая проза, что героизмом мы зовём...
Память касается не только событий значительных в радостях и горестях. В умудрённой жизненным опытом концепции автора малое и великое сливается. Купленная для матери банка зеленого горошка становиться символом целой эпохи. А бытовая сцена на восточном базаре рисует образ ушедшей от нас страны.
Ещё узбек туркмену брат,
И мусульманин очень добрый -
При мне же испечённый, мне
Лаваш подносит пышный, сдобный.
В стихах Элькина удивительно сочетаются простота и пронзительность. Невольно наворачивается слеза, когда читаешь его ласковое обращение к дочери, или воспоминания о дачных днях постаревших родителей. Сквозь строки проступает ощущение бесконечного потока, что начинается, где еще не было нас, и уходит туда, где нас уже нет.
Алексей Некрасов-Вебер
Все подборки стихотворений поэта Вениамна Элькина в журнале "Наша улица":
Вениамин Элькин “Год високосный” стихотворения
Вениамин Элькин “Я - часть пейзажа” стихотворения
Вениамин Элькин “Жизнь моя” стихотворения
Вениамин Элькин “Ильинка” стихотворения
Вениамин Элькин “Закат Европы” стихотворения
Вениамин Элькин “Новая весна” стихотворения
***
О роли случая в Истории,
О нём же в жизни человека...
Ты совершаешь траекторию
И повреждаешь нос и веко,
А космонавт американский,
Ступивший первым на Луну,
Случайно поскользнулся в ванной,
Не к месту вспомнив сатану...
Мы, как сказал Паскаль когда-то,
Всего лишь "мыслящий тростник".
Ко всем вопрос: "Непредсказуем
Случайности случайный миг?"
***
Вчера увидел на помойке "Лит. памятники" и Марселя Пруста.
Понятно, я их подобрал, но стало очень-очень грустно:
И вопли Гитлера послышались, и в воздухе пахнуло гарью -
От книг, сжигаемых в 30-х, студентами! - на площадях Германии.
Великая культура немцев в нос шибанула купоросом,
Весь легион великих немцев остался с очень длинным носом...
Знай: обрекая на помойку великую литературу,
Вы стали дураком в квадрате
Или, в квадрате тоже, дурой!
***
"Лучше умереть стоя, чем жить на коленях".
Наставление
Красивый лозунг для на смерть идущих,
В эффектности ему не отказать.
Но лозунг лозунгом, а смерть не так красива -
Позвольте тем, кто сочиняет, подсказать.
Совет таков: отбросьте слово "стоя",
Поскольку стоя, сидя ли умрёшь - жизнь кончится,
И на коленях то же - не очень-то комфортно проживёшь,
К тому же унизительно - вы правы.
Не правильней ли - если умирать,
То атакуя. Будучи сражённым,
Врага своею тяжестью подмять?
***
Двое на фото - внук мой и я.
Что-то его рассмешило - хохочет:
Молодость... Но моя старость за ним
Не состояньи угнаться - не хочет:
Сердце вот-вот перестанет стучать -
Та, что с косою, поставит печать...
Где-то пропел свою песнь козодой...
Смейся, внучище, пока молодой!
***
"А помнишь, помнишь?" - ты сказала.
"А как же... помню", - я сказал.
И всё - она не продолжала.
И я, поняв, не продолжал.
И так мы шли, и всё сильнее
Молчанье приближало час,
Когда слов древнее кресало
Сноп искр высекло из нас.
В больнице, случай-2
Я немца с ложечки кормил -
Он сам не мог поесть,
И я при этом забывал
Про злое чувство - месть.
И я был стар, и он был стар -
Мы были с ним ровесники,
И, может, пели, до Войны,
Одни и те же песенки -
Почти одни: он про лису
И про своё, немецкое,
А я - про волка и лису,
И про своё, советское.
Потом нагрянула Война,
И мы врагами стали,
И то, что пело на Войне,
Имело облик стали.
Отец немецкий был убит
Той пулею из стали,
Которую отлил отец
Советский на Урале.
И вот теперь дитя того,
Кто к нам пришёл с войною,
Был кормлен с ложечки стальной
Ни кем иным, а мною.
Отец мой был евреем, я
Евреем был по маме
И в этот миг кормил того,
Чей фатер был с врагами.
Небось и этот немец был
Мальчишкой в гитлерюгенд,
А я, еврей, его кормил...
Да ладно - Бог рассудит.
Потом жена его пришла
И, восхищаясь мною,
Сказала: "Если б не война,
Была б твоей женою".
Я по-немецки ни бум-бум,
Но третий по палате
Был русский немец - перевёл,
Добавив: "Так-то, батя..."
Мне больше нечего сказать -
То был, конечно, случай,
Но если б не было его,
Навряд ли было б лучше.
***
Он изменился с возрастом -
И голос, и движения,
И взгляд, который был другим,
Теперь уже не тот,
Он был как бы широкой,
Большой реки течением,
А стал речушкой узенькой -
Ребёнок вброд пройдёт.
И ликом, и походкой, и кожей, даже ростом -
Пришлось и в то поверить,
Что ростом меньше стал:
До верхней полки с книгами
Которая, на цыпочках, и то,
С трудом поднявшись,
Рукою не достал.
Но храбрый и решительный,
Как прежде, после армии,
Откуда он совсем другим,
Чем до неё, пришёл,
А в зеркало взглянувши,
В нём то, что было прежде,
Себя, как ни старался, не нашёл.
И ноги не бегут уже,
И сердце не вскипает,
А был когда-то прозван "кипящий самовар".
Вот руки ещё сильные,
Стило покамест держат,
И что-то ещё пишется,
Хоть он и старым стал.
Что ж, делай то, что должно,
А дальше будь что будет, -
Как римский император
Аврелий Марк сказал.
***
Вам может показаться День рождения -
Под звук фанфар - началом жизни. Нет.
Разочаруйтесь - это заблуждение,
Лишь продолжение. Путей к возврату нет.
Вас может освежить ваш День рождения,
Добавить сил для продолженья лет,
Но это не начало - продолжение,
Лишь этот день. Путей к возврату нет.
Пожизненно подчас воспоминание,
Как подвернувшийся злокозненный кювет,
Но это лишь урок на память, знание,
Свидетельство. Путей к возврату нет.
У вас есть шанс - оставьте продолжение
Себя как человечеству привет.
Но это день не вашего рождения,
Хоть ваша плоть. Путей к возврату нет.
Экскурс в историю открытий
Памяти легендарного английского мореплавателя
Джеймса Кука
Когда аборигены ели Кука,
То Кук при этом не издал ни звука.
А дикари, наевшись до упада,
Посмеивались: "Это то, что надо".
Мы ждём вас, дорогие англосаксы,
Везите нам браслеты, бусы, ваксу,
А мы вам обеспечим лавры Кука.
Какой мужик! Его едят, а он ни звука...
Вот и Уинстон Черчиль в Джеймса Кука -
Он, когда Гитлер съесть его пытался,
На нём за Джеймса Кука отыгрался.
Желаю всем быть мужественным Куком -
Не осрамить себя последним звуком.
О том, как я из леса вышел...
Ни волков голодных стая,
Ни медведь меня не съели,
А ведь я, в лесу блуждая,
Ночь провёл, а не в постели.
И не летом это было,
А зимой, суровой очень, -
Вероятно, серафимы
Долголетье мне пророчат.
Вся Малеевка, с восторгом
Обнимая, принимала -
Ведь она такое чудо
С основанья не знавала.
Так я стал её легендой -
Долго помнили писатели,
Как не член её Союза
Обошёлся без спасателей.
***
Снег пошёл, его заждались.
Всё вокруг белым-бело,.
Белизной искрятся дали -
Снегом дали замело.
Ветерок рванул по снегу,
Холодом обдал лицо
И примерил ей на палец
Обручальное кольцо.
С ветром зимним обручившись,
Ты взглянула на него
Взглядом, душу веселящим,
В день рожденья моего.
Приметы
Зачесавшиеся губы - к поцелуям,
Зачесавшиеся щёки - жди гостей,
Уши зачесались - жди ненастья,
В Интернете неприятных новостей,
Пальцы рук - к деньгам и аритмии,
Хвать за голову - становишься умней,
Кончик носа тронешь - это, верно, к спорам,
Поясницу - к завершенью дней.
Размышления по поводу
***
Вымыл руки в темноте,
А они совсем не те -
Ну не как у Пети,
Который мыл при свете.
***
Сказал он: "Сплюнь и разотри!"
Я сплюнул и растёр.
Он сплюнул - не растёр.
Хитёр!
***
Есть о себе оставить память средство.
Одно - эпистолярное наследство.
***
Меня сегодня сбили с ног,
А я кому-то встать помог...
Весна
"Что так заструилось, спеша и звеня,
Ледышки несёт, обгоняя меня?"
Ручей, на бегу задыхаясь:"Весна!
Она встрепенулась от зимнего сна..."
"А что вдруг проклюнулась зелень лесов
И ветер так бережно лижет лицо?"
Лесок, покачнувшись, на этот вопрос:
"Ну как же - весна!.. Всё с неё началось..."
"Но, флейту напомнив, что это звучит?
Что, трепет рождая в душе, веселит?"
И трель соловья мне в ответ прозвучала:
"Забыл, что весна так всегда начинала?.."
***
Чья бы ни была Пасха, она - торжество,
Потому она, освещая пространство,
Освещает распятое тело Его,
Послужившее людям спасающим шансом.
Кто бы как ни считал: дескать, всё это миф,
Производное некой космической силы,
Всё равно, этот образ сакральный с людьми.
Пусть не понятый ими, но ими хранимый...
***
Купола этих храмов, нацеленных в космос,
Обращённых к Всевышнему, - равных им нет.
Отодвинем, на время хотя бы, всё лишнее,
Осознав изумительность этих примет.
А приметы - талант и духовность создателей,
И талант и духовность внимающих им,
И вникающих в то, что им слышится мысленно, -
В неизвестный немногим дарованный гимн.
***
Мне как-то повстречался краб,
Он полз по дну, на Чёрном море.
С тех пор я в море не вхожу,
А в океаны уж тем более...
Мне старость видится как краб -
Не тот, что пойман был сетями,
А тот, что, шевеля клешнями,
Размером был, как баобаб.
И даже, сидя за столом,
Высасывая сок из краба,
Я про себя шепчу "псалом"
И Господа прошу: "Не надо..."
Происшествие в гостях
Мальчик из Газы ко мне подбежал.
"Что тебе, мальчик?" Ребёнок кинжал
Выхватил - он у него за спиной
Был до момента расправы со мной.
"Ну и дела", - размышлял я потом,
Выйдя на час прогуляться с котом.
Две правды
Две правды в обиходе у землян:
Одна, как ни смотреть, неоспорима,
Она как воздух,
Как желанье быть,
Как смерть и честь.
Она - лицо без грима.
Другая - тоже правда, но "своя",
Тобою выстрадана, противоречива
И опрометчива нередко как на грех.
Она подчас чужда неоспоримой,
Упорством вызывая страх и смех.
Она и пламенная речь,
И осторожный шаг.
Она у каждого своя,
Но без неё никак.
***
Когда начинается крови течение -
В бою ли из раны, в процессе лечения,
Тогда-то приходит к тебе осознание -
Всему, что вокруг, не дано постоянства,
Что всё, что вокруг, не случайно и бренно
И пусть не с тобой, но уйдёт непременно.
***
Спешите обдуманно, ибо спеша
Ваш конь, приустав, упадёт не дыша.
Рискуете также людей рассмешить,
А им не с руки вместе с вами спешить.
А главное - можно, спеша, упустить
Всё то, что, опомнившись, не возвратить.
Антивоенное
Медные трубы опять начищают
И продувают, чтоб громче звучали,
Снова продумывают регалии,
Чтобы за храбрость на грудь надевали.
Люди! Не замыкайтесь в себе,
Вслушайтесь в то, что в мире творится!
Тем, кому мирно жить надоело,
Время в клетку со львом удалиться.
Лев при этом должен быть голоден.
Поняв, кого к нему подсадили,
Он, возбудившись от запаха крови,
Спросит: "А вас за что не любили?"
О погоде
На дворе снега лежат, а на градуснике плюс.
Нелогично. Я теперь прогнозировать боюсь.
Лето будет? А зима? А весна? Хотя бы осень...
Все молчат - как в рот воды. Все молчат, кого ни спросишь.
Про ток-шоу
Что такое эти ток-шоу?
Людям надо помочь разобраться?
Чьи это партии? Чьи это силы?
Чьи это трубы зовут подраться?
Стенка на стенку? Кто поскользнётся -
Сразу спускать на него собаку?
Самозабвенно в огонь и в воду?
Или просто силушка бродит:
Пар не выпустишь - может взорваться?..
Памяти М.М. Жванецкого
Главное, чтобы старость не кончалась.
М.М. Жванецкий
Жизнь истекла,
Отбросила копыта,
Сыграла в ящик,
Испустила дух.
Разбилось зеркало -
Едва обжилась старость,
Жалейку выронил из ослабевших рук пастух.
Осиротели острота и точность
О самом главном, сказанные всем,
С кончиною Жванецкого, чей голос,
Вчера ещё звучавший, ныне нем...
***
У изголовья всех событий
Всегда какие-то причины.
Подчас следы их затерялись,
Но остаются годовщины.
Подчас они необъяснимы -
В чью честь и памяти чего,
Но знать, что есть они, должны мы.
***
Безгреховная жизнь невозможна -
Грех сыновний, дочерний и грех,
Вызывающий слёзы сквозь смех
Или смех сквозь такие же слёзы.
Есть ещё несмываемый грех -
Даже исповедь здесь не поможет,
Даже если себе самому
Признаёшься в нём, гложет и гложет....
Памяти Бориса Леонидовича
Пастернака
Поток сознания
Двадцатый век, опять канун войны,
Которая весь мир перелопатит.
Вильгельм и Николай ещё царят
И стратегически их слово что-то значит.
Ещё два полных года мир простак
Живёт без списков убиенных в битве,
Никто ещё не мог предвидеть, как
Распределятся краски на палитре.
А в Марбурге, германском городке,
Жил в это время некий Пастернак.
И это в честь него доска на доме - акт,
Свидетельство бессмертия его.
Здесь, в этом городке, живал и я,
И как-то побывала дочь моя.
И всплыло вдруг, как осенью глухой
Она спешит в Москву - к себе домой,
Спешила не по надобности, так,
Привычка, а навстречу ... Пастернак.
Тот вечер был холодный, ветер - злой,
Он тоже быстрым шагом шёл домой,
Сам Пастернак спешил навстречу ей
И улыбнулся, и пошёл скорей.
И что же с этим делать? Пастернак
Не мог ей улыбнуться просто так.
Запомнился ей вечер тот глухой,
На грани поздней осени с зимой,
И к Вечности спешащий Пастернак
И на неё взглянувший как-то так,
Что не для только внешней красоты
Из наших рук легли к стене цветы...
***
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи...
Анна Ахматова
Да, это так, и "мусор" под рукою,
Но выбрать - это тоже ремесло.
И долго слово к слову подгоняешь,
И вот - о счастье! - якорем вошло
В дно смысла, и подчас не понимаешь,
Как выбраться из чащи повезло.
***
На старых могилках рассохлись кресты
От пролитых слёз под аккорд соловьиный,
Сокрыть их готовы, разросшись, кусты,
Осыпаны ягодой спелой малины.
Две старых коняги приникли к реке,
Разлившейся рядом, - пьют синее небо.
Полдневное солнце привиделось мне
Плывущей ковригой горячего хлеба.
***
У изголовья всех событий лежат какие-то причины.
Подчас следы их затерялись, но остаются годовщины.
Подчас они необъяснимы - в чью честь и памяти чего,
Но знать, что есть они, должны мы.
***
Снилось мне - косточка в горле застряла,
Я, извлекая, сгибался в дугу.
Что и о чём это предупреждало,
Я, и проснувшись, понять не могу.
***
И я в числе неспрошенных
И тоже огорошенных
Настойчивым желанием
Народу возвратить
Кровавого фанатика
С "холодной головою" и с "чистыми руками",
В сознанье масс ввинтить.
И на Лубянской площади,
В соседстве с "Детским миром",
"Хорошего" Дзержинского с "плохим" соединить.
Опять мечом карающим над каждым,
Без разбору, повиснет наше прошлое -
Нам нужно это? Нет!
А потому, Дзержинского погладив по головке
За то, что было сделано народу не во вред,
Отправить безвозвратно в музей на содержание -
Для всех познать желающих Истории предмет.
***
Памяти Михила Юрьевича Лермонтова
...А в Пятигорске утро расцветало -
Сияя солнце вышло из-за гор,
Погоду обещая, но не стало
Её на фоне выстрела в упор.
Но в яви смерть чужда была поэту -
В шекспировских трагедий материк,
В его эпоху и героев кредо
Ему мечталось вникнуть в этот миг.
Ум саркастический хотел объять Шекспира -
От Гамлета до Макбета. Понять
Суть дочерей страдающего Лира,
Суть мавра, скупость Шейлока. Познать
Готовность преступить закон и гибнуть,
Вкус честолюбия, вкус власти ощущать.
Кинжал в зубах, сжимавший "злой черкес"
Остался там, где не бывает мира,
Теперь ему скакал наперерез
Поэт, вникавший в суть устройства Мира.
Кровопролитием обиды разрешать
Был императором запрет наложен лично.
Дуэль к злодейству нам не приравнять -
Проклятие убийце безгранично.
Средняя школа № 312
Этот дом и сегодня стоит как ни в чём не бывало.
Сколько важных "персон" с той поры, как и я, здесь бывал, побывало...
В этом доме в Большом Комсомольском, что в центре столицы.
Кто есть кто подзабыл, но я вижу их лица, и лица, и лица...
В этом доме невзрачном, в переулке российской столицы,
Наследили и мы, кто когда-то сверкающей спицей
Промелькнули, вращаясь в Истории многострадального царства,
И устлали собой неохватные глазом пространства.
Занесёт ли беспамятством ныне живущих в столице
Эти бывшие некогда символом лица?..
***
Мир изранен. Раны заживают.
Но не бередите их - золой
Снова мир покроется,
И снова вспомнится "фольклор":
"Он был солдатом, а его зарыли в шар Земной"*.
_________
*Переиначенная строка из стихотворения русского поэта
Сергея Сергеевича Орлова.
***
Доброжелателей немало,
А доброделателей меньше.
Но это так и быть должно -
Побольше этих, тех поменьше.
Иначе - что он, тот баланс, который не бывает дважды?
Баланс, суфлирующий нам, что ценно то, что лишь однажды?
А нужен ли он, тот баланс, который не бывает дважды?
Не лучше было б узнавать одномоментно и однажды?
Но есть два мнения: к примеру - одномоментно узнавать:
Устроено для всех Природой - бессмертия не стоит ждать
Или гуманнее - не сразу, а постепенно понимать?
Что целесообразней, что правильней и что нужней?
Или всё это просто заумь и подлежит изгнанью сразу,
Безоговорочно, взашей?
***
Ковид несчастье? - Аксиома.
Какой злодей его пригрел -
Из колбы выпустить посмел?
Чьих рук и мозга это дело?
Кому же мало показалось
Природы взрывов и в метро?
Землетрясенье чьих амбиций
Кого на это повело?
Не верю, что виновны мыши.
Уверен, что всплывёт со дна
Преступник. Каясь, всё опишет,
И мы узнаем, чья вина.
***
Какая там поэзия, когда опять такое -
Подобно всем баранам, не разойтись порою!
И мост вот-вот разрушится - они не замечают,
Словами нехорошими друг друга обличают.
Пикируются. Нет чтобы за ум, подумав, взяться
И, вспомнив о хорошем, по-хорошему расстаться...
Так нет! Вся в клочьях шерсти от них уже река,
Но не хотят расстаться, сказав тепло:"Пока..."
И это ли не дружба - погрязнуть в этом вместе,
И вместе выпуская на волю зверя мести,
И вместе забывая о древнем чувстве чести?..
Что это?
Мне показалось, что иблис* стоит под окном,
Ломится в двери, плечом поддевает наш дом -
Рушатся с грохотом третий, четвёртый этаж,
Преобразуя жильё в живописный коллаж.
Первый, второй почему-то на месте стоят...
Всё это ночью. Жильцы в них по-прежнему спят.
Мимо развалин бездумно проходит народ,
Не понимая, что пятый этаж на него упадёт, -
Следом за пятым шестой, и седьмой, и восьмой, -
Не понимая, что им суждено не вернуться домой.
И неужели никто никогда не сумеет понять -
Тем, кто на первом, втором не удастся доспать,
Просто от грохота, пыли и плача детей
И от спокойствия мимо идущих людей?
Что же и в голову им никогда не придёт,
Что без четвёртого пятый на них упадёт?
Нет у коварства границ, и наивность свежа.
Как устоят не упавшие два этажа?
____________
*Дьявол (ислам.).
***
Дома, дома... На них парсунки,
По-современному рисунки,
И сколько их - всё чьи-то лица,
И ощущенье - жизнь их длится,
Со мною рядом, меня касаясь,
Простоволосая, бежит босая.
Вот - океан, вот Клязьма-речка,
А вот мы пилим дрова для печки,
А вот втроём на Чёрном море,
И гидроплан у нас в подборе,
А вот не более, но и не менее
Мы и на Ладоге, мы и в Армении,
И в Грузии с католикосом -
Мы обращаемся к нему с вопросом,
И он ответил доброжелательно
И за вопрос был нам признателен,
А вот и Латвия, тут жмут мне руку,
И о враждебности тогда ни звука.
Вот Белоруссия - почти родная,
Здесь многих я люблю и знаю...
...Безмозгло впереди тогда идущий
Распорядился в Беловежской пуще...
***
Пофилософствовать умело - тут не по Сеньке шапка, нет,
но вот совсем другое дело поговорить о чём-то смело,
не спотыкаясь, не виляя, но просто - если взялся, зная,
за что берешься, до конца идти, не строя молодца.
И посуху идти - не вброд, а то течением снесёт.
***
Есть ещё порох в пороховницах.
Да, он немолод, но молодость снится.
Да, приустала рука старика,
Но на курок нажимает пока.
И хоть не так уж быстры его ноги,
Бодро ступают они по дороге.
Видно, родители так снарядили -
Ведь они были такого же стиля.
***
Часто очень многое в тумане.
Много ли в тумане разберёшь?..
Облекается действительность нередко
Наскоро, не очень ловко в ложь.
В общем, не в природе человека,
Чтобы все мы были заодно,
Это только в юности казалось,
Да и то казалось лишь в кино.
А экран погаснет, всё иначе,
Не совсем иначе, но не так.
И лицо не ложь, а правда прячет,
Лжи - навалом, правды - на пятак.
Годы шли... И всё же отпустило -
"Правдами" завален интернет,
Только веры в эти "правды" так же,
Как и в ложь когда-то, тоже нет.
Это не характер, не фрондёрство,
Это кровью стало, въелось в плоть,
Это шов, настолько прочно сделанный,
Что его непросто распороть.
***
Предполагает нехорошее
Творящееся в мире крошево.
Тоска от этого берёт,
Но, как ни странно, стимул к жизни задаёт,
И хочется сказать проникновенно,
Но про себя - не раскрывая рта:
"Проникнитесь мгновением Прекрасного,
Пока его не растворила суета.
Она - дитя растерянности, страха,
Безумия - не поддавайтесь им.
Проникнитесь мгновением Прекрасного
И путь свой продолжайте только с ним".
***
У моего знакомого по имени Антон
В процессе повзросления менялись рост и тон.
У всех моих знакомых менялись рост и тон
В процессе повзросления, но не таков Антон.
Играя, как все дети, в футбол и бадминтон,
"Что есть свобода слова?" - вдруг спрашивает он.
Вопрос, внезапно заданный, застал меня врасплох.
"Растёт, однако, парень, - издал я тяжкий вздох. -
Для пятнадцатилетнего вопрос совсем неплох,
Вообще-то, актуален для множества эпох.
Однако же при этом не вредно понимать, -
Свободно выражаясь, не надо забывать,
Что это и свобода для злобы и вражды,
Свобода для того, чтобы понять, каков же ты,
Ты сам, и что заложено Природою в тебе,
Каким себя предъявишь в борьбе или в мольбе,
Каким себя считаешь ты - каков ты человек,
И, некоторым образом, не только ты - твой век,
Не сто, быть может, - краткие, немногие лета,
Которые отпущены на то, чтобы всегда
Ты сам себе был ясен, собой доволен был
И в час свой предпоследний понять смог, как ты жил.
***
Самодостаточно летели журавли,
И плыли облака самодостаточно,
А вся Земля, погрязшая в пыли,
Была к ним предложением придаточным.
И я, в неё влюблённый, я, что был
Здесь лишь предлогом, суффиксом, союзом,
Почувствовал, что эти журавли
Моею были искреннею музой.
Баллада о ванне
Стальная обитель. Задумчив, лежишь,
Вокруг пузыри поднимаются стайкой.
Ты сам как пузырь и вот-вот полетишь
И в небе растаешь дворнягою лайкой.
***
Я - поэтом лежу на диване,
Он - портретом висит на стене.
Стать портретом успею едва ли,
Но лежать на диване по мне.
Сознавая всю знаковость боли,
Я рискнул бы с дивана привстать
И, как некто великий, о воле,
Почему бы и нет, помечтать.
Ну, положим, дождаться дантеса
Не приходится - Время не то,
Но, как парень крутого замеса,
Я крылаткой украшу пальто,
Словно Гнедич, соперник Гомера,
Или сам баснописец Крылов.
Это сказано мной для примера -
Я на Вечность работать готов.
Оксюморон
Другу в Грузии
Ах вот как получается - то, что для вас не ново,
То для меня из памяти исчезнувшее слово?!
Выходит, век учился я, а дураком помру,
Хотя и во младенчестве переплывал Куру?..
Да что там вместе взятые Арагви и Кура,
Когда подвластны были мне и гусли и сура?!
Да что мне тот оксиморон, когда и злой чечен
За мною полз по берегу, шепча: "Сдавайся в плен!"
Я оценил изысканно любезный реприманд,
Но мой ответ решителен: "Я не люблю Жорж Санд".
Да что мне те француженки - Саган, мадам де Сталь,
Когда из тьмы немецкого послышалось: "Эгаль!.."?
И ежели по совести, моя любовь - блины,
Они как Северянину цветы родной страны.
С селёдочкой да с водочкой все ночи напролёт
Одной рукою пишет он, другой рукою пьёт.
Чернила размываются горючею слезой,
Омонимы, паронимы как летний дождь косой...
А на юру, на солнышке, так ветрено стоять
И можно всё ушедшее улыбкой провожать...
Язык, до слёз любимый мной, и всё вокруг моё,
Как в песнях про счастливое колхозное ничьё.
Сочтёте ли метафорой написанное здесь?
Сочтёте? Так поверьте мне, что автор в этом весь.
***
Ветер затих. Не колышутся листья могучих ветвей.
Снега паденья не слышится в комнатке тесной твоей.
И в тишине, воцарившейся, слышится только одно -
Стук одичавшего сердца - ждёт неизвестность его.
Гаснут огни, зажигаемы в окнах соседних домов...
Где ей найти оправдание в этой иллюзии слов?..
"Наша улица” №259 (6) июнь
2021
|
|